Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характеристики тоталитаризма




Основные признаки тоталитаризма были выделены Карлом Фридри­хом (1901-1984) и Збигневом Бжезинским (род. 1928). Это — тотальная идеология, однопартийная система, монополия на средства массовой ин­формации, система террористического полицейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия, контроль над экономикой. Позднее Фридрих сформулировал последний пункт как «мо­нополия на все организации, включая экономические» и добавил к данно­му перечню признаков территориальную экспансию. Черты тоталитаризма нагляднее всего показывают мнения самих вождей подобных режимов или их идеологов, а не только исследователей и критиков.

Официальная тотальная идеология представляет собой утопичес­кое видение нового политического порядка и пути его достижения, объяс­няет «миссию» лидера либо правящей группы, оправдывает борьбу как ос­нову политики. По замечанию американского философа Эрика Хоффера (1902-1983), «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в бога, но никогда без веры в дьявола». Именно на борьбу с «дьяво­лом» (империалистом, коммунистом, демократом, кулаком, евреем, земле­владельцем — перечень можно продолжать очень долго) призывала массы тоталитарная идеология: ведь сражение с «врагом» не только объясняет мас­сам, кто виноват во всех их проблемах, но и способствует мобилизации людей на классовую, революционную войну.

Мы стоим всецело на почве теории Маркса: она впервые превратила социализм из утопии в науку, установила твердые основания этой науки и наметила путь, по которому должно идти, развивая эту науку и разрабатывая ее во всех частностях... Она выяснила настоящую задачу революционной социалистической партии... — организацию классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конеч­ная цель которой — завоевание политической власти и организация социалистического общества.   В.И. Ленин, «Наша программа»

Утопическая идея нового гармоничного и справедливого общества принимала разную форму, например: арийская раса сверхлюдей в Герма­нии, новое крестьянское общество Мао или бесклассовое общество в СССР, в котором уничтожено все неравенство. Но согласно тотальной идеологии борьба должна продолжаться дальше — уже в мировом масштабе. Эти взгля­ды иллюстрируют тезисы двух вождей — российского и немецкого.

Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классо­вой борьбы, а продолжает ее — впредь до уничтожения классов.   В.И. Ленин, «Великий почин»
Предназначение немецкого народа состоит в создании государства, чьей высшей целью является сохранение и поддержка самых благо­родных элементов нашей нации, а в действительности и всего чело­вечества.   А.Гитлер, «Моя борьба»

Главная задача тотальной идеологизации* — постоянная легитими­зация установленного политического режима и его курса. Идеология долж­на была доказать, что успех в достижении цели предопределен либо законами истории (марксизм), либо волей природы (на­ционал-социализм). Характерно, что построение нового идеального общества тесно увязывалось с концепцией изменения самого естества человека, так как только совершенные люди («чистая раса», «все­ сторонне развитые личности» и т.п.) могут стать его полноправными членами.

Идеология использовалась и как орудие моби­лизации массы яростных сторонников и последова­телей тоталитарных режимов (класса либо расы). Именно в головы таких людей вдалбливались их «высшее предназначение» и способы достижения «счастливого состояния» в будущем при полном оп­равдании всех средств, в т.ч. преступных, в движе­нии к этой цели. Основной тезис здесь был таков: истинно то, что увеличивает успехи «избранного» класса или расы, ложно — противоречащее их инте­ресам. Тоталитарная идеология и ее современные производные описывают мир в черно-белых крас­ках — все граждане определяются только как про­тивники или сторонники данной идеи, государства и пр. Кстати, о нынешних проявлениях подобных идеологий: мировая по­литическая история даже последних лет отчетливо показывает, что практи­чески любая глобальная общественная идея в итоге способна приобрести тотальный характер.

Однако идеология тоталитарного режима не может быть воплощена в жизнь без надежной организации, партии. Она не приемлет политического плюрализма, потому в условиях этого метода правления формируется ис­ключительно однопартийная система.

В своей борьбе... пролетариат может действовать как класс, только организовавшись сам в определенную политическую партию, про­тивостоящую всем старым партиям, образованным имущими клас­сами. Эта организация...необходима для того, чтобы обеспечить по­беду социальной революции и ее высшую цель — уничтожение клас­сов.   К. Маркс, «Письмо Герману Юнгу 18 октября 1871 г.»
Положение нашей партии, как единственно легальной партии в стране (монополия компартии), не есть нечто искусственное и на­рочито выдуманное... Монополия нашей партии выросла из жиз­ни, сложилась исторически, как результат того, что партии эсеров и меньшевиков окончательно обанкроти­лись и сошли со сцены в условиях на­шей действительности. И.В.Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией»

Партия в тоталитарных режимах тес­но сплетена с государством в конструкцию партия-государство: «Когда мы говорим «государство», то государство — это мы. Это — пролетариат, это — авангард рабо­чего класса», — утверждал Ленин в 1922 г. Вступление в партию обязательно должно быть проконтролировано, так как членство и карьера в ней сопровождались определен­ными льготами. Партия тоталитарного типа организуется иерархично и стоит либо над правительством, либо пронизывает его ин­ституты, где все важные посты занимают партийные функционеры (данный принцип демонстрируют режимы Кастро на Кубе и Ким Чен Ира в Северной Корее).

