Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“роп, основанный на отношени€х рода и вида, части и целого, единичного и множественного




Х „асть ~ целое:

Ќа недоступные громады

—мотрю по целым € часам, Ч

 акие росы и прохлады

ќттуда с шумом льютс€ к нам!

¬друг просветлеют огнецветно

»х непорочные снега:

ѕо ним проходит незаметно

Ќебесных ангелов нога...

‘. ». “ютчев.

¬место целого (ангел) часть (нога); вместо множественного (ноги) единичное (нога).

Х –од ~ вид:

УЌачинают €снее обозначатьс€ будущие пределы позднейших западных государств и частных культур »талии, ‘ранции, √ермании, близ€тс€ крестовые походы, близитс€ цветуща€ эпоха рыцарства, феодализма германского, положившего основы чрезмерному самоуважению лица (самоуважению, которое перейд€ путем зависти и подражани€ сперва в буржуазию, произвело демократическую революцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойд€ до нижних слоев западного общества, сделало из вс€кого поденщика u сапожника существо, исковерканное нервным чувством собственного достоинства).Ф

K. Ќ. Ћеонтьев.

¬место человека (вид) существо (род); вместо третьего сослови€ (род) поденщика и сапожника (вид); вместо феодалов (частное) феодализм (общее); вместо конкретных людей (носитель свойства) абстрактное свойство (самоуважение).

Х ≈диничное ~ множественное:

я буду помнить звездный кров

B си€ньи вечных слав

» маленьких баранчуков

” чернокосых матерей

Ќа молодых руках.

ј. ј. јхматова.

¬место единичного УславаФ Ч Увечные славыФ во множественном числе, то есть звезды; употребление абстрактного существительного во множественном числе конкретизирует его значение: поэт говорит о Увечной славе,Ф которую тварь поет “ворцу.

ƒругой пример Ч единичное вместо множественного:

¬ошел! Ч не бойс€, рек, и всюды

ѕростер свой троегранный штык...

√. ѕ. ƒержавин.

–ечь идет о вз€тии »змаила: имеютс€ в виду русские солдаты, которые называютс€ в единственном числе (У–оссФ).

јнтономази€.

“роп, основанный на отношении имени и именуемого качества или признака: использование собственного имени в смысле качества или собирательного образа:

У... гений всегда остаетс€ дл€ своего народа живым источником освобождени€, радости и любви. ќн есть очаг, на котором, прорвавшись, вспыхнуло плам€ национального духа. ќн есть тот вождь, который открывает своему народу пр€мой доступ к свободе и к божественным содержани€м, Ч ѕрометей, дар€щий ему небесный огонь, јтлант, несущий на своих плечах духовное небо своего народа, √еракл, совершающий от его лица свои подвиги.Ф

». ј. »льин.

»мена мифологических персонажей ѕромете€, јтланта, √еракла олицетвор€ют духовное содержание личного подвига человека.

ѕример использовани€ нарицательного имени как собственного дл€ персонификации соответствующего качества.

Уќднако сегодн€ люд€м вновь пытаютс€ нав€зать мировоззрение, в котором нет места св€тын€м. —ердце человека Ч престол Ѕожий Ч пытаютс€ зан€ть уродливые безблагодатные идолы материального преуспе€ни€: ”спех, Ѕогатство,  омфорт, —лава.Ф

ћитрополит »оанн.

√ипербола.

“роп, основанный на отношении Убольшее ~ меньшееФ и состо€щий в €вно неправдоподобном преувеличении качества или признака.

У“ворец мой! оглушил звончее вс€ких труб.Ф

ј.—. √рибоедов.

Ћитота.

“роп, противоположный гиперболе и состо€щий в чрезмерном преуменьшении признака или качества.

У¬аш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.Ф

ј. —. √рибоедов.

ћеталепсис.

—ложный троп, который образован от другого тропа, то есть состоит в двойном переносе значени€.

Ќебывала€ осень построила купол высокий,

Ѕыл приказ облакам этот купол собой не темнить.

» дивилис€ люди: проход€т сент€брьские сроки,

ј куда подевались студеные, влажные дни?

ј. ј. јхматова.

ќлицетворение осени позвол€ет построить новый метафорический образ: осень строит высокий купол, то есть высокое небо.

IV. ‘игуры речи.

–иторическа€ фигура Ч воспроизводимый прием словесного оформлени€ мысли, посредством которого ритор показывает аудитории свое отношение к ее содержанию и значимости.

—уществуют два основных типа риторических фигур: фигуры выделени€ и фигуры диалогизма. –азличие их состоит в следующем: фигуры выделени€ суть конструктивные схемы представлени€ содержани€, посредством которых сопоставл€ютс€ или подчеркиваютс€ те или иные стороны мысли; фигуры диалогизма €вл€ютс€ имитацией диалогических отношений в монологической речи, то есть включением в речь говор€щего элементов, которые представл€ютс€ как €вный или подразумеваемый обмен репликами между ритором, аудиторией или третьим лицом. –ассмотрим пример.

У—овесть Ч вот первое ос€зательное про€вление духовной жизни. ќтветьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики, Ч кто вложил вам в душу властную потребность следовать в своей де€тельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами?  то определил сами нормы?  то изобразил в душе вашей идеал жертвенности, чистоты и целомудри€, а проще сказать Ч св€тости, который влечет и манит вас неодолимой силой »стины и Ћюбви?  то все€л в сердце ваше жажду праведности и добра, отвращени€ к лицемерию, лжи и подлости?

Ѕог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!Ф[18]

ѕерва€ фраза примера содержит фигуру определени€ Ч образную характеристику предмета в форме суждени€. ќпределение относитс€ к фигурам выделени€, потому что существует конструктивна€ схема его построени€.

¬о второй фразе мы видим фигуру обращени€: ритор обращаетс€ к своим оппонентам с р€дом последовательных вопросов, на которые сам, как бы вместе с аудиторией, и отвечает. ќбращение относитс€ к числу фигур диалогизма: оно представл€ет собой прием, посредством которого монологическа€ речь предстает в диалогической форме, но какой-либо специфической словесной конструкции обращени€ нет. ¬ данном случае обращение строитс€ посредством фигуры выделени€ Ч анафоры местоимени€ Укто,Ф но может в конструктивном отношении строитьс€ иначе.

‘игуры выделени€.

‘игуры выделени€ могут строитьс€ путем добавлени€, значимого пропуска, полного или частичного повтора, видоизменени€, перестановки или распределени€ слов, словосочетаний или частей конструкции.

ƒобавлени€ и повторы.

Ёпитет.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 885 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2021 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.