Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Критика теории информационного влияния




То, что информационное влияние в той или иной форме является важным элементом групповой поляризации, не вызывает сомнения. Тенденция, которая проявляется в тесте, предшествующем дискус­сии, связана с происходящим во время дискуссии, что, в свою оче­редь, связано со сдвигом. Люди поляризуются согласно воспринима­емому балансу аргументов, но это не следует из теории убеждающих аргументов, поскольку она исходит из того, что сдвиг происходит без аргументации и что воспринимаемый баланс аргументов скорее спо­собен отразить сдвиг, нежели определить его.

Основное возражение против теории убеждающих аргументов, по моему мнению, заключается не в том, что она не описывает происхо­дящего во время дискуссии, а в том, что она не дает удовлетворитель­ного объяснения самого феномена поляризации. Можно назвать три обстоятельства, делающие этот упрек обоснованным:

• эвристический механизм лишь неясно обозначен;

ad hoc1 допущение, заменяющее этот механизм, неправдоподобно;

• модель процесса убеждения неудовлетворительна и противоречит традиционному подходу к трактовке информационного влияния, из которого она выведена.

Групповая поляризация потому вызывает восхищение теоретиков, что она противоречит простой модели убеждения (идее, суть кото­рой заключается в том, что взаимное влияние просто отражает отно­сительное количество и «убедительность» аргументов X и У в данной выборке (sampledpool), т. е. изначальный баланс убеждающего мате-

Критика теории информационного влияния

1 Ad hoc (лат.) — букв, к этому, для данного случая, для этой цели. В данном контексте: частное допущение. — Примеч. науч. ред.

риала). Если выбор испытуемых во время тестирования, предшеству­ющего дискуссии, действительно определяется балансом информа­ции, доступной им через аргументы X и У, групповое решение — что­бы соответствовать ему — должно определяться балансом в группе. Этот баланс лучше всего описывается средней величиной индивиду­альных балансов Х/У, выявленной в ходе предварительного тестиро­вания. Позиция группы после дискуссии должна была бы соответ­ствовать этому среднему, но ничего подобного не происходит. Чтобы объяснить это, следует допустить, что аргументы X во время группо­вой дискуссии оказываются значительно более действенными, чем аргументы У, а не столь же действенными, какими они были при оп­ределении баланса для выборки (предсказавшего конвергенцию на среднем). В чем заключается особенность групповой дискуссии или стимуляции ею, искажается ли доминантная тенденция? На этот ас­пект проблемы групповой поляризации обратили внимание также Каплан (Kaplan, 1977, 1987), Ламм и Майерс (Lamm & Myers, 1978, pp. 171-172) и Сандерс и Бэрон (Sanders & Baron, 1977).

Винокур и Бернштейн, соглашаясь с тем, что модель простого убеждения не способна объяснить поляризацию (Vinocur & Bernstein, 1974), и желая найти причину непропорционального влияния аргу­ментов, высказывают предположение о том, что аргумент X отлича­ется от аргумента У большей новизной. Однако для того, чтобы эта гипотеза «сработала», требуется системное объяснение, почему и ка­ким образом баланс аргументов X и У в определенном культурном пуле либо ассоциируется у средней выборки с большей средней но­визной аргумента X, либо продуцирует ее, а этого-то как раз и нет. Одно из возможных и простых объяснений этого феномена за­ключается в том, что, поскольку в пуле больше убеждающих аргумен­тов X, чем убеждающих аргументов У, в средней группе (в выборке) будет больше новых убеждающих аргументов X, чем У. Если все убеж­дающие аргументы абсолютно новы (ими владеет только один чело­век, и они существуют только в одной форме), то тогда, по определе­нию, в выборке будет больше новых аргументов X, чем У. В действи­тельности, однако, имеет значение не преобладание новых аргументов X, но средняя новизна аргументов X по сравнению со средней новиз­ной аргументов У (т. е. то, насколько новым средний аргумент X или У является для средней группы). Например, если все убеждающие аргументы полностью новы, в процессе влияния они будут оценены одинаково, пропорционально их новизне. Индивидуум окажется точ-

1 06 Глава3. Групповая поляризация

Критика теории информационного влияния

но в такой же ситуации, в какой оказался бы, не имей новизна ника­кого значения, т. е. в ситуации, соответствующей модели простого убеждения, при которой новизна не изменяет относительной влия­тельности убеждающих аргументов Xи Y. То обстоятельство, что ба­ланс абсолютно новых аргументов складывается в пользу аргумента X, лишь предскажет конвергенцию на среднем значении. Это утверж­дение справедливо и тогда, когда аргументы X и Y равноценны по своей средней новизне для выборки. И в этом случае среднее влия­ние аргументов Xи У, если его рассматривать как функцию новизны, тоже будет одинаковым. Следовательно, для того, чтобы теория убеж­дающих аргументов стала действительно эвристической теорией, она должна объяснить, почему выборка из культурного пула приводит к тому, что убеждающие аргументы Xстановятся в среднем более но­выми, чем убеждающие аргументы Y. Однако одно из допущений те­ории репрезентативных выборок из культурного пула состоит имен­но в том, что относительная новизна любого аргумента будет для вы­борки точно такой же, как и для пула. Следовательно, допущение об относительной новизне убеждающих аргументов Y не дает ниче­го для объяснения причины разной средней «влиятельности» аргу­ментов ХяУ, если, конечно, в самом начале не была сделана оговор­ка, что по какой-то причине аргументы среднем уже более новы для культурного пула, чем аргументы Y.