Партия-государство может разрешить проведение формальных выборов. Моби­лизация населения приводит к практичес­ки 100-процентному участию избирателей в безальтернативном голосовании и, разу­меется, к победе правящей группировки.

Обратите внимание Партийность — дух самопожертвования и полной приверженности интересам партии — термин, отражавший в СССР комбинацию необходимых черт (предан­ность, дисциплина, революционный пыл), которые должны были демонстрировать все члены ВКП(б) - КПСС.

Для поддержания веры в ценность сво­ей идеологии партия-государство (вместе с околопартийными элитами) использует помимо образовательных структур пропаган­ду. Поэтому ей как воплощению тоталита­ризма необходима монополия на средства массовой информации (СМИ), которые обязаны постоянно показывать народную поддержку режима и любовь к его лидеру, а также давать идеологически выверенное описание внутренних и внешних событий.

 

Надо принять меры к тому, что­бы в органах печати, как партий­ных, так и советских, как в газе­тах, так и в журналах полностью проводилась линия партии и ре­шения ее руководящих органов.   И.В. Сталин, «О правом уклоне в РКП(б)»
Бургомистр: Слушайте приказ. Во избежание эпидемии глазных болезней, па небо смотреть вос­прещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности бу­дет выпускать личный секретарь господина Дракона. Е. Шварц, «Дракон»

Политпросвещение и развлечения в тоталитарных обществах подчине­ны идеологической пропаганде с ее мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парады на Красной площади, праздничные выступления в Северной Корее, идеологически спланирован­ные карнавалы на Кубе. Общий признак таких обществ составляют и культурные явления, тоже призванные внушать идеологические принципы: цик­лопические монументы вождей; особого, большей частью имперского, стиля архитектура; кинопроизводство, ориентированное на лозунг «жить стало лучше, жить стало веселее»; литература, повествующая о подвигах и побе­дах над внутренними и внешними врагами представителей наилучшего (чи­тай: тоталитарного) строя и т.д.

 

Первая задача пропаганды — привлечь людей в организацию; первая задача организации — завоевать людей для продолжения пропаган­ды. Вторая задача пропаганды — подрыв существующего положения дел и обеспечение проникновения в общество новой доктрины, в то время как вторая задача организации — борьба за власть, для обеспече­ния успеха доктрины.   А. Гитлер, «Моя борьба»

В тоталитаризме воздействие пропа­ганды дополняется и усиливается терро­ром. Террор без пропаганды потеряет свое массовое психологическое воздействие, но пропаганда без террора не способна до­стичь поставленных режимом целей в полной мере. Пропаганда и насилие — не противоположности, ибо использование силы может быть частью пропаганды. Подобная логика приводит к созда­нию системы террористического полицейского контроля, основным смыслом которого является устрашение. Правда, этот принцип — не изоб­ретение собственно тоталитаризма, а его заимствование.

 

Князь должен внушать страх таким образом, чтобы если не заслу­жить любовь, то избежать ненависти, потому что вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным... Когда придется все же пролить чью-нибудь кровь, это надо сделать, имея для того достаточные оправдания и явную причину.   Н. Макиавелли, «Государь»

Тоталитарному правлению требуется огромный организационный кон­троль над обществом ради его полной трансформации — не только над ар­мией, но и над семьями, школами, вузами, искусством, т.е. над всеми ас­пектами жизни человека. Для этого нужны полиция и другие органы безо­пасности (гестапо, НКВД, штази), которые обеспечивают надзор над людьми, используя физические и моральные насильственные методы. То­талитарные режимы не могут обойтись без тайных арестов, заключений, пыток; одна угроза «стука в дверь» способна терроризировать широкие слои даже вполне лояльного населения.

 

Телеэкран работал не только на прием, но и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пласти­ны, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают ли за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по како­му расписанию подключается к твоему кабелю полиция мыслей — об этом можно было только гадать. Не ис­ключено, что следили за каждым — и круг­лые сутки.   Дж. Оруэлл, «1984»

В СССР в постсталинскую (раннюю посттота­литарную) эпоху чистки, каторжные работы и мас­совые казни были заменены более мягкими форма­ми контроля, такими, например, как увольнение с ра­боты или высылка в отдаленный город.

