Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическое поведение в организованных и стихийных формах




 

Институционализированные партии и движения выделяются прежде всего тем, что поведение их членов подчиняется нормам, зафиксирован­ным в программах и уставах. Но и в той части, где правила игры остаются неписаными, поведение организованных политических групп (коллек­тивных акторов) с их четкой системой распределения ролей между лидера­ми и сторонниками, разделения функций, иерархическими отношениями между членами резко отличается от стихийных выступлений. Для массо­вых политических организаций важны взаимодействия отдельных структур между собой, специализация видов деятельности. Поддержание жиз­неспособности таких объединений требует особой работы по отбору и рек­рутированию новых членов, их обучению и поддержанию сплоченности.

Эффективность политической организации зависит от ряда условий, среди которых одно из важнейших — идентификация (самоотождествле­ние) человека со своей группой. Принадлежность к спаянной группе по­могает личности снизить тревожность, дает ощущение своей сопричаст­ности социально значимым целям, удовлетворяет другие важные челове­ческие потребности. Сказанное относится к отношениям не только внутри партий, но и между партиями, с одной стороны, и их электоратом — с другой.

В политической психологии партийная идентификация — один из цен­тральных объектов изучения. Если раньше партийная принадлежность, поддержка той или иной партии на выборах (и то, и другое называют еще ангажированностью; фр. engagement — обязательство, наём) были семей­ной традицией из поколения в поколение, то в последние десятилетия даже в самых устойчивых политических системах такая идентификация являет­ся скорее исключением из правила.

 

Партийная идентификация связана с психологической привязаннос­тью к какой-то партии. Если человек считает себя консерватором или лейбористом, чувствует свою близость к той либо иной партии, то следует говорить о его партийной идентификации. Многие люди на­учаются лояльности к партии довольно рано, часто у своих родите­лей. Позже эта привязанность укрепляется и укореняется в окруже­нии, социальном классе, личных и других узах. У молодых начинаю­щих избирателей партийная идентификация, как правило, выражена слабее. Они меньше связаны в своем электоральном поведении и не обладают «иммунитетом» к давлению среды. Напротив, более стар­шие избиратели тверже в своих привязанностях и больше сопротив­ляются силам, стремящимся изменить их предпочтения, чем их мо­лодые сограждане.   Д. Каванах, «Политическая наука и политическое поведение»  

Есть данные, что в так называемых зрелых демократиях Запада до 40% молодых людей (от 18 до 25 лет) меняют свою партийную принад­лежность (следовательно, некоторым образом и политическое поведение), а примерно четверть этой возрастной группы способна это сделать в те­чение двух месяцев. Почти половина молодых американцев не видит себя среди сторонников ни одной из двух традиционных партий в стране. Слож­ности с партийно-политической идентификацией нарастают и в странах Западной Европы.

 

Обратите внимание На протяжении последних 10-15 лет в посткоммунистических стра­нах наблюдается неоднократная смена политической идентификации не только у молодых людей, но почти во всех возрастных группах, равно как и растущее стремление отстраниться ото всех партий: граж­дане, отождествляющие себя с определенными политическими си­лами, успели несколько раз поменять свои пристрастия. В результа­те некогда популярные партии и движения (например, польская «Со­лидарность», «Демократическая Россия») быстро теряли многих своих сторонников, в то время как бывшие компартии, в большин­стве подобных стран претерпевшие серьезные идеологические и по­литические изменения, сохранили ядро своего великовозрастного электората и частично восстановили число сторонников.  

Описание организованного политического поведения будет неполным без учета климата (обстановки) в организации, стиля межличностных от­ношений в ней. Этот стиль во многом определяют индивидуальные каче­ства лидера, в частности, его склонность к доминированию и навязыванию своего мнения (диктату) или, напротив, демократичность отношений с пос­ледователями. В психологии принято выделять авторитарный, демократи­ческий и попустительский типы климата в организации, не вкладывая в данные термины собственно политического смысла. Однако ученые не об­наружили прямой связи между демократическими, к примеру, убеждения­ми политика и стилем его отношений с окружением.

В отличие от организованных групп стихийные выступления предъяв­ляют к своим участникам иные политико-психологические требования. К числу стихийных форм поведения в политической сфере относятся как незапланированные (или необдуманные, иррациональные) поступки, совер­шаемые отдельными людьми, так и неорганизованные массовые выступле­ния, бунты, восстания, митинги протеста, самопроизвольно (спонтанно) сло­жившиеся и вскоре распавшиеся движения и т.п.

