Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒиалогичность и монологичность речи




–ечь - осуществление и сообщение мыслей на основе системы €зыка. ≈диницей речи €вл€етс€ высказывание - выраженное и организованное средствами €зыка целенаправленное сообщение завершенной мысли. ¬ысказывание может быть простым (минимальным) и сложным. языкова€ форма минимального высказывани€ - предложение. ѕоэтому минимальное высказывание совпадает с предложением. —ложные высказывани€ включают в себ€ простые, но не свод€тс€ к ним.

”стройство сложного высказывани€ включает:

І €зыковые (фонетические или графико-пунктуационные, лексические, грамматические) отношени€ и св€зи строевых единиц €зыка, составл€ющих €зыковую основу высказывани€;

І выражение того конкретного содержани€, которое конкретный говор€щий (или пишущий) стремитс€ выразить - сообщить конкретному слушающему (или читающему);

І организацию объективного содержани€ мысли в жанрово-композиционном строении высказывани€.

–ечь подраздел€етс€ на внутреннюю и внешнюю. ¬нутренн€€ речь представл€ет собой осуществление мышлени€ в €зыковой форме. ¬нешн€€ речь представл€ет собой общение между различными людьми.

ѕо форме речь подраздел€етс€ на диалогическую и монологическую.

ƒиалог есть совместна€ и разделенна€ последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимаетс€ общее решение. ¬ ходе диалога люди обмениваютс€ репликами-высказывани€ми, которые частично воспроизвод€т и повтор€ют друг друга и, главное, располагаютс€ в последовательном пор€дке так, что каждое последующее высказывание основываетс€ на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.

≈сли диалогическа€ речь создаетс€ путем обмена репликами, исход€щими из различных источников, то монолог представл€ет собой завершенное высказывание, исход€щее из одного источника. ѕоэтому можно сказать, что в диалогическую речь вход€т отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики.

ћонологическа€ речь выдел€ет внутри себ€ смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. ¬ услови€х устной речи монолог имеет второстепенное значение и включаетс€ в диалог.

ѕосредством речи организуетс€ совместна€ де€тельность людей, составл€ющих общество, и виды этой де€тельности соответствуют основным формам диалогической речи, котора€ тем самым подраздел€етс€ с точки зрени€ цели на:

1. общий диалог, назначение которого состоит в сопровождении речью совместной жизнеде€тельности;

2. информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;

3. диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;

4. обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых дл€ де€тельности;

5. соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к де€тельности;

6. совещательный диалог, назначение которого состоит в прин€тии решени€;

7. игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражени€ мысли в их отношении к типовым действи€м и в согласовании действий с высказывани€ми, - обща€ и конкретна€ тренировка;

8. командный (управл€ющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действи€ми.

ѕеречисленные виды диалога образуют круговорот речи, поскольку они обеспечивают этапы речемыслительной де€тельности - последовательное решение типовых задач и переход от решенных задач к последующим. “ем самым в ходе диалога происходит воспроизведение коллективных действий, накопление опыта и знаний в обществе и выработка приемов мышлени€ и выражени€ мысли в ее различных аспектах.

¬ диалогической речи различаютс€ повествовательные, вопросительные и побудительные реплики. —троение первых двух категорий реплик определ€ет монологические формы речи.

—оотношение вопросительной и повествовательной реплик-предложений образует основную единицу диалогической речи вопросо-ответ, строение которого в его ответной монологической части представл€ет собой важнейшую дл€ €зыка речемыслительную операцию формообразовани€, результатом которой оказываетс€ сложение так называемых композиционно-речевых форм.

¬опросы бывают общими и частными.

ќбщим (или ли-вопросом) называетс€ такой вопрос, на который можно ответить да/нет, то есть создать утвердительное или отрицательное высказывание, которое называетс€ экзистенциальным суждением: нечто есть, существует.

„астные вопросы подраздел€ютс€ на что-вопросы, какой-вопросы, как-вопросы, почему-вопросы.

І ќтветом на вопрос что? (кто?) €вл€етс€ указание действием или словом (»ван есть вот это), то есть называние вещи (это есть »ван), или определение, если смысл имени недостаточно €сен: »ван есть человек с седой бородой; птица есть крылатое пернатое существо.

І ќтветом на вопрос какой? €вл€етс€ словесное изображение, характеристика предмета мысли, или описание: »ван таков-то u таков-то.

І ќтветом на вопрос каким образом (нечто произошло или происходит)? €вл€етс€ сообщение о конкретном действии: это произошло так-то u так-то, или повествование.

І ќтветом на вопрос почему? €вл€етс€ установление причинно-следственной св€зи между событи€ми: это имеет место, потому что то €вл€етс€ его причиной, или рассуждение.

ѕобудительные реплики развертываютс€ в композиционно-речевую форму побуждени€, просьбы.

 омпозиционно-речевые формы монологической речи, которые развертываютс€ из различных видов называни€, - определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопросо-ответ, когда он становитс€ единым развернутым произведением, лежат в основании строени€ родов и видов словесности, потому что высказывание, получившее определенную форму выражени€ и построени€ мысли, различенную с другими, становитс€ произведением слова. ƒиалогическа€ речь обеспечивает возможность культуры как накоплени€ и систематизации социально значимого опыта людей.

Ќе существует €зыков, в которых не было бы диалогической и монологической речи и необходимых дл€ создани€ диалога восклицательных, повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

ќбщение людей непрерывно, и все человечество соедин€етс€ непрекращающейс€ цепью диалога. ƒиалогическое общение €вл€етс€ основой общества, истори€ которого и состоит из слов и действий; все отношени€ между людьми опосредованы словом.

Ќи одно биологическое сообщество не имеет €зыка, который обладал бы указанными выше свойствами, и ни один €зык не про€вл€ет эти свойства в большей или меньшей степени, - все €зыки мира €вл€ютс€ €зыками в одинаковой степени.

Ёто значит, что €зыки могут научно сопоставл€тьс€ только с €зыками. ¬озможно научное сопоставление свойств €зыка со свойствами коммуникативных систем животных, которое и указывает на принципиальное качественное отличие €зыка человека от знаковых образований, которые существуют в биологическом мире. Ќо так называемые "естественные теории происхождени€ €зыка" €вл€ютс€ домыслами и к науке не имеют пр€мого отношени€. Ћюбые версии происхождени€ €зыка выход€т за пределы научного знани€ о €зыке.

¬се €зыки мира устроены по единому принципу и представл€ют собой закономерно различающиес€ и закономерно сходные варианты единого €зыка человека.

—ловесность.

Ѕольша€ часть высказываний создаетс€ на случай. Ќо существуют высказывани€, которые в силу различных причин (либо как совершенные по форме, либо как несущие ценную и общезначимую информацию, либо как уникальные) сохран€ютс€ и воспроизвод€тс€. ѕоскольку такие высказывани€ относ€тс€ к культуре, а культура есть совокупность хранимых обществом произведений, мы и будем называть их произведени€ми слова.

—ловесность есть совокупность хранимых и воспроизводимых произведений слова [20].

ѕроизведение слова €вл€етс€ результатом сложного умственного труда, который включает замысел, разработку мысли путем соединени€ замысла со словом и исполнение высказывани€. ѕроизведени€ слова создаютс€ в определенном материале с помощью знакового инструментари€, поэтому важным пон€тием теории словесности €вл€етс€ фактура речи.

‘актура речи представл€ет собой орудие речи в его отношении к материалу речи. ‘актура речи может быть естественной и искусственной. ≈стественна€ фактура речи - организм человека, который в ходе обучени€ приспосабливаетс€ дл€ создани€, получени€ и понимани€ произведений слова. »скусственные фактуры речи - рукописное письмо, печать, электронные средства создани€ речи.

¬ысказывани€ подраздел€ютс€ по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации.

