Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разновидности авторитаризма




Линц предложил типологию авторитаризма, исходящую из четырех уже знакомых нам факторов — плюрализм, идеологизация, мобилизация и кон­ституционность власти лидера: военно-бюрократический, корпоративный, дототалитарный, постколониальный, расовая/этническая демократия.

Военно-бюрократический режим. Такой тип авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но при дальнейшем политическом развитии все большая роль принадлежит разного рода гражданским про­фессионалам. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна пропра­вительственная, отнюдь не массовая, партия.

Основная идеологическая цель режима — исключить независимое, неподконтрольное ему участие во власти определенных групп (чаще низ­ших слоев, а также этнических, религиозных и культурных меньшинств), которые были вовлечены в политическую жизнь в предшествующий де­мократический период (если таковой был). Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им не­обходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблемную си­туацию режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа ин­теллектуалам в политическую сферу через избирательные каналы.

Обратите внимание Примерами военно-бюрократических режимов были: правление ге­нерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии и т.д. Пиночет утверждал: «Ни один лист не шелохнется в Чили без моего ведома». Генерал Мартинес (Сальвадор) философствовал: «Большее преступление убить на­секомое, чем человека», жертвами его антикоммунистических чис­ток (1932) стали 40 тыс. крестьян, и с индейской культурой было по сути покончено. Лозунг генерала Риоса Монтта (Гватемала): «Хри­стианин должен носить с собой Библию и пулемет»; в результате его «христианской кампании» 10 тыс. индейцев были убиты и более 100 тыс. бежали в Мексику.   Жестокость военных режимов к своим оппонентам сопоставима с беспощадностью тоталитарных: за время правления военной хунты в Аргентине, по разным оценкам, исчезли от 20 до 30 тыс. человек, 2,3 тыс. были убиты. Начальник ПВО Буэнос-Айреса откомменти­ровал это так: «Сначала мы убьем наших врагов, потом коллабора­ционистов, затем их сторонников, потом равнодушных и, наконец, неопределившихся». В Чили во время военного переворота 1973 г. погибли 5 тыс. человек, а 2 тыс. были казнены в следующем году, очень многие пропали без вести.

Особенность военного режима в том, что посты в правящей элите за­нимают исходя из позиции в армейской иерархии. Формы военного правле­ния — от личной диктатуры одного генерала или полковника до хунты*. Иногда военные лидеры управляют негласно, предоставив руководящие посты гражданским лицам, и обеспечивают контроль и порядок в обще­стве. Режимы такого типа могут стремиться легализовать себя путем при­нятия конституций по либерально-демократическому образцу, сохранения псевдоконституционных парламентских структур, закрепленных законом требований гражданского повиновения.

Политические предпосылки для военно-бюрократических режимов образуются, как правило, в обществах с низким экономическим, социальным и культурным уровнем развития, где были введены либерально-демократи­ческие парламентские институты, но не сложилась действенная партийная система либо партии оказались не в состоянии сформировать стабильное правительство. Возникают условия для таких режимов и в слаборазвитых многонациональных государствах, где этнические конфликты ведут к на­ционал-шовинизму и увеличению политического влияния армии.

Американский политолог Альфред Степан считает, что преторианство*, усиление общественной неудовлетворенности и беспорядка, долго­срочная неэффективность власти способны подтолкнуть к замене граждан­ской правящей элиты на военную, а следовательно, к установлению воен­ного авторитаризма. Общество преторианского типа отличается от демократических обществ с широким гражданским участием (т.е. партиципаторных) отсутствием институтов или лидеров, которые могли бы выс­тупить посредниками между участниками открытого политического конф­ликта. Более того, преторианство делает невозможным консенсус между социальными группами по поводу процедур и методов принятия решений, улаживания конфликтов, что и приводит к использованию любых средств, наиболее эффективным из которых является военная интервенция в поли­тическую сферу.

Вмешательство военных в политику, а следовательно, установление военно-бюрократического режима могут также стимулировать следующие факторы: особое военное корпоративное сознание, организационные про­блемы самой армии и государства в целом, институциональные интересы армейских лидеров.

 

Интерпретация Хантингтон на базе эмпирических данных пришел к выводу, что групповому сознанию (менталитету) военных присущи следующие основные ценности и идеи: верховенство общества над индивидом; важность порядка, иерархии и разделения функций; «безопасность общества зависит от поддержания мощных вооруженных сил»; «война — политический инструмент»; «повиновение — высшая добродетель военных». Итак, военный менталитет отличается реа­лизмом и консерватизмом, так что вряд ли может послужить глав­ной причиной вмешательства армейцев и/или спецслужб в полити­ку. Согласно Степану по натуре своей военные — аполитичные граждане; в самой армии и сторонники режима, и его противники обычно находятся в меньшинстве, хотя влиятельные социальные группы могут специально настроить военных на интервенцию в го­сударственные дела.