 

Обратите внимание Студенческое движение во Франции 1968 г. («Красный май») из­начально сложилось стихийно, потрясло всю страну, а затем мощно развернулось по Западной Европе. Вряд ли можно назвать его орга­низационным ядром небольшую группку студентов, захвативших для политических выступлений, а точнее — для самовыражения, административное здание филологического факультета Сорбон­ны (в пригороде Парижа Нантере), которые через некоторое вре­мя создали «Движение 22 марта» во главе с 23-летним студентом социологом Даниэлем Кои-Бендитом. 3-11 мая 1968 г. в Латин­ском квартале Парижа, где были выстроены баррикады, происхо­дили уличные бои между студентами и полицией (свыше 1000 раненых); в эти дни состоялась также 60-тысячная демонстрация учащихся и примкнувших к ним молодых людей разных профес­сий и безработных. Стихийные волнения студентов, подлинной сутью которых были протест против навязывания молодежи цен­ностей старших поколений и попытка демократизации универси­тетов, а не идейно сформулированная политика, в своих интере­сах и целях (повышение зарплат, отставка правительства и т.д.) использовали прокоммунистические профсоюзы и Французская компартия. Президент Шарль де Голль даже распустил Нацио­нальное собрание и назначил досрочные выборы. Об инициато­рах массового социального протеста - студентах — к тому вре­мени почти вес забыли, а они вернулись в аудитории.

 

Для исследования поведения очень интересны именно его массовые формы как в силу их политической значимости, так и потому, что в них действуют иные психологические законы, чем в индивидуальных действи­ях. Со времен Гюстава Лебона (1841-1931) и Габриэля Тарда (1843-1904) наука мало что добавила к представлениям о механизмах массовой агрес­сии, паники или энтузиазма. Но тревожные события XX в. подтолкнули поиск ученых в этом направлении. Нарастание стихийных элементов поли­тического поведения неоднократно показывало неготовность властей обес­печить безопасность граждан, оградив их от давящего воздействия толпы.

 

Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле со­брание индивидов, какова бы ни была их национальность, профес­сия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это со­брание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях... собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, кото­рые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав собра­ния. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, прини­мают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, име­ющая, конечно, временный характер, но и очень определенные чер­ты. Собрание в таких случаях становится тем, что я назвал бы, за неимением лучшего выражения, организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовною единства толпы. Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении — главные черты, характеризую­щие толпу, вступившую на путь организации, — не требуют непре­менного и одновременного присутствия нескольких индивидов в од­ном и том же месте. Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого националь­ного события и приобретать, таким образом, все черты одухотворен­ной толпы. Стоит какой-нибудь случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и поступки немедленно приобрели характер действий и поступков толпы... С другой стороны, целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого сло­ва. Одухотворенная толпа после своего образования приобретает общие черты — временные, но совершенно определенные. К этим общим чертам присоединяются частные, меняющиеся сообразно эле­ментам, образующим толпу и могущим, в свою очередь, изменить ее духовный состав.   Г. Лебон, «Психология народов и масс»  

Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими. Причины и непосредственные поводы к возбуждению энтузиазма или недовольства толпы могут быть самыми разнообразными и необязательно политическими: от победы национальной футбольной ко­манды до падения курса валюты. Так, было доказано, что всплеск солнеч­ной активности нередко способствует возникновению не только массовых эпидемий, но и социальных волнений, крайних политических выступле­ний (эксцессов), участники которых могут и не осознавать возбуждающее влияние внешней среды.

Начиная с работ Лебона, Зигмунда Фрейда (1856-1939), Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927) и вплоть до современного француз­ского социопсихолога Сержа Московичи, поведение толпы (массы) весь­ма подробно описано в психологии. Под своеобразным углом зрения явле­ние массового политического участия рассмотрел выдающийся испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своем труде «Восстание масс» (1930).

Интерпретация Интересное объяснение возникновения в последние десятилетия XX в. массы (толпы) суперсовременного типа, новейших видов массового, в т.ч. политического, поведения представил Москови­чи в предисловии к русскому изданию (1997) своей книги «Век толп» (1981). Он считает, что основой этого процесса явились расширение наднациональных сообществ, гигантская урбанизация с непомерно большими рынками, а его катализатором выступила ин­формационная революция. Электронные сети все теснее связыва­ют между собой людей, раскиданных по всему земному шару, но, вместе с тем, вторгаются в частную жизнь. Все ныне происходя­щее непременно отразится на мировой и национальной политике. «Мы сегодня присутствуем при глобализации масс, при образова­нии массы мирового масштаба... И бурное развитие систем муль­тимедиа до предела ускорит этот процесс. Наконец, политика в отношении таких огромных сообществ, успех которых зависит от систем мультимедиа, теперь еще больше, чем в прошлом, стано­вится массовой политикой. Культ личности, хотя его так и не на­зывают, из исключения превращается в правило, а ослабление партий почти повсюду только укрепляет могущество лидеров. Положение лидеров в условиях демократии незавидно. Однако стремление к власти — самое распространенное в обществе явле­ние и кандидатов всегда будет в избытке».