”стна€ словесность.

”стна€ речь противостоит всем остальным родам речи как естественное использование €зыка искусственному, поскольку и орудие и материал устной речи - человеческий организм и окружающа€ человека воздушна€ среда.

„еловек становитс€ членом общества, обуча€сь устной речи, котора€ нар€ду с пр€мо хождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т. п. €вл€етс€ основой включени€ личности в культуру [21].

Ќо устна€ речь имеет свои особенности, главные из которых - мгновенное затухание и ограниченна€ дос€гаемость голоса. Ёти свойства устной речи неизбежно ограничивают ее сложность и объем. ”стна€ речь усваиваетс€ по мере произнесени€ и потому требует быстрой сообразительности и длительного внимани€ даже при относительно простом построении, а необходимость хранить информацию в услови€х устного общени€ предполагает запоминание больших массивов устного текста, которые могут хранитьс€ только в пам€ти человека.

ƒиалог, молва и фольклор.

”стна€ словесность существует в трех формах, которые обеспечивают единство и функционирование общества и развитие культуры.

ƒиалог представл€ет собой обмен высказывани€ми, объедин€ющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. ћолва представл€ет собой сообщени€ значимой дл€ общества текущей новой информации по цепочке, а также объедин€ет речевой коллектив, поскольку посто€нно поддерживает осведомленность его членов о действи€х других и о текущих событи€х. ‘ольклор представл€ет собой высказывани€, содержащие посто€нно значимую информацию, которые сохран€ютс€ и используютс€ по мере надобности.

»з форм устной словесности к культуре относитс€ только фольклор, поскольку в его содержание вход€т обобщенный опыт, нормы поведени€ и правила создани€ и использовани€ речи: диалога, молвы и самого фольклора. Ётнос (народ), как культурна€ общность, характеризуетс€ единой системой фольклора.

ѕисьменна€ словесность.

ѕисьмо представл€ет собой искусственную графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного €зыка. –азличаютс€ два основных вида письма - идеографическое (иероглифическое) и фонетическое.

«наки идеографического письма обозначают и воспроизвод€т строение и значение слова (или словосочетани€). »ероглиф представл€ет собой обозначение слова (реже устойчивого словосочетани€), в котором могут иметьс€ две части - детерминатив и фонетик.

ƒетерминатив передает общий смысл слова, обознача€ смысловой класс, в который входит слово. —мысловые классы могут быть, например, такими: пространственно-временные отношени€ (верх, низ, единица, пара); вещества (земл€, вода, дерево, металл); элементы ландшафта (гора, река, граница); живые существа (растени€, морские животные, птицы); человек u части человеческого тела; продукты материальной культуры (постройки, дороги, суда, оруди€ и продукты труда, книги); абстрактные пон€ти€; социальные отношени€; божества и другие.

‘онетик передает примерное звучание всего слова или его частей; фонетик может быть сложным - один его элемент может обозначать слово в целом, а другие элементы - отдельные его части (египетское письмо).

«наки фонетического письма обозначают и воспроизвод€т только звучание единиц слова (звуков, слогов).

‘онетическое письмо может быть слоговым или силлабическим (критское линейное письмо ј и B XIV в. до –.’.) - передающим слоги; консонантным или квазиалфавитным - передающим только согласные звуки (финикийское или древнееврейское письмо); несиллабическим - имеющим один знак дл€ слогов с одинаковым согласным (ка, ку, ки), гласные при этом передаютс€ дополнительными знаками (индийское письмо деванагари); собственно алфавитным или вокалическим -передающим все звуки, как согласные, так и гласные (греческое письмо, кириллица).

ƒревнейшие самосто€тельно сложившиес€ системы письма €вл€ютс€ идеографическими. ќни возникли в ≈гипте и в ћесопотамии в начале третьего тыс€челети€ до –.’. и в  итае в середине второго тыс€челети€ до –.’. ¬се остальные системы письма, как идеографические, так и фонетические, заимствованы от этих систем письма или образовались под их вли€нием.

ƒревнейшие силлабические системы письма - критские, так называемые линейные ј и ¬, которые возникли в середине второго тыс€челети€ до –.’. на основе критского иероглифического письма и отображали неизвестный €зык крито-микенской культуры (ј) и архаичный древнегреческий €зык (¬).

ƒревнейшие консонантные алфавиты засвидетельствованы в ѕередней јзии (на —в€той «емле, —инайском полуострове, в ‘иникии, јравии) в ’≤V-’≤≤ веках до –.’., в период, непосредственно предшествовавший »сходу и последовавший за ним. Ёто угаритское клинописное, синайско-палестинское, ханаанейское (финикийское), а позднее и арамейское письмо. ¬се они достаточно близки между собой по внутренней структуре и, возможно, восход€т к единому западно-семитскому прототипу [22]. ќчевидно, примерно в это же врем€ алфавитом такого же типа были записаны первоначальные книги ¬етхого «авета.

ƒревнейшие виды несиллабического письма, кхарошти и брахми, возникли в св€зи с распространением буддизма в —еверной »ндии и прилегающих странах в IV-III веках до –.’. на основе одного из восточных вариантов арамейского письма и, может быть, не без вли€ни€ греческого.

ƒревнейшее алфавитное вокалическое письмо - греческое - возникает путем переработки одной из разновидностей финикийского алфавита в ≤’-V≤≤≤ веках до –.’. Ќа основе греческого письма образуютс€ и развиваютс€ все системы письма европейских народов.

—реди ученых XIX века и значительной части XX века существовало мнение, что фонетическое письмо более совершенно, чем иероглифическое, а само развитие письма проходит стадии от идеографии к фонографии. Ёто мнение не соответствует фактам.

— одной стороны, иероглифические системы письма (например, китайска€ и €понска€) €вл€ютс€ чрезвычайно гибкими и мощными инструментами выражени€ €зыковых значений и располагают в этом смысле средствами, недоступными фонетическому письму. Ѕудучи сложными системами письменных знаков, иероглифические системы письма вырабатывают, причем на ранних стади€х развити€, системы фонетических знаков дл€ записи иностранных слов или простых текстов (как древнеегипетские звуковые знаки, фактически образующие алфавит, или €понские знаки каны). »ероглифические системы успешно используютс€ в течение многих тыс€челетий и довольно легко приспосабливаютс€ к различного рода новым информационным технологи€м в виде книгопечатани€ или компьютерной речи.

— другой стороны, по мере развити€ фонографического письма в нем вырабатываютс€ многочисленные системы идеографических знаков (например, @, є, $, %), а в р€де случаев и целые идеографические подсистемы, как средневекова€ греческа€ и латинска€ такиграфи€, котора€ первоначально была стенографической записью речи, а позже превратилась в особую систему иероглифических знаков. Ёто было св€зано со стремлением к сокращенной записи слов в текстах дорогих пергаментных книг и грамот. ѕодобного рода €влени€ вторичных кодов легко можно наблюдать в любом компьютере.

—мена иероглифики фонографией объ€сн€етс€ тем, что люба€ иероглифическа€ система письма тесно приспособлена к конкретному €зыку и в особенности к культуре: если бы древние евреи использовали, например, дл€ записи ¬етхого «авета египетское письмо, то им пришлось бы посто€нно упоминать, изображать в тексте разнообразные египетские божества и обр€ды (ибисов, скарабеев, крокодилов, фараонов, аспидов и т. n.), а сами по себе ассоциации значений слов, задаваемые через иероглифические знаки, непрестанно обращали бы их к мыслительным образам египетской культуры, что решительно несовместимо с «аповед€ми.

ќбразование фонетического письма происходит путем отбрасывани€ иероглифических знаков и обычно серьезного преобразовани€ начертаний фонетических знаков. ƒревнейшие семитские алфавиты повтор€ют состав египетских (или аккадских) звуковых или слоговых знаков, но начертани€ семитских букв вполне самосто€тельны.

