Некоторые теории поляризации исходят из того, что поляризация является следствием информационного влияния и соответствует балансу убеждающих аргументов, которые становятся доступными участникам дискуссии. Наиболее важная из этих теорий — теория убеждающих аргументов Бернштейна и Винокура.
Авторы утверждают, что существует некий «культурный пул» убедительных аргументов «за» и «против» чего-то, выразителями которых в экспериментальных условиях становятся «выборки испытуемых». Следовательно, чем отчетливее проявляется во время додис-куссионного тестирования тенденция «за», тем больше шансов на то, что баланс аргументов пула тоже будет в пользу аргументов «за». Эти аргументы вырабатываются в ходе дискуссии, и, обмениваясь ими, участники дискуссии склоняются в сторону новых для них обоснований. Группа поляризуется в направлении баланса аргументов (в сторону доминирующего полюса, например полюса X, а не полюса У), предсказанного тенденцией тестирования, которое предшествовало дискуссии, поскольку доминирующий пул «выдает» аргументы в большем количестве и «лучшего качества» (и качественный, и количественный балансы складываются в пользу X), что тоже обладает определенной новизной.
Одновременно Винокур и Бернштейн вполне определенно заявляют, что, хотя баланс аргументов пула и прогнозирует как изначальную тенденцию, так и баланс, достигаемый в ходе дискуссии, одного этого недостаточно, чтобы спрогнозировать поляризацию (Vinocur& Burnstein, 1974). Решающее значение имеет следующее обстоятельство: чтобы мнение участников дискуссии склонилось кX, возникав ющие в ходе дискуссии аргументы в его пользу должны быть более новыми, нежели аргументы, выдвигаемые в поддержку Y. Авторы на-" стойчиво подчеркивают мысль о том, что это — общее правило и что убеждающие аргументы, склоняющие участников дискуссии к доминирующему полюсу, должны быть всегда новее аргументов, склоняющих к недоминирующему полюсу, но ни разу четко не объясняют, почему должно быть именно так. Они иллюстрируют критическую роль новизны в их теории поляризации следующим примером.
Рассмотрим ситуацию, при которой группа людей, принадлежащих к определенной культуре, рассматривает шесть аргументов в защиту по-
зицииX— a, b,c,d,enf,H три аргумента в защиту позиции Y— I, mип. Если в дискуссии участвуют три человека, одинаково разделяющих позицию X, можно заранее сказать, что результат дискуссии будет зависеть от распределения аргументов между ее участниками. Допустим, что все трое участников дискуссии высказали одни и те же аргументы. В этом случае дискуссия совершенно не изменит их отношения к позиции X. Однако, если один из них привел аргументы a, bит, другой — аргументы с, d,nm,a третий — аргументы e,fvtm (каждый привел разные аргументы в пользу позиции X, но один и тот же аргумент в пользу позиции Y), дискуссия завершится значительной поляризацией по отношению к позиции X. Можно спрогнозировать и поляризацию в сторону позиции Y: она произойдет, если один из участников дискуссии воспользуется аргументами а,Ъи/, второй — аргументами a, bum, г третий — аргументами a, b и п (каждый вначале подумает об одних и тех же аргументах в пользу позиции X, но о разных аргументах в пользу позиции У). Как правило, выборки индивидуальных аргументов бывают значительно представительнее. Следовательно, средние преддискуссиониые предпочтения могут быть определены на основании баланса аргументов в пользу обеих позиций, существующих в пуле групп. Можно также спрогнозировать и после-дискуссионные предпочтения, если нам известна степень перекрывания между индивидуальными выборками (Burnstein & Vinokur, 1977, p. 317).
Следовательно, если благодаря новизне (аргументов) мнение группы склонится в пользу недоминирующей позиции, произойдет деполяризация, т. е. отход от той тенденции, которая проявилась во время додискуссионного тестирования.
Что такое убеждающие аргументы? Они характеризуются направлением («за» или «против»), валидностью, новизной и релевантностью. Мы используем термин «убеждающий» для обозначения валидного аргумента, который может быть новым, но может и не быть таковым. Майерс и Ламм назы вают «убеждающими» аргументы, определяющие информационное содержание дискуссии (Mayers & Lamm, 1976), и это верно в том смысле, что они воспринимаются как источники «информации о реальности» (см. главу 2). Но с точки зрения реального содержания групповой дискуссии такое определение неверно и вводит в заблуждение. Новизна, релевантность, валидность II даже — в известной мере — направление (см. Eiser & van der Pligt, 1984) аргументов являются психологическими свойствами информации, и они таковы, какими их воспринимают и оценивают люди. Это —оценочные суждения. Об аргументах, с которыми мы не согласны, мы можем сказать, что они «не относятся к делу, ошибочны и
4 Зак. 58
98 Глава 3. Групповая поляризация
Экспериментальное изучение теории убеждающих аргументов 99
неоригинальны» и что все это «мы уже слышали». Мы можем обесценить и отвергнуть их, сказав, что не находим их «ни убедительными, ни вескими», не считаем, что они несут в себе что-то новое, и т. д. Одновременно об аргументах, которые «льют воду на нашу мельницу», мы говорим, что они «убедительные, неопровержимые, имеют самое непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу, логичны» и т. п. Разумеется, иногда влияние способно заставить человека изменить свое мнение (именно этому и посвящена данная книга), но; дело в том, что мы можем представить чью-либо позицию как оригинальную, валидную и релевантную, не давая никакой информации о том, какова эта позиция на самом деле. Мы можем манипулировать как с аргументами «за» риск, так и с аргументами «против», и при этом действительно получаем некоторое представление о том, какого типа дискуссия протекает, но это в первую очередь — манипуляция с суждениями участников дискуссии относительно аргументов и лишь во вторую — с информационным содержанием этих аргументов.
В действительности Бернштейн и Винокур используют эти свойства для характеристики восприятия и оценочных суждений людей, а не для характеристики объективного содержания убеждающих аргументов. Бернштейн высказал некоторые соображения по поводу роли таких свойств информации, как валидность и новизна в процессах ее обработки, однако его рассуждения спекулятивны и не имеют прямого отношения к системному изучению этой проблемы (Bernstein, 1982). Следовательно, в данном контексте термином «инфорт мационное влияние» обозначается обмен аргументами, вызывающи74 сдвиг благодаря тому, что они, эти аргументы, обладают подобными свойствами. Важно помнить об этом, потому что иногда создается впечатление, что все аргументы «по условию задачи» логичны, рациг ональны, неопровержимы и т. п. Например, Винокур и Бернштейн (Vinokur & Burnstein, 1974, p. 306) с одобрением процитировали высказывание Торндайка.
Вопросы некоторых типов, по крайней мере, «наделены от природы» некоей логикой и неким правдоподобием, что делает их особенно пригод-1: ными для того, чтобы строить на них хорошую аргументацию. Так, в тал кой математической задаче, как поиск экстрема, человек может оказать ся неспособным достичь решения в одиночку, но может без колебаний распознать правильность решения, которое ему продемонстрировали