Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕуть первый. ќ цели логики




”казание о цели логики. ѕод логикой подразумеваетс€ нали≠чие у человека канонического оруди€, применение которого огра≠дит его мысль от проникновени€ в нее ошибок и заблуждений. ѕод Ђмысльюї мы здесь подразумеваем решение человека перейти от пон€тий, имеющихс€ в его разуме, Ч будь то пон€тие вообра≠жаемым или утвердительным, будь то утверждение научно обос≠нованным или гипотетическим, или позицией и допущением, Ч к пон€ти€м, наход€щимс€ вне его разума. Ётот переход в то, в чем производитс€ изменение, не лишен пор€дка и формы. ќднако пор€док и форма могут быть и правильными и неправильными. „асто бывает, что неправильное походит на правильное и вызы≠вает сомнение в своей неправильности.

»так, логика есть наука, в которой изучаютс€: способы пере≠хода от пон€тий, наличных в разуме человека, к пон€ти€м, кото≠рые он желал бы получить; состо€ние этих пон€тий; количество видов пор€дка перехода [от одних пон€тий к другим] и его формы, €вл€ющиес€ правильными, и видов, которые таковыми не €вл€ютс€.

”казание. ¬с€кое исследование, относ€щеес€ к пор€дку ве≠щей, через которые познаютс€ другие вещи, а также любые обра≠зовани€, вызывает необходимость распознани€ отдельных свойств того, что обладает пор€дком и формой, но не со всех сторон, а только с той, котора€ способна к прин€тию пор€дка и формы. ѕоэтому логику необходимо в первую очередь у€снить состо€ние единичных пон€тий и затем перейти к вы€снению состо€ни€ слож≠ных пон€тий.

”казание. ѕоскольку между словом и смыслом имеетс€ св€зь, постольку случаетс€, что некоторые состо€ни€ слова вли€ют на некоторые состо€ни€ смысла. —ледовательно, логику нужно точно установить значение слова вообще и при этом не быть скованным, кроме редких случаев, €зыком какого-либо народа.

”казание. ѕоскольку неизвестное противоположно известному, постольку вещь познаетс€ простым пон€тием, как, например, наше знание о значении названи€ треугольника. Ќо бывает, что нар€ду с пон€тием уже есть и суждение, как, например, наше знание о том, что сумма трех углов какого бы то ни было тре≠угольника равна двум пр€мым углам. Ѕывает также, что вещь по пон€тию остаетс€ неизвестной и представить ее значение можно лишь в том случае, когда познаны подобные ей и отличные от нее вещи. Ѕывает [еще] и так, что вещь остаетс€ неизвестной до тех пор, пока не будет познана, как, например, бытие диагонали, про≠водимой между двум€ сторонами пр€мого угла, которые его под≠держивают. —тало быть, наш путь исканий должен быть в науках, и его способы должны быть направлены либо на искомое пон€тие, либо на искомое утверждение. ¬ошло в обычай называть вещи, привод€щие к искомому пон€тию, Ђпо€снительными словамиї, из которых одни €вл€ютс€ определени€ми, другие описани€ми и т. д. ј вещи, привод€щие к исходному суждению, называют Ђдоказа≠тельствомї. ќдни из них образуют силлогизм, другие Ч индукции. ѕуть к познанию неизвестного лежит только через известное, но даже при помощи этого известного невозможно постичь искомое неизвестное, если не установлен путь, который смог бы привести к этому искомому.

”казание. Ћогику следует прин€ть во внимание предыдущие значени€, соответствующие вс€кой искомой цели, а также знать то, как они способствовали ищущему в постижении неизвестного искомого. “аким образом, задача логика заключаетс€ в следую≠щем: он должен знать начала суждени€ и способы его построени€, будь то определение или нечто иное; знать принципы доказательства и способ его построени€, будь то силлогизм или что-либо другое. ѕервое, с чего он должен начать, Ч это у€снить единичные простые пон€ти€, из которых складываетс€ определение и силло≠гизм, и то, что подобно им. —ейчас мы приступим к этому и начнем с ознакомлени€ со способами выражени€ значени€ словом.

”казание о выражении значени€ словом. —лово выражает зна≠чение либо адекватно, ибо данное слово €вл€етс€ носителем по отношению к определенному значению, как, например, слово Ђтреугольникї, которое указывает на фигуру, ограниченную трем€ сторонами, либо импликативно, ибо значение €вл€етс€ частью того значени€, которому соответствует слово, как, например, слово Ђтреугольникї, которое указывает на фигуру. ќно указы≠вает на фигуру не потому, что €вл€етс€ ее названием, а потому, что есть название значени€, частью которого €вл€етс€ эта фигура. »ли же слово выражает значение ассоциативно, ибо оно аде≠кватно указывает на значение, которому соответствует другое зна≠чение, €вл€ющеес€ как бы его неразлучным спутником и даже неотъемлемой частью, как, например, слово Ђпотолокї, которое указывает также на пон€тие Ђстенаї, или слово Ђчеловекї, кото≠рое указывает на пон€тие Ђвладеющий искусством письмаї.

”казание о предикате. ≈сли мы говорим, что фигура €вл€етс€ предикатом по отношению к треугольнику, то это не значит, что истина треугольника есть истина фигуры, напротив, оно означает, что вещь, называема€ треугольником, €вл€етс€ той самой вещью, котора€ называетс€ фигурой, независимо от того, имеет ли она третье наименование или называетс€ одним из этих двух назва≠ний.

”казание о простом и сложном слове. «най, что слова бывают простыми и сложными. ѕростым €вл€етс€ такое слово, часть ко≠торого сама по себе ничего не выражает и €вл€етс€ всего лишь частью. ≈сли, к примеру, ты назовешь какого-нибудь человека Ђјбдуллахї, то здесь ты укажешь лишь на его сущность, и не выразишь его качества раба божьего, ибо ты ничего не подразу≠меваешь под словом Ђабдї (раб). ¬едь мог же ты назвать его Ђ»саї. ѕравда, если в другом случае ты произнесешь слово Ђјб≠дуллахї и под словом Ђабдї будешь иметь в виду нечто иное, то тогда слово Ђјбдуллахї по отношению к человеку станет качест≠вом, а не именем собственным, причем сложным, а не простым.

—ложное слово отличаетс€ от простого и называетс€ высказы≠ванием. ¬ысказывание бывает законченным, если кажда€ часть его представл€ет собой отдельное целое Ч будь то существитель≠ное или глагол, Ч которое у логиков называетс€ Ђкалимаї. ѕоследнее выражает существующее значение неопределенной вещи в одном из трех определенных времен. Ќапример: Ђразумное животноеї. ¬ысказывание также бывает незаконченным. Ќапример, если ты сказал Ђв домеї или сказал Ђне человекї, то несмотр€ на то, что одни компоненты этих двух пон€тий выра≠жают что-то, это выражение незаконченно, так как другие из них €вл€ютс€ частицей или союзом, которые сами по себе не выра≠жают никакого смысла, если они не употреблены с другими сло≠вами. “аковы компоненты Ђвї и Ђнеї в выражени€х Ђв домеї и Ђне человекї. ¬оистину, говор€щий Ђ«ейд не...ї и Ђ«ейд в...ї не выражает законченную мысль, как нет законченности в выра≠жени€х Ђв домеї или Ђне человекї, ибо Ђвї и Ђнеї €вл€ютс€ част€ми [речи], отличными от существительных и глаголов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

2100 - | 1910 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.