Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«атем снова следует аргумент от противного и т.д




—вободный пор€док предполагает взаимное расположение аргументов, которое требует от ритора значительно больших искусства, опыта и творческих усилий, чем хри€.

ѕрибега€ к свободному гомерическому пор€дку, ритор должен:

Х во-первых, хорошо представл€ть себе особенности аудитории, ее мировоззрение и характер приемлемой дл€ нее аргументации;

Х во-вторых, уметь свободно строить цепочки аргументов, преобразу€ суждени€ и умозаключени€ по логическим правилам, и стилистически организовать рассуждение в св€зный текст так, чтобы смысловые швы между умозаключени€ми или отдельными их элементами были незаметными.

¬ качестве примера рассмотрим построение аргументации в У—ловеФ св€тител€ ‘иларета.

—остав аудитории Ч профессоры и студенты, собравшиес€ в храме по случаю университетского юбиле€, люди не всегда церковные, и, может быть, не всегда верующие, на что указывает и содержание речи: обосновываютс€ те положени€, которые представл€ютс€ аудитории сомнительными. —в€титель ‘иларет обосновывает совместимость веры и науки и необходимость не только признавать истину, но и жить по учению ÷еркви.

—хема аргументации исходит из тезы, включающей положение и предложение: поскольку вы делом исповедуете, что ’ристос есть Ѕожи€ премудрость поучающа€ u ќн же есть предмет поучающей премудрости Ч истина; что √осподь дает премудрость наставл€ющим, u от лица ≈го познание u разум в наставл€емых, то следовательно, путем истины стремитесь к истинной жизни. «адача аргументации состоит, таким образом, в обосновании правильности (истинность и необходимую св€зь) обоих утверждений.

—истема аргументации включает п€ть положений:

»стина есть одна из естественных и существенных потребностей духа человеческого;

ƒостижение истины возможно;

 орень и основание истины есть иде€ Ѕога, “ворца, ¬седержител€; и си€ истина весьма доступна познанию всех человеков;

√осподь ’ристос —паситель —ам есть истина и путь к истине и жизни;

ѕутем истины стремитесь к истинной жизни.

ѕервое положение обосновываетс€ наведением: общечеловеческое стремление к истине, которое про€вл€етс€ в любознательности детей; стремление к моральной истине как социальной норме, которое про€вл€етс€ в праве; стремление к истине как основе картины мира и человека, которое про€вл€етс€ в научном знании.

¬торое положение обосновано аргументом аd hоminеm, создающим логический парадокс (приведение к абсурду).

ќбоснование третьего положени€ строитс€ на трех аргументах: к авторитету (общего мнени€ философии); прагматическом (из нескольких равнозначных решений предпочтительно то решение, которое дает наилучший результат); к личности и действию (по творению познаетс€ “ворец).

„етвертое положение обосновано более сложным образом.

ќбоснование начинаетс€ развернутой формулировкой антиномии, основанной на столкновении выводов предшествующей аргументации с реальностью: познание истины естественно и необходимо, между тем человек пребывает в заблуждении.

ƒл€ обосновани€ ответственности человека используетс€ аргумент долженствовани€. ≈сли существует истина и познание ее есть необходимость духовной жизни, то человек об€зан познавать истину. ≈сли человек не делает то, что об€зан делать, он виновен. ≈сли познание истины есть условие духовной жизни человека, и человек не познает ее, то следовательно, душа его погибает.

Ќа этом выводе основываетс€ умозаключение: духовна€ смерть есть естественное следствие незнани€ истины; правосудие Ѕожие осуждает человека, виновного в том, что он не познал истину; следовательно, правосудие Ѕожие о человеке идентично естественному следствию поведени€ человека.

¬ыход из антиномии строитс€ через сопоставление естественной истины с милостью Ѕожией Ч воплощением Ѕога —лова: √осподь »исус ’ристос, как совершенный Ѕог и совершенный человек, есть »стина и свидетельствует истину. Ёто значит, что Ѕог ведет к истине человека, который сам не в состо€нии познать ее. ѕринимающий свидетельство ’риста —пасител€ следует за Ќим. ѕоэтому »исус ’ристос есть истина и путь.

