Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онцепци€ действующей личности




≈стественное равенство и основывающа€с€ на нем естественна€ солидарность базируютс€ на том, что человек св€зан со всеми людьми узами всеобщего назначени€, чем и обогащает свою личность и входит в сферу трансцендентнего гуманизма, благодар€ чему и обретает всю полноту личного развити€. ѕодлинное личное развитие €вл€ет собой общный характер и призвано реализовать общее благо на всех уровн€х. “очкой отсчета начала такого развити€ могут выступать реальные радикальные изменени€ в жизни общества, в ее целесообразном движении, воплощаемом действи€ индивидов, стрем€щихс€ к счастью. ќдной из основополагающих позиций современного этапа развити€ христианского учени€ о человеке €вл€етс€ созданна€ »оанном ѕавлом II (папой римским) концепци€ Ђдействующей личностиї, базирующа€с€ на анализе суждени€ Ђ€ действуюї, а следовательно, познаю самого себ€ и через это Ч другого. Ћичный опыт, по концепции автора, в состо€нии зафиксировать не только Ђмою собственнуюї действительность, но и действительность, существующую Ђвне мен€ї. ѕри этом отправной точкой должен быть анализ пон€ти€ активности личности, который всегда начинаетс€ с изучени€ самопроизвольного акта действи€, сознани€ и самосознани€. Ђя Ч причина, € вызываю существование указанной де€тельности, движени€, а также вызываю тот или иной результат, Ч отмечает папа »оанн ѕавел II Ч я €вл€юсь причиной того, что мой динамизм обусловливает какое‑то существование, которого до сих пор не былої.  онцепци€ представл€ет собой существенное углубление знаний о человеке и его жизнеде€тельности. ќна способствует раскрытию проблемы соотношени€ частного и общего, синтеза частных знаний в целостные представлени€ и действи€ и находит свое отражение в категории целостности, котора€ в насто€щее врем€ в науке о труде и жизнеде€тельности еще не стала ведущей, что отражаетс€ на отношени€х в процессе трудовой де€тельности, а также между членами общества вообще по достижению общественных и личных целей. ”глубление знаний о человеке должно идти в направлении лучшего понимани€ человека Ђизнутриї, по существу Ч его воли и сознани€. “акой подход выражает сущность человека и общества, услови€ их существовани€ и внутреннее содержание де€тельности, самопонимание Ђжиз‑ни‑в‑де€тельностиї, общественно‑социальные св€зи, исходное начало и единственную реальность человеческой сути, что обусловливает актуальность также и аутпраксеологической проблематики, рассматривающей индивидуальную личность и жизнеде€тельность в ее отношении к общему. ¬ажность и необходимость этого направлени€ исследований и познани€ возрастает, и нынешн€€ задача обусловливает необходимость выработки новых критериев оценки поступков человека и его де€тельности, сопутствующих ей факторов, которые не могут ограничиватьс€ ближайшими цел€ми и количественно определенными результатами нынешнего существовани€, а должны учитывать далеко идущие последстви€ жизнеде€тельности не только дл€ отдельных стран, но и дл€ всего человечества, формиру€ Ђуниверсальное общее благої. ¬ научном познании данной проблематики предполагаетс€ определенное понимание поступков жизнеде€тельности человека, целенаправленной де€тельности людей по преобразованию природы и общества, воспроизводству производительных сил и общественных отношений, обеспечивающих преемственность в творении и общественном развитии, способ существовани€ самого человека и его действующую суть в создании как общего блага, так и блага группы, семьи, государства, фирмы, предпри€ти€ и т. п. ¬едущим здесь выступает труд, необходимый дл€ устройства жизни человека, его средства и компоненты, оруди€, которыми оперирует человек, вызыва€ в жизни два р€да отношений: к природе и между людьми, отношений по своей структуре поднимающихс€ над биологической формой движени€ жизни и не подвластных ее законам. ѕриспосаблива€сь к наличным средствам производства, вступа€ в общественную