¬ систему письма вход€т:

1. јлфавит в общем смысле - номенклатура основных письменных знаков - имен единиц €зыка, которые отображаютс€ письмом: словарь простых иероглифов, буквенный алфавит и алфавитные правила именовани€ единиц €зыка. ≈диница алфавита, например, буква б, представл€ет собой им€ типичного звука €зыка, посредством которого устанавливаетс€ св€зь между начертанием и произношением, а сам по себе обозначенный буквой звук помещаетс€ в р€д других звуков, выделенных в алфавите.

јлфавит €вл€етс€ главным инструментом осмыслени€ системы €зыка, потому что через систему знаков-имен основных единиц €зыка - слов, морфем, звуков - он позвол€ет вычлен€ть и сопоставл€ть любые единицы €зыка - слова, словосочетани€ и предложени€.

2. √рафика - система правил комбинаций письменных знаков в тексте. ќдин и тот же звук может обозначатьс€ на письме различными способами: русские слова веселый, мед можно, использу€ правила алфавита, записать как, например, *весьолый, *мьод, но сочетание букв *сьо запрещено и встречаетс€ только в иностранных словах ("Ћиберасьон" - название французской газеты).

3.  аллиграфи€ - система норм начертани€ букв и буквосочетаний в рукописном тексте. ¬о всех развитых системах письма различаютс€ три основных типа почерков, соответствующих русским уставу, полууставу, скорописи.

”ставные, или каллиграфические художественные, почерки используютс€ дл€ записи наиболее важных текстов документов, церковных богослужебных книг, светских книг - текстов, которые используютс€ в основном как образцы и в течение долгого времени; полууставные почерки используютс€ дл€ записи рабочих экземпл€ров документов и книг; скоропись (или курсив) используетс€ дл€ записи текущих документов и книг учебного содержани€, предназначенных дл€ личного пользовани€.

–азвитие рукописного письма и образование в нем новых стилей происходит в основном в полууставных шрифтах, которые, развива€сь, выдел€ют из себ€ новые каллиграфические и скорописные варианты письма.

4. ќрфографи€ - система альтернативных правил записи слов и словосочетаний.

“ак, упом€нутые русские слова веселый и мед могли бы быть записаны, как *виселой и *мет, - сочетани€ букв, которые использованы в этих запис€х, допускаютс€ русской графикой. Ќо по правилам русской орфографии слово веселый пишетс€ через е, потому что провер€етс€ словом весело, а графическое окончание -ый пишетс€ таким образом, чтобы указать, что ударение в этом слове падает не на окончание (ср. голубой).

ѕравила орфографии создают членораздельность письменной речи и организуют письменные (графические) слова в систему, они необходимы дл€ отождествлени€ на письме словоформ одного слова и родственных слов, дл€ выделени€ грамматических формантов и основ слов, дл€ различени€ омофонов и дл€ указани€ на этимологию слов. ѕравила орфографии позвол€ют читать текст пословно, не проговарива€ слова вслух или про себ€.

5. ѕунктуаци€ - система правил письменного оформлени€ структуры предложени€. ѕравила пунктуации необходимы дл€ понимани€ и правильного прочтени€ вслух предложени€.

ѕунктуационные правила образуют логико-грамматический каркас письменного высказывани€ и позвол€ют точно выражать на письме сложные мысли, которые с трудом могут быть выражены средствами устной речи. ѕунктуаци€ делает письменную речь основным инструментом создани€ и выражени€ абстрактной мысли.

—истема письма с ее нормами и правилами лежит в основании письменной и устной литературной речи. Ќормы письма - главное средство сохранени€ единства и исторической преемственности литературного €зыка, а следовательно, единства и устойчивости культуры того общества, которое использует этот литературный €зык.

ѕисьменность представл€ет собой систему норм построени€, чтени€, хранени€ и воспроизведени€ письменных текстов и совокупность письменных произведений.

ѕисьменные произведени€ подраздел€ютс€ на надписи и рукописи.

Ќадписи.

ѕредставл€ют собой тексты, которые выполн€ютс€ на различных предметах, не €вл€ющихс€ специальными материалами письма, - на каменных или дерев€нных досках, металлических пластинах, монетах, медал€х, сооружени€х, предметах культа, утвари, оружии и т.д. —одержание надписи указывает на предмет, на котором она сделана, например, дарственна€ надпись на книге, надгробна€ надпись, вывеска магазина, инструкци€ или предупреждение, написанные на упаковке продукта, девиз на оружии.

Ќаука эпиграфика изучает надписи на различного рода предметах, нумизматика изучает надписи на монетах, сфрагистика изучает надписи на медал€х.

–укописи.

ѕредставл€ют собой тексты, которые обычно выполн€ютс€ инструментами письма на писчем материале. –укописи подраздел€ютс€ на документы, сочинени€ и эпистолы. ƒокументами занимаетс€ дипломатика, сочинени€ми и эпистолами - палеографи€.

ƒокументы.

ѕредставл€ют собой произведени€ слова, назначение и содержание которых состоит в фиксации правовых отношений и норм и которые предполагают правоспособность и юридическую ответственность автора и получател€ текста. ќсобенность документов состоит в необ€зательности создани€, но в об€зательности прочтени€, а также в ограничении круга лиц, которые его используют.

Ќапример, научное исследование, если оно предназначено дл€ публикации, относитс€ к разр€ду сочинений, но если доступ к нему ограничен, оно приобретает качество документа. «акон публикуетс€ открыто, но действие закона ограничено кругом граждан или лиц, наход€щихс€ на территории государства.

Ёто не просто формальное требование: научно-технические отчеты или кандидатские диссертации читаютс€ и оцениваютс€ иначе и по иным правилам, чем научные монографии: оппонент об€зан в официальной рецензии сообщить определенные сведени€ о содержании диссертации и дать ее экспертную оценку по определенной формуле.

—оздание, использование, воспроизведение и хранение документов (документооборот) осуществл€етс€ посредством специального института речи - канцел€рии, котора€ вырабатывает общие и специальные нормы и правила работы с документом.

ƒокументы подраздел€ютс€ на четыре больших класса: акты, договоры, распор€дительные документы, удостоверительные документы.

јкты - документы, устанавливающие и фиксирующие юридические факты: нормы права, действи€ или правовые состо€ни€ лиц. Ќапример, законы и так называемые подзаконные акты: уставы, протоколы, следственные документы, документы, определ€ющие имущественные права (завещание, дарственна€ запись).

ƒоговоры - документы, устанавливающие и фиксирующие конкретные правовые (имущественные, брачные, родственные, политические и др.) отношени€ между правоспособными лицами, которые рассматриваютс€ как стороны, вступающие в определенные отношени€ и принимающие на себ€ об€зательства, св€занные со взаимной ответственностью (контракт, протокол о намерени€х, соглашение).

јдминистративные документы представл€ют собой инструменты оперативного управлени€ де€тельностью. —юда вход€т распор€жени€ о действи€х, направленные сверху вниз по административной иерархии (приказы, инструкции, резолюции), отчеты о выполнении действий, направленные снизу вверх по административной иерархии (рапорты, доклады, отчеты, сводки, докладные записки, за€влени€, прошени€), информационные сообщени€ (информационное письмо, деловое письмо, уведомление, справка, расписание, оперативна€ карта, бизнес-план).

”достоверительные документы представл€ют собой официальные свидетельства о правовых состо€ни€х и правомерных действи€х лиц или организаций (технический паспорт, пропуск, удостоверение на ношение оружи€, агреман, верительна€ грамота, чек, вексель, доверенность, лицензи€).

Ћичные документы представл€ют собой официальные свидетельства о правовом статусе лиц (паспорт, удостоверение личности, метрическое свидетельство).

