Дуалистическая модель приводит к простому и исчерпывающему объяснению социальной конформности: конформность индивидуума по отношению к группе в данной стимульной ситуации возрастает по мере того, как возрастает его нормативная и информационная зависимость от группы (относительная власть группы над индивидуумом). И наоборот: способность индивидуума влиять на группу (лидировать в ней) возрастает по мере того, как растет зависимость группы от него (относительная власть индивидуума над группой).
Анализ этого феномена свидетельствует о существовании трех типов факторов (переменных), определяющих конформность индивидуума по отношению к группе: факторы, влияющие на отношение индивидуума к группе, отношение группы к стимульной ситуации и отношение к стимульной ситуации индивидуума. Анализ подобной ситуации с точки зрения индивидуума включает в себя поиск ответов на ряд вопросов. Например, является ли данная группа релевантной референтной группой для данного индивидуума? Ищет ли индивидуум ее одобрения и хочет ли быть ее членом? Воспринимает ли он (или она) данную группу, как надежный, заслуживающий доверия источник информации? Единодушна ли группа в своей реакции На стимул? И считает ли индивидуум стоящую перед ним задачу когнитивно трудной и неструктурированной? Чтобы оценить вероятность влияния индивидуума на группу, аналогичным образом можно проанализировать ситуацию и с ее точки зрения.
Правильность подобного подхода полностью подтверждается эмпирическими результатами огромного числа исследований. К ним, в Частности, относятся и пять относительно бесспорных обобщений,
64 Глава 2. Социальная конформность
Социальная зависимость и конформность 65
сделанных на основании изучения конформности с позиций дуалистической модели.
1. Членство в референтной группе: взаимозависимость, сходство и сплоченность группы
Дуалистическая модель исходит из того, что для социальной конформности большое значение имеет членство в референтной группе. Человек должен испытывать большее стремление к соответствию нормам тех людей, с которыми он чувствует психологическую связь, обретенную в результате взаимозависимости, сходства и взаимных симпатий. Эта гипотеза находит подтверждение в трудах многих исследователей. Например, установлено, что студентки более склонны подчиняться тем нормам, которые выработаны членами их клуба, нежели нормам, выработанным другими представительницами кампуса1 или всем женским сообществом учебного заведения (Walker & Heyns, 1962). Известно также, что иногда испытуемые сравнивают свое суждение с суждением отсутствующей референтной группы, например с суждением семьи или друзей, и что это сравнение влияет на реакцию физически присутствующих групп, членами которых они являются (White, 1957, in Allen, 1965; Israel, 1963). Аллен получил надежные доказательства справедливости вывода о том, что в экспериментах по сценарию Аша (при определенных условиях) физически отсутствующие «источники социальной поддержки» снижают уровень конформности испытуемых по отношению к мнению большинства (т. е. сторонник испытуемого, присутствующий незримо, не воспринимается испытуемым как покинувший его (Allen, 1975)).
Результаты исследований Дойча и Джерарда свидетельствуют о том, насколько важны сотрудничество и взаимозависимость испыту-емыхи группы для достижения общей цели (Deutsch & Gerard, 1955). Если экспериментатор обеспечивает группы обратной связью, подтверждая ошибочность групповых норм, конформность более ярко проявляется в тех группах, в которых существует взаимозависимость, чем в тех группах, в которых ее нет (Jones et al, 1958). Аналогичные результаты получены и другими исследователями (Allen, 1965). Социальная взаимозависимость по своей сути — источник мотивации поддержания членства в группе, поскольку она означает возможность
1 Кампус (или кампос) — студенческий городок в США. — Примеч. пер.
достижения значимых целей только в составе группы. Однако она также предполагает и сходство точек зрения индивидуума и остальных, поскольку индивидуум оценивает ситуацию с точки зрения общих усилий, направленных на достижение общей цели. Позитивная взаимозависимость, причиной которой является общая цель, нередко легко может быть превращена в общие социальные ценности.