жизнь, каждый человек определенными сторонами своего быти€ Ч те ли в качестве субъекта производства, то ли как объект хоз€йственно‑распор€дительной де€тельности Ч предстает носителем этих отношений. ћиновать их никому не дано, эти отношени€ первичны и жизненно необходимы. »меновать их можно как материальные, жизненные отношени€. –оль человека состоит в активном критическом их осмыслении. ¬ предметном (вещном) воплощении их объективность ощущает на себе каждый человек в зависимости от его поступков и места в системе общественного производства, социально‑экономического содержани€ выполн€емого труда и той части наличного продукта, который приходитс€ на его долю. Ёти отношени€ специфически отображаютс€ функциональной де€тельностью мозга, всей нервной системы человека и выступают в виде первоосновы мотивов его поведени€, заданной мировым разумом. —оциальным субстратом этих отношений €вл€етс€ труд, выступающий в то же врем€ условием возрастани€ степени свободы общества и человека по отношению к природе и обществу, основой сознательного контрол€ общества над услови€ми своего быти€. ¬ социально‑экономических, функционально‑технологических и организационно‑управленческих аспектах труда заключены конечные пружины де€тельности человека, его облика изнутри и возможностей совершенствовани€ в труде уже изначально данных вместе с душой таких свойств человека, как разум, свобода воли и т. п. –азвитию этих идей и посв€щена энциклика папы »оанна ѕавла II ЂLaborem exercensї (Ђќ человеческом трудеї), изданна€ за рубежом в 1981 году, котора€ €вл€етс€ судьбоносной в плане совершенствовани€ и развити€ христианской концепции жизнеде€тельности, нового подхода к высшей форме активности человека, более расширенной и перспективной трактовки проблем труда с интерпретацией пон€тий сотворени€, воплощени€ и искуплени€. –абота была издана во многих странах мира. ≈й посв€щены глубокие исследовани€ ученых многих научных направлений.   10‑летию со дн€ выхода ее в свет, в 1991 году, впервые указанна€ работа была переведена на русский и украинский €зыки и издана. ќна вызвала значительный интерес среди ученых и различных слоев населени€. ≈е издание в ———– раньше было немыслимым, поскольку церковь в эпоху сталинщины и в последующие годы подвергалась большим гонени€м. » только новые ве€ни€ и тенденции позволили ей зан€ть надлежащее место в деле воспитани€ человеческой нравственности. ”силение интереса в нашем обществе к благочестию, набожности, христианской св€тыне предопределило издание энциклики о труде, раскрывающей смысл жизни и сущность христианства, гуманизма и веры, сотрудничества, нравственности, социальных и экологических последствий вмешательства человека в природу и знаком€щей с его жизнеде€тельностью и вероучением, возможност€ми человека. ¬ыдающийс€ ученый и общественный де€тель, доктор наук, профессор  арол ¬ойтыла (папа »оанн ѕавел II), накопив огромный жизненный опыт, обращаетс€ ко всем люд€м доброй воли со своей активной жизненной позицией, имеющей огромное мобилизующее значение на практике как дл€ самих верующих, так и не только дл€ них, поскольку в наши дни, четко обозначившиес€ дефицитом духовности, люди во всем мире должны все больше осознавать, что они призваны играть значительную роль в вопросах морали, духовности, трудолюби€, культуры поведени€ и общени€, бор€сь за лучшее будущее, за активную жизненную позицию, стимулирующую развитие главной производительной силы быти€ Ч человека со свойствами активности, целенаправленности, сознательности, вырабатывающими праксеологический подход к работе, формированию целевых действий и настроений, стил€ жизни, развити€ и совершенствовани€ ее путем логически организованной системы пон€тий, категорий, приемов и действий.   