Монополия на все виды вооруженной борь­бы и организованного насилия позволяет тотали­тарным лидерам избавляться от противников. Вож­ди понимали, что их проект нового общества при наличии внутренних оппонентов, диссидентов и врагов будет безуспешен, потому подвергали реп­рессиям прежде всего тех, кого не удавалось под­чинить иными методами. Насилие над политичес­кими противниками принимало формы массового террора и геноцида, которые были направлены на определенные группы, категории, классы людей, названные «врагами народа», контрреволюционерами, шпионами и сабо­тажниками. Ради демонстрации «объективности» режима, а в действи­тельности в целях устрашения, нередко наказывали и его преданных сто­ронников. Эти приемы по сей день используются в так называемых тоталитароподобных обществах.

 

С контрреволюционерами можно поступать по-разному: казнь, зак­лючение, надзор и освобождение. Казнь — все знают, что это озна­чает. Заключение — означает заключение в тюрьму и изменение их с помощью труда. Надзор означает то, что контрреволюционеры оста­ются в обществе под надзором масс. С разными контрреволюционе­рами необходимо обращаться по-разному... В великой революции, объединившей 600 миллионов людей, массы не смогли бы поднять­ся, если бы мы не убили некоторых деспотов.   Мао Цзэдун, «О десяти основных взаимоотношениях»
Обратите внимание Книга рекордов Гиннесса (1978) поместила Мао на 1-е место в кате­гории «массовые убийства» — свыше 29 млн. человек. По данным Рудольфа Руммеля (род. 1932). в результате тоталитарных репрессий при Муссолини погибло 224 тыс., в Пакистане при военных правителях — 1,5 млн, на Кубе — 15 тыс., в Камбодже при красных кхмерах — более 2 млн, в Северной Корее — 1,66 млн, а по мнению 3. Бжезинского, в СССР в период сталинских чисток — 20-25 млн, при режиме Гитлера в Германии — 17 млн человек.

Монополия господствующей группировки на все средства вооруженной борьбы — это еще и способ ее предохранения от военного переворота. Кста­ти, ни один тоталитарный режим не был свергнут собственной армией.

Контроль над экономикой необходим тоталитарному режиму для укрепления его материальных основ — для свободного рас­поряжения сырьевыми богатствами страны, перераспределения ресурсов в тяжелую промышленность, производство вооруже­ний и т.д. Принцип партии-государства — определять структуру экономики, планиро­вать капиталовложения в отдельные отрас­ли хозяйства, руководствуясь собственны­ми представлениями о развитии, а не нуж­дами потребителей. В первые годы после установления режима могли наблюдаться определенные успехи. К примеру, в гитлеровской Германии довольно высо­кого уровня достигли ракетные технологии (В. фон Браун) и реактивное са­молетостроение (В. Мессершмитт), в СССР была создана атомная бомба (ру­ководитель проекта Л.П. Берия).

 

Большинство сторонников планирования, серьезно изучивших прак­тические аспекты своей задачи, не сомневаются, что управление эко­номической жизнью осуществимо только на пути более или менее жесткой диктатуры. Чтобы руководить сложной системой взаимо­связанных действий многих людей, нужна, с одной стороны, посто­янная группа экспертов, а с другой — некий главнокомандующий, не связанный никакими демократическими процедурами и наделен­ный всей полнотой ответственности и властью принимать решения.   Ф. Хайек, «Дорога к рабству»

С тотальной идеологией прямо связана нацеленность на территори­альную экспансию. Правототалитарные режимы (нацистская Германия и фашистская Италия) стремились получить дополнительное жизненное про­странство (нем. Lebensraum) и для этого развязали Вторую мировую войну, в чем им немало помог сталинизм с его тайной дипломатией по переделу мира, а также реальными действиями по овладению западными регионами Украины и Белоруссии, странами Балтии. Позже экспансионизм СССР внеш­не был более «мирным» и заключался в распространении идей марксизма-ленинизма на иные страны. Строго говоря, экспансионизм не может быть чертой исключительно тоталитаризма, ибо и другие типы недемократичес­ких режимов способны на захватнические военные операции (например, Саддам Хусейн вторгся сначала в Иран, потом в Кувейт, Иди Амин — в Танзанию, король Хусейн — в Западную Сахару).

