Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика тоталитарной власти




До XX в. никогда ранее в мировой истории не было правления с призна­ками тоталитарных режимов. Об этом заявлял еще основатель итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883-1945): партия, которая управляет тота­литарно, — новый факт в истории; аналогии и сравнения неуместны.

При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвига­емого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства (во главе с вождем) над обществом используется целый комп­лекс мер и средств, где главное — нескрываемое насилие. Активно приме­няются методы политического, экономического, идеологического, пропа­гандистского воздействия, поэтому на определенной стадии своего форми­рования тоталитарному режиму удается создать для себя достаточно массовую социальную опору. Наличие массовой поддержки режима иног­да доказывается с помощью плебисцитов и референдумов. Известнейши­ми исследователями тоталитаризма были Ханна Арендт и Карл Поппер.

Тоталитаризм существенно отличается от всех иных форм полити­ческого подавления, известных нам как деспотизм, тирания или дик­татура. Где бы тоталитаризм ни приходил к власти, везде он приносил с собой совершенно новые политические институты и разрушал все социальные, правовые и политические традиции данной страны. Независимо от того, каковы конкретные национальные традиции или духовные источники идеологии тоталитарного правления, оно все­гда превращало классы в массы, вытесняло партийную систему не диктатурой одной партии, а массовым движением, переносило цент­ральную опору власти с армии на полицию и проводило внешнюю политику, открыто ориентированную на мировое господство.   X. Арендт, «Истоки тоталитаризма»
АРЕНДТ(Arendt), Ханна(1906, Ганновер — 1975, Нью-Йорк) — немецко-американский философ, один из самых оригинальных политических мыслителей в истории XX в. В 1924-1929 гг. Арендт обучалась в уни­верситетах Марбурга (слушала лекции М. Хайдеггера, философия которого во многом определила стиль теоретического мышления и круг ее интересов), Фрейбурга (изучала феноменологию Э. Гуссерля) и Гейдельберга (курс К. Ясперса, идеи которого о свободе и человеческом сообществе значительно повлияли на ее взгляды); в 1928 г. защитила диссертацию «Концеп­ция любви Августина Блаженного», затем исследовала немецкий романтизм и проблемы социальной психологии еврейской общины, одновременно активно участвуя в ее жизни. После прихода нацистов к власти и краткого ареста в 1933 г. эмигрировала во Францию, потом в США (натурализовалась в 1951 г.). С нача­ла 1950-х гг. преподавала в ведущих американских университетах (Чикагский, Принстонский, Колумбийский, Беркли и др.); была членом разных академий, лауреатом престижных международных премий по социальным наукам. Авторзнаменитых работ, среди которых: «Истоки тоталитаризма» (1951); «Положение человека» (1958); «Между прошлым и будущим: восемь упражне­ний в политической мысли» (1961); «О революции» (1963); «Эйхман в Иеруса­лиме. Банальность зла» (1963); «О насилии» (1970); «Кризисы республики» (1972) и др. Вклад в развитие политической мысли.Арендт — из когорты выдающихся немецких ученых-эмигрантов (Г. Моргентау, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Л. Страусе и др.), во многом определивших основы современной амери­канской политической теории. В своих исследованиях она ориентировалась на западноевропейскую научную традицию — на Платона, Аристотеля, Макиа­велли, Гоббса, Руссо, де Токвиля, Маркса, Канта, благодаря чему анализирова­ла универсальные социальные феномены, не игнорируя при этом их индивиду­альное измерение, т.е. собственно «человеческое положение». Основной круг творческих интересов: тоталитаризм в качестве специфического общественно­го явления XX в. — «бремени современности»; теоретическая и практическая задача поддержания автономности политической жизни (сфера публичности), без которой невозможна свобода; переосмысление свободы как коммуникативной практики (общения), включающей речь (слово), «действие» и «плюрализм»; осмысление теоретического наследия американского республиканизма как опы­та построения свободного политического порядка. Широкие философские зак­лючения Арендт нередко выводила из анализа конкретных проблем — тотали­таризм, революция, кризис культуры в условиях массового общества, эрозия свободы, типы поведения и т.п.
Интерпретация Резко о феномене тоталитаризма в его национал-социалистическом (нацистском) варианте в Германии высказался в 1944 г. в книге «Вождь» политолог Конрад Хейден (1901-1966). Его суждение мож­но, вероятно, отнести ко всем первоначалам тоталитарных поряд­ков: «Из обломков отмерших классов встает новый класс интеллек­туалов, и во главе его маршируют самые безжалостные, те, кому не­чего терять, —...вооруженная богема, кому война— мать родная, а гражданская война — отчизна».

В условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданские основания, подвергнув огосудар­ствлению все стороны его жизнедеятельности вплоть до частных (даже интимных) отношений. Так все люди превращаются в «винтики» огромно­го всеобъемлющего механизма. Тоталитарная власть без колебаний расправ­ляется с теми, кто, по ее мнению, плохо выполняет функции «винтика» или уже сделал все, на что был способен. При этом непременно — и показа­тельно — репрессируют отдельных представителей господствующей груп­пировки во имя сохранения и упрочения власти в целом.

Почти все наиболее важные идеи современного тоталитаризма не­посредственно восходят к Гегелю... Я привожу краткий список са­мых драгоценных из этих идей... (а) Национализм в форме историцистской идеи, согласно которой государство представляет собой воплощение духа (или, в современных терминах, крови) самозарож­дающейся нации (или расы): одна избранная нация (ныне — избран­ная раса) обречена на мировое господство. (Ь) Государство как есте­ственный враг всех иных государств должно утверждать свое суще­ствование путем войны, (с) Государство свободно от любого рода моральных обязательств; история, т.е. исторический успех, является единственным судьей в общественном развитии; коллективная по­лезность — это единственный принцип личного поведения; пропа­гандистская ложь вполне допустима, (d) «Этическая» идея войны (тотальной и коллективистской), особенно молодых наций против старых; война, судьба и слава как наиболее желательные блага. (e) Творческая роль великого человека, всемирно-исторической личности, человека глубинного знания и великой страсти (ныне — прин­цип лидерства). (f) Идеал героической жизни («живи, рискуя») и «ге­роического человека» в противоположность мелкому буржуа и ис­поведуемой им жизни мелкой посредственности.   К. Поппер, «Открытое общество и его враги»
ПОППЕР(Popper), Карл(1902, Вена — 1994, Кройдон) — австро-британский политический фило­соф и методолог науки, известный концепцией откры­того общества и бескомпромиссной критикой тотали­таризма, в т.ч. его духовных истоков. Изучал разви­тие научного знания, предложил принцип фальсифицируемости (вместо верификации) в качестве крите­рия подлинности знания. После эмиграции в 1937 г. из Австрии работал в Новой Зеландии, затем с 1946 г. в Лондонской школе экономики. Лауреат престижных научных премий, член ряда национальных и между­народных академий наук; в 1965 г. в Великобритании произведен в рыцари. Среди основных работ:«Логика научного открытия» (1934); «Открытое общество и его враги» (1945); «Нищета историцизма» (1945); «Предположения и опровержения» (1963); «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972); «Личность и ее мозг» (1977, соавт. Дж. Экклс). Вклад в развитие политической мысли.Всемирную известность Попперу принесли труды «Открытое общество и его враги» и «Нищета историциз­ма», которые он оценивал как личный вклад в борьбу со всевозможными про­явлениями тоталитаризма. Он рассмотрел в них с позиций критического раци­онализма (т.е. преодоления логического позитивизма) широкий круг проблем философии политики, поэтому многие называют эти сочинениям манифестом «политической философии науки» или «философией науки о политике», про­должающей традицию либерализма Дж.Ст. Милля. В философии Поппера выделяется концепция открытого общества как социального устройства, главные элементы которого — гражданское общество, рыночная экономика (свободный рынок) и правовое государство, в тесной вза­имосвязи обеспечивающие свободу во всем многообразии ее проявлений (и прежде всего личную). Открытое общество принципиально основано на влас­ти закона — здесь в мирное время госслужащим позволено руководствоваться только закрепленными правом интересами и нормами. Оно требует критичес­кого мышления, ему чуждо догматическое сознание. В открытом обществе ин­дивиды «вынуждены принимать личные решения»; это их полное право, равно как и конкуренция за социальные статусы. Подобное общество постоянно ис­пытывает себя и учитывает совершенные ошибки (т.