Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Демократия для саморазвития — развивающая демократия




Теоретики данного направления классической либеральной теории демократии считали, что политическое участие нужно не только ради за­щиты индивидуальных интересов, а в первую очередь для саморазвития свободных информированных граждан, приверженных идеалам демокра­тии, для их совершенствования. Так как вовлеченность граждан в политику (участие в работе отдельных ветвей власти, общественных дебатах и т.д.) важна для гармоничного развития потенциала каждого человека, государ­ство должно предоставить ему личные права и свободы.

Эта модель в основном была разработана Руссо, для которого демок­ратия была средством достижения свободы индивидов или личной автоно­мии. Но свобода означала подчинение общей воле*. Руссо верил, что об­щая воля представляет собой истинную волю каждого гражданина, причем подчиняясь общей воле (а не правителям), человек тем самым покоряется своей подлинной природе, значит, остается таким же свободным, как и рань­ше. Поэтому народный суверенитет неотчуждаем.

Руссо отрицал представительное народовластие в пользу прямого и выступал за использование ряда элементов классической афинской демок­ратии. Его идеи в дальнейшем были восприняты партиципаторной теорией демократии.

 

РУССО(Rousseau), Жан Жак(1712, Женева — 1778, Эрменонвиль) — французский философ-просве­титель, писатель, теоретик педагогики и искусства, по­литический мыслитель. Авторсочинений, среди которых выделяются: «Рассуждение о науках и искусствах» (1750); «Рассуж­дение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755); «Письмо к Д'Аламберу о зре­лищах» (1758); «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) и др. Вклад в развитие политической мысли.Осно­вы социально-политической доктрины Руссо — осо­бая концепция общественного договора, значимо повлиявшая на европейскую политическую теорию и практику; нетрадиционная для Просвещения песси­мистическая трактовка общественного прогресса; и наоборот, оптимистичес­кое понимание человека как такового. По Руссо, общественный прогресс (цивилизация) поработил и погубил че­ловечество, развратил души людей. Напротив, естественное (первобытное) состояние человека как «существа необщественного» но своей изначальной природе — это состояние счастья, безмятежного детства. Руссо, используя идею Гоббса о «естественном состоянии» человека, дает ей противополож­ную интерпретацию: в природном состоянии человек был абсолютно одинок, но зато здоров, счастлив, свободен и добродетелен. Пороки у человека разви­ваются с прогрессом разума после образования общества, первые признаки которого — жилища, семьи и ассоциации соседей. Это протообщество Руссо называет золотым веком человечества, продлившимся недолго в силу неиз­бежно скорого зарождения неравенства, которое увеличивается по мере раз­вития разума, утверждения собственности на землю. Неравенство у фило­софа впрямую связано с собственностью, т.е. понимается прежде всего как имущественное неравенство. С его появлением Руссо связывает также воз­никновение гражданского общества. Имущественное неравенство далее пе­рерастает в политическое (безвозвратную потерю свободы, принудительный труд и нищету) путем закрепления прав собственности в законах и учрежде­ния публичной власти; и только тогда, т.е. в результате развития человеческо­го разума и общества, а не в итоге «войны всех против всех» (Гоббс), наряду с гражданским обществом складывается государство. Деспотизм ~ это пре­дел развития в государстве политического неравенства. В деспотии оно пере­рождается в равенство в бесправии перед деспотом, когда не остается ни за­конов, ни правителей, а народ впадает в новое естественное состояние, обус­ловленное всевластием силы и представляющее собой результат крайнего разложения человеческого рода. Гражданское общество в концепции Руссо нужно для осуществления двух основных задач — поддержания гражданского мира и обеспечения прав соб­ственности; так оно по-своему служит всем гражданам, но больше всего по­лезно для собственников, потому и является своего рода «неправильным» об­щественным договором (точнее, имитацией «настоящего» социального кон­тракта, фр. contrat social), основанным на обмане и никого полностью не удовлетворяющим. В сочинении «.Об общественном договоре» Руссо пыта­ется наметить способ новою обретения человеком свободы (разумной свобо­ды как свободы «подчиняться только самому себе» или закону, самостоятель­но себе назначенному). Этот способ — заключение нового, подлинного об­щественного договора между всеми равными гражданами (а не между гражданами и правителями, по мнению идеологов либерализма). Его цель — создание такого социального устройства, где «каждый... отдает свою лич­ность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого». То есть всякий индивид должен отказаться от ранее принадлежавших ему «мнимых» прав, обеспечиваемых только личной силой, в пользу сообщества, чтобы получить от него легитимные гражданские права и свободы, гарантированно защищен­ные совокупной мощью всего сообщества. В результате подлинного общественного договора образуется ассоциа­ция равных и свободных индивидов, республика по форме правления. Рус­со уподобляет эту ассоциацию искусственному организму, наделенному об­щей волей, которая представляет собой не суммарное волеизъявление всех индивидов, а добровольное отчуждение «мнимых» нрав и свобод, способ­ствующее избавлению граждан от конфликтных интересов, приобретению взамен гражданских прав и свобод, наилучше отражающих интересы и цели всей ассоциации и любого ее члена. Отныне интересы человека, неотдели­мого от ассоциации, продиктованы общей волей, тем самым он обладает равными с другими правами. Отсюда — особый характер законодательства, соответствующего интересам всех и каждого, поскольку является выраже­нием общей воли и одновременно «внутренним законом» любого индивида. Руссо утверждает, что общество может силой заставить человека быть сво­бодным, т.е. снова услышать общую волю, если он поддается страстям до такой степени, что нарушает законы. Этот тезис позволил некоторым кри­тикам, например Попперу, утверждать, что Руссо был основоположником идеи тоталитаризма. Общественный договор определяет и характер власти: государство (рес­публика) основано на принципах свободы, уравнительного равенства и на­родного суверенитета (прямого народовластия), который неотчуждаем, не­разделим (потому Руссо критикует идею разделения властей) и не может быть представлен никем, кроме самого народа. В этом Руссо резко расходится с классической либеральной теорией представительной демократии, полагая, что «народные депутаты не суть и не могут быть представителями народа», т.е. только весь народ — носитель власти, а значит, лишь в своей полноте он может законодательствовать и властвовать вообще. Этот тезис обусловлен также статусом общей воли как критерия справедливости, что особо подчер­кивает мыслитель, поскольку политика обязательно должна быть моральной и добродетельной. Но для Руссо было очевидно: хотя общая воля моральна, в ней не всегда преобладает интеллект (здесь он согласен с Платоном), потому иногда может потребоваться гениальный законодатель наподобие греческого Солона.

