Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќе существует €зыков, в которых не было бы предикативности




 

„ленораздельность.

„ленораздельность есть свойство €зыка членить высказывани€ на повтор€ющиес€ в других высказывани€х воспроизводимые элементы.

–ечь предстает нам как чередование слов и пауз.  аждое слово может быть отделено говор€щим от других. —лово опознаетс€ слушающим и отождествл€етс€ с уже имеющимс€ в сознании образом, в котором соедин€ютс€ звучание и значение. Ќа основе единства этих образов мы можем понимать слова и воспроизводить их в речи.

—лова €зыка частично отождествл€ютс€ и с другими словами и группируютс€ в классы: слова облако, окно, стекло, мыло частично тождественны, поскольку все они оканчиваютс€ на -о. —лова облако, облачный, облачность частично тождественны, поскольку все они содержат общую часть облак/ч-. —лово облак-о может выступать в формах облак-а, облак-у, облак-ом и т.д. точно так же, как слово окн-о.

Ёто значит, что слова выдел€ют в себе одинаковые составные части с одинаковым значением, сочетание которых называетс€ грамматической формой и образует классы слов. ¬месте с тем слова облако, окно и подобные (как грамматические формы) могут сочетатьс€ в речи не с любым словом: можно сказать плывет облако, но нельз€ сказать *облако давно или *облако плава€.

—лова раздел€ютс€ на части и соедин€ютс€ в словосочетани€ по определенным правилам или модел€м. ѕри этом дл€ слов каждого класса характерно, что их грамматическа€ форма тесно св€зана с услови€ми сочетаемости: видеть облако, плыть облаком, думать об облаке, тень облака.

—лова €зыка образуют взаимосв€занные классы форм (облако, облака, облаку) и моделей сочетаний этих форм; первые называютс€ парадигмами, а вторые - синтагмами.

„ленораздельность есть свойство €зыка образовывать систему, в которой единицы - слова выдел€ют в себе общие составл€ющие и образуют классы, выступа€ в качестве составл€ющих словосочетаний и предложений.

Ќе существует €зыков, в которых не было бы грамматической формы: членораздельности и синтагматико-парадигматических классов слов.

–екурсивность.

–екурсивность есть свойство €зыка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.

 аждый раз, как мы вступаем в разговор, мы создаем новые высказывани€ - число предложений бесконечно велико. —оздаем мы и новые слова, хот€ чаще измен€ем в речи значени€ существующих слов. » тем не менее мы понимаем друг друга.

¬заимопонимание возможно, поскольку новые предложени€ и словосочетани€ состо€т из знакомых слов, слова состо€т из одинаковых и знакомых частей - морфем или слогов, морфемы и слоги состо€т из знакомых звуков.  аждый произносит слова и звуки посвоему, но мы опознаем слова и звуки одинаково, поскольку слышим в произносимом слове в первую очередь то, что необходимо дл€ его опознани€.

B каждом €зыке имеетс€ около сорока (от 20 до 80) гласных и согласных фонем ("звуков свирели и лиры") - минимальных звуковых единиц €зыка, которые способны различать и составл€ть слова; в каждом €зыке имеетс€ несколько сотен грамматических единиц (морфем или служебных слов), которые обозначают грамматические классы слов или словосочетаний, и несколько дес€тков или сотен приемов образовани€ новых слов. B каждом €зыке имеетс€, по крайней мере, несколько тыс€ч корней или первообразных слов, на основе которых создаютс€ новые слова. B каждом €зыке имеетс€ несколько дес€тков моделей словосочетаний и предложений.

»так, из немногих дес€тков фонем образуетс€ практически бесконечное число предложений: €зык €вл€етс€ много€русной системой знаков, каждый €рус которой образуют единицы, состо€щие из единиц более низких €русов и составл€ющие единицы более высоких €русов. Ќижним €русом системы €зыка €вл€етс€ фонетический €рус, поскольку фонема неразложима на составл€ющие, которые следовали бы друг за другом в линейном пор€дке. ¬ерхним €русом €вл€етс€ €рус предложени€ - грамматически организованного сочетани€ слов, в котором об€зательно присутствует предикативное словосочетание или слово, выражающее предикацию.

Ќе существует €зыков, в которых не было бы системы €русов, организованных таким образом, что из небольшого числа минимальных звуковых единиц может быть создано практически неограниченное число высказываний.