сожалению, эта проблематика в ———– развивалась недостаточно. ѕровозгласив перестройку и объ€вив гласность, политики, возглавл€вшие страну в предраспадный период, не подготовили систему мировоззренческих установок, нравов, взгл€дов, идей, что вызвало страдани€ многих миллионов людей. Ќыне задача состоит в том, чтобы восстановить дееспособность человека, накопить интеллектуальные ресурсы, по которым в эпоху всеобщей уравниловки и нивелировки, унификации и регламентации был нанесен серьезный удар. ЂЌе хорошо душе без знани€, и торопливый ногами, оступитс€ї. Ќовые качественные процессы и проблемные ситуации, возникающие в ходе национального обновлени€, развити€ и укреплени€ независимого государства, обусловливают необходимость дальнейшего осмыслени€ и изучени€ проблем человека, методологического обосновани€ сложившейс€ тенденции к созданию единой науки о человеке.  аса€сь экономического аспекта рассматриваемых вопросов, следует отметить, что проблемы человека как главной производительной силы в экономической науке и практике недостаточно глубоко и всесторонне исследованы. Ќо как раньше, так и сейчас многие социально‑экономические научные разработки страдают отрывом исследований от жизни, наблюдаютс€ подмена глубоких теоретических обобщений игрой в дефиниции, схоластическое теоретизирование, созерцательность, замыкание в собственных Ђдиссертационныхї и групповых интересах, с одной стороны, и узкий практицизм, с другой. ¬ исследовани€х и разработках наших ученых недостаточно глубоко и последовательно рассматривались и рассматриваютс€ проблемы человека и его жизнеде€тельности. „еловек в этом аспекте проблемы рассматривалс€ лишь как элемент общества, как винтик, как часть, как пригодность функционировани€ целого, как причина производства и его равнодействующа€ сила в экономических и производственных отношени€х, господствовавших в период построени€ и функционировани€ так называемого развитого социализма. ¬ то же врем€ следует отметить, что еще в 1951 году молодой и перспективный ученый  арол ¬ойтыла высказал идею о необходимости познани€ и изучени€ человека как извне, так и изнутри, поскольку, по убеждению молодого ученого, человек €вл€етс€ Ђединственным объектом, которого необходимо познавать извне и изнутриї. ћенеджерам и бизнесменам надо учитывать, что диалектика частей возможна лишь вследствие их погружени€ в логическое лоно целого, охватывающего такие проблемы, как человеческа€ личность, ее достоинства, совесть, свобода, брак и семь€, культура, возвышение человека за счет допущени€ его к творению добра, сверхъестественному познанию. ѕринима€ эти идеи, многие страны разрабатывают и внедр€ют меры по развитию человека в своих государствах. “ак, —оединенные Ўтаты јмерики разработали дл€ своей страны ѕрограмму по вопросам образовани€ до 2000 года, где задача минимум Ч сделать дл€ сегодн€шних учеников школу как можно лучше, самой демократичной, самой профессиональной; дл€ завтрашних Ч создать новую генерацию школ. ѕо глубокому убеждению бывшего президента —Ўј ƒжорджа Ѕуша, в высших учебных заведени€х должны обучатьс€ не менее 90% выпускников школ, американские учащиес€ должны стать первыми в мире по уровню знаний естественных и математических наук, иметь достаточно широкий кругозор в области литературы, искусства, экономики, правоведени€. ¬ прессе отмечаетс€, что все основные просветительские учреждени€ уже активно работают на эту программу. ѕоучительными представл€ютс€ высказывани€ »оанна ѕавла II, указывающего, что изучение проблем личности следует осуществл€ть на фоне ее де€тельности, про€вл€ющейс€ в Ђсвободныхї поступках. —ледует определ€ть Ђфеномены поступковї человека, но не забывать и об их природе. —ледует учитывать, что Ђде€ниеї, или Ђпоступокї, Ч одна из центральных категорий как в антропологии, так и в этике, поскольку человеческа€ активность есть Ђвызывание человеком каких‑либо последствий, имеющих определенную положительную или отрицательную ценностьї. Ѕез утверждени€ этих взгл€дов, гармонируемых с проблемой моральной субъективности человека, педагоги вр€д ли смогут обеспечить творческий подъем молодого поколени€, формирование новых душ и повышенную т€гу к образованию, наукам. ѕомочь