С тех пор как стали известны результаты исследований Фестин-гераи его коллег (Festingeretal., 1950), Бака (Back, 1951) и Шехтера (Schachter, 1951), было накоплено немало доказательств того, какое большое значение имеет такой фактор, как привлекательность группы (Allen, 1965; Shaw, 1976). Известно, например, что для 15 реальных групп друзей характерна положительная корреляция (+0,54) между конформностью индивидуума по отношению к групповой норме и тем, насколько привлекательна для него эта группа (Lott & Lott, 1961). В опытах по сценарию Шерифа (изучение автокинетического эффекта), проведенных Зиманом, испытуемые с большей готовностью соглашались с мнением симпатичного им партнера, чем не симпатичного (Sherif & Sherif, 1956). Противоположная ситуация сложилась при изучении Шерифом поведения группы монахов, в которой возник конфликт между монахами «со стажем» и новообращенными: в экспериментах с автокинетическим эффектом им не удалось достичь согласия (Scherif & Scherif, 1960).
Из общего правила, гласящего, что конформность по отношению к группе позитивно коррелирует с привлекательностью последней Для индивидуума, есть несколько исключений, и о них стоит рассказать подробнее. Ни Даунинг, проводивший исследования по сценарию Шерифа (Downing, 1958), ни Харпер, использовавший сценарий Аша (Harper, 1961, in Allen, 1965), не обнаружили большей конформности в более сплоченных группах. Представляется весьма вероятным, что привлекательность группы как таковой не всегда приводит К большей конформности по отношению к ее нормам. Сказанное Прежде всего относится к тем ситуациям влияния, которые по своей Природе информационны и при которых требуется высказать перцептивное суждение относительно визуального стимула или об ином аспекте физической реальности. Полагают, что в подобных условиях основа для групповой сплоченности может быть нерелевантна природе разногласий между группой и индивидуумом (Boyanovsky & Allen, 1973). Когда речь идет о тестировании физической реальности, В качестве референтных групп с одинаковым успехом могут выступать
66 Глава 2. Социальная конформность
Социальная зависимость и конформность 67
как друзья, так и совершенно незнакомые люди. Если подобные ситуации признать нормативными по своей сути (например, открыто проинформировать испытуемых о том, что людям свойственно больше симпатизировать друг другу, когда их мнения совпадают), тогда надо будет ожидать большей конформности при условиях, благоприятствующих большей симпатии (Walker & Heyns, 1962). Однако большая конформность по отношению к более привлекательным группам обнаружена только в тех случаях, когда группы воспринимали испытуемых как своих членов и когда речь, скорее, шла не об индивидуальной, а о групповой реакции (Jackson & Salzstein, 1958). Изложенное выше позволяет сделать следующий вывод: люди проявляют большую конформность по отношению к более привлекательным группам, чем по отношению к менее привлекательным, при условии, что они ощущают себя частью этих групп, воспринимают реакции большинства как групповую норму, понимают, на чем основана сплоченность группы, и воспринимают групповую норму как релевантную задаче, стоящей перед группой, или верят, что конформность необходима для того, чтобы группа приняла их.
Поскольку доказано, что люди симпатизируют тем, кто похож на них, и воспринимают тех, кто им нравится, как похожих на себя, не исключено, что большая часть экспериментальных данных, полученных при изучении сплоченности групп, подтверждает и важность сходства индивидуума и группы, и то, что им можно руководствоваться при проведении информационных исследований. Известно, какую роль подобное сходство играет в том, что индивидуум становится членом группы (Boyanovsky & Allen, 1973). О важности сходства индивидуума и группы свидетельствуют и результаты других исследований (Gerard, 1953; Linde & Patterson, 1964). Вообще же роль сходства, если его понимать как релевантность основополагающих признаков (атрибутов), настолько считалась само собой разумеющимся (примером может служить сценарий Аша), что можно только удивляться тому, как мало работ посвящено этой проблеме. Аллен и Уайлдер писали об этом:
Важным отличительным признаком ситуации является высокая степень сходства между членами группы по нескольким параметрам и то, что испытуемые осведомлены об этом сходстве. Все они (обычно) — студенты колледжа, ровесники и представители одной расы; как правило, группы формируются из лиц одного пола; экспериментатор исходит из того, что все они — интеллигентные и здравомыслящие люди, получившие примерно
одинаковое образование. Часто испытуемыми становятся студенты, изучающие одни и те же дисциплины (например, психологию), имеющие одинаковые культурные интересы и т. д. (Allen & Wilder, 1977, p. 188).
