Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ловесное изображение предмета мысли с точки зрени€ его строени€ или расположени€




ѕредмет описани€ обозначаетс€ именем (например, ћосковский  ремль) и предстает как индивидуальный цельный завершенный образ, который про€вл€етс€ в признаках, выдел€ющих и обособл€ющих изображаемый предмет и делающих его сопоставимым с другими подобными. ѕри этом предмет описани€ предстает как неизменный или посто€нно существующий.

Ёти свойства описани€ про€вл€ютс€ в широком использовании словесных характеристик изображаемого предмета и глаголов несовершенного вида в форме насто€щего времени (а также прошедшего или будущего в значении насто€щего).

У ак прекрасен, как великолепен наш  ремль в тихую лунную ночь, когда вечерн€€ зар€ тухнет на западе и ночна€ красавица, полна€ луна, выплыва€ из облаков, обливает своим кротким светом и небеса, и всю землю! ≈сли вы хотите провести несколько минут истинно блаженных, если хотите испытать этот неизъ€снимо-сладостный покой души, который выше всех земных наслаждений, ступайте в лунную летнюю ночь полюбоватьс€ нашим  ремлем, с€дьте на одну из скамеек тротуара, который идет по самой закраине холма, забудьте на несколько времени и шумный свет с его безумием, и все ваши житейские заботы и дела и дайте хоть раз вздохнуть свободно бедной душе вашей, измученной и усталой от всех земных тревог... ѕоздно вечером вы никого не встретите в  ремле; часу в одиннадцатом ночи в нем раздаютс€ одни только редкие оклики и мерные шаги часовых. ¬низу, под вашими ногами, грем€т проезжие кареты, кричат извозчики, раздаютс€ громкие голоса гул€ющих по набережной; с противоположного берега долетают до вас веселые песни фабричных, и глухой, невн€тный говор всего «амоскворечь€ как будто шепчет вам на ухо о радост€х, забавах и суете земной жизни. Ќо все это от вас далеко, Ч вы выше всего этого. ¬от набежали тучки, светлый мес€ц прикрылс€ облаком, внизу густа€ тень легла на «амоскворечье, потухли сверкающие волны реки и все дома подернулись туманом. Ќо здесь, на кремлевском холме, облитые светом главы соборов блест€т по-прежнему и позлащенный крест »вана ¬еликого горит €ркой звездою в вышине. ѕогл€дите вокруг себ€: как стройно и величаво подымаютс€ перед вами эти древние соборы, в которых почивают нетленные тела св€тых угодников московских. ќ, как эта торжественна€ тишина, это безмолвие, это чувство близкой св€тыни, эти изукрашенные терема царей русских и в двух шагах их скромные гробницы, Ч как это отрывает вас от земли, тушит ваши страсти, умил€ет сердце и наполн€ет его каким-то неизъ€снимым спокойствием и миром! ¬низу все еще движенье и суета: люди или хлопочут о делах своих, или помогают друг другу убивать врем€; а здесь все тихо, все спокойно и все так живет, но только другою жизнию. Ёти высокие стены, древние башни и царские терема не безмолвны, Ч они говор€т вам о былом, они воскрешают в душе вашей пам€ть о веках давно прошедших. «десь все напоминает вам и бедстви€ и славу ваших предков, их страдани€, их частые смуты и всегдашнюю веру в ѕровидение, которое, так быстро и так дивно возвеличив –оссию, хранит ее как избранное орудие дл€ свершени€ неисповедимых судеб своих. «десь вы окружены древнею русской св€тынею, вы беседуете с ней о небесной вашей родине.  ак прилипший прах, душа ваша отр€сает с себ€ все земные помыслы. ћысль о бесконечном дает ей крыль€, и она возноситс€ туда, где не станут уже делить людей на поколени€ и народы, где не будет уже ни веков, ни времени, ни плача, ни страданий... »спытайте это сами, придите в  ремль попозже вечером, и если вы еще не вовсе отвыкли беседовать с самим собой, если можете несколько минут прожить без людей, то вы, верно, скажете мне спасибо за этот совет. ¬прочем, во вс€ком случае, вы не станете досадовать, если послушаетесь мен€ и побываете в  ремле, потому что он при лунном свете так прекрасен, что вы должны непременно это сделать, Ч хот€ из любви к прекрасному.Ф[9]

ќписание может строитьс€ или от частного (последовательного представлени€ частей предмета) к общему Ч единому образу или назначению предмета, или от общего к частному, то есть от единого образа, который предстает как характеристика или определение, к его част€м.