им в этом призваны прогрессивные предприниматели, менеджеры и бизнесмены. ќсобое внимание рекомендуем обратить на самую последнюю энциклику »оанна ѕавла II ЂVeritatis Splendorї (Ђ—и€ние »стиныї), вышедшую в 1993 году и раскрывающую основные принципы моральной христианской доктрины. ѕоучительный документ раскрывает некоторые основные вопросы христианской морали и начинаетс€ с библейского диалога »исуса с молодым юношей, старающимс€ пон€ть и осознать главные принципы христианской морали, что весьма полезно и поучительно широким читательским массам молодежи. »спользование менеджерами и бизнесменами идей и подходов этой энциклики позволит им не только предостеречь себ€ от ошибок, но и с новой силой провозгласить ту решающую сущность, котора€ качественно определ€ет новизну христианской свободы: Ђ“олько в истине человеческа€ вол€ имеет человеческий и ответственный характерї. ¬неисторическое, непреход€щее и общечеловеческое понимание христианских моральных норм необходимо современному человеку как дл€ индивидуального выживани€ и спасени€, так и дл€ решени€ социальных проблем, утверждени€ демократии, достоинства, ценности и прав личности, социального равенства и социальной справедливости. –азрабатыва€ стратегию жизнеде€тельности народа, предпринимател€м следует учитывать, что за последние дес€тилети€ технические параметры овеществленного труда претерпели значительные качественные изменени€. ¬недрение в технику и технологию новых материалов, новых источников энергии, новых параметров Ч сверхвысоких и сверхнизких температур и давлений, скоростей, смертоносной дл€ человека радиации Ч в исключительной степени обострило диалектическое противоречие между ограниченными возможност€ми естественных органов человека и неограниченными, возрастающими возможност€ми технических систем, обострило настолько, что человек Ч творец техники Ч стал в известном смысле тормозом ее дальнейшего развити€. —тереотипы же жизнеде€тельности человека, целевые установки и исполнительска€ культура отстают от современных требований социально‑экономического, научно‑технического и культурного прогресса. —видетельством этому может быть чернобыльска€ трагеди€. Ёто отставание можно объ€снить возникшей серьезной диспропорцией между естественно‑техническими и поведенческими науками. ¬ противоположность техническим и естественно‑научным достижени€м наши поведенческие науки Ч праксеологи€, научна€ организаци€ труда, нормирование, тектологи€, экологи€ человека, физиологи€ и психологи€ труда, социологи€ труда, психометри€, теори€ мотиваций, теори€ действий, эргономика, рефлексологи€, генетическа€ психологи€, акмеологи€, психогеронтологи€, онтопсихологи€ человека, характерологи€, трифологи€, эвристика, мнемоника и другие Ч остались примитивными и заскорузлыми в своем развитии. ќни не оказывают достаточно целенаправленного и необходимого воздействи€ на человека как главную производительную силу, не способствуют поддержанию его здоровь€ и работоспособности на должном уровне, не содействуют правильному учету психофизиологических особенностей при выборе профессии, недостаточно эффективно формируют целесообразность поступков, целевых действий и поведени€ человека. “о есть весьма актуальными представл€ютс€ исследовани€ и разработки в области аутпраксеологии как совокупности научных знаний, утверждений и доказательств, методов и приемов оптимизации и активизации индивидуальной человеческой де€тельности. ѕоскольку человек в действительности принадлежит самому себе, свобода человека €вл€етс€ подлинной свободой, нар€ду с полной ответственностью за свою де€тельность. ѕобеда разума, смысла, справедливости, пор€дка и организации в социальной жизни должна подчин€тьс€ великой идее и зажигать души. »з этого и должны исходить менеджеры и бизнесмены.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 275 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

2077 - | 1820 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.