Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Самоочевидно ли существование Бога.




С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что существование Бога самооче­видно. Ибо самоочевидными называются вещи, знание о кото­рых присуще нам естественным образом, а именно так оно и есть, когда речь идет о первых началах. Так сказал и Дамаскин: "Знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом"1. Поэтому ясно, что существование Бога самоочевидно.

Возражение 2. Кроме того, самоочевидными называются вещи, которые мы познаем, исходя из незыблемого знания, как справедливо заметил Философ, говоря о первых началах дока­зательства2. Так, если понятен смысл [терминов] "целое" и "часть", то также ясно, что каждое целое превосходит любую из своих ча­стей. И поскольку значение слова "Бог" нам известно, то из этого необходимо следует, что Бог существует. Ибо это слово обозна­чает то, превосходнее чего ничего помыслить нельзя. Но то, что существует как в действительности, так и в уме, превосходит то, что существует лишь в уме. Поэтому, коль скоро слово "Бог" по­нятно, то Он [тем самым уже] существует в уме, и, следователь­но, [превосходя все прочее] Он существует и актуально3. Отсюда ясно, что утверждение "Бог существует" — самоочевидно.

Возражение 3. Кроме того, существование истины само­очевидно. Ибо если кто отрицает существование истины, тот, зна­чит, допускает, что истины не существует; но если истины не су­ществует, то утверждение "истины не существует" — истинно; та­ким образом, [даже] если [только одно] какое-либо утверждение является истинным, то истина существует. Но Бог сам есть Исти­на: "Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь" (Ин. 14, 6). Поэтому [утверж­дение] "Бог существует" — самоочевидно.

Этому противоречит следующее: никто не может помыслить [ничего] противоположного тому, что самоочевидно, как это по­казал Философ, говоря о первых началах доказательства4. Но про­тивоположное утверждению "Бог есть" [вполне] можно помыслить: "Сказал безумец в сердце своем: нет Бога" (Пс. 31, 1; 52, 2). От­сюда понятно, что существование Бога не самоочевидно.

Отвечаю: что-либо бывает самоочевидным двояким обра­зом: с одной стороны, самоочевидным для себя, но не для нас; с другой, самоочевидным как для себя, так и для нас. Утверждение самоочевидно [лишь постольку], поскольку предикат является включенным в определение субъекта5, как [например, утверждение] "человек есть живое существо", ибо "живое существо" включено в определение человека. Если, таким образом, предикат и субъект общеизвестны, суждение самоочевидно; это хорошо видно на примере первых начал доказательства, когда определения суть общие понятия ума, которые невозможно оспорить, такие как бытие и небытие, целое и часть и т. п. Если же найдутся такие, коим неизвестны определения предиката и субъекта, то сужде­ние, оставаясь очевидным само по себе, не будет очевидным для тех, кто не имеет знания о предикате и субъекте суждения. По­этому и случается так, как говорил Боэций, что "есть общие поня­тия ума, самоочевидные только среди ученых, например, что все бестелесное не находится в каком бы то ни было месте"6. Исходя из этого, я и говорю, что утверждение "Бог существует" самооче­видно для себя, ибо предикат здесь то же, что и субъект, посколь­ку понятие Бога включает в себя и Его существование, как это будет показано ниже (3,4). Но так как нам не дано знать сущности Божией, утверждение ["Бог существует"] не самоочевидно для нас, но нуждается в доказательстве через посредство вещей бо­лее нам известных, хотя и менее явных по природе7, а именно, через следствия.

Ответ на возражение 1. Знание о существовании Бога все­яно в нас естественным образом в общем и прикровенном виде, постольку, поскольку Бог есть блаженство человеков. Ведь по сво­ей природе люди стремятся к счастью, а то, к чему стремятся люди по своей природе, известно им естественным образом. Но это еще не означает безусловного знания о существовании Бога; ведь знать, что приближается некто, не есть то же, что знать, что при­ближается Петр, хотя бы приближающийся [некто] и оказался Петром. Ибо немало таких, кои высшим блаженством человека полагают богатство, утехи или что-либо еще [в этом же роде].

Ответ на возражение 2. Возможно, [далеко] не каждый, ус­лышав слово "Бог", понимает, что это слово обозначает то, пре­восходнее чего ничего помыслить нельзя; ведь верят же иные, что Бог телесен. Но даже если допустить, что каждому ясно: словом "Бог" обозначается то, превосходнее чего ничего помыслить нельзя, то из этого отнюдь не следует, что все понимают: обозна­чаемое этим словом существует в действительности, а не только в уме. Кроме того, нельзя [таким образом] доказать, что это [бы­тие] существует в действительности, пока не достигнуто единого мнения, что действительно существует нечто, превосходнее чего ничего помыслить нельзя, но именно с этим и не согласны те, ко­торые полагают, что Бога не существует.

Ответ на возражение 3. Существование истины как тако­вой самоочевидно, но существование Высшей Истины — для нас не самоочевидно.

Раздел 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2158 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.