2. Согласованная валидность и социальная поддержка
Один из наиболее важных результатов, полученных Ашем при проведении исследований по разработанному им сценарию, — выявленное им резкое снижение конформности (примерно с 33 до 5 %), когда всего лишь один из тех, кто оказывал социальную поддержку, нарушает единодушие группы. Конформность зависит от восприятия группы как единого целого, и «девиант» оказывается в изоляции. Напротив, когда меньшинство, нарушившее единство группы, становится пришедшей к консенсусу подгруппой и «ряды большинства оказываются прорванными», у «девиантов» появляется больше возможностей изменить группу (Keisler & Pallak, 1975; Moscovici & Lage, 1976; см. главу 4). Последующие исследования подтвердили зависимость степени конформности от того, сохраняется в группе согласованность или нет (Allen, 1965, 1975; Tanford & Penrod, 1984). Второе открытие Аша, суть которого заключается в том, что единодушие группы имеет большее значение, чем ее численность (дальнейшее увеличение численности группы, в которой более 4-5 человек, не сказывается на уровне конформности; см. Gerard et al., 1968), стало дополнительным свидетельством в пользу того, что решающее значение для достижения единства в группе имеет «качество» ее членов, а не их количество. Джерард и его коллеги (Gerard et al., 1968), а также Уайд-лер (Wilder, 1977) полагают, что конформность может возрастать по мере увеличичения числа источников влияния, причем под источниками влияния они понимали независимые действия и выражения согласия. В данном случае чем более многочисленна группа, тем значительнее и убедительнее консенсус.
Фундаментальный обзор исследований, посвященных изучению влияния социальной поддержки (Allen, 1975), свидетельствует: решающая роль в том, снизит ли это влияние уровень конформности и % дет ли эта пониженная конформность «генерализована», отводит-Ся, в первую очередь, пониманию испытуемыми того, что несогласие сторонника с группой — искреннее (он находится в той же ситуации, Что и они), что он никогда не откажется от своего мнения и что другие в подобных условиях тоже не сразу «сдались бы». Существуют
68 Глава 2. Социальная конформность
Социальная зависимость и конформность 69
несколько основании как для проявления влияния социальной поддержки, так и для противоположного по направлению влияния группового консенсуса. Человек, оказывающий социальную поддержку, предоставляет возможность высказать альтернативный, независимый взгляд на мир тому, кого он поддерживает, сам служит примером подобной независимости (Nemeth & Chiles, 1988) и вносит определенный вклад в «когнитивное реструктурирование» стимула. Одновременно он делает менее болезненными и изоляцию «девианта», и его опасения, а также разрушает консенсус группы, убеждая окружающих как в том, что несогласие в принципе возможно, так и в том, что группа может ошибаться.
Вероятно, главная причина влиятельности группового консенсуса относительно определения реальности кроется в связанной с ним каузальной атрибуции (Kelley, 1967). Вот что говорит по этому поводу Аллен:
Группа может приписать «девиантство» одного человека его индивидуальным особенностям. Но когда несогласие с большинством выражает не один человек, а больше, личные особенности перестают быть удовлетворительным объяснением. Аш (Asch, 1951) обратил внимание на то, что, когда несогласие с группой выражают несколько человек, она начинает искать причины этого несогласия (Allen, 1975, р. 19).
Если продолжить эту мысль, то можно сказать следующее: способность консенсуса большинства как такового оказывать влияние отражает факт, что подобное согласие имеет лишь одно правдоподобное объяснение. Оно — следствие объективной природы стимула; поведение членов группы воспринимается как приемлемая, валидная реакция на реальную ситуацию. Результаты, полученные Ньют-соном и его коллегами (Newtson et al., 1973, цит. по: Allen, 1975), атак-же Оаксоном и его коллегами (Oakes et al., в печати), подтверждают мысль о том, что чем многочисленнее подгруппа «девиантов», тем чаще ее поведение связывается с самой ситуацией и реже — с личными качествами самих «девиантов». Результаты изучения влияния меньшинства тоже подтверждают эту мысль (см. главу 4).
Подводя итог, можно сказать, что чем более единодушна группа и чем более одинок индивидуум (т. е. чем меньше у него сторонников), тем больше власть группы в определении реальности, тем активнее она внушает индивидууму неуверенность как в собственной компетентности, так и в положении в обществе и угрожает ему насмешками и отверженностью за инакомыслие.