 

Корпоративный авторитаризм. Режим корпоративно-авторитарного типа устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходи­мого уровня для их эффективного политического участия. Корпоратив­ное представительство интересов — альтернатива слишком идеологизи­рованной массовой партии и дополнение к однопартийному правлению. Однако, несмотря на идеологию корпоратизма*, ни один из подобных режимов не отказался от единственной (даже слабой) партии, которая воз­никала в результате слияния ряда недемократических организаций и/или была создана сверху.

Во всех политических режимах встречаются элементы корпоратиз­ма — институционализированного и регулируемого представительства ин­тересов, — но только авторитаризм стремится всецело организовать по­литику на такой основе. Образцы корпоративного режима — правление Салазара в Португалии (1932-1968) с основанным им Новым государством (порт. Estado Novo), режим генерала Франко в Испании (после дототалитарного периода).

Франкистская концепция утверждала, что народ участвует в управле­нии государством через семью, муниципалитеты, «вертикальные профсо­юзы» (т.е. объединяющие сразу хозяина, служащих, рабочих, сбытчиков продукции и прочих участников какого-либо производства) и другие «орга­нические единицы».

 

Статья VI. Естественные ассоциации общества — семья, коммуна и профсоюз — базовые структуры национального содружества. Уста­новления и корпорации иного характера, отвечающие социальным потребностям, с общими интересами, должны защищаться с тем, что­бы они могли эффективно участвовать в совершенствовании целей национального сообщества.   Статья VIII....Народ участвует в выполнении задач законодательно­го характера и в осуществлении других функций, имеющих общий интерес, через посредство семьи, коммуны, профсоюзов и различ­ных объединений, признаваемых законом для этих целей. Любая дру­гая политическая организация, находящаяся вне этой представитель­ной системы, будет незаконной.   Органический закон государства. Испанская конституция (1967)

В Латинской Америке отсутствие широкой политический мобилиза­ции масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство ин­тересов. Так, в Мексике президент Карденас провел перестройку Институ­ционно-революционной партии, монопольно правившей многие десятиле­тия. Если раньше в партию входили только правительственные чиновники и политики, то изменение структуры (она была разделена на четыре секто­ра — рабочий, крестьянский, народный и военный) позволило ввести в нее массы для увеличения партийных рядов и более тесной связи элиты и граж­дан. Это, в свою очередь, укрепило основы политического режима.

Дототалитарный авторитаризм. Считается, что именно особеннос­ти периода институционализации автократии (идеология, организационная база нового режима, личностные характеристики лидера, состав элиты) определяют авторитарный либо тоталитарный исход. Сложные тоталитар­ные структуры не могут быть созданы в короткие сроки (кроме крайних случаев дезорганизации общества после гражданских войн, оккупации и т.д.), следовательно, уместно говорить о дототалитарной стадии полити­ческого развития.

К порядкам такого типа Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпора­тивным авторитаризмами с их единственной слабой партией — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и «демократичными». Речь идет о государствах, где ранее была установлена демократия, а после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Большая заидеологизированность и высокая мобилизация гражданской поддержки делают внутреннюю оп­позицию режиму почти невозможной.

Фашистская идеология изначально противостояла доктринам марксиз­ма (коммунизма) и либерализма, парламентской демократии, в социальном смысле — буржуазии, а в экономическом — капитализму. Неспособность или нежелание либерально-демократических лидеров институционализи­ровать реальные механизмы разрешения межгрупповых конфликтов созда­ет базу для возникновения фашизма. Фашизм — это и ответ на более ради­кальные антидемократические действия левого крыла идеологического спек­тра. Безуспешные попытки революционного переустройства общества (в случае наличия сильного социал-демократического движения), а также про­должительный экономический кризис (инфляция, депрессия, безработица и серия банкротств) привлекают средние слои на сторону фашизма. Даль­нейшее развитие дототалитарного режима может привести к формирова­нию уже полного, типичного тоталитаризма.

Вместе с тем дототалитарной властью не обязательно будет фашизм, преодолевший демократическую стадию. Дототалитарный характер ре­жима обусловливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов; среди них: 1) довольно влиятельная политическая группа, ори­ентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; 2) такие институты, как армия, церковь, группы интересов и т.д., сохраняя достаточную автономию, леги­тимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; 3) ситуация общественной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить то­талитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

В ситуации такого рода протототалитарная партия, опирающаяся на массовые или военные организации, может постараться методом давления войти в правящую элиту, в которой ее лидеры (вместе с представителями иных партий) образуют оппозиционную или полулояльную к демократии коалицию. Подобным образом сформированные — якобы конституцион­ные — правительства ограничивают гражданские свободы, запрещают одни партии, нейтрализуют либо вбирают в себя парламентские фракции других и в результате создают одну, уже гораздо более сильную протототалитарную организацию. Именно относительно высокое влияние сторонников тоталитарного развития в данной новообразованной партии решает поли­тический характер будущего режима.