Линц в отличие от Фридриха и Бжезинского подошел к рассмотрению тоталитарных режимов сквозь призму четырех характеристик — плюра­лизм, идеологизация, конституционность и мобилизация. Режим можно квалифицировать как тоталитарный, если он обладает нижеследующими чертами.

Во-первых, существование центра власти, который регулирует — в сторону сокращения — любой плюрализм институтов или групп, приводя тем самым к отсутствию всякого плюрализма.

 

Массы сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твердого руководства. По массы хотят, чтобы руководство было не формаль­ное, не бумажное, а действительное, понятное для них. Для этого именно и необходимо терпеливое разъяснение цели и задач, дирек­тив и указаний партии и Советской власти.   И.В. Сталин, «Речь на XV московской губпиртконференции»

Способность партийных институтов пронизывать общество, присут­ствовать почти во всех учреждениях и организациях, поднимать людей на решение масштабных задач на добровольной основе, а не ради материаль­ных стимулов, дают режиму возможность получать большие результаты при ограниченных ресурсах.

Во-вторых, наличие автономной и хорошо продуманной идеологии, которая используется как основа политики и легитимизации правящей груп­пы/лидера/партии.

Объединяйтесь, товарищи, решительно и смело боритесь за дело со­циализма. Любое дело или слово, отклоняющееся от социализма, полностью ложно.   Мао Цзэдун (май 1957)

Идеология не сводится к составлению какой-то программы, а опреде­ляет исторические цели и объясняет общественную реальность. Вместе с тем она также нужна в качестве некоторых рамок, ограничивающих всевластие лидера, ибо его идеологические выступления всерьез воспринимаются мас­сами и последователями. Больше ничто не лимитирует полномочия лидера, а с уче­том того, что он может исправлять идео­логию и трактовать ее по своему усмотре­нию, неизбежен вывод о неконституцион­ности власти. Это третье.

 

Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не свя­занная никакими законами. Револю­ционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживае­мая насилием пролетариата над бур­жуазией, власть, не связанная ника­кими законами.   В.И. Ленин, «Пролетарская революция и ренегат Каутский»

Приверженность идеологии, стремле­ние получить монопольный контроль и страх перед потерей власти объясняют ис­пользование насильственных методов и вероятность продолжительного террора. Террор внутри элит отличает тоталитарные от других недемократических режимов.

В-четвертых, высокий уровень учас­тия, политизации и активной мобилизации граждан нужен описываемым режимам для достижения политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и ру­ководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям. Это тоже выделяет тоталитаризм среди других недемократических режимов, в частности некоторых видов авторитаризма.

 

Чтобы добиться успеха,... нам нужно организовать... мобилизацию рабоче-крестьянских масс на борьбу за проведение в жизнь лозунгов и решений партии и правительства.   И.В. Сталин, «Отчетный доклад на XVII съезде партии»
Наша центральная задача — мобилизовать широкие массы для участия в революционной войне.   Мао Цзэдун (январь 1934)

Тоталитаризм добивается столь высокого уровня политического учас­тия, которому могут позавидовать демократии. Единственное отличие уча­стия в мобилизационном тоталитарном режиме: в любой области и по всем вопросам есть только один возможный его канал — партийный, а главная цель и направление активности людей определяются из центра.

Итак, для тоталитарного режима характерны: отсутствие политичес­кого, экономического и социального плюрализма; наличие четко опреде­ленной, объединяющей и направляющей утопической идеологии; эффек­тивная мобилизация и лидерство (часто харизматического типа) с неопре­деленными границами власти и большой степенью непредсказуемости.

 

 

АВТОРИТАРИЗМ

Содержание авторитарного правления

Политологам хорошо известно афористичное высказывание Джованни Сартори: «Авторитаризм — власть, не признающая свободы» («Демок­ратическая теория»). Оно принципиально верно, хотя и заключает в себе очень широкое обобщение: при почти полном сходстве тоталитарных ре­жимов авторитаризм можно считать многоликим.

Линц определяет все разновидности режимов как авторитарные, если им присущи такие отличительные признаки: 1) ог­раниченный безответственный политический плю­рализм; 2) отсутствие руководящей, четко разрабо­танной идеологии; 2) отсутствие в целом политичес­кой мобилизации и, соответственно, низкий уровень политического участия; 4) формально обозначенные и предсказуемые границы власти лидера/элиты.

Самый показательный элемент авторитаризма— ограниченный плюрализм. Его ограничение может происходить юридически или фактически, с большей или меньшей эффективностью, касаться исключи­тельно политических объединений или же групп интересов. Некоторые авторитарные режимы соглас­ны даже на институционализацию контролируемого сверху политического участия независимых групп и институтов, на существование символических партий, но и в таких случаях власть остается неподотчетной гражданам.