—очинени€.

ѕредставл€ют собой произведени€ слова, назначение которых состоит в сообщении информации, предназначенной дл€ любого заинтересованного лица без ограничени€ права доступа к тексту, поэтому создание и получение сочинений не рассматриваютс€ как об€зательные.

¬ отличие от документов, которые различаютс€ характером использовани€, сочинени€, доступ к которым не ограничен правовыми нормами, различаютс€ характером содержани€.

ќсновное различие сочинений состоит в отношении содержани€ текста к реальности, поэтому в составе сочинений выдел€ютс€ поэзи€ (котора€ в новое врем€ развиваетс€ в художественную литературу) и проза. ѕоэзи€, по јристотелю, характеризуетс€ наличием подражани€ - художественного вымысла [23], проза же имеет реальное содержание. »наче говор€, можно утверждать, что сообщени€, которые содержатс€ в прозаических произведени€х, истинны или ложны.

B известном смысле к прозе относ€тс€ и документы, но сама по себе допустимость вымышленных сообщений, как и соединение в одном тексте вымышленных и реальных сообщений, существует в сочинени€х и эпистолах и св€зана с необ€зательностью прочтени€ текста и с особенност€ми содержани€ тех и других.

ѕоэзи€.

ѕон€тие подражани€ и св€занного с ним художественного вымысла, которое характеризует поэзию в отличие от прозы, сложилось относительно поздно - на рубеже классического и эллинистического периодов истории греческой литературы (конец IV в. до –.’.). Ѕолее древнее отличие поэзии от прозы состоит в том, что поэтические произведени€ были стихотворными, в то врем€ как прозаические строились в основном на основе периодической речи.

ѕоэзи€, с какой бы точки зрени€ ее ни рассматривать, включает три рода произведений в зависимости от особенностей их строени€ - эпос, лирику и драму.

ѕроизведение эпическое представл€ет собой художественное изображение событий, поэтому оно содержит сюжетное повествование и строитс€ в монологической форме. Ќапример, греческа€ комическа€ поэма "ћаргит," повести, античные и средневековые романы, как "–оман о розе" √. де Ћоррис и ∆.  лопинел€ и т.д.

Ћирическое произведение представл€ет собой монолог, в котором выражаютс€ переживани€ лирического геро€, а событийна€ сторона произведени€, если она вообще представлена в нем, отступает на второй план, например, элегии јрхилоха.

ƒраматическое произведение представл€ет собой изображение развивающегос€ действи€ с точки зрени€ его внутреннего содержани€, как коллизии, столкновени€ людей, поэтому оно строитс€ в форме диалога и содержит сюжет [24].

ѕервоначальна€ поэзи€ у всех народов предстает в виде произведений религиозного содержани€. Ёто относитс€ не только к поэзии библейской (ѕсалтири), но и к поэзии греческой. "»лиада" и "ќдиссе€" √омера исполн€лись профессиональными декламаторами-рапсодами на празднествах и играх и были элементами культа. Ћирические жанры (дифирамб - гимн ƒионису, эпиграмма - посв€тительна€ стихотворна€ надпись) первоначально содержат обращение к божеству или его прославление и также представл€ют собой религиозную поэзию.

— по€влением и развитием авторской литературы, начина€ с V≤≤-V≤ веков до –.’., формы греческой поэзии, сохран€€сь в первоначальном значении, отчасти принимают "светский" характер. ¬ то же врем€ развиваетс€ и авторска€ литература, написанна€ не стихами, а прозаической речью, как басни Ёзопа.

«начительно позже, с развитием христианской духовной поэзии, те же греческие поэтические формы, как и св€занные с ними музыкальные формы, упор€дочиваютс€, усложн€ютс€ и приобретают новое содержание [25].

¬от почему к пон€ти€м поэзии и прозы следует подходить с должным вниманием и осторожностью: псалмы цар€ ƒавида, как и духовные стихотворени€ св. √ригори€ Ѕогослова, €вл€ютс€ поэзией в древнем смысле слова, поскольку они стро€тс€ в метрических и образных формах древнееврейской и древнегреческой поэтики соответственно. Ќо с точки зрени€ јристотелева определени€ поэзии как подражани€ их следует относить к прозе.

ѕроза.

¬ греческой словесности проза (за исключением документа, представленного в древнейших эпиграфических пам€тниках) возникает, как обычно считаетс€, позже поэзии. ѕрозаические пам€тники, дошедшие до нашего времени, относ€тс€ к V-VI векам.

јнтична€ теори€ классифицировала из€щную прозу на историографию, ораторику (красноречие) и философию. ¬ римскую эпоху к ним присоедин€етс€ право. Ёти три вида прозы считались художественными и к ним предъ€вл€лись требовани€ хорошего слога, но кроме них существовали документ, специальна€ научна€ и техническа€ литература, например, медицинские сочинени€ √иппократа (ок. 460-370 до –.’.).

»сториографи€ открываетс€ великим трудом "отца истории" √еродота (ок. 484-425 до –.’.). "»стори€" значит исследование, изыскание. ¬последствии этот пам€тник был разделен на дев€ть книг по числу муз [26]. √лавный предмет "»стории" √еродота - греко-персидские войны (500-449 до –.’.), которые были важнейшим этапом борьбы между ≈вропой и јзией. ¬округ этого главного предмета развертываетс€ изложение громадного этнографического, культурного и исторического материала.

√еродот стремитс€ к нравственно-педагогическому осмыслению истории и к превращению ее в науку: истори€ есть учительница жизни. »стори€ приобретает высокое образовательное значение: материал "»стории" √еродота и стиль его исторического изложени€ оказали громадное вли€ние на всю последующую историографию, включа€ церковную историю и экзегетику.

ƒругой вершиной греческой историографии была незаконченна€ "»стори€ пелопонесской войны" (431-404) ‘укидида (460-396), в которой ‘укидид принимал непосредственное участие в качестве афинского военачальника: он был изгнан из јфин после неудачного сражени€ со спартанцами при јмфиполе в 424 году.

¬ отличие от √еродота, стремившегос€ дать событи€м рациональные обосновани€, ‘укидид (под вли€нием √иппократа) ищет в основе поступков людей вечные психологические мотивы.

— точки зрени€ литературной, существенна така€ особенность стил€ ‘укидида, как многочисленные фигуры заимослови€, то есть обосновани€ поступков посредством искусственно созданных речей, которые историк вкладывает в уста реальных людей. — помощью заимослови€ ‘укидид дает внутреннее обоснование поступков, выражение смысла событий с позиции реального лица. Ётот прием получил широкое распространение в греческой литературе и впоследствии повли€л на характер изложени€ в христианской агиографии и гомилетике.

—реди многочисленных греческих и римских историков следует особенно выделить позднего греческого историка-биографа и моралиста римского периода ѕлутарха (ок. 45-ок. 119), автора многочисленных сочинений, самое известное из которых "—равнительные жизнеописани€." ѕопарно сопоставл€€ знаменитых греков и римл€н, ѕлутарх устанавливает своего рода модель нравственных свойств человека и последовательности его де€ний и в этой св€зи представл€ет типы исторических де€телей. „еловек в изображении ѕлутарха предстает статично, а его жизнь оказываетс€ последовательным про€влением нравственных свойств [27].

—хема построени€ биографии, разработанна€ ѕлутархом (хот€ он не был первым, кто ее создал), значительно повли€ла на христианскую агиографию, передав ей общие места жизнеописани€, по которым можно строить сопоставлени€ историй человеческой жизни [28].

ќраторика.

’арактерна€ особенность греческой культуры на всем прот€жении ее истории от глубокой древности до нашего времени - поразительна€ склонность к публичному слову и внимание к стилю. √реческий €зык был исключительно совершенным инструментом мысли, и умение выразить мысль всегда особенно ценилось и культивировалось греками.