«десь используетс€ аргумент направлени€: движение, направленное к цели, содержит в себе элементы ее осуществлени€, поэтому каждый шаг к цели открывает возможность последующего шага; если дл€ первого шага к цели имелось достаточное основание, то же основание тем более достаточно и дл€ последующих шагов.

јргумент от противного: если причиной незнани€ человеком истины €вл€етс€ его вина, то нужна милость Ѕожи€, чтобы устранить причину, ибо устранение причины устран€ет следствие.

ѕ€тое положение, развивающее результаты предшествующей аргументации, €вл€етс€ общим заключением речи. ќно обосновано р€дом последовательных доводов, которые утверждают (1) единство истины, объедин€€ христианскую религию и культуру через отношение целого и частей и (2) посредством наведени€ Ч разделительного аргумента, который так же строитс€, как аргумент к человеку, Ч единство истины в видах научного знани€.

Ётот разделительный аргумент к человеку построен в виде наведени€ и основываетс€ на обоснованном ранее положении о единстве Ѕожественной и естественной истины. ќсобенность его в том, что он касаетс€ собственно пути к истине человека науки: философа и естествоиспытател€, историка, астронома, филолога. Ќаведение обобщаетс€ в выводе: У’ристос есть не только истина, но u жизнь,Ф который выступает в качестве опущенной посылки завершающей энтимемы, привод€щей к утверждению: Уѕутем истины стремитесь к истинной жизни.Ф

—истема аргументации в У—ловеФ св€тител€ ‘иларета строитс€ в свободной гомерической последовательности. »з примера видно, что пон€тие силы аргументов Ч относительное: положени€ и аргументы, которые представл€ютс€ наиболее ценными с богословской точки зрени€, располагаютс€ в середине аргументации. »з-за своей сложности они, с точки зрени€ риторической, оказываютс€ менее действенными, чем положени€ и доводы, размещенные в начале и в конце подтверждени€ и €вно ориентированные на общие места аудитории. ѕри этом аргументаци€ строитс€, как последовательна€ цепочка доказательств, на выводе каждого из которых основано последующее.

”бедительность аргументации укрепл€етс€ последовательной мотивацией: положение первое привлекает внимание, положение второе пробуждает интерес, положение третье предлагает визуализацию, то есть нагл€дную реализацию интереса как привлекательную цель, положени€ четвертое и п€тое указывают действие как путь достижени€ цели.

ќбщие рекомендации.

І не следует умножать число аргументов;

І предмет аргументации раздел€етс€ на составные части-положени€, которые логически следуют одно из другого, образу€ единую систему обосновани€;

І сильные аргументы раздел€ютс€, слабые аргументы объедин€ютс€;

І сильные аргументы располагаютс€ в начале и в конце подтверждени€;

І самый сильный аргумент располагаетс€ в завершении обосновани€;

І наиболее сильные аргументы суть те, которые затрагивают интересы аудитории и указывают конкретные действи€ дл€ достижени€ привлекательной цели;

І небольшие по объему речи и сочинени€ дидактического содержани€ располагаютс€ по хрии.

ќпровержение.

ќпровержение Ч композиционна€ часть высказывани€, котора€ содержит аргументацию позиции ритора через обоснование ложности или неприемлемости взгл€дов или мнений, несовместимых с ней.

÷ель опровержени€ не демонстраци€ ошибок или несосто€тельности тех или иных взгл€дов как таковых, но обоснование выдвинутых ритором положений через отвержение несовместимых с ними утверждений.

”влекатьс€ полемикой не следует, лучший способ опровергнуть неверные мнени€ состоит в убедительном обосновании правильных. ѕоэтому к опровержению следует прибегать лишь по мере необходимости, когда нет других возможностей утвердить правильное положение, или когда приходитс€ защищать свои убеждени€ от критики.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

2285 - | 1996 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.