Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–екапитул€ци€ в виде выводов обычно €вл€етс€ завершением высказывани€




ѕобуждение.

ѕобуждение Ч завершающа€ часть высказывани€, в которой, как и в предшествующей рекапитул€ции, концентрируетс€ и выражаетс€ основной пафос.

ѕобуждение строитс€, как призыв к действию или решению, и иногда объедин€етс€ с рекапитул€цией. Ќо в любом случае основными требовани€ми к побуждению €вл€ютс€ краткость, €сность, приемлемость, воспроизводимость.

„то касаетс€ выражени€ пафоса, то следует помнить, что сила речевой эмоции больше зависит от значени€ и смысловых ассоциаций слов, чем от их стилистических характеристик, поэтому слова высокого стил€ обычно не только не оставл€ют слушател€ или читател€ равнодушным, но даже могут быть восприн€ты иронически, особенно в завершении устной публичной речи.

»збегать неуместного пафоса в завершении речи так же важно, как добиватьс€ пафоса истинного. Ћожный пафос не только фальшива€, наигранна€ или неуместна€ эмоци€ речи, но равным образом неэтична€ эмоци€: гнев, зависть, пренебрежение, уныние, безразличие не должны про€вл€тьс€, в особенности, как основной пафос. » ритору следует тщательно взвесить выражени€, которые он использует в побуждении, чтобы избежать случайного пафоса, вызванного неточным или необдуманным употреблением слов.

ќдно из важнейших правил пафоса состоит в том, что даже если предмет речи св€зан с печальными событи€ми, угрозой, надвигающейс€ опасностью, а может быть, в таких случа€х в особенности, пафос побуждени€ должен быть оптимистическим, потому что побуждение предполагает возможность осуществлени€ решени€ силами аудитории.

У“ак теки царским путем, царска€ обитель знаний, от твоего первого века в твой второй век. ќгл€нувшись на достигнутые успехи, благодари Ѕога и поревнуй достигнуть больших. Ќе прикрывай лестью неразлучных с делами человеческими несовершенств, но в беспристрастном их признании найди наставление и побуждение к усовершени€м. –аспростран€й не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца, и да будет плодом знани€ добродетель и истинное благо, частное и общее. ѕодвизайс€ образовать подвижников истины и правды, веры и верности к Ѕогу, царю и ќтечеству, которые бы жили истиной и правдой и готовы были за них пожертвовать жизнью. »бо истина, когда за нее умирают, бывает особенно животворна. јминь.Ф

ќбщие рекомендации.

І «авершение Ч важнейша€ часть высказывани€, успех аргументации всецело зависит от качества завершени€.

І «авершение речи должно быть кратким, €сным и энергичным.

І јудитори€ должна пон€ть, к чему призывает ее ритор.

І —ледует избегать ложного пафоса, который компрометирует ритора.

І –екапитул€ци€ используетс€, в основном, в пространных высказывани€х.

[19] ќт греч. χρεία Ч "положение, доказательство".
[20] ќт лат. disсussiо - "рассмотрение, исследование".
[21] ќт гр. πоλέμεω - "вести войну, враждовать".
[22] ѕример логического опровержени€ см. на с. 88-89.
[23] Ћосский ¬. Ќ. —пор о —офии. —татьи разных лет. ћ., 1996. —. 12-15.
[24] ќт лат. rесарitulаtiо Ч "сжатое повторение".

Ёлокуци€.

Ёлокуцией [1]называетс€ раздел риторики, в котором рассматриваютс€ средства и приемы словесного выражени€ замысла.

ѕубличное высказывание предназначено дл€ аудитории, котора€ стремитс€ правильно пон€ть ритора и ожидает от него точной и €сной формулировки мыслей. ≈сли ритор ограничиваетс€ задачей быть правильно пон€тым аудиторией, ему достаточно соблюсти общеприн€тые нормы речи. Ќо если тема требует от аудитории значительных усилий, то элементарной культуры речи недостаточно: сложное содержание невозможно выразить простыми средствами.

¬ысказывание принадлежит к определенному виду словесности, нормы которого определ€ют характер содержани€ и речевые средства. ≈сли автор не соблюдает эти нормы, произведение утрачивает необходимые качества, на основе которых получатель использует текст определенным, соответствующим замыслу образом. ≈сли, например, построение и €зык документа не соответствуют нормам деловой речи, то документ тер€ет юридическую силу.

јвтор статьи или книги сознательно создает литературное произведение, предназначенное дл€ многократного чтени€. “екст литературного произведени€ требует серьезной работы над словом, ибо важнейшим свойством литературы, в отличие от текущей словесной продукции, €вл€етс€ стиль.

—тиль Ч это отбор и согласованное сочетание в словесном произведении целесообразных выразительных средств €зыка, создающее устойчивый образ речи, который служит основанием эстетической оценки произведени€.

—тиль и слог.

—тилистическа€ оценка €вл€етс€ критерием включени€ литературного произведени€ в культуру. —ловесное произведение оцениваетс€ аудиторией с точки зрени€ продуктивности и новизны идей, которые выдвигает автор, но литературна€ судьба произведени€ определ€етс€ в основном тем, каким образом эти идеи выражены в слове, то есть качеством стил€.

ѕример (1).

*Ујристотель говорил о познавательном характере искусства и отвергал точку зрени€ ѕлатона, противопоставл€вшего искусство и познание. »сточником воображени€ (фантазии), как способности создавать образы, он считал ощущени€ и, в отличие от ѕлатона, признавал эстетическое значение чувственного воспри€ти€ действительности.Ф[2]

B этом отрывке из академической У»стории философииФ заметна профессиональна€ работа литературного редактора. »зложение отличаетс€ правильностью, чистотой, €сностью, соразмерностью; соблюдены все литературные нормы; нет эмоционально окрашенных, редких или сколько-нибудь неожиданных слов; содержание фраз кажетс€ пон€тным; текст гладко читаетс€ про себ€ и вслух; уточн€ющие обороты расположены в непосредственном соседстве со словами, значение которых они по€сн€ют. Ќо мысли автора не видно, поскольку отсутствует стиль. –ечь настолько обезличена, что трудно даже судить, насколько искажены действительные взгл€ды јристотел€. Ќе вс€ка€ особенна€ манера выражени€ может считатьс€ стилем.

ѕример (2) (Ќаписание слов и пунктуаци€ оригинала).

*У—ходство в поведении может быть также продолжением морфологического сходства. “ак, сходство мимики человекообразных обезь€н и человека должно обуславливатьс€, по крайней мере, одинаковой лицевой мускулатурой. —равнительное исследование поведени€ может констатировать лишь внешнее сходство в поведении. ѕри попытке его /сходства/ интерпретации психические свойства человека не могут быть спроецированы на животное. » наоборот, при исследовании поведени€ в русле эволюционной теории человек нередко Унизводитс€Ф до уровн€ животного. “о есть, человека, в принципе, рассматривают сто€щим на одной ступени с животным.Ф

B приведенном фрагменте перевода-подстрочника неповторимо сочетаютс€ следы €зыка оригинала (немецкого), особенности научной речи и индивидуальна€ речь (идиолект) переводчика. Ќо стилем это стечение речевых стихий не €вл€етс€, потому что особенности речи переводчика (например, специфическое написание глагола УобусловливатьФ как производного, по-видимому, от существительного Услава,Ф а не Уусловие,Ф употребление слова УпродолжениеФ в значении следстви€ и т. п.) образуют своего рода мозаичную форму, элементы которой не несут никакой смысловой нагрузки и представл€ютс€ результатом недостаточно внимательного редактировани€ текста.

ѕример (3).

Уќтверга€ подражательных художников за их УмногоделаниеФ и Уподражание подражанию,Ф ѕлатон, по-видимому, просто исключает из своего государства вс€кое искусство как самодовлеющее творчество. ≈сли он признает неподражательное искусство, то это в сущности значит, что он признает только вполне искреннее и непосредственное жизненное отношение к миру. “ак, например, можно молитьс€, произносить речь, писать картину, но все это имеет чисто жизненное значение. ¬ каком смысле искреннюю и непосредственную молитву можно назвать искусством (ибо есть, ведь, искусство и молитьс€; один умеет, другой не умеет молитьс€), в таком, и только в таком, смысле ѕлатон и допускает искусство. Ќо это и значит, что: 1) ѕлатон не признает искусство в нашем смысле за допустимое творчество; 2) такое самодовлеющее творчество дл€ него есть Уподражание,Ф т.е. как бы творчество не всерьез; и что 3) подлинное творчество есть усовершенствование себ€ самого, €вл€€сь единственно допустимым подражанием Ч на этот раз уже вечному образцу.Ф[3]

ћысль формулируетс€ не вполне €сно; некоторые слова используютс€ в значении, непон€тном широкому читателю; встречаютс€ неловкие и неточные выражени€, так называемые Устилистические погрешностиФ; книжна€ речь перебиваетс€ элементами разговорной; вводные слова и уточн€ющие обороты, союзы и предлоги сто€т на неожиданном месте; пор€док слов отражает становление мысли автора, которому решительно нет дела до легкости чтени€. Ќо здесь есть стиль. » это стиль јлексе€ ‘едоровича Ћосева, который невозможно спутать ни с каким иным и который не осмелитс€ править ни один редактор, потому что в стиле выражаетс€ авторска€ мысль, то принципиально новое и неповторимое, что ј. ‘. Ћосев знает и умеет сказать о ѕлатоне.

»так, в словесном строении произведени€ про€вл€ютс€ слог и стиль.

ѕод слогом мы будем понимать совокупность общеоб€зательных выразительных качеств речи, надежно обеспечивающих ее понимание и приемлемость.

ѕод стилем мы будем понимать совокупность особенных свойств речи, побуждающих читател€ или слушател€ опознавать, выдел€ть и ценить речь именно данного автора.

’ороший слог, таким образом, составл€ет основу, на которой может строитьс€ стиль, как особа€ манера речи, порой нарушающа€ норму.

I.  ачества слога.

 ачества слога определ€ютс€ отношением авторской речи к общим нормам литературного €зыка (правильность и чистота) и к нормам ведени€ речи (€сность, уместность, красота). ќтношение общественно-€зыковой практики к нормам литературного €зыка изучаетс€ дисциплиной, котора€ называетс€ культурой речи.

ѕравильность Ч соответствие речи общеоб€зательным нормам современного литературного €зыка. ѕод современным литературным €зыком понимаетс€ €зык художественной, философской, научной, публицистической, духовной, деловой словесности с 30-х годов XIX до нашего времени.

ѕон€тие современного литературного €зыка относительно: если в его объем включать только текущий речевой обиход, то утратит смысл пон€тие культуры €зыка, ибо содержание культуры Ч опыт, который сохран€етс€ обществом. ѕоэтому система норм литературного €зыка должна включать по возможности такой состав правил, который позвол€ет понимать и воспроизводить максимально полный объем произведений словесности за максимально долгий период его развити€. Ќо в таком случае нормы литературного €зыка утрачивают внутреннее единство, а объем классического материала становитс€ труднообозримым.

ѕоэтому приходитс€ ограничивать пон€тие современного литературного €зыка исход€ из относительной цельности его системы и стилистической однородности произведений.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

2080 - | 1821 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.