Исследователи, как правило, подчеркивают, что в толпе человек чув­ствует себя анонимным, что подталкивает его к действиям более рискован­ным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но не менее вероятны насилие, вандализм и хулиганство. Иррациональность по­ступков объясняется стадным чувством, которое позволяет отдельным уча­стникам отключить свою волю, сознание и действовать по законам толпы.

 

Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бес­сознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия вну­шенные идеи — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному че­ловеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого вли­яния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе — это песчинка среди массы дру­гих песчинок, вздымаемых и уносимых ветром.   Г. Лебон,«Психология народов и масс»

 

Толпа (масса) как тип социальной группы характеризуется одновре­менно и аморфностью, и однородностью. В ней часто вообще нет лидера, но если он появляется (нередко это происходит путем самовыдвижения), то толпа принимает на себя всего две политические роли: лидера и его после­дователей. Власть вожака бывает неограниченной, так как идущие за ним не размышляют, а слепо следуют приказам и призывам.

 

Обратите внимание Поведение толпы подчиняется закономерностям разных уровней. В ней на человека воздействуют, например, и чисто физические факто­ры — духота, резкие звуки (выстрелы, оглушающе громкая ритмич­ная музыка). Нередко стихийное возмущение массы подогревается алкоголем и наркотиками, что дает дополнительный отрицательный эффект.  

Собственно психологические факторы, такие как нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к официальным средствам информации, ведут к возникновению слухов, паники, агрессии. Эмоции в массовом ско­пище людей распространяются по собственным законам — они многократ­но усиливаются под влиянием заражения и внушения. Это явление было названо циркуляторной реакцией.

Всегда находятся политические силы, готовые применить стихийную активность толпы в выгодных для себя целях. Такой прием чаще всего ис­пользуют анархистские, экстремистские, право- и леворадикальные, а также ультранационалистические движения и партии, для которых характерно стрем­ление воздействовать на бессознательную, инстинктивную мотивацию учас­тников политического процесса. Психологи (например, Московичи) выяви­ли, что именно лидерам и активистам вышеназванных течений присущи боль­шой репрессивный потенциал, т.е. склонность к агрессивному поведению и к насилию, а также авторитарная структура личности. Не менее важно и то, что подобные политики зачастую опираются на определенные социальные группы, которые из-за условий жизни (в частности, обездоленность, малооб­разованность) открыты для соответствующих влияний. В античности их на­зывали охлосом (чернью) в отличие от демоса (народа).

Наиболее податливы к распространению стихийных форм полити­ческого поведения маргинальные слои в силу утраты традиционных цен­ностей, привычных социальных ориентиров, отчуждения от общества. Быстрые политические изменения и преобразующиеся условия жизни вы­зывают протест таких людей против стирания вероисповедальных, наци­ональных, расовых и иных границ, некоторым образом структурировав­ших их мировоззрение

Для политического поведения экстремистского типа характерен опре­деленный набор ценностей и целей, установок и стилевых особенностей. Первое, что нужно выделить, — это духовная ущербность и антиинтеллек­туализм подобных коллективных акторов. Они апеллируют к предрассуд­кам, которым сильно подвержены именно маргинальные слои. Собственно идейные соображения не бывают ни главной движущей силой, ни особен­ной ценностью экстремистских движений, поскольку для последних бес­сознательность, эмоции, инстинкты, истовая вера или суеверия — пита­тельная среда. Политические лидеры соответствующего толка для сплоче­ния людей вокруг себя умело насаждают и используют стихийность.

Не стоит надеяться, что взрывное политическое поведение толпы — явление, которое сам ход истории, высочайшие темпы развития современ­ной личности оставляют в прошлом, XX столетии. О его актуализации в самом начале XXI в. свидетельствуют массовые и довольно агрессивные выступления так называемых антиглобалистов, среди которых гораздо боль­ше образованных и вполне обеспеченных людей, чем тех, кого по меркам прошлого века можно было бы назвать маргиналами.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 493 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.