Постколониальный авторитаризм. Однопартийные мобилизацион­ные авторитарные режимы, возникающие после обретения бывшим коло­ниальным государством независимости, создаются снизу и возможны в достаточно эгалитарных (уравнительных) обществах с низким уровнем экономического развития и небольшой по численности экономической эли­той. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане: экс-метрополия сохраняет весьма силь­ные позиции в данных государствах. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся национа­листические лозунги защиты независимости, затмевающие значимость любых внутренних конфликтов. Ответ режима на рост напряженности в обществе — непоследовательная политика, соединяющая насилие над оп­позицией с попытками включить ее (кооптировать) в базу поддержки и в структуры власти. Подобные политические методы укрепляют положение националистических лидеров (обычно харизматического толка из-за сла­бости традиционного доколониального авторитета и отсутствия рациональ­но-легального).

 

Обратите внимание Лидеры-харизматики в свой пропаганде прежде всего упирают на «счастье» для населения страны жить под их властью. Показателен здесь пример весьма своеобразного поэтического творчества конголезского правителя Патриса Лумумбы: «Пусть испарятся в солнечных лучах Те слезы, что твой прадед проливал, Замученный на этих скорбных нивах! Пусть наш народ, свободный и счастливый, Живет и торжествует в нашем Конго, Здесь, в самом сердце Африки великой».

В переходной к постколониальному авторита­ризму ситуации прежде всего обостряются экономи­ческие проблемы, в силу недостатка профессиона­лов резко падает управляемость общественными процессами и, напротив, растут ожидания граждан. Так создаются условия для появления антисистем­ной (нелояльной) оппозиции, что заставляет прави­телей ограничить или вовсе прекратить попытки сво­бодного политического соревнования. Наиболее сильная (доминирующая) партия становится един­ственной. Эта партия, однако, не способна сформи­ровать тоталитарные механизмы мобилизации граж­дан из-за несоответствия между ее идеологической риторикой и прагмати­ческой политикой, потому уровень политического участия при новом режиме остается довольно низким. Последнее обстоятельство определяет нестабиль­ность позиций лидеров постколониального авторитаризма — для таких го­сударств характерны перевороты, убийства правителей.

Расовая / этническая демократия.Это тип авторитарного режима, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, посколь­ку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое мень­шинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Такие режимы прида­ют большое значение утопической идеологии, оправдывающей существу­ющее положение вещей, что позволяет назвать их потенциально тотали­тарными. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида*.

Эти режимы сближаются с демократическими, если судить по уровню политического участия и возможностям оппозиции правительству внутри конкретной группы. Но экономическое, социальное и культурное неравен­ство рас (или этносов), политика сегрегации при отрицании даже потенци­альной консолидации, а значит, неизбежная поляризация общества, препят­ствуют становлению демократической полиэтничной политической систе­мы. Расовая/этническая квазидемократия вполне может допустить демократическое соревнование, не затрагивающее вопросы происхождения человека, и гарантировать какие-то другие свободы. Однако развитие по­литического сознания исключенного из политики этноса почти всегда со­здает оппозицию режиму — принципиальную, нелояльную, нелегальную, вместе с тем, как правило, ненасильственную, ибо открытый силовой кон­фликт лишь ужесточает авторитаризм, толкая его в сторону тоталитаризма с формально демократическими институтами, широкой массовой поддер­жкой и радикальной идеологией.

Мы верим, что в результате правительственной политики насилие со стороны африканцев стало неизбежным; если не появится ответствен­ный лидер для регулирования массовых настроений, возникнут вспыш­ки терроризма, которые проведут к расовой вражде в стране... Кроме насилия, нет другого способа победить в борьбе против принципа ра­сового превосходства белых. Все законные способы выражения про­теста этому принципу исключены законодательством, и мы оказались в позиции, когда мы должны либо согласиться с постоянным состоя­нием неполноценности, либо бросить вызов правительству.   Н. Мандела, «Речь на заседании Верховного суда Претории» (1964)

 

Попытки установить демократию (особенно с упором на ее принцип правления большинства) во многосоставных — термин Аренда Лейпхарта (род. 1936) — в этническом, культурном, лингвистическом, религиоз­ном отношениях обществах, сегменты которых имеют отчетливую само­идентификацию, могут завершиться становлением режима, схожего с расовой демократией. Но расовая/этническая демократия представляет собой также возможную предварительную стадию развития демократии в обще­ствах вышеуказанного типа, где до поры до времени отсутствует согласие между образующими его группами.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 647 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2613 - | 2287 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.