ќраторское красноречие, как особый, высший вид искусства, возникает только в античной √реции, и ни одна друга€ древн€€ культура - ни египетска€, ни аккадска€, ни китайска€, ни индийска€ - не удел€ют столь пристального внимани€ ораторике, как греческа€, и не дают таких высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.

 ак было отмечено выше, античное красноречие развивалось в трех основных формах: судебной, показательной (эпидейктической) и совещательной (политической) речи. ќсмысление искусства публичного слова и теоретическа€ разработка приемов аргументации св€заны с софистами - профессиональными практиками и учител€ми публичного слова. —ама по себе риторика развиваетс€ задолго до јристотел€. "–иторика" јристотел€, завершенна€ только в конце его жизни, удачно обобщает длительную традицию устной публичной аргументации и ее теории.

ќдним из древнейших софистов, произведени€ которого дошли до нас, €вл€етс€ √оргий (485-380 до –.’.), уроженец —ицилии, который во врем€ посольства в јфины произвел на афин€н сильное впечатление художественным оформлением своих речей. √оргий систематически примен€л риторические тропы и фигуры, которые с тех пор и называютс€ горгиевыми, и ритмически организованную речь. √оргий прославилс€ в основном показательными речами ("ѕаламед," "’вала ≈лене," "ќ павших в ѕелопонесской войне").  роме того, он много занималс€ диалектическими вопросами теории познани€ - теорией аргументации и семантическими парадоксами.

јнтифон (ок. 480-410 до –.’.) был крупнейшим судебным и политическим оратором. ѕо свидетельству древних, ему принадлежит лучша€ судебна€ речь (не дошедша€ до нас), которую он произнес в свою защиту. Ќо обсто€тельства дела были столь очевидны (он обвин€лс€ в заговоре и государственной измене), что сам јнтифон и его товарищи были казнены. јнтифон преподавал риторику, и ему принадлежит разработка учебных образцовых речей (тетралогий) по типичным делам и юридической топики с аргументацией на все основные топы.  роме того, јнтифон разработал теорию периода и принципы членени€ периода, что важно дл€ судебной речи, где кажда€ отдельна€ мысль должна быть выражена четко и €сно, чтобы ее логико-смыслова€ структура легко воспроизводилась аудиторией.

 рупнейшим судебным оратором и основателем теории судебной речи считаетс€ Ћисий (ок. 445-380 до –.’.). —охранились 34 показательные и судебные речи Ћиси€. Ћисий был профессиональным логографом: как метек (иностранец), он не имел права выступать в суде, и судебные речи Ћиси€ составлены таким образом, что в них про€вл€ютс€ особенности стил€ и аргументации, характерные дл€ его клиентов, людей различного социального круга и уровн€ образовани€. ќсобенности речей Ћиси€ - €сный, простой и четкий стиль, без лишних украшений, который и требуетс€ в судебной ораторике, а также €сна€ композици€, котора€ €вл€етс€ особой его заслугой: вступление, изложение, доказательство, заключение, как четко выраженные последовательные формы, заложили основу техники аргументации в услови€х сост€зательности.

»сократ (436-338 до –.’.) был одним из самых знаменитых практиков, теоретиков и преподавателей риторики в јфинах. »сократ, очевидно, впервые стал специально публиковать свои речи, в результате чего из ораторской прозы образуетс€ политический памфлет. —обственное творчество »сократа, а также его учебные речи относ€тс€ ко всем трем видам риторики, и до нас дошли многие его речи и упражнени€, а также литературные письма, так что »сократу очевидно принадлежит и заслуга создани€ эпистолы как вида словесности (сохранились 21 речь и 9 писем).

ќн основал систему профессионального риторического образовани€, открыв школу, в которой будущие ораторы обучались в течение трех-четырех лет, а преподавание велось в форме семинарских зан€тий. ѕоэтому »сократ считаетс€ основателем педагогики и создателем систематического образовани€. —ущественно, что, будучи серьезным философом, »сократ, не без вли€ни€ —ократа, своего современника, включил в риторическую подготовку систематическое преподавание философии и решительно выступал, нар€ду с —ократом и ѕлатоном, против софистики как обучени€ практической технике эристической аргументации. »сократ стремилс€ вырабатывать у своих учеников индивидуальный стиль речи. Ўкола »сократа имела большой успех: из нее вышел целый р€д талантливых риторов и философов.

ƒемосфен (384-322 до –.’.) по праву считаетс€ одним из крупнейших государственных де€телей и политических ораторов конца классического периода. ¬ отличие от √орги€, јнтифона, »сократа, ѕлатона, јристотел€, ƒемосфен принадлежал к демократическому политическому направлению. »з сохранившихс€ шестидес€ти одной речи, приписываемых ƒемосфену, многие не принадлежат ему. ¬ творчестве ƒемосфена синтезируетс€ опыт ораторской прозы предшествующего времени, поэтому его речи, обладающие высоким стилистическим совершенством, традиционно рассматриваютс€ как образцовые и включаютс€ во все хрестоматии. ¬ особенности попул€рны его "‘илиппики" - политические речи, направленные против ‘илиппа ћакедонского, и искусное самопрославление в защитительной речи "ќ венке." ‘илософи€.

‘илософи€ занимает выдающеес€ место в истории прозаической литературы: уже в античности, в особенности в эллинистический и римский, а впоследствии в византийский периоды, философска€ словесность, выдел€€ из себ€ новые проблемы и разновидности произведений, чрезвычайно ветвитс€. »з философского текста развиваетс€ богословска€ и собственно научна€ литература, в которых про€вл€ютс€ особые, присущие им стилистические качества и специфическа€ техника аргументации.

ќт античной философии до нас дошло сравнительно немногое - больша€ часть античных философских (как и научных) произведений утрачена и известна из цитат и критических замечаний, разбросанных в дошедших до нас древних и более новых произведени€х, и из попул€рных и критических изложений учений философов, например, у ƒиогена Ћаэрци€, —екста Ёмпирика, ѕлутарха, христианских апологетов, ќтцов ÷еркви. Ќо дошедшие до нас философские произведени€ классического периода греческой литературы - ѕлатона, јристотел€ и  сенофонта - сохранились не случайно: они были и остаютс€, помимо фундаментальных идей, которые в них развиваютс€, высшими образцами стил€ философской научной прозы, которым так или иначе следовали и следуют позднейшие авторы.

ѕлатон (427-347 до –.’.). ѕроизведени€ ѕлатона описаны, в том числе и со стилистико-риторической точки зрени€, в весьма обширной литературе [29]. «десь следует обратить внимание на следующее. ƒошедшие до нас произведени€ ѕлатона представл€ют собой в основном литературные диалоги [30], почти все участники которых были реальными лицами, современниками ѕлатона. ’от€ диалоги ѕлатона группируютс€ тематически и хронологически, каждый из них €вл€етс€ отдельным (не всегда завершенным) произведением, посв€щенным определенной философской проблеме.

Ќепревзойденный художественный стиль, драматургическое совершенство, реалистичность и психологическа€ правдивость даже поздних диалогов ѕлатона и техника аргументации, которую используют спор€щие персонажи, показывают, что диалоги представл€ют собой риторические произведени€. јргументаци€ у ѕлатона не принимает вида последовательной философской системы и строитс€ на основе общих мест (топов), которые лежат в основании каждой линии аргументации и часто обсуждаютс€, когда эти линии аргументации сталкиваютс€. ѕоэтому можно говорить о стилистическом направлении в истории философии в историко-литературном смысле, которое восходит к ѕлатону независимо от того, какие идеи высказывают мыслители, использовавшие платоновские принципы построени€ текста.