Остается только недоумевать по поводу того, какое отношение к прогнозируемому успеху теории убеждающих аргументов имеет ее рациональное зерно, которое, судя по всему, покоится исключитель­но на рассуждении «для данного случая». Говоря так, я вовсе не хочу сказать, что групповая поляризация — не результат убеждающей аргументации. Скорее, речь идет о том, что этой теории недостает эвристического механизма, способного системно объяснить, почему «аргументы большинства» оказывают непропорциональное влияние. Не исключено, что в ходе групповой дискуссии аргументы, согласу­ющиеся с доминантной тенденцией, воспринимаются как непропор­ционально более убедительные и новые только потому, что являют­ся таковыми. Если мы согласимся с подобным предположением, нам придется признать, что восприятие убеждающих аргументов всего лишь отражает поляризацию доминантной тенденции, которая уже происходит, и в этом случае задачей исследователей становится по­иск ответа на вопрос: почему это возможно? Теория убеждающих ар­гументов «работает» до тех пор, пока мы допускаем, что «аргументы

большинства» в среднем более убедительны и отличаются большей новизной, чем «аргументы меньшинства». Проблема заключается в том, что подобное допущение есть «допущение для данного случая» и не следует из теории. Решения этой проблемы, предложенные Кап-ланом (Kaplan, 1977), а также Ламмом и Майерсом (Lamm & Myers, 1978), страдают, по моему мнению, тем же принципиальным недо­статком: они тоже «допущения для данного случая», и в них мало

нового.

Не кажется правдоподобным и объяснение, согласно которому культурное большинство отличается от культурного меньшинства тем, что владеет более новой информацией. Рассматриваемая нами модель социальной реальности базируется на том, что несогласие и столкновение мнений всего лишь отражают факт частичного рас­пространения информации (т. е. разные степени неосведомленно­сти) и что полная осведомленность всех относительно легко узнава­емых «фактов» приведет к согласию. В действительности, однако, это утверждение справедливо лишь для весьма ограниченного числа си­туаций, характеризующихся культурной и идеологической однород­ностью. Что же касается реального общества, то оно «наполнено» кон­фликтами, возникающими вследствие реальных различий в социаль­ной идентичности и принадлежности к разным группам, разного социального положения, а также разных базовых ценностей, целей и интересов. Люди отличаются друг от друга социологически, они за­нимают разные позиции в социальной структуре и принадлежат к разным социальным группам, имеющим разные стремления и цели. Нередко дискуссии по поводу фактов и какой-либо конкретной ин­формации становятся всего лишь формами проявления принципи­альных социальных и политических противоречий. Группы людей могут владеть всей полнотой информации и все же не иметь единого мнения. Часто меньшинство не соглашается с большинством только после того, как отвергнет его интерпретацию и аргументы. Как пра­вило, социальное меньшинство осведомлено об аргументах большин­ства и отвергает их, в то время как большинство может вообще никог­да не узнать точку зрения меньшинства. Если отказаться от модели разногласий, основанной на частичном проникновении информации, в пользу модели разногласий, основанной на конфликте, придется признать, что меньшинство несет в себе больше новизны, нежели большинство. Именно такой точки зрения и придерживается Серж Московичи (см. главу 4). В теории убеждающих аргументов группо-

1 0 8 Глава 3. Групповая поляризация

Большинство, приверженность норме и Zeitgeist 1 0 9

вая поляризация объясняется тем, что большинство обладает боль­шей новизной, нежели меньшинство. Серж Московичи объясняет ин­новации и социальные перемены деятельностью меньшинства, и его точка зрения представляется более правдоподобной.

И последнее. Толкование информационной валидности как вос­принимаемого и когнитивно обрабатываемого свойства аргументов, в известной мере не зависящего от тестирования физической реаль­ности, тоже создает определенную проблему. По мнению Фестингера, субъективная валидность сложной информации — это функция соци­альных отношений источника информации и реципиента, релевант­ности информации целям, ценностям и нормам группы и меры кон-сенсуальной поддержки любого сообщения (Festinger, 1950, 1954). Валидность информации «выводится» из тестирования реальности и оценивает, в какой мере эта информация содержит сведения о ре­альности. Винокур и Бернштейн, напротив, полагают, что валидность каким-то образом присутствует в семантическом содержании сооб­щений (о чем на самом деле говорит сообщение), так как она соответ­ствует когнитивным структурам и взаимодействует с ними. Валид­ность скорее связана с процессом обработки информации, нежели с тестированием социальной реальности. Точка зрения Соломона Аша, изложенная в его классических работах, заключается в том, что «са-мовалидизирующими» не могут быть ни информация, ни процесс ее обработки и что валидизация возможна лишь в рамках установлен­ных норм и социальных договоренностей (Asch, 1956). Это утвержде­ние отчасти справедливо лишь в тех случаях, когда вовлеченные ког­нитивные структуры становятся репрезентациями тестов социальной реальности. Корректность математической модели Торндайка не вы­зывает сомнений, поскольку она не допускает никаких исключений из правил. Чтобы любая информация была воспринята как невалид­ная, требуется ее социальная презентация. Кроме того, как следует из гештальт-психологии и теории атрибутации, истинный смысл инфор­мации является функцией социально определенного контекста.

Теория убеждающих аргументов поднимает следующий вопрос: почему информация, которая соответствует доминантной тенденции, существующей в группе, будет восприниматься как более убедитель­ная, нежели информация, противоречащая этой тенденции? Ответ на этот вопрос дает глава 2: потому что она более консенсуальна. Од­нако считается, что наиболее консенсуальной информацией являет­ся информация нерадикального характера. А это значит, что возни-

кает следующий вопрос: почему консенсуальной позицией группы будет позиция, которая воспринимается как более радикальная, чем средняя, но не противоречащая последней по направлению? Этот же вопрос можно сформулировать и по-другому: существует ли какая-нибудь возможность объяснить поляризацию группы как проявле­ние социальной конформности, как движение к групповой норме?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.