 

Еще один сторонник развивающей демократии — Джон Стюарт Милль — полагал, что, участвуя в общественной жизни, граждане начина­ют лучше понимать политические процессы и достигают высокого уровня развития личности. Демократия для него была важна прежде всего своей образовательной ролью. Поэтому Милль призывал распространить поли­тическое участие на всех грамотных граждан, включая женщин.

 

 

Обратите внимание Милль отрицал идею политического равенства, ибо не верил, что все политические взгляды одинаково ценны. Он даже предложил систему «множества голосов»: у неквалифицированных рабочих — один голос, у квалифицированных — два, у выпускников универ­ситета — пять.

 

МИЛЛЬ (Mill), Джон Стюарт(1806, Лондон — 1873, Авиньон) — английский экономист, философ, те­оретик либерализма, политический деятель. Автор многочисленных работ, среди которых: «Си­стема рассудочной и индуктивной логики» (1843); «Принципы политической экономии» (1848); «О сво­боде» (1859; совместно с женой Г. Тейлор); «Сообра­жения о представительном правлении» (1861); «Ути­литаризм» (1863); «Огюст Конт и позитивизм» (1865); «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона» (1865); «Подчиненность женщин» (1861, опубл. в 1869; входит в число классических работ; отстаивавших политические права женщин); «О религии» (1874) и др. Вклад в развитие политической мысли. Значение Милля для социальных, наук определяется его участием в становлении социологии как научной дис­циплины, в т.ч. путем пропаганды научных идей О. Конта в Великобритании (но в его социально-политической доктрине Милль видел апологию деспотиз­ма, поскольку общество у Конта ставит индивида в подчиненное положение), и разработкой логики и методологии социологического исследования. Однако сре­ди наук о человеке Милль на первое место ставил позволяющую постичь чело­веческую натуру психологию, законы которой универсальны, в то время как законы социологии объясняют человеку в обществе «коллективные действия и...феномены, составляющие социальную жизнь». Работы Милля наряду с тру­дами Токвиля явились важной философской основой современного либерализ­ма, оказали значительное влияние на развитие демократической теории, став серьезной альтернативой элитарным концепциям демократии. Во всех своих произведениях Милль выступает последовательным защитни­ком свободы, которая понимается в качестве свободы мысли, слова и собраний, самостоятельности при выборе стиля жизни и т.п. Концепция свободы у Милля представлена не только политической свободой, т.е. конституционными гаранти­ями против тирании правителя, но и защитой индивидуальности от всевластия (тирании) большинства, которое видится основной угрозой свободе в демокра­тических государствах, защитой от господствующего в обществе мнения как «нравственного насилия». Общественное мнение в качестве инструмента власти большинства следует ограничить только сферой взаимоотношений индивида и общества и использовать его в тех случаях, когда действия (или отсутствие тако­вых) индивида наносят ущерб другим; во всех вопросах, касающихся самого индивида, вмешательство общественного мнения недопустимо. Непозволитель­но также одному человеку навязывать свои мнения и чувства другому.

 

Интерпретация При изучении поведения граждан на выборах Б. Берельсон обнару­жил, что эмпирические данные не соответствуют классической де­мократической теории (см. Лазарсфельд П., Берельсон Б. «Голосование», 1959). Он пришел к выводу, что «определенные требования, обычно принимаемые как необходимые для успешного функциони­рования демократии, не встречаются в повелении среднего гражда­нина». Согласно теории демократически настроенный гражданин должен быть заинтересован в политике и участвовать в политичес­ких делах, но жители Эльмиры (город его исследований) в большин­стве своем голосовали, но не проявляли интереса к политике. Запад­ные режимы все-таки выжили несмотря на такие «отклонения» от демократической теории. Очевиден парадокс — политическое пове­дение многих гражданне удовлетворяет требованиям демократии, о которых твердят ученые, но сама демократическая система отвечает им: «Индивиды метут не соответствовать стандартам, но целое бу­дет жить и развиваться». Этот парадокс, но Берсльсону, позволяет нам понять ошибки классиков и объясняет, почему не дала четкого представления о демократии их теория. В ней внимание концентри­ровалось на отдельных гражданах при игнорировании самой поли­тической системы, которая если и рассматривалась, то лишь в каче­стве набора отдельных институтов. Классики демократии писали о гомогенности (в плане поведения и отношений) граждан в успешно отстроенной демократии. Исследования политолога продемонстри­ровали неоднородность общества, наличие в нем как проявляющих активное политическое участие, так и отчужденных от политики граждан. Отсюда и вывод Берельсона: ни максимальное участие, ни максимальная информированность, ни максимальная заинтересован­ность не являются условиями сохранения демократии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.