јристотель (384-322 до –.’.) - ученик и последователь ѕлатона, основатель систематической философии и науки. —охранившиес€ произведени€ јристотел€ (около тридцати), некоторые из которых, как "Ёкономика," €вл€ютс€ спорными, относ€тс€ практически ко всем разделам научного знани€. Ёто видно из неполного перечн€ основных сочинений по разделам: логические - " атегории," "ќб истолковании," "“опика," "ќ софистических опровержени€х" и "јналитики" перва€ и втора€, к ним примыкают "–иторика" и "ѕоэтика"; общефилософские - "ћетафизика"; этические - "Ѕольша€ этика," "≈фремова этика," "Ќикомахова этика," "ѕолитика," "Ёкономика"; естественнонаучные - "‘изика," "ќ небе," "»стори€ животных," "ќ част€х животных"; психологические - "ќ душе," "ќ жизни и смерти," "ќ пам€ти и воспоминании" и другие.

≈сли ѕлатон в своих диалогах обсуждает проблемы, то јристотель в своих трактатах рассматривает науки, изложение которых он строит систематически.  ажда€ наука представл€ет собой по существу развитие содержани€ и объема пон€ти€ (физики, метафизики, топики и др.). ѕринима€ исходные определени€, јристотель развертывает их в изложение определенной области знани€, снабженной иллюстративным материалом, обсуждением различных точек зрени€, выводами.

јристотель в своем Ћикее - школе, которую он создал в дополнение платоновой јкадемии, - систематически преподавал науки, и некоторые его произведени€ представл€ют собой, очевидно, студенческие записи лекций.

јристотель основал второе основное стилистическое направление философии, науки и богослови€, которое и образовало в средние века схоластику, то есть школьную дисциплину, с ее "—уммами," "Ѕревиари€ми," ординарными и экстраординарными курсами, диссертаци€ми и особой системой научного диспута. Ќаучно-философский стиль јристотел€ имел многочисленных последователей, которые, случалось, были больше платониками, чем аристотеликами в идейном отношении, но стилистически сильно разнились с јкадемией [31]. јристотелевский стиль научного мышлени€ оказал особенно сильное вли€ние на западную науку, богословие и право, хот€ и ¬изанти€ не обошлась без него [32].

“ак сложились два направлени€ научного изложени€ - академическое, восход€щее к ѕлатоновой, и университетское, восход€щее к јристотелевой традиции.

 лассификаци€ знаний.

јнтична€ философи€, начина€ с ѕлатона и јристотел€, содержит классификацию знаний, которые раздел€ютс€ по предмету и по характеру изложени€ и аргументации проблем.

¬се знание подраздел€етс€ на теоретическое и практическое.   теоретическому знанию относ€тс€ дедуктивные науки математика, метафизика, логика, выводы которых достоверны. Ћогика €вл€етс€ наукой-инструментом, посредством которого достигаетс€ достоверное знание.   практическому знанию относ€тс€ этика и политика, выводы в которых имеют веро€тностный характер. ћетодологический инструмент этих наук - диалектика.

Ёта аристотелевска€ классификаци€ знаний была систематизирована и дополнена стоиками, которые выделили, как было выше упом€нуто, физику, логику и этику и добавили к составу наук богословие как часть физики (т.е. науки о сущем). Ћогика и этика были разработаны стоиками особенно подробно.

’ристианска€ наука поздней античности и средних веков в целом принимает античную классификацию знаний: философи€ как познание сущего подраздел€етс€ на теоретическую и практическую части. “еоретическа€ философи€ раздел€етс€ на богословие, физиологию и математику. ¬ богословие включаетс€ знание о Ѕоге, ангелах и о душах. ћатематика включает арифметику, музыку, геометрию и астрономию как €влени€ промежуточные между духовными и материальными. ‘изиологи€ изучает неживую и живую природу. ѕрактическа€ философи€ раздел€етс€ на этику (учение о человеке), экономику (учение о семье) и политику (учение о государстве) [33].

Ёпистолографи€. “ретьим родом словесности €вл€ютс€ послани€, которые отличаютс€ от документа и сочинени€ и сходны с ними в том отношении, что послани€, как документы, адресуютс€ определенному лицу или лицам, но, подобно сочинени€м, не €вл€ютс€ произведени€ми, об€зательными дл€ прочтени€. B этой св€зи следует различать насто€щие послани€ и литературные, которые представл€ют собой жанр сочинений.

ѕо характеру адресата и степени нормативности построени€ послани€ подраздел€ютс€ на официальные и неофициальные. ¬о всех письмах выдел€ютс€ элементы об€зательные: адреса корреспондентов, дата, обращени€ и приветстви€, благопожелани€, подпись. Ќо официальные письма стро€тс€ по определенным схемам и в них выдел€ютс€ так называемый формул€р и клаузула, то есть об€зательные компоненты содержани€ и необ€зательные, относ€щиес€ к особенност€м конкретного предмета. B составе официальных писем выдел€етс€ особый разр€д деловых писем, которые часто относ€тс€ к документам.

Ќеофициальные письма отличаютс€ от всех других видов письменного слова свободой содержани€, €зыка и композиции, поэтому классификации писем в значительной мере затруднены. ќбычно такие классификации в письмовниках (специальных руководствах по переписке) отражают этическую и социальную структуру общества.

јнтичные, средневековые письма и письма нового времени, которые создавались в услови€х, когда почта и канцел€ри€ были устроены относительно просто, раздел€ютс€ на три разр€да по характеру адресата в отношении к адресанту - на письма к конкретному лицу и письма к группе лиц (например, послани€ императоров сенату), а в этикетном отношении - на письма к высшим, к равным и к низшим по положению.

ѕисьма к высшим и письма к низшим приближаютс€ к документу: первые часто представл€ют собой прошени€, доклады, отчеты (как письма ѕлини€ ћладшего к императору “ра€ну), а письма к низшим содержат распор€жени€ и наставлени€ (как письма “ра€на к ѕлинию). Ѕолее того, императорские эдикты и законы (новеллы) часто оформл€лись в виде письма либо к конкретному лицу, например, ответственному чиновнику, либо группе лиц, например, императорские письма византийского периода ¬селенскому —обору или группе архиереев.

ѕисьма к равным (например, письма ѕлатона и знаменитые своими литературными достоинствами письма близким ÷ицерона), напротив, т€готеют к сочинени€м этического или даже развлекательного характера. —борники таких писем, опубликованные их авторами, как письма ÷ицерона, превращаютс€ не просто в литературные произведени€, но станов€тс€ образцами стил€ разговорной и художественной речи и оказывают сильное вли€ние на нормы и образ поведени€, на нравственные отношени€ людей. ќпубликованна€ лична€ переписка с друзь€ми и близкими в поздней античности сложила своего рода культ дружбы.