Ќо, как правило, индуктивный и дедуктивный способы построени€ совмещаютс€ в описании, как это видно из примера. ћ. Ќ. «агоскин начинает описание оценкой красоты  ремл€ и советом посетить его вечером, продолжает перечислением впечатлений и мыслей читател€, возникающих при созерцании красот  ремл€, а завершает тем впечатлением, которое остаетс€ у читател€. “ем самым писатель соедин€ет свой образ  ремл€ с образом, возникающим в душе читател€.

ѕри построении описани€ изображаемый предмет должен представл€тьс€ органично и правдоподобно.

ќрганичность Ч соответствие описани€ воспри€тию изображаемого предмета. ¬нимательно вчитыва€сь в пример, человек, хот€ бы раз побывавший в ћосковском  ремле, представит себе, через какие ворота он входит, в каком направлении и каким шагом идет, что видит, как движетс€ и на чем останавливаетс€ его взор; как отдельные образы сочетаютс€ в мысли, а мысли переход€т в размышление об исторических судьбах –оссии и о смысле человеческой жизни, а затем снова возвращаютс€ к предмету описани€.

ѕравдоподобие Ч соответствие описани€ опыту читател€, которое позвол€ет воспринимать описываемый предмет как действительно существующий или возможный. “ак, при описании  ремл€ ћ. Ќ. «агоскин указывает те образы, чувства и мысли, которые свойственны его читателю в повседневной жизни, но отбор и сочетание которых автором создают нужную мысль и настроение.

 роме органичности и правдоподоби€, хорошее описание отличаетс€ интересом и информативностью.

»нтерес создаетс€, в основном, движением мысли от известного к такому неизвестному, которое представл€етс€ значимым получателю речи. ¬ примере хорошо видно это ступенчатое восхождение от обычного удовольстви€ к созерцанию образов вечной жизни, которое одновременно сочетаетс€ с чувством облегчени€, создающим привлекательность описани€.

»нформативность Ч новый взгл€д на известный предмет, открывающий в нем нечто значительное. ќсновными приемами создани€ информативности описани€ €вл€ютс€ изменение плана и перспективы [10]. ѕредставление новизны возникает обычно не от предмета описани€ как такового Ч большинство читателей ћ. Ќ. «агоскина прекрасно знают  ремль, Ч но от взгл€да на предмет.

¬ примере взгл€д на ћоскву из  ремл€ открывает широкую перспективу «амоскворечь€, предметы изображени€ в которой даютс€ мелким планом, в смутном очертании; при изменении направлени€ обзора пространство оказываетс€ организованным иначе: в центре перспективы Ч укрупненным планом крест колокольни »вана ¬еликого, вокруг которого распредел€ютс€ все остальные предметы описани€. Ёти два перспективных образа противопоставл€ютс€ Ч как земной и небесный, что и создает коллизию, читательский интерес.

ѕостроение описани€.

¬ основании описани€ лежит обозначение предмета Ч слово или словосочетание (ћосковский  ремль).

¬ первую очередь нужно максимально €сно и отчетливо представить в зрительном воображении предмет описани€ как целое на фоне окружени€, переход€ затем к образам его частей. –азделение целого на части должно следовать принципу отношени€ уровней целого и частей: представить целое как совокупность частей, кажда€ из которых имеет в составе целого особую функцию, дополн€ющую функции других частей.

«атем определ€етс€ содержание описани€ Ч рассматриваютс€ внешние и внутренние характеристики предмета: место, положение, состо€ние, действие и претерпевание, пор€док, части предмета в отношении к целому. ƒл€ характеристики предмета наход€тс€ его отличительные и переменные признаки, которые отражают индивидуальные свойства данного предмета, его качественные и количественные особенности. ѕри этом важно помнить, что описание не должно включать лишних подробностей Ч необ€зательных данных о детал€х частей предмета, неоправданных отступлений, повторов и т.д.

ƒалее подбираютс€ словесные характеристики элементов описани€, при этом основное внимание удел€етс€ эпитетам и общим обозначени€м действий и состо€ний. Ёпитеты должны создавать конкретный зрительный образ.

