Анализ образовательной практики учебных заведений Англии, Германии, России и Украины дает возможность проследить генезис содержательного наполнения представлений об особенностях профессии дизайнера в том или ином историческом и культурном контексте, что позволяет определить принципы, основные направления формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров в вузе.
Любая профессиональная школа при решении различных задач опирается на принципы, выстроенные в соответствии с требованиями к будущей профессии выпускников, собственными традициями и возможностями. Основными принципами формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров выступают:
‒ принцип социальной ориентированности, предполагающий приоритет общественных целей по отношению к другим;
‒ принцип интеграции технического, естественно-научного, гуманитарного и художественного образования, обеспечивающий студенту фундаментальность и университетский характер образования, глубину и устойчивость знаний, способность к самообучению;
‒ принцип единства нормативной и вариативной составляющих, заключающегося в сохранении, развитии и обогащении будущих дизайнеров национальными и местными традициями;
‒ принцип креативного подхода к решению задач профессиональной направленности, предполагающий постоянное «погружение» студента в состояние творчества, развивающий его мышление как фундаментальное качество профессиональной культуры.
Реализация данных принципов невозможна без определения системы задач, которые нужно решить в ходе образовательного процесса будущих дизайнеров, разработки и обоснования комплекса педагогических условий, необходимых для их решения.
Задачи, которые необходимо решить в процессе формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров, можно сформулировать, исходя из требований государственного образовательного стандарта по специальности «Дизайн» и объединить их в три группы: творческие задачи, профессионально-ориентирующие задачи, научно-теоретические задачи.
Творческие задачи направлены на развитие умений принимать оптимальное решение в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; формирование критического отношения к результатам своего труда; толерантного отношения к мнению других специалистов по поводу своего творчества; понимание необходимости постоянного самосовершенствования как специалиста-дизайнера.
Профессионально-ориентирующие задачи направлены на всестороннее и глубокое освоение будущим специалистом всей системы профессиональных дизайнерских знаний, методов дизайнерского проектирования, развитие навыков рефлексивной самооценки в системе профессиональной деятельности, формирование навыков понимания и интерпретации дизайнерских идей в реальных условиях производственной деятельности, исходя из финансовых и технических возможностей.
Научно-теоретические задачи способствуют развитию у студентов заинтересованного и уважительного отношения к дизайнерской науке и методологии проектного творчества в контексте исторического и актуального существования дизайнерской профессии, самостоятельности в решении задач дизайнерской проектной деятельности, поиску новых приемов ее осуществления.
Заметим, что методически группа профессиональных задач, как правило, предшествует группе творческих. При этом их ни в коей мере нельзя разрывать и противопоставлять друг другу, потому что механизм формирования полноценного дизайнера-профессионала начинается с идеи творчества, в которую постепенно, в силу проблематизации и расширения горизонта знания и понимания, втягиваются компоненты идеи профессиональной направленности.
Исходя из данных задач, процесс формирования профессиональной культуры будущего дизайнера может быть успешным при создании следующих педагогических условий:
- интеграция общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, которая осуществляется на основе метода «проектного обучения». Его применение позволяет на первое место в образовательном процессе будущих дизайнеров поставить профессиональную деятельность как «сотворение дизайнерского образа», познание этого образа в контексте сотворения (в процессе проектной деятельности) и личность дизайнера, которая персонально ответственна за свои творения. В работе над проектом могут участвовать преподаватели различных (технических, гуманитарных, специальных) учебных дисциплин, а предметные знания интегрируются за счет общих объектов изучения;
- инициирование рефлексии как механизма учебной проектной деятельности студентов – будущих дизайнеров. Рефлексия способствует формированию у них таких важных личностных и профессиональных качеств, как самостоятельность, ответственность за принятые решения, коммуникативность, способность увидеть свои достижения и ошибки в отражении разных мнений, способность переносить знания, умения, навыки, систему умственных действий в новые, нестандартные условия, умения комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, позволяет строить поведение адекватное социальным нормам и требованиям профессии;
- комплексная реализация в образовательном процессе будущих дизайнеров культурологического и синергетического подходов. При этом мы исходим из того, что культурологический подход будет более продуктивным, если он реализуется в образовательном процессе в единстве с синергетическим, так как, во-первых, сама дизайн-деятельность является неотъемлемой частью, феноменом культуры, поэтому ее развитие может быть обеспечено только в социально-культурно-исторических рамках. Во-вторых, дизайнер не только субъект культурного саморазвития, но и транслятор культурных образцов, что возможно лишь при условии сформированности у него личностно-творческого отношения к окружающему миру, позволяющего воспроизводить усвоенные образцы культуры и создавать новые формы. Поэтому для эффективного формирования профессиональной культуры будущего дизайнера в вузе необходимо построение такой образовательной системы, характерными признаками которой являются: нелинейность, когда знания и опыт поведения и деятельности не только наращиваются последовательно благодаря преподавателю, но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам «открытия» их самими студентами при поддержке преподавателя; незавершенность и открытость, когда информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; субъектность, когда знание принадлежит только конкретному студенту, независимо от уровня всеобщности знания; неустойчивость и нестабильность, поскольку знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможности развития личности; относительная предсказуемость результатов образования, т.е. зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности, образование не дает готовые «рецепты» знаний, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека делать свой выбор;
- взаимосвязь теоретической и практической подготовки дизайнеров на принципах контекстного обучения, когда с помощью всей системы дидактических форм организации учебной деятельности, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им теоретических и практических знаний наложено на канву этой деятельности.
