Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраксеологический подход в формировании человека нового общества




„астные интересы каждого отдельного сообщества в структуре —Ќ√ вызвали нарастание регрессивных изменений системы в целом и ее составл€ющих, про€вл€емое в деградации, понижении уровн€ организации и выполн€ющих функций, ускорились процессы гниени€, разложени€ и упадка в нашем бытии, очерчива€ предельные основани€ человеческого существовани€ и развити€ быти€. –азваливаютс€ промышленность, ¬ѕ , наука, совместные предпри€ти€, агропромышленный комплекс. ѕадает рождаемость, растут безработица, тенева€ экономика, преступность. ”силиваютс€ раздоры в —Ќ√ и увеличиваетс€ долгова€ €ма, ухудшаетс€ экологическа€ ситуаци€, вызыва€ общие регрессивные изменени€ перехода от высшего к низшему. ¬ преддверии третьего тыс€челети€ мы подошли к той пограничной черте своей де€тельности и жизнеобеспечени€, у которой каждому человеку необходимо остановитьс€, подумать и осознать свою жизнеде€тельность и жизнеде€тельность всего нашего сообщества, определить свои принципиальные мировоззренческие установки и выработать необходимые и действенные подходы к дальнейшему развитию, формированию материальных и нематериальных объектов. ќсобую роль здесь играет праксеологический подход, который заключаетс€ в том, чтобы не удерживать людей на уровне их примитивной философии житейского опыта и смысла, а, наоборот, подвести их к более высокой форме осознани€ жизни. ¬ этом предпосылка праксеологических исследований с кумул€тивными свойствами, суммирующими и концентрирующими достижени€ и результаты познани€ жизни и де€тельности человека дл€ переосмыслени€, уточнени€ и поиска новых, интенсивных путей своего развити€ и совершенствовани€. »сследу€ прошлое и насто€щее праксеологии, определ€€ перспективы ее развити€, исход€ из того, чем может и чем должна она стать в ближайшем или отдаленном будущем, вырабатыва€ стратегию в области праксеологии, можно отметить, что этому научному направлению отводитс€ важна€ роль в качественном обновлении и созидательном развитии мира. ѕраксеологи€ может дать характеристику реальных человеческих возможностей, определить его объективные и субъективные действи€, способствовать становлению его идеалов и ценностей, помочь оптимизировать свою жизнеде€тельность и жизнеобеспечение как в индивидуальном, так и в общественном, всеобщем плане. ¬ научном познании пракселогической проблематики предполагаетс€ определенное понимание целенаправленной праксеологической де€тельности людей по преобразованию природы и общества, воспроизводству производительных сил и общественных отношений, обеспечивающих преемственность в общественном развитии, способ существовани€ самого человека и его действующую суть, формирующую его как личность и поддерживающую его существующее бытие трудом. Ѕибли€, учит нас, что все дело творени€ существует дл€ человека, задача которого состоит в разумных усили€х по использованию этого дела и своеобразному его завершению посредством труда во служение человеку. ¬ этой св€зи социальным субстратом действующей сути человека €вл€етс€ труд, означающий вс€кую де€тельность, которой занимаетс€ человек, несмотр€ на характер труда и обсто€тельства, то есть вс€кую де€тельность человека среди всего многообрази€ зан€тий, к каким он про€вл€ет способности и предрасположен самой своей природой, самой принадлежностью к роду человеческому. »менно в социально‑экономических, функционально‑технологических и организационно‑управленческих аспектах труда заключены конечные пружины де€тельности человека, сущность его быти€ и развити€. Ќе только научный анализ, но и здравый практический взгл€д на современные общественные процессы показывают, что основу всех причин кризисных €влений образуют факторы, так или иначе св€занные с трудом.  ризис объ€сн€етс€ тем, что происходит снижение эффективности труда, падает его престижность в общественном сознании, игнорируетс€ его решающа€ роль в реализации хоз€йственных задач, в определении доходов, получаемых трудовыми коллективами, отрасл€ми, регионами, государствами. ћенеджеры и бизнесмены должны исходить в своей де€тельности из того, что рациональное постижение общего блага обусловливает необходимость одновременно познавательных и оценочных действий человека дл€ постижени€ как фактического состо€ни€ общества, так и его возможного идеального состо€ни€, дл€ анализа не только того, что есть, но и того, как должно быть, с переходом в движении и действии от созерцательного Ђбытие Ч истинаї к Ђразвиваемо‑действующемуї праксеологическому подходу как предпосылке реализации законов быти€ и совершенства. ‘ормы, в которых развертываетс€ иде€ праксеологичес‑кого подхода, можно отнести к проблеме двух начал: с одной стороны Ч всеобщее общественное знание, т. е. теоретическа€ де€тельность ума, направленна€ на повышение действительности в ее прошлом, насто€щем и будущем, с другой Ч де€тельность как специфическа€ человеческа€ форма активного отношени€ к окружающему миру, содержание которой составл€ет ее целесообразное изменение и преобразование, т. е. умение, целесообразность, действие, дело. Ёти две величины Ч знание и де€тельность Ч играют центральную роль в праксеологическом подходе как целеустремленной системе совокупности принципов, определ€ющих общую цель и стратегию целеустремленно ориентированных празссеологических де€тельностей, показывающих, насколько это всеобщее знание превратилось в непосредственную производительную силу, в человека, его совершенствующуюс€ суть, голос собственной совести и нормы человеческой де€тельности в поисках истины и добра благодар€ интеллектуальной природе человека. ≈сли мы введем буквенные символы и обозначим буквой L совокупность знаний, а буквой S Ч де€тельность, то соотношение L/S и характеризует праксеологический подход, показыва€, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу, что имеет весьма важное значение в предпринимательской де€тельности менеджеров и бизнесменов. Ђ–азум дл€ имеющих его Ч источник жизни, а ученость глупых Ч глупостьї. ќсновна€ иде€ праксеологического подхода состоит в требовании органического соединени€ теоретического движени€ мысли и практического действи€ и предопредел€ет потенции главной производительной силы, про€вл€емые в реальном жизненном процессе в виде нарастающей трудоспособности, созидательной де€тельности, активности, уровне знаний, производственного опыта, трудолюби€, деловитости и рациональной, целенаправленной и целесообразной де€тельности в системе общественного производства. ћожно предположить, что праксеологический подход возникает в процессе борьбы двух тенденций: стремлени€ к построению возможно более обозримого, замкнутого в себе и развивающегос€ по стройному логическому плану целого всеобщего общественного знани€, с одной стороны, а с дру'‑гой Ч стремлени€ к охвату возможно более богатого материала конкретных факторов де€тельности. ѕоскольку праксеологический подход формирует две стороны отношений Ч знание и де€тельность, между ними есть противоречие и единство, которые и должны учитывать предприниматели. ¬сеобщее общественное знание имеет довольно сложную иерархическую структуру.  аждый человек застает определенный уровень знаний, какую‑то систему идей и теорий, отражающих объективную де€тельность и €вл€ющихс€ результатом предшествующей познавательной де€тельности сообщества, достигнутого им эмпирического знани€ в результате духовной его де€тельности, т. е. продукта общественно‑трудовой и мыслительной де€тельности людей предшествующих поколений. ¬оплощаемые в €зыке готовые знани€ человек должен не только освоить, с тем чтобы развивать свои духовные способности, но и вовлечь в свою де€тельность в форме всеобщности, превраща€ знани€ в элемент сознани€ и формиру€ себ€ как активного творца, как сознательного участника создаваемого нового общества, его подлинного становлени€ и развити€, перехода на новую ступень жизнеде€тельного быти€. “аким образом концентрируетс€ и кристаллизируетс€ общественна€ сила человека как творца эволюции мира, использующего естественные богатства и создающего новые блага. —ознание, идеалы людей все больше участвуют в формировании будущего, которое определ€етс€ их сегодн€шними решени€ми и действи€ми. ќбща€ иде€ состоит, видимо, в необходимости развити€ всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу земного быти€ и создани€ условий дл€ неукоснительного следовани€ этому каждым человеком, формиру€ новый тип цивилизованности, характеризующийс€ социально‑трудовым праксеологическим поведением людей, сближением теории и практики в их жизнеде€тельности настолько, чтобы теоретическа€ и практическа€ работа сливалась вместе в одну работу по раскрытию творческих способностей человека, достижению диалектического единства идейно‑теоретической, познавательной и повседневно практически действующей личности, развитию ее де€тельного быти€. ¬озрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизнеде€тельности актуализирует, исследование методологических посылок праксеологии, ее научного статуса и целостности, проблем формировани€ праксеологического подхода к де€тельной сущности в творческом потенциале человека, формиру€ праксеологическую де€тельность, правильное мировоззрение и мироощущение, а также способству€ праксеологическому поведению и жизнеде€тельности людей, отвечающих новому уровню человеческого самосознани€. „еловек выступает одним из творцов и суверенным носителем научного знани€, без которого он не может достичь действенного развити€ своих сущностных сил, высоких рубежей в познании и развитии своих творческих способностей и качеств, осмыслить действительность в ее прошлом, насто€щем и будущем, соедин€ть в себе элементы материального мира, благодар€ своей телесной природе и превосходить все телесные вещи благодар€ своей духовной природе, представл€€ собою единство души и тела. "ѕотому, что каковы мысли в душе его, таков и он. Ќаучно‑техническа€ революци€ приводит к возрастанию роли знани€ и образовани€. »сследовател€ми обосновано мнение, что образование сегодн€ €вл€етс€ одним из важнейших условий выполнени€ намеченных преобразований. ’от€ нерешенных проблем здесь еще довольно много. —ледует отметить, что знание, выражающее реальность, истинное положение вещей, следует рассматривать и в форме, в которой оно осуществл€етс€ в голове конкретного индивида, действующего человека, и в форме социально‑исторического процесса развити€ знани€.  онкретно‑исторический характер основ знаний, изменение логической структуры системы знаний в процессе ускор€ющейс€ научно‑технической революции, происход€щих социальных и культурных процессов в системе действительности €вл€етс€ важной предпосылкой приращени€ интеллектуального потенциала общества, и этот процесс должен быть управл€емым, поскольку общество об€зано гарантировать каждой личности услови€ дл€ максимальной реализации ее временного призвани€ и назначени€. ¬ то же врем€ менеджеры и бизнесмены должны учитывать, что существующа€ система образовани€ пока еще не в полной мере отвечает интеллектуальным потребност€м общества. Ёто относитс€ как к методам преподавани€, так и к выбору изучаемых предметов. ‘актически в педагогике мы не вышли за рамки традиционного эмпиризма. Ѕолее того, ввиду растущего объема знаний должный отбор предметов преподавани€ становитс€ все более сложным и ответственным делом. »сследователи отмечают, что в насто€щее врем€ усваиваетс€ около 10 % знаний, а если выделить ту часть, котора€ приходит в практику воспитани€ и обучени€, то этот показатель будет еще меньше. ќтношение знани€ к действительности носит многоуровневый и сложноопосредованный характер и развиваетс€ как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального развити€ личности. ќно может отражать элементы системы донаучных, житейских, художественных и других знаний, образующих высокий уровень знаний, наход€ за случайным необходимое и закономерное, а за единичным и частным Ч общее, формиру€ новые личностные идеалы, характеризуемые такими чертами, как социальна€ активность, трудолюбие, упорство и настойчивость в преодолении трудностей и различного рода зла, утвержда€ высокую нравственность и мораль, €вл€ющиес€ важнейшими регул€торами общественной жизни. ћногоуровневый характер системы обусловливаетс€ тем, что, как известно, мышление человека посто€нно движетс€ от незнани€ к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, формирующему мировоззрение и служащему необходимым условием преобразующей де€тельности человека и человечества независимо от того, к какой сфере жизни Ч экономической, социальной или политической она относитс€. ƒейственное направление общей тенденции в эволюции научного знани€ Ч от функциональности к субстрактности Ч €вл€етс€ важной предпосылкой в изучении объективной реальности, в доведении изучени€ мира до логически завершенной системы, когда отдельные глобальные проблемы должны быть сами приведены во взаимную св€зь между собой и образовать единую универсально‑глобальную проблему, объектом разработки которой будет весь мир как единство в многообразии. –ечь идет в данном случае об универсальной св€зи вещей, €влений мира и учений и о необходимости достигнуть общности в управлении ими. ¬ этой св€зи можно согласитьс€ с исследовател€ми, считающими, что в итоге получаетс€ однозначное соотношение: один всеглобалъный объект, или субстрат (единый мир как единство в многообразии), изучаетс€ одной всеглобальной наукой с множеством ее внутренних подразделений, охваченных единством всего научного знани€. ¬месте с тем менеджерам и бизнесменам следует учитывать, что процесс приобретени€ знаний не ограничиваетс€ лишь развитием интеллекта, а должен быть направлен и на исследование мира чувственных переживаний субъекта, на то, чтобы передать знани€, соответствующие призванию человека, и сформировать у него праксеологический подход к земным реальност€м с тем, чтобы это знание превратилось в непосредственную производительную силу, в умение, действие и искусность человека. Ђѕриложи сердце твое к учению и уши твои Ч к умным словамї.  ак показывает практика и опыт жизнеде€тельности человека, ни капитализм с его буржуазным индивидуализмом, ни классический марксизм в его русской интерпретации, принудительно нав€зываемый сверху властью и породивший новый партократический класс, лишивший человека подлинной свободы, очень устарели и уже совершенно не соответствуют ни современной социальной действительности, ни современному уровню научных и философских знаний. ћировой процесс диалектичен потому, что он есть процесс логический, неотвратимо утверждающий торжество логоса и смысла, и сводитс€ к духовному обновлению и моральному совершенству личности исход€ из неразрывного единени€ человека и общества. √лавным в развитии и де€тельности людей должно быть совершенствование человеческой личности как субъекта де€тельности и объекта моральных оценок, реализаци€ ее жизненных сил и способностей с целью дальнейшего саморазвити€ человека и общества путем познавательной и преобразовательной их де€тельности, поскольку человек выступает как действительна€ причина своих поступков.. ”величение объема и обогащение содержани€ человеческой де€тельности, изменение ее структуры св€зано с возвращением к человеку научного знани€, овеществленного в технике и технологии, вскрывающих активное отношение к природе и позвол€ющих все шире подключать силы природы к выполнению самых различных производственных операций, что и обусловливает формирование общественных отношений, рост инициативы и активности людей, праксеологической направленности их де€тельности, выражающейс€ в развитии активности, внутреннего ритма, творческих потенций и возможностей по реализации самосознани€, а вместе с тем и общественных условий их жизни и проистекающих из них духовных представлений. — целью достижени€ самодвижени€, усилени€ взаимодействи€ системы личностных, субъективных (человек) и технических (предметных) элементов производительных сил следует, видимо, полнее использовать духовные факторы производительных сил, интенсивное развитие, духовные элементы процесса труда, повыша€ уровень человеческой де€тельности по восход€щей, приближа€ ее к потенциальным возможност€м, в частности, добива€сь воплощени€ знаний и де€тельности в самом работающем человеке, его праксеологической де€тельности, обусловленной происход€щими качественными процессами развити€ производительных сил, социальными и культурными показател€ми, формирующими Ђдуховностьї как главную черту человеческой личности. Ч ѕредставл€€ собой чрезвычайно сложное и многогранное €вление, праксеологию можно охарактеризовать как науку о человеке, изучающую его сущностные силы и синтезирующую особый, только ей присущий промежуточный аспект традиционных естественных и общественных наук, изучающих человека на организационном, психическом, социальном и теологическом уровн€х. ¬месте с тем следует отметить, что человек как объект исследовани€ €вл€етс€ столь многообразным и сложным в своих свойствах и про€влени€х, что служит основанием дл€ изучени€ многих наук, а сама проблема человека относитс€ к так называемым Ђвечным вопросамї, которые интересовали и ныне интересуют многих выдающихс€ мыслителей. ќтмечаетс€ активизаци€ исследований по этой проблеме в насто€щее врем€, обусловленна€ научно‑технической революцией и обострением человеческой проблематики, ее драматизацией, разнообразием подходов, взгл€дов человекознани€ не только как предмета теоретических размышлений, но и как практической потребности общества. ѕраксеологи€ изучает в этом объекте свой аспект и свои специфические стороны, закономерности, состо€ни€ и процессы, способные приблизить нас к реальному решению проблемы человека, оказыва€ вли€ние на развитие этих наук и, вместе с тем, использу€ их выводы и рекомендации дл€ своего развити€ и дл€ оптимизации человеческой жизнеде€тельности и жизнеспособности не только в плане Ђумножени€ вещейї, но и в плане высших устремлений и целей. »де€ праксеологии вытекает из концептуального подхода ученых об интеграции всех Ђэлементов мираї в единое целое, в Ђединую человеческую семьюї. ѕраксеологический подход позвол€ет и требует рассматривать знание и практику в единстве, причем в единстве, обусловленном содержательным характером де€тельности, праксеологическа€ направленность которой происходит при активном сли€нии знаний и непосредственно самой де€тельности, вызыва€ внутреннее духовное формирование, проектно‑конструктивный характер теоретического сознани€, сориентированного к практической де€тельности по формированию своеобразного Ђдрева духаї, вырастающего из соединени€ разнообразных и пока разобщенных течений человеческого общества, Ђэволюционизиру€ от материи к высшим формам психизмаї, что и должны учитывать менеджеры и бизнесмены в процессе своей де€тельности. ѕреодоление основных трудностей, создающих проблемную ситуацию в социально‑экономическом развитии и эффективности труда и осуществимости новых эффективных основ организации общественных и индивидуальных действий, служащих развитию сущностных сил человека, его дееспособности и призводительности, целенаправленного воздействи€ на социальные и экономические объекты, процессы и €влени€, возможно при условии признани€ праксеологической направленности его жизни и де€тельности в ее сущности и воспроизводстве в процессе формировани€ единой общечеловеческой культуры, техники и искусства, а также науки, религии и морали. Ђ„еловек мудрый силен, и человек разумный укрепл€ет силу своюї. ѕостроить новое общество Ч значит прежде всего сформировать новое сознание, воспитать высокую социальную культуру у всех граждан, человеческое творчество, свободу мысли и выражени€ личности, простоту образа жизни, сохранить такие ценности всеобщего досто€ни€, как природную любовь к семье, дух дружбы и взаимопомощи, глубокого гуманизма, чувство миролюби€ и гражданского общежити€, а также демократические свободы. ѕраксеологичЄский подход к исследованию жизнеобеспечени€ и движущих сил производства служит дл€ вы€снени€ содержащихс€ в них внутренних источников единства, целостности и развити€. ќн представл€ет собой основу развити€ производительной силы труда, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развити€, €вл€€сь активным первоначалом гуманизации труда, что должно содействовать становлению личности и подлинно человеческих отношений. Ќеобходимость этого обусловлена тем, что в услови€х возросшей роли субъективного фактора, когда в построении и развитии общества участвуют миллионы людей, их сознательна€ проектно‑конструктивна€ де€тельность поднимаетс€ до уровн€ научного познани€, приобрета€ тем самым новое качество. Ёто и обусловливает необходимость развити€ праксеологии, выполн€ющей функцию непосредственной производительной силы и жизнеде€тельной основы человека и общества.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 501 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2021 - | 1999 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.