ѕор€док рассматривани€ предмета в воображении играет важную роль в описании: воображаемый предмет движетс€ относительно зрител€ (или зритель относительно предмета) таким образом, в таком плане и в таком темпе, что видно осмысленное строение и соотношение частей предмета.

УЌјЋ»ћ. Ёто единственный пресноводный представитель целого отр€да рыб Ч безколючих, к которому относ€тс€ треска, навага и другое семейство Ч камбалы. »з последних, впрочем, один вид, –lаtеssа flеsus Ч камбала, встречаетс€ и в Ћадожском озере, входит в усть€ Ќевы и других рек, а в —еверной ƒвине и в ¬исле поднимаетс€, по-видимому, очень высоко.

ѕо своему наружному виду налим имеет некоторое, хот€ и довольно отдаленное, сходство с сомом. √олова у него очень широка€, сильно приплющена, как у л€гушки, на подбородке находитс€ небольшой усик; глаза малые, пасть широка€, усаженна€ очень мелкими многочисленными зубками, вроде щетки, и верхн€€ челюсть несколько длиннее нижней. √рудные плавники короткие; два первых луча брюшных, наход€щиес€ впереди последних, выт€нуты в нитевидные отростки; спинных плавников два и короткий передний близко примыкает ко второму, который простираетс€ до закругленного хвостового плавника; последний имеет очень большое количество лучей (36-40) и соединен с заднепроходным, тоже очень широким. ¬се тело покрыто очень мелкими, нежными чешуйками, которые сид€т глубоко в коже, притом покрытой обильной слизью, почему налима весьма трудно удержать в руках.

÷вет тела налима зависит от качества воды и весьма разнообразен; обыкновенно же вс€ спинна€ сторона, равно как и плавники, на серовато-зеленом или оливково-зеленом фоне испещрены черно-бурыми п€тнами и полосками, брюхо и брюшные плавники остаютс€ беловатыми. ¬ообще, кажетс€, чуть не повсеместно отличают две породы, т.е. разновидности налимов, одну пеструю, мраморную, и другую, совсем черную. ѕо моим наблюдени€м, чем моложе налим, тем он темнее; самцы также темнее самок, но главное наружное отличие между полами состоит в том, что у молочников голова относительно толще, а туловище тоньше.  роме того, самцы вр€д ли достигают половины веса самок и гораздо многочисленнее.Ф[11]

B этом учебном описании максимально соблюдены требовани€ точности, €сности, полноты, нагл€дности, краткости, последовательности,.

Х “очность описани€ про€вл€етс€ в тщательном отборе словесных характеристик данных о предмете, в отнесении предмета описани€ к родовой категории, в нахождении необходимых сравнений и в указании признаков, по которым предмет описани€ может быть легко отождествлен и различен с подобными.

Х ясность про€вл€етс€ в отборе словесных средств, которые исключают двусмысленность выражений и обеспечивают воспроизводимость описани€.

Х ѕолнота про€вл€етс€ в том, что описание €вл€етс€ исчерпывающим: сообщаютс€ необходимые и достаточные данные о предмете.

Х Ќагл€дность описани€ про€вл€етс€ в том, что автор создает запоминающийс€ образ предмета, использу€ конкретные характеристики. ќписание строитс€ так, как будто читатель держит в руках налима, последовательно разгл€дыва€ его от головы через брюхо к хвосту и затем через спину оп€ть к голове, затем обращает внимание на общий вид и свойства рыбы Ч форму тела, чешую и слизь, после чего переходит к сопоставлени€м разновидностей налимов.

Х  раткость описани€ про€вл€етс€ в отборе минимально необходимого и достаточного состава данных. “ребование краткости означает, что в описании должно быть обозримое число основных частей описываемого предмета (не более п€ти-семи), которое позвол€ет читателю не утратить в ходе изложени€ единый образ предмета.

Х ѕоследовательность про€вл€етс€ в правильном расположении описани€: оно начинаетс€ с общего Ч отнесени€ вида к роду и с указани€ на распространение рода; затем автор последовательно переходит к частному Ч строению тела налима, его окраске и завершает описание указанием на половые, возрастные различи€ и разновидности налимов.

ѕоследовательность описани€ может быть дедуктивной Ч от общего к частному (детал€м), от частного (деталей) к общему, но наилучшим €вл€етс€ смешанное построение: от общего к детал€м, а затем оп€ть к обобщению. »менно такое построение и использует Ћ. ѕ. —абанеев.

ѕортрет.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

2035 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.