Для оценки уровня сформированности профессиональной культуры будущих дизайнеров можно использовать три критерия, а именно: мотивационно-ценностный, личностно-творческий и технологический.
Наличие мотивационно-ценностного критерия объясняется тем, что профессиональная культура будущих специалистов не может возникнуть вне мотивационно-ценностной сферы, а значит, уровень ее сформированности будет определять и меру осознанности этой культуры, и ее результативность. Как показывает практика, профессиональная культура, прежде всего, связана с направленностью, которая характеризуется в психологической науке по-разному, но общим является то, что она отражает зависимости характера и эффективность деятельности, поведения и поступков человека, его позиции от уровня развития и направленности его потребностей, интересов, ценностей, склонностей, мотивов. Уже выбирая профессию, человек определяет такой вид деятельности, в процессе которой он сможет удовлетворить потребность в признании и самоутверждении, реализовать свои жизненные планы.
Поэтому основными показателями этого критерия являются: понимание целей профессиональной деятельности; удовлетворенность профессиональным выбором; осознание ценности профессиональных знаний, самоценности личности и других общечеловеческих ценностей.
Личностно-творческий критерий характеризует в первую очередь специфику профессиональной деятельности будущего дизайнера, которая, предполагает наличие, у желающих овладеть этой профессией, определенных художественных и творческих способностей, развитого абстрактного и пространственного мышления. Направленность, подкрепленная художественной одаренностью, обуславливает выбор идеала, самоанализ, самооценку и требовательность личности к себе, выступает ведущим мотивом учения, стимулирующим познавательную деятельность студентов. Основные показатели критерия являются: интеллектуальная активность; наличие профессионально важных качеств; гибкость и вариативность мышления; самостоятельность в принятии решения; осознание «Я – студент-дизайнер» и «Я – специалсит-дизайнер»; стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Технологический критерий предполагает наличие умений ставить и решать основные задачи профессиональной деятельности дизайнера: аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные и коррекционно-регулировочные.
Какие же средства можно предложить для формирования профессиональной культуры в учебном процессе. Прежде всего, нужно уделить основное внимание учебной дисциплине «Введение в специальность», для которой должна быть разработана программа дисциплины с таким расчетом, чтобы ее содержание и методика обучения способствовали более акцентированному формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров определенной специализации.
Основной акцент преподаватели фундаментальных и специальных дисциплин должны уделять стержневым понятиям, наиболее значимым для будущей профессиональной деятельности дизайнера определенного профиля посредством разработки и включения в учебную деятельность студентов системы учебно-профессиональных задач.
Система учебно-профессиональных задач может включать задачи трех типов, вводившихся в образовательный процесс в логике поэтапного усложнения:
1) вспомогательные профессиональные задачи, построенные на материале фундаментальных дисциплин и отрабатывающие умения студентов принимать решения в типовых условиях предстоящей профессиональной деятельности;
2) специализированные профессиональные задачи, построенные на материале цикла специальных дисциплин и базирующиеся на обосновании выбора решения из числа предложенных;
3) междисциплинарные профессионально-ориентированные задачи, построенные на комплексном применении знаний фундаментальных и специальных дисциплин и требующие ответственного выбора варианта решения, оптимально соответствующего условиям предстоящей профессиональной деятельности.
В качестве наиболее эффективных форм организации учебной деятельности является учебная и производственная практика, курсовое проектирование, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Особое внимание должно уделяться методу проектного обучения.
Целью учебной проектной деятельности является овладение студентом профессией дизайнера и формирование его профессиональной культуры. В качестве средств учебной проектной деятельности выступают знания по гуманитарным, фундаментальным и специальным дисциплинам и приобретаемые в ходе обучения профессиональные и творческие умения, методы и операционная техника проектирования.
К числу задач учебной проектной деятельности относится выработка художественного и эстетического вкуса и графического мастерства, развитие интеллекта студента, пространственного мышления и образного структурного воображения, формирование творческого мировоззрения, развитие композиционных способностей, становление его как личности, с развитой профессиональной культурой. Соединение всего этого создает ситуацию целостного обучения. Знания студентов актуализируются в дизайнерском смысле и оказывают на него синхронное воздействие. Научно-техническая информация стимулирует творческий поиск студента, а научные абстракции наполняются конкретным смыслом. В процессе проектного обучения студент усваивает всесторонний подход к организации материально-пространственной среды социальных процессов. Он овладевает методами типологического, функционального, экономического и визуального анализа, оценки и синтеза, приемами компоновки целостной системы дизайнерского объекта. Таким образом, создаются предпосылки для успешного личностного развития в каждом из выделенных нами компонентов: проектно-производственном, социокультурном, рефлексивном и идет формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров.