Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобый вид описани€ Ч словесное изображение личности




У„еловеческа€ личность не может быть выражена пон€ти€ми. ќна ускользает от вс€кого рационального определени€ и даже не поддаетс€ описанию, так как все свойства, которыми мы пытались бы ее охарактеризовать, можно найти и у других индивидов. УЋичноеФ может восприниматьс€ в жизни только непосредственной интуицией или же передаватьс€ каким-нибудь произведением искусства.  огда мы говорим: УЁто Ч ћоцартФ или Уэто Ч –ембрандт,Ф то каждый раз оказываемс€ в той Усфере личного,Ф которой нигде не найти эквивалента.Ф[12]

ќписать личность как таковую невозможно, но можно представить словом или изображением про€влени€ души в индивидуальном облике человека. ѕортрет основан на том, что личность человека едина, душевно-телесна, и сам телесный облик человека €вл€етс€ символом его внутреннего быти€. ¬нешние признаки, отражающие состо€ние души, схватываютс€ интуитивно и выражаютс€ в символическом образе.

ѕоэтому портрет символичен: признаки-символы указывают на ту духовную реальность, котора€ стоит за ними и про€вл€етс€ в них.

—имволика портрета св€зана с оценкой, с видением духовного быти€ сквозь призму внешнего облика. Ќо сами по себе символы Ч глаза, руки, лоб, голос, губы, брови, движени€ Ч представл€ют собой прин€тые в конкретной культуре алфавитные знаки, посредством которых задаетс€ характеристика личности.

У»з-за моего плеча порывисто прот€нулась рука, успевша€ воврем€ подхватить падавшую свечку... я огл€нулс€... и обомлел от неожиданности: в полоборота от мен€ сто€л сам батюшка... ¬о век не забыть мне того впечатлени€, какое оставила в моей душе эта перва€ мо€ с ним встреча! я был потр€сен; даже испуган, как если бы из образа »оанна  рестител€, каким его обыкновенно пишут на иконах, вдруг вышел сам ѕредтеча √осподень. ќблик отца ≈гора в старой, заношенной ризе, обвисшей на его высокой, сухощавой фигуре м€тыми складками потертой от времени парчи; его темные с большой проседью волосы, закинутые со лба назад непослушными, мелко вьющимис€, точно крепированными пр€д€ми, с одной пр€дкой, непокорно выбившейс€ на дивный, высокий лоб; реденька€ бородка, небольшие усы, охватывающие характерный, сильный рот, в котором так и отпечатлелс€ характер стойкий, точно вычеканенный из железа; небольшие глаза, гор€щие каким-то особенным €рким внутренним светом, и взгл€дом, глубоко, глубоко устремленным внутрь себ€ из-под глубоких, резких складок между бров€ми: вс€ фигура отца ≈гора поразила мен€ сходством с тем, кто по преданию рисуетс€ нашему верующему представлению, как Углас вопиющего в пустыне.Ф “а же пустын€ окружала отца ≈гора, но только не та знойна€ берегов »ордана, а наша холодна€, снежна€... ѕравда, со времен  рестител€ успел остыть и огонь души человеческой!Ф[13]

ѕортрет строитс€ по определенной композиционной схеме, котора€ имеет особое значение, так как цельность и осмысленность образа Ч основное свойство портрета.

ќписание начинаетс€ и завершаетс€ сравнительными чертами внешнего и духовного сходства, которые разрабатываютс€ и подтверждаютс€ несколькими конкретными чертами Ч частными признаками. Ёти частные символические признаки Ч фигура, оде€ние, волосы, лоб, рот, глаза, складка между бров€ми Ч также располагаютс€ в последовательности от общего плана Ч фигуры и оде€ни€ Ч к част€м внешности по движению взгл€да сверху вниз, причем каждый из признаков снабжаетс€ характеристикой-оценкой.

»зобразительность портрета достигаетс€ сжатой образной характеристикой, сгущением эпитета и ритмизацией речи: Ув заношенной ризе, обвисшей... м€тыми складками потертой от времени парчи,Ф Умелко вьющимис€, точно крепированными пр€д€ми.Ф

ќбобщение описани€ Ч мысленный образ духовной среды отца ≈гора Ч ≤≤устыни, который нарастает от изображени€ взгл€да, устремленного внутрь себ€, через устойчивый эпитет (Углас вопиющего в пустынеФ) к указанию на пустыню, за которым следует сравнение и необходимое по замыслу противопоставление людей и времен.[14]

’арактеристика.

ѕредставл€ет собой систематическое перечисление качеств или свойств предмета мысли с целью представлени€ его структуры и сопоставительной оценки. ѕредметом характеристики может быть как индивидуальный объект, так и класс объектов.

У »нтеллигент. Ёто полна€ противоположность только что упом€нутому образу простеца. » по своему прошлому, и по образованию, и по культурному наследию, и по своему отношению к ÷еркви и по подходу к греху, он несет что-то очень непростое, дл€ себ€ т€гостное и болезненное, а дл€ исповедующего духовника это испытание его пастырского терпени€ и опытности.

“ип человека, отличающегос€ высокой интеллектуальностью, свойственен вс€кой культуре и вс€кому народу. “ип этот всегда занимал и будет занимать в ÷еркви положение, отличное от положени€ простеца, и к нему духовнику всегда придетс€ подходить иначе, чем он подходит к человеку, далекому от интеллектуальных запросов. Ќо тип интеллигента есть продукт только русской истории, неведомый западной культуре. Ќа нем сказались вли€ни€ исторические, культурные, бытовые, европейской цивилизации несвойственные. Ётот тип, в его классическом облике второй половины XIX и начала XX вв., веро€тно, историческим процессом будет сметен с лица этой планеты, но в своем основном он носит какие-то типично русские черты, которые останутс€ в жизни, как бы истори€ не повернулась. ¬от эти существенные особенности интеллигента:

1) повышенна€ рассудочность и следовательно привычка говорить от книжных авторитетов;

2) недисциплинированность мысли и отсутствие того, что так отличает людей латинской, романской культуры, а именно уравновешенность и €сность мыслей и формулировок;

3) традиционна€ оппозиционность вс€кой власти и иерархичности, будь то государственна€ или церковна€;

4) характерна€ безбытность и бо€знь вс€кой устроенности: семьи, сослови€, церковного общества;

5) склонность вообще к нигилизму, вовсе не ограничивающемус€ классическим типом Ѕазарова и ћарка ¬олхова, а легко сохран€ющемус€ и в духовной жизни;

6) вли€ние вс€ких в свое врем€ острых течений, вроде декадентства, про€вл€ющеес€ в изломанности и изуродованности душевной.

¬се это можно было бы при желании умножить, но достаточно и сказанного.

¬ своем подходе к пока€нию такой тип часто бывает очень труден и дл€ себ€ и дл€ св€щенника. ћало кто мог бы окончательно отр€сти с себ€ прах этих былых болезней. —имптомы старого часто выбиваютс€ на поверхность и несчастный чувствует себ€ пленником былых привычек. Ёти не€сность и см€тенность души обнаруживаютс€ и в образе мышлени€ и в способе выражатьс€. “акие люди зачастую не способны €сно сформулировать свои душевные состо€ни€. ќни почти всегда наход€тс€ в плену своих Унастроений,Ф Упереживаний,Ф Упроблематик.Ф ќни не умеют даже просто перечислить свои грехи, ход€т Увокруг да около,Ф иногда признаютс€ в том, что не умеют исповедоватьс€. ” них нет €сного сознани€ греха, хот€ это вовсе не означает, что они лишены нравственного чувства.  ак раз обратно: это зачастую люди с высоким моральным уровнем, щепетильные к себе, неспособные ни на какой предосудительный поступок; они в особенности носители общественной честности, Укристальной души люди.Ф Ќо в своем отношении к внутренней жизни они пленены мудровани€ми и излишними рассуждени€ми. »споведь их носит характер рассудочный; они люб€т резонировать, Уне соглашатьс€ с данным мнением.Ф ќни и на исповеди готовы вступать в прени€ и Уоставатьс€ при своем особом мнении.Ф ќни прекрасные диалектики и эту свою способность принос€т и к исповедному аналою.  роме того, от своей часто расплывчатой исповеди, в которой преобладают неопределенные части речи: Укак-то,Ф Удо некоторой степени,Ф Умне думаетс€,Ф Укак бы вам это объ€снитьФ и пр., они легко пускаютс€ в отвлеченные совопросничества. ќни люб€т на исповеди, Ч совершенно не счита€сь с тем, что за ними стоит целый хвост ожидающих исповеди, Ч задавать св€щеннику замысловатые философские и богословские вопросы, забыва€, что исповедь никак не есть удобный момент дл€ этого. ѕриходитс€ слышать от этих людей: Умен€ страшно мучает вопрос о страдани€х людей; как это Ѕог допускает страдани€ невиновных детей?Ф или что-либо в таком роде. ќни часто жалуютс€ на свои Усомнени€.Ф ћаловерие типично дл€ этой категории кающихс€.

»х прекрасно можно охарактеризовать следующими словами о. ј. ≈льчанинова, человека с коротким пастырским стажем, но большим духовным опытом и вдумчивостью: Угреховна€ психологи€, вернее психический механизм падшего человека. ¬место внутреннего постижени€ Ч рассудочные процессы, вместо сли€ни€ с вещами Ч п€ть слепых чувств, поистине УвнешнихФ; вместо воспри€ти€ целого Ч анализ. K райскому образу гораздо ближе люди примитивные, с сильным инстинктом и неспособностью к анализу и логикеФ (У«аписки,Ф с. 63 первого издани€).[15]

ќписание-характеристика обычно строитс€ на основе дедуктивно-индуктивного принципа. ¬ примере в начале излагаютс€ черты интеллигента, отличающие его от других типов кающихс€, а также черты, выдел€ющие его на фоне западноевропейской культуры, затем последовательно излагаютс€ и комментируютс€ черты, составл€ющие духовно-нравственный облик интеллигента, а в заключение даетс€ обща€ оценка интеллигента через отношение особенностей этого типа к норме христианского сознани€.

ѕостроение характеристики, в особенности, выбор общих существенных признаков, определ€етс€ конкретным замыслом: в примере, очевидно, было важно отличить интеллигента от других типов православных кающихс€, в основном русских, но в услови€х специфически французской культуры Ч указать отличительные особенности интеллигента, как именно русского.

Ќачальна€ часть характеристики дает, таким образом, общее представление о объекте в виде определени€ или замещающего его описательного приема, что необходимо дл€ €сного отграничени€ предмета речи.

—редн€€, индуктивна€ часть характеристики содержит последовательное изложение и объ€снение особенностей предмета. —начала даютс€ существенные особенности Ч свойства, без которых невозможно отождествление, например, конкретного человека с типом интеллигента. “акое перечисление должно быть достаточным, но не об€зательно полным, что видно из примера: не нужно перечисл€ть все известные, хот€ бы и существенные, особенности интеллигента, скажем, образование.

Ќа основе существенных признаков обнаруживаютс€ наиболее €ркие и представительные, практически значимые дл€ целей характеристики особенности предмета, которые при этом объ€сн€ютс€ и оцениваютс€.

Ёти частные особенности в изложении могут располагатьс€ в различном пор€дке. јрхимандрит  иприан располагает их в восход€щей последовательности, таким образом, что наиболее важна€ особенность внутреннего мира интеллигента, маловерие, предстает последней и завершает все изложение по смыслу.

«аключение содержит обобщение или истолкование Ч общую характеристику, вытекающую из приведенных данных.

–еферативное описание.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 311 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

2170 - | 1986 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.