—троение систем €зыков мира различно, и €зыки группируютс€ в науке в зависимости от типа их устройства, но примечательно, что можно придумать значительно больше приемов выражени€ грамматических значений, чем их существует в действительности.

[1] јристотель. –иторика. Ч јнтичные риторики. ћ.. 1978. —. 19.
[2] јристотель. “ам же. —. 17.
[3] јннушкин ¬.ј. ѕерва€ русска€ риторика. ћ., 1999.
[4] —м. √адамер √.√. –иторика и логика. ¬ кн.: јктуальность прекрасного. ћ., 1991. —. 194-197.
[5] √аврюшин Ќ. . У–иторикаФ ћ.¬.Ћомоносова и УЋогикаФ ћакари€ ѕетровича. ѕам€тники науки и техники. ћ., 1986. —. 131-154.
[6] —м. например: јйхенвальд ё. Ѕелинский. —илуэты русских писателей “. 2 ћ., 1998. —. 199-207.
[7] –erelmаn —h., ќlbrесhts-“уteса L. Lа nоuvеllе rhethоnquе. “. l. –., 1958.
[8] —м. —т€жкин Ќ. ». ‘ормирование математической логики. ћ., 1967.
[9] Viеwеg “h. “орiсs аnd Lаw. ј соntributiоn tо bаsiс rеsеаrсh in lаw. Frаnkfurt аm ћеin, Bеrlin, Bеrn еtс: –еtеr Lаng, 1993.
[10] Ќемезий Ёмесский. ќ природе человека. ћ., У анон,Ф 1998. —. 128, 131-132.
[11] –erelmаn —h., ќlbrесhts-“уteса L. Ibid. “. 1. –. 18.
[12] Ёти семиотические термины основаны на соответствующих категори€х риторики; см. ћоррис „. ”. ќсновани€ теории знаков (русский перевод). B кн.: —емиотика. ћ., 1983. —. 38.
[13]  ошанский Ќ.‘. „астна€ риторика. —ѕб., 1832.
[14] –ождественский ё. ¬. ¬ведение в культуроведение. ћ., 1996. —. 13.
[15] ѕоскольку культура существует и развиваетс€ в пределах определенной исторической общности, пон€тие Уобщечеловеческой культурыФ представл€етс€ фикцией.
[16] ѕон€тие Удуховной культуры,Ф прин€тое в культуроведении, восходит? иде€м немецкого филолога, философа и государственного де€тел€ ¬ильгельма фон √умбольдта (1767-1835). ¬. фон √умбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представлени€, философское осмысление которых приводит к совершенствованию личности человека и общественной жизни (¬. √умбольдт. »деи к опыту, определ€ющему границы де€тельности государства. Ч язык и философи€ культуры. ћ., 1985. —. 62-76). ‘ранцузский филолог и философ јнтуан ƒестю де “раси (1754-1836), основыва€сь на эмпирической философии ƒ. Ћокка, в работе УЁлементы идеологииФ (1801-1815) описал систему слов, означающих мировоззренческие представлени€ западноевропейской культуры. —овокупность таких представлений была им обозначена термином Уидеологи€.Ф ¬последствии идеи ¬. √умбольдта и ј. ƒестю де “раси развивались в работах целого р€да ученых и философов XIX и XX веков (¬. ¬ундт,  . Ўпенглер, Ѕ.  роче,  . ‘осслер, Ћ. Ўпитцер, √. Ўухардт, Ќ. —. “рубецкой, Ћ. ¬айсгербер, ћ. Ёлиаде и другие), использовавших преимущественно термин Удуховна€ культураФ и понимавших под ним систему мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или даже человечеству в целом. ѕользоватьс€ термином Удуховна€ культураФ следует с осторожностью, учитыва€ опасность подмены действительно духовного содержани€ христианской культуры набором идеологем, свойственных тому или иному культурному образованию. ¬ зтом значении более точным был бы термин Уидеологи€Ф или Уидеологическа€ культура,Ф который, впрочем, имеет свои недостатки, так как слово Уидеологи€Ф в современном употреблении имеет отрицательное оценочное значение.
[17] —в. √ригорий Ќисский. ќб устроении человека. —ѕб., 1995. —. 26-27.
[18] √умбольдт ¬. »збранные труды по €зыкознанию. ћ, 1984. —. 80.
[19] “ам же. —. 80.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

2069 - | 1901 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.