3. Наблюдениеи публичная уступчивость (нормативное влияние)
Для процесса нормативного влияния центральной является мысль о гом, что конформность по отношению к групповой норме больше в условиях публичности, нежели когда человека никто не видит, т. е. когда группа имеет возможность наблюдать за ним и идентифицировать малейшее отклонение. То, что это действительно так, подтверждается и ранними исследованиями Аша (Asch, 1956), и Дойча и Дже-рарда (Deutsch & Gerard, 1955), а также работами, выполненными в более позднее время (см. Allen, 1965, обзор). Сравнительно недавние исследования по изучению влияния меньшинства также свидетельствуют о том, что влияние большинства имеет тенденцию к более заметному проявлению в обстановке публичности, нежели в приватной обстановке, а влияние меньшинства наиболее эффективно именно в последнем случае (Maass & Clark, 1984; Moscovici & Lage, 1976). К этим же выводам приводят и исследования по изучению управления впечатлением, из результатов которых следует, что публичность реакции — это непременное условие такой презентации собственного «Я», которая гарантирует достижение желаемых целей (Tetlock & Manstead, 1985). Более подробно обе эти традиции будут рассмотрены ниже, а пока достаточно отметить то, на что обратил в свое время внимание Аллен: большая склонность к конформности на публике, чем в приватной обстановке, не всегда свидетельствует только о публичном подчинении (Allen, 1965). Он писал: «В ситуации, где достаточно много людей, группа может рассматриваться как более убедительная, чем в приватной обстановке, вследствие чего и фактические личные изменения, как и публичное подчинение, могут быть большими на публике, чем в приватной обстановке» (Allen, 1965, р. 146). Браун также отмечает, что у исследователей заметна тенденция смешивать публичную и приватную реакцию конформиста с его реакцией перед лицом группы, а на самом деле это разные ситуации, и влияют они по-разному (Brown, 1985, р. 27).
4. Неоднозначность стимула и субъективная неуверенность (информационное влияние)
Гипотеза, сюгласно которой неоднозначность стимула вызывает неуверенность, приводящую к информационной конформности по отношению к мнению других людей, также подтверждена ранними ра-
70 Глава 2. Социальная конформность
Социальная зависимость и конформность 71
ботами Шерифа, Аша, атакжеДойчаи Джерарда. Аш обнаружил отчетливую отрицательную корреляцию между четкостью задания и конформностью: по мере уменьшения разницы между длиной линии-образца и линий-стимулов конформность возрастала (Asch, 1956). Дойч и Джерард при проведении экспериментов по сценарию Аша нашли, что конформность сильнее проявлялась в тех случаях, когда испытуемые должны были оценивать длины линий по памяти, при визуальной оценке конформность была ниже (Deutsch & Gerard, 1955). Фестингер (Festinger, 1954), а также Аллен и Уайлдер (Allen & Wilder, 1977) в своих публикациях приводят примеры, свидетельствующие о том, что чем более объективную обратную связь получает испытуемый, тем меньшую склонность к конформности он проявляет. Аллен обнаружил (при проведении экспериментов по сценарию Аша), что испытуемый, который не соглашается с группой, но тоже ошибается, снижает конформность при выполнении заданий, связанных с оценкой визуальных стимулов, но не суждений, а человек, предоставляющий социальную поддержку и дающий правильный ответ, снижает конформность и в том и в другом случае. Полагают, что, когда речь идет о неоднозначных суждениях, испытуемому, чтобы чувствовать себя уверенным в противостоянии группе, нужна социальная поддержка человека, который прав в данной ситуации. Когда же речь идет о неоднозначных визуальных стимулах, оказывающий социальную поддержку человек способен лишить группу уверенности даже тогда, когда он ошибается.
Обобщая изложенное, можно сказать, что неоднозначность (стимула или ситуации. — Примеч. пер.) приводит к неуверенности (Crut-chfield, 1955; Wiener, 1958), а неуверенность и уверенность соответственно — к подверженности влиянию и к сопротивлению ему (Kel-ley & Lamb, 1957). Прямая зависимость между неоднозначностью стимула и неуверенностью признавалась настолько безоговорочно, что было предложено использовать вариативность ответов в качестве меры оценки этой неоднозначности (Wiener et al., 1957). Приняв — вполне обоснованно, — что компетентность, доверие окружающих и успешное выполнение задания снижают неуверенность, а сложность задания — повышает ее, можно признать, что многие экспериментальные данные относительно этих параметров также подтверждают ожидаемую связь между неуверенностью и влиянием (Allen, 1965).