Для авторитарных режимов характерно сохранение гражданского об­щества либо некоторых значимых и довольно самостоятельных его сегмен­тов. Однако их влияние на действия государства очень урезано, поскольку власть предпочитает опираться на саму себя. Тем самым государство не предоставляет гражданам возможности сколь-нибудь эффективного конт­роля над элитой. Но и надзор над населением нельзя считать тотальным, так как авторитарные структуры не стараются проникнуть во все сферы жизни общества. Поэтому решение многих социальных, религиозных, куль­турных и семейных вопросов остается за гражданами.

Не наивысшая — по сравнению с тоталитаризмом — степень ограни­чения плюрализма разрешает возникновение неких схем полу- и псевдооп­позиций режиму в условиях полусвободы. Если при тоталитаризме суще­ствует четкая граница между режимом и его противниками, то при автори­таризме положение оппозиции не определено, так как ее нелегальность (из-за отсутствия институционализации) вполне совмещается с терпимостью по отношению к ней со стороны правителей. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частичную критику режима, одновременно призна­вая его традиционную легитимность либо социальную необходимость и стремясь к участию в действующей власти.

Вместе с тем авторитарные режимы без колебаний применяют наси­лие против своих оппонентов и людей, представляющих прямую угрозу их существованию. Чтобы обезопасить систему правления, они могут вводить жесткую цензуру печати, запрещать партии, ужесточать правовую систему, манипулировать законами для преследования и наказания противников.

Политическая элита авторитарного режима — это разнородная груп­пировка с ограниченным числом профессиональных политиков, выдвину­тых — по принципу назначения или наследования — из бюрократии, ар­мии, технократии, экономических, социальных (в узком смысле), религи­озных и других групп интересов. Для устойчивости авторитаризма очень важна взаимная лояльность представителей правящей группировки, при­писанных туда по корпоративному признаку различными кликами*, равно как и сотрудничество данных клик — действительной опоры режима — между собой. При этом фигура главы авторитарного государства (даже дик­татора) может быть чисто номинальной, «выставочной».

При отсутствии направляющей, четко сформулированной идеологии правящей элите неимоверно трудно мобилизовать массы, которые, следо­вательно, не могут идентифицировать себя с режимом. Всем видам автори­таризма присущи рост апатии, деполитизация и отчуждение от режима оп­ределенных социальных групп. Общество для авторитарных лидеров — это иерархическая организация, потому возможности контроля над покорными людьми и порядок в целом представляют для них большую ценность, чем сво­бода, базовый консенсус и вовлеченность граждан в политику, т.е. политизация*.

В авторитарных условиях идеологию могут за­мещать религия, традиции, культура, которые не только наделяют определенной легитимностью ли­дера, но и служат ограничителями, пусть порой очень слабыми, его власти.

 

Подлинным законом общества является либо обычай, либо религия. Проблема свободы в современном обществе порождена тем, что законом общества стали конституции, кото­рые опираются исключительно на воззрения господствующих в мире диктаторских ору­диях правления, начиная от личности и кончая партией... Религия, вклю­чающая обычай, есть утверждение естественного закона. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, неправомерны.   М. Каддафи, «Зеленая книга»

Но все же назвать авторитаризм полностью деидеологизированным ре­жимом нельзя. Почти в каждой стране с такой формой правления существует некий идеологический суррогат или псевдоидеология, что в известной мере позволяет снимать утопические ожидания и возможные из-за них полити­ческие и социальные конфликты, которые иначе пришлось бы институцио­нализировать (как в демократиях) либо подавлять (как при тоталитаризме).

Признак авторитарного режима, схожий с тоталитаризмом, — нали­чие единственной или какой-то привилегированной партии. Такая партия обычно создается сверху путем слияния различных компонентов (чаще всего корпоративного свойства, нечто вроде посланцев от клик), вследствие чего она не является столь единым, сильным и дисциплинированным институ­том, как при тоталитаризме.

Мобилизация и не особо нужна авторитаризму, поскольку мобилизо­ванные люди — при отсутствии четкой идеологической базы — способны когда-нибудь выступить против самого режима. Кроме того, эффективная политизация, проводимая одной партией, поставила бы под угрозу осталь­ные составляющие ограниченного плюрализма (армию, клики как группы интересов и т.д.).

Авторитарные режимы с перечисленными выше общими признаками можно классифицировать по способу их установления (переворот, выборы и т.д.), по обоснованию прихода к власти правителей-автократов (охрана порядка, объединение страны, модернизация, свержение коррумпирован­ных властей), по типу политической элиты (военный, однопартийный, ре­лигиозный, монархический, личная диктатура).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.