[20] «десь и в дальнейшем строение словесности излагаетс€ в основном по книге: –ождественский ё. ¬. ќбща€ филологи€. ћ., 1996.
[21] —в. √ригорий Ќисский. ќб устроении человека. —ѕб., 1995. —. 21-26.
[22] ¬ качестве одного из таких прототипов рассматривают протобиблское письмо из г. Ѕибл (Ћиван), бывшее, возможно, силлабическим.
[23] јристотель. ѕоэтика. —очинени€. “. 4, ћ., 1984. —. 646 и далее, с. 655: У...задача поэта говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу веро€тности или необходимостиФ /145lа, 38 и далее/.
[24] ѕодробно см. „ернец Ћ. ¬., ’ализев ¬. ≈., Ѕройтман —. Ќ. и др. ¬ведение в литературоведение. ћ., 1999.
[25] —м., например, архиепископ ‘иларет (√умилевский). »сторический обзор песнопевцев и песнопени€ греческой церкви. —в€то-“роицка€ —ергиева лавра, 1995. —. 204-246.
[26] ћузы, спутницы бога јполлона, считались ответственными за основные виды умственной и художественной де€тельности: Ёрато Ч покровительница лирической поэзии, Ёвтерпа Ч сопровождала флейтой лирические песни,  аллиопа Ч занималась эпической поэзией,  лио Ч муза истории, ћельпомена Ч отвечала за трагедию, ѕолигимни€ Ч специализировалась в музыке и танце, “ерпсихора Ч занималась исключительно танцами, “али€ Ч вдохновл€ла комедиографов, ”рани€ Ч предводительствовала астрономами.
[27] јверинцев —.—. ѕлутарх и антична€ биографи€. ћ., 1973.
[28] ѕопова “.¬. јнтична€ биографи€ и византийска€ агиографи€. јнтичность и ¬изанти€. ћ., 1975. —. 218-266.
[29] ƒостаточно указать предисловие и комментарии ј.‘.Ћосева к трехтомному собранию сочинений ѕлатона (ћ., Ућысль,Ф 1968-1972), где исчерпывающим образом разобраны композици€, стиль и техника аргументации ѕлатона.
[30] Ћосев ј.‘. ∆изненный и творческий путь ѕлатона. ѕлатон. —обр. соч. в 3-х томах. “ом 1. ћ., 1968. —. 50.
[31] Ћосев ј.‘. »стори€ античной эстетики. јристотель и поздн€€ классика. ћ., 1975. —. 8-10, 79-90.
[32] ѕодробное историко-сравнительное описание топического и аксиоматического мышлени€ в западном правоведении, философии и отчасти богословии содержитс€ в упом€нутой выше статье “омаса ‘ивега, как и в первой части У“еории аргументацииФ X. ѕерельмана и Ћ. ќльбрехтс-“итека.
[33] —в. »оанн ƒамаскин. ‘илософские главы. ћ., 1999. —. 41-42.

’ристианска€ письменна€ словесность. — распространением христианства в системе письменной словесности происход€т очень существенные количественные и качественные изменени€. –азвита€ эллинистическа€ антична€ словесность с ее системой литературных форм постепенно перерастает в средневековую словесность, устройство которой отличаетс€ следующими особенност€ми.

Ј ѕо€вл€етс€ и быстро развиваетс€ система христианской литературы и письменно устной словесности, котора€, воспроизвод€ основные литературные приемы и жанровые формы античной греко-латинской словесности, дублирует ее: тем самым образуютс€ две развивающиес€ параллельно, но взаимосв€занные линии словесности - духовна€ и светска€.

Ј Ёта сдвоенна€ система словесности становитс€ иерархической: в ней выдел€ютс€ роды и виды произведений, которые рассматриваютс€ как наиболее значимые, и роды и виды произведений, которые рассматриваютс€ как менее значимые, а часто едва терпимые или даже вовсе нетерпимые в христианской культуре, и между этими двум€ противопоставленными иерархически группами текстов распредел€етс€ все разнообразие родов и видов произведений слова.

Ј ¬ первые века христианской эры происходит весьма радикальное изменение информационных технологий: быстро распростран€етс€ книга-кодекс, котора€ сначала использовалась в школе и в канцел€рии, позже кодекс используетс€ в богослужении и как форма молитвослова; постепенно кодекс вытесн€ет книгу-свиток.

ѕо€вление кодекса позвол€ет рассматривать письменный текст как единое смысловое целое, легко выдел€ть и сопоставл€ть его части и организовать весь текст оглавлением, комментарием, шрифтовым членением.  одекс хранитс€ на полке и более прочен, чем свиток. ќн может состо€ть из нескольких тетрадей, которые могут читать и переписывать одновременно несколько человек, что существенно ускор€ет и уточн€ет воспроизведение и распространение текстов.

ќдновременно с распространением кодекса, с IV века утверждаетс€ минускульное четырехлинеечное письмо: по€вл€ютс€ заглавные и строчные буквы, а сами по себе строчные буквы раздел€ютс€ на буквы с верхними и нижними выносными част€ми (р, q, t, ξ, ζ, μ и др.) и буквы, которые пишутс€ в две линейки (а, ≥, о, η, ι, о, α, ν и др.) Ёто облегчает чтение текста и позвол€ет сокращать на письме слова за счет гласных букв, читать текст про себ€.

Ќачина€ с VIII века постепенно распростран€етс€ изобретенна€ в  итае бумага, котора€ как универсальный писчий материал вытесн€ет папирус, а потом и пергамен, существенно удешевл€€ книгу и облегча€ ее переписку (письмо по пергамену требует специального навыка и большой аккуратности).

—овершенствуютс€ и инструменты письма. –аспространившеес€ преимущественно в северных странах гусиное перо позвол€ет делать нажим, что создает дополнительные различительные признаки графического слова и позвол€ет легче опознавать букву, особенно в скорописных почерках.

Ќачина€ со II века народы, принимающие христианство, создают новые письменные €зыки: коптский (II-III вв.), арм€нский (IV в.), готский (IV в.), грузинский (начало V в.), слав€нский (не позже IX в.); на «ападе латинское письмо используетс€ дл€ записи текстов на германских, кельтских и романских €зыках.

¬ результате путем многочисленных переводов —в. ѕисани€ и литургических текстов образуютс€ новые литургические, а на их основе и литературные €зыки, в которых полностью или частично воспроизводитс€ греко-латинска€ христианска€ письменна€ словесность. Ёта словесность, не утрачива€ св€зи с греко-латинской античной культурой, у каждого народа сочетаетс€ с его фольклорной словесностью и начинает развивать местную письменную культуру.

¬ зависимости от характера заимствовани€ письма новые письменные €зыки стро€тс€ как переводные (коптский, арм€нский, слав€нский и другие €зыки, образовавшиес€ на основе греческой письменности), или как транскрипционные (как многочисленные письменно литературные €зыки стран «ападной ≈вропы, которые сложились на основе латинской письменности).

ƒл€ этих €зыков характерно литературное дву€зычие с латинским €зыком богослужени€ и высокой словесности и местным (немецким, французским и др.) вульгарным €зыком, на котором первоначально создавались произведени€ низких жанров.

—воего рода тиражирование античной письменной словесности, распространившеес€ на новые €зыки и народы, и означает начало новой эпохи становлени€ и развити€ национальных культур - средних веков.

ƒуховна€ словесность.

ƒуховна€ словесностьскладываетс€ в первые п€ть веков христианской эры в следующих основных видах произведений слова, различающихс€ функционально (то есть по назначению и характеру использовани€) и стилистически.

—троение духовной словесности отражает соотношение —в€щенного ѕредани€ и —в€щенного ѕисани€, поскольку текст —в€щенного ѕисани€ Ќового «авета в своем составе складываетс€ в формах проповеди, ее истолковани€, посланий, повествовательных текстов, богослужебной речи и духовной поэзии, эпистолографии, полемики, пророческой речи, котора€ имеет особую семантику и строение.

ѕоскольку духовна€ словесность складываетс€ в услови€х конкретного общества и в составе существующих норм словесности, то это развитие и происходит под сильным вли€нием поэтики, риторики, диалектики, и литературных прецедентов, которые выработались в греко-римском мире [34].

“ем самым духовна€ словесность включаетс€ в общую картину €зыковой культуры античности, одновременно видоизмен€€ ее: воспроизведение культуры измен€ет ее характер, так как в цел€х образовани€, документооборота и правовой де€тельности, научного и философского познани€, художественного творчества, развлечени€ отбираютс€, воспроизвод€тс€ и перерабатываютс€ (например, в виде компил€ций) такие произведени€, которые в наибольшей степени совместимы с христианским мировоззрением.