5. Относительная субъективная валидность и относительное влияние
Дуалистическая модель основана на том, что взаимное влияние членов группы зависит от их относительной власти. Справедливость этого положения достаточно недвусмысленно подтверждается многими исследователями. Чем человек более способный, компетентный, заслуживающий доверия, успешный, корректный и уверенный и склонный к консенсусу с окружающими, тем сильнее — сравнительно с другими — он будет влиять на других и тем меньше будет сам поддаваться влиянию (Allen, 1965). Эти индивидуальные различия, вероятно, зависят как от самооцениваемой информационной власти, так и от самоуважения и потребности в одобрении. Эти качества, однако, не подразумевают стойкую, последовательную «конформную личность». Подобная идея, судя по всему, не находит экспериментального подтверждения. Скорее, речь может идти об исторических и культурных различиях между подгруппами, существующих в виде тенденции к конформизму при особых (специфических) обстоятельствах как результат того, что представители этих подгрупп имеют разные социальные ценности и разный социальный опыт и исполняют в обществе разные роли. Эти различия, однако, не подвергают сомнению универсальность процессов влияния в человеческом обществе (теоретически), несмотря на то что в реальном социальном.контексте они проявляются значительно сложнее.
6. Экстремальность нормы
Заслуживает упоминания еще одно наблюдение, поскольку не исключено, что и оно также может быть объяснено на основании дуалистической теории. Влияние обусловливается степенью несоответствия между индивидуальной и групповой нормой (экстремальностью нормы), и эта зависимость (влияния от экстремальности нормы), вероятно, криволинейна: т. е. по мере увеличения разрыва между позицией группы и позицией индивидуума конформность последнего возрастает, но только до определенной критической точки, после которой группа утрачивает свою значимость для индивида и его доверие. При каком именно уровне разногласий это происходит, зависит от источника влияния, групповой цели и выполняемого ею задания (Bochner & Insko, 1966). По мере того как уровень разногласий между индивидуумом и группой возрастает и достигает определенного критиче-
72 Глава 2. Социальная конформность
Дополнительная литература 73
ского значения, наступает момент, когда источник влияния утрачи: вает свою способность противостоять существующей информации, а индивидуум, укрепившийся во мнении, что его позиция верна, находит себе других союзников, готовых разделить ее.
Выводы
Изучение социальной конформности обогатило науку фундаментальными знаниями о процессах влияния, надежными экспериментальными методами и влиятельными теориями. Модель социальной конформности, основанная на двух процессах влияния, получила широкое признание и прекрасно объясняет большую часть экспериментальных данных. Однако ретроспективный взгляд на эту проблему дает основание для определенных придирок к ней. Например, лишь немногие экспериментальные данные действительно позволяют разделить процессы нормативного и информационного влияния, которые, как полагают, не зависят друг от друга и протекают раздельно. Складывается такое впечатление, что через один из этих процессов или через оба на конформность способны влиять разные факторы, к числу которых относятся групповая взаимозависимость, сплоченность группы и ее единодушие. Сплоченная группа, например, оказывает на своих членов и нормативное, и информационное влияние, потому что индивидуум нуждается в одобрении тех, кому симпатизирует, и потому что он воспринимает такую группу как наиболее надежный и заслуживающий доверия источник информации. Природа науки такова, что нам хочется найти более простое объяснение этим явлениям, т. е. объяснить их не двумя процессами, а одним. К тому же, чем пристальнее рассматривается базовая дихотомия между нормативным и информационными процессами, тем менее оправданной она представляется. Разве социальные нормы не источники информации? Разве соответствие информации существующим социальным ценностям не причина признания ее валидной?
В последующих главах мы попытаемся ответить на вопрос о том, действительно ли факторы, определяющие конформность, проявляются именно так, как это следует из теории зависимости. Например, является ли влияние ситуации «лицом к лицу» всего лишь одной из форм проявления принуждения, как следует из концепции нормативного влияния? Является ли тестирование социальной реальности чем-то таким, к чему индивидуум прибегает только при отсутствии
возможности протестировать физическую реальность, как следует из концепции информационного влияния? На эти и другие вопросы, имеющие непосредственное отношение к адекватности теории зависимости, еще нет окончательных ответов. Не менее серьезные проблемы создают теоретикам и изучение групповой поляризации и инновации, которые, как полагают, отражают чрезвычайно ограниченный взгляд на феномен влияния. В следующих двух главах мы вернемся к рассмотрению этих вопросов.
Дополнительная литература
1. Allen, V. L. (1965). Situational factors in conformity. В книге L. Ber-kowitz (ed.), Advances in experimental social psychology, Vol. 2, pp. 133-175. New York. Academic Press. Блестящий обзор экспериментальных исследований по социальной конформности, выполненных до середины 1960-х годов.
2. Festinger, L. (1954). A theory of social comparison processes. Human Relations, 7, 117-140. Теория Фестингера изложена многими авторами, но единственный способ узнать, что именно он сказал, — это прочитать оригинал.
3. Goethals, G. R. & DarleyJ. M. (1987). Social comparison theory: Self-
evaluation and group life. In: B. Mullen & G. R. Goethals (eds), Theories of group behavior. New York: Springer-Verlag. Понятный и доступный обзор теоретических и экспериментальных работ, опубликованных в период с 1954 года и вплоть до наших дней.
4. Latane, В. & Darley, J. М. (1970). The unresponsive bystander: Why
doesn 't he help? New York: Appleton-Century-Crofts. Авторы используют идеи социального сравнения для того, чтобы понять, почему в одних случаях люди помогают тем, кто попал в беду, а в других — нет.
5. Levine, J. M. (1989). Reaction to opinion deviance in small groups. P. B. Paulus (ed.), The psychology of group influence, 2nd ed. Hillsdale, N. J.: Lawrence Erlbraum Associates. Полезный, тщательный и современный аналитический обзор литературы.
От «сдвига к риску» — к групповой поляризации
Групповая поляризация
От «сдвига к риску» —
К групповой поляризации
Феномен, известный под названием «сдвиг к риску», открыл Джеймс Стоунер (James Stoner) в 1961 году. Он обнаружил исключение из общепринятого правила, согласно которому группы имеют тенденцию к конвергенции и поиску компромисса, отражающего среднюю позицию ее членов. Для сравнения индивидуальных и групповых ответов испытуемых Стоунер разработал опросник CDQ (Choice Dilemma Questionnaire — Опросник альтернативного выбора) и процедуру принятия решений, которая стала стандартной. «Альтернативный выбор» представляет собой предъявление испытуемому функциональной ситуации, в которой «герой» должен сделать выбор между двумя более или менее опасными (рискованными) альтернативами. Испытуемые выбирают степень риска, на которую они согласились бы, чтобы достичь определенных желаемых результатов. Обобщив ответы на 12 вопросов CDQ, Стоунер пришел к выводу о том, что группы склонны принимать более рискованные решения, нежели индивидуумы. Именно это он и назвал «сдвигом к риску».
В 1960-е годы и в начале 1970-х годов было проведено немало исследований, авторы которых воспроизводили методику Стоунера и стремились объяснить «сдвиг к риску». Однако как минимум ответы на два
вопроса CDQсвидетельствовали о сдвиге группы в сторону осторожности, а не риска, и было высказано предположение, что в изучаемый процесс вовлечено нечто более сложное, чем просто односторонний сдвиг к риску. Московичи и его коллеги прояснили природу этого более общего по своему характеру феномена, предложив концепцию групповой поляризации (Doise, 1969, 1971; Moscovici & Zavalloni, 1969). Они предположили, что группы склонны проявлять радикализм в тех суждениях, которые они уже разделяют.
Вместо того чтобы воспользоваться стандартными процедурами и CDQ, Серж Московичи и Мариза Заваллони провели два эксперимента, в которых изучили отношение к президенту де Голлю и к американцам (Moscovici & Zavalloni, 1969). Их ученики-французы, учащиеся средней школы, поначалу были склонны оценивать де Голля положительно, а американцев — отрицательно. Групповая дискуссия, целью которой было достижение консенсуса, привела к тому, что отношение к президенту стало гораздо более положительным, а к американцам — значительно более негативным. В литературе описаны поляризация отношения к расовым проблемам, «навязанная» группой, и аналогичные результаты сконструированных, воображаемых ситуаций, требующих принятия решений (Myers & Bishop, 1970, 1971). Неопровержимые доказательства справедливости гипотезы о групповой поляризации