н. принцип критической делиберации, предполагающий совместную оценку решений и рациональное обоснование альтернатив) в последующих «пробах». Однако продуктивнее всего открытое общество можно определить путем противопоставления закрытому (тоталитарному) обществу как «магическому, племенному или коллективистскому», все институты которого основаны на «священной санкции — табу»; его лучшая аналогия — биологический орга­низм. Вероятно существование множества закрытых обществ с самой разной судьбой, но открытое общество может двигаться только вперед, если не хочет быть возвращено в неволю (высказывание Дж. Сороса). Закрытое общество формируют только сверху ради попытки целенаправленно переустроить «всё и вся» в соответствии с некоторым идеальным проектом. Это путь утопической социальной инженерии (англ. holistic social engineering), основанной на истори-цистских представлениях, но при отсутствии гарантий того, что «полная ре­конструкция нашего социального мира поведет нас сразу к работающей систе­ме». Такая инженерия не имеет механизмов исправления допущенных ошибок, ибо утопия не самокритична, а настаивает на обещаниях успеха лишь при точ­ном следовании идеальному проекту. Духовные истоки закрытого общества Поппер находит в философском наследии Платона, Гегеля и Маркса. Платон как теоретик «идеального государства», последовательный противник челове­ческой свободы и защитник тоталитаризма сделал только фигуру правителя носителем абсолютной истины, допускающей тотальную справедливость, по­давление инакомыслия, но выступающей против всяких изменений. Гегеля (об­разец «интеллектуальной нечестности») Поппер критикует за развитие многих идей Платона, за «непроницаемый догматизм», национализм («в форме историцистской идеи»), этатизм и пропаганду войны, «отождествление силы и пра­ва», а Маркса — за экономический детерминизм, фатализм, классовую войну и призывы к насильственной революции. Исходя из оригинального понимания науки, Поппер также отвергал претензии марксизма на научность. Поппера не­редко упрекали в слишком эмоциональной критике, однако нужно учитывать специфический интеллектуальный климат того времени, когда многие полити­ческие действия (и преступления) оправдывались отсылками к классикам. При движении к открытому обществу утопическая социальная инженерия неприемлема. Вместо нее Поппер предложил метод (англ.) piecemeal social engineering, т.е. такой тип технологии социального конструирования (рефор­мирования), который обусловлен текущими потребностями общества и состо­ит в постепенном, последовательном осуществлении социальных преобразо­ваний. Приверженец данного подхода не стремится воплотить «величайшее благо» ради наибольшего числа людей (классическая концепция утилитариз­ма), а разрабатывает пути выявления социальных недугов для борьбы с ними. Постепенные изменения методом проб и ошибок оставляют возможность для дальнейшей коррекции. Этот принцип можно назвать «негативным утилита­ризмом», поскольку он ориентирует по преимуществу на исправление несчас­тья, зла, а не на обеспечение «величайшего блага»; его достижение в итоге пред­полагается, но данный путь начинается с избавления от несчастья. Поппер не абсолютизировал свободу, демократию и толерантность (терпи­мость), понимая, что на практике это может привести к обратным результатам. Кстати, концепция демократии — правление посредством обсуждения (англ. government by discussion) — у мыслителя отличается от ее классического про­чтения в виде правления большинства. Он считал демократию лучшим сред­ством, обеспечивающим ненасильственный гражданский контроль над лиде­рами, мирную смену правительства, равно как и оптимальной основой для ре­форм политических институтов (этим устанавливается связь демократии с властью закона).
Обратите внимание Образцы тоталитарных политических режимов — власть А. Гитлера в Германии, Б. Муссолини в Италии, В.И. Ленина и И.В. Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ф. Кастро на Кубе, Пол Пота в Камбод­же. Многие историки и политологи утверждают, что без подобных лидеров не было бы и тоталитаризма, т.е. режима во главе с харизма­тической фигурой — «фюрером», «дуче», «вождем народа» и «вели­ким кормчим». Это вело массы к культу личности и слепому покло­нению властителю, который стремился не только к тотальному пере­устройству собственного государства, но и мира в целом. Известны развернутые планы такой перекройки мира: «Моя борьба» Гитлера, собрания сочинений Ленина и Сталина, цитатники Мао.

В понятие культа личности обычно вкладывают довольно разнообраз­ное содержание: это некритическое почитание политического и иного дея­теля, состоящее в приписывании ему всевозможных заслуг и положитель­ных качеств вплоть до его фактического обожествления; создание системы идолопоклонства, т.е. сложных ритуалов прославления, в т.ч. после смерти. Культ личности очень характерен для тоталитарных обществ, где он при­нимает псевдорелигиозную форму (например, в годы правления Сталина в СССР, Ким Ир Сена — в Северной Корее, Мао — в Китае).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 605 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2318 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.