ƒругие произведени€, нехристианские, или даже антихристианские по содержанию (например, сочинени€ Ћукиана, ѕорфири€, Ћивани€, логические и философские произведени€ неоплатоников или стоиков, произведени€ эллинистической любовной лирики и т.д.), в основном сохран€ютс€ и переписываютс€, но исключаютс€ из оперативного фонда культуры и отход€т в ее пассивный фонд, хот€ материал их посто€нно питает культурное творчество - они выступают в качестве своего рода культурного фона, так как используютс€ их фрагменты.

K духовной словесности относ€тс€:

1. —в€щенное ѕисание - книги ¬етхого и Ќового «аветов. B число книг ¬етхого «авета вход€т канонические и неканонические.  анонические книги (39 книг) были записаны в период от XV до V века до –.’.; неканонические книги (11 книг) были написаны с V по I века до –.’. ¬етхозаветные книги подраздел€ютс€ на три отдела: «акон, ѕророки и ѕисани€, которые различаютс€ содержанием и характером изложени€. B число книг Ќового «авета вход€т четыре ≈вангели€: от ћатфе€, ћарка, Ћуки и »оанна; ƒе€ни€ —в€тых јпостолов; семь апостольских —оборных ѕосланий; четырнадцать ѕосланий апостола ѕавла; ќткровение »оанна Ѕогослова (јпокалипсис).

2. Ћитургическа€ словесность образует смысловой и стилистический центр всей духовной словесности и культуры (поскольку помимо слова в нее вход€т все базовые семиотические системы: символы, прогностика, костюм, музыка, пластика, изображение, архитектура, календарь и др.). ќна вбирает в себ€, по мере развити€ богослужени€, тексты всех других видов духовной словесности. B литургической поэтике, нормы которой фиксируютс€ в различных богослужебных уставах и в творени€х св. »оанна ƒамаскина, отражаютс€ не только греческа€, но сирийска€ и, очевидно, египетска€ и другие поэтические и музыкальные системы.

3. Ёкзегетическа€ словесность представл€ет собой истолковани€ текста —в€щенного ѕисани€, которые начали создаватьс€ в первые века христианства; экзегетическа€ литература весьма обширна, поскольку в различных исторических и культурных услови€х жизни ÷еркви посто€нно существует потребность в новых объ€снени€х текстов —в€щенного ѕисани€. B экзегетической литературе существует строга€ преемственность как содержани€ экзегетических текстов, так и методов толковани€.

4. √омилетическа€ словесность включает устные и письменные словесные жанры, как соответствующие античной ораторике, так и новые, св€занные с духовным образованием - воспитанием и обучением, церковной проповедью и христианской миссией.

5. Ёпистол€рна€ словесность, широко представленна€ в  нигах Ќового «авета и развивша€с€ в первые века христианства в разветвленную систему словесных жанров.

6. јпологетическа€, и шире, полемическа€ словесность в письменных и устных формах, котора€ особенно интенсивно развиваетс€ в эпоху ¬селенских —оборов.

7. ”чительна€, в тесном смысле, словесность в виде сборников поучений и наставлений, например, "Ћествица" св. »оанна Ћествичника.

8. »сторико-церковна€ литература в двух своих важнейших разновидност€х: агиографии и церковной истории.

9. Ѕогословска€ литература, котора€ строитс€ на основе техники философской аргументации (например, "ќ началах" ќригена). ѕо мере развити€ она включает в себ€ также и научные логико-семантические, филологические сочинени€ технического характера, как "’ристианска€ наука," "ќб учителе" бл. јвгустина, "‘илософские главы" св. »оанна ƒамаскина и др.

10.  аноническа€, то есть церковно-юридическа€ литература, котора€, подобно богословской, использует приемы и нормы светской юридической техники, но видоизмен€ет их, вли€€ в свою очередь на светскую юридическую литературу (например, на "ƒигесты" ёстиниана).

 аждый вид духовной словесности характеризуетс€ довольно строгой содержательной и стилистической преемственностью произведений слова; именно преемственность стил€ духовной словесности, непрерывно развивающегос€ в течение двух тыс€челетий христианства, позвол€ет строить филологическую классификацию произведений слова. ќднако, несмотр€ на обилие исследований, историческа€ стилистика духовной литературы разработана недостаточно.

ƒуховна€ словесность как в содержательном, так и в техническом отношении €вл€етс€ принципиально новым этапом развити€ культуры €зыка: сложивша€с€ в дохристианской античности совокупность родов и видов слова представл€ла собой, несмотр€ на весьма развитую филологическую науку, в достаточной степени аморфное образование сравнительно, например, с относительно хорошо и последовательно нормированной и истолкованной китайской литературой [35].

ѕосле того как сложились единые принципы и методы оценки произведени€ слова, иерархи€ литературных €зыков и словесных жанров, началось упор€доченное развитие европейской литературы.

ѕечатна€ словесность. Ќачало книгопечатани€ св€зываетс€ с именем »оганна √утенберга (ок. 1399-1468), купца из города ћайнца, который в 1440 году изобрел наборную форму и типографский сплав и осуществил первые издани€ печатных книг: "—ивиллиной книги" (1440), так называемой 42-х строчной Ѕиблии (1452-1455) и ћайнцской псалтыри (1457).

»зобретение книгопечатани€ означало возникновение новой информационной технологии, котора€ совершила переворот во всей системе письменной культуры.

 нигопечатание сделало возможным:

І создание крупных книгохранилищ и, следовательно, накопление, концентрацию в книгохранилищах и предметную систематизацию знани€;

І стандартизацию норм письменной печатной речи, котора€ привела к формированию национальных литературных €зыков;

І развитие общего и высшего образовани€ как следствие удешевлени€ и широкого тиражировани€ книг;

І сложение литературного авторства, которое было св€зано с авторской ответственностью за содержание текста произведени€;

І разделение труда в области умственной де€тельности, поскольку труд автора, переписчика, книгоиздател€ и книгопродавца сложились как особые взаимосв€занные формы профессиональной де€тельности, и, следовательно, в дальнейшую профессионализацию и специализацию умственного труда;

І качественное изменение книжного и рукописного письма как следствие создани€ в начале XVI века јльбрехтом ƒюрером (1471-1528), Ћукой ѕачоли (1445-1509) и  лодом √арамоном (1499-1561) стандартного книжного шрифта, основанного на математическом расчете пропорций букв [36];

І существенное изменение всей системы словесности, которое привело к возникновению трех основных родов печатной литературы: научной, журнальной и художественной.

Ћитературное авторство.

Ћитературное авторство, которое, разумеетс€, существовало и прежде, до по€влени€ книгопечатани€, не могло сложитьс€ в особый социально-культурный институт и получить юридическое оформление.

¬ услови€х рукописной речи переписчик был в большей или меньшей мере соавтором текста, который он воспроизводил: существенным представл€лось содержание произведени€, а не личность его создател€[37]. ѕоэтому средневековый текст развивалс€ по мере переписки и в него посто€нно вносились изменени€ от написаний отдельных слов до замены значительных фрагментов содержани€.

Ёто относилось к любому типу словесных произведений, но особенно болезненно сказывалось на текстах —в€щенного ѕисани€ и богослужебных книг, искажени€ в которых, вносимые не всегда грамотными, хорошо понимавшими текст, да и не всегда добросовестными переписчиками, приводили зачастую к серьезным вероисповедным конфликтам.

ѕоложение вещей начинает мен€тьс€ в западноевропейских странах с ’≤≤-’ѕ≤ веков по мере развити€ университетского образовани€. ѕреподавание университетских курсов "по книгам," в особенности курсов богословского и юридического содержани€ в услови€х посто€нных богословских споров с частыми организационными выводами в виде предани€ суду инквизиции, предполагало создание преподавател€ми текстов курсов - "сумм" и "бревиариев," отражавших содержание чтений, а от студентов - точного воспроизведени€ сочинений, на основе которых читались университетские курсы, так как искажени€ в текстах (особенно богословского содержани€) могли привест





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1048 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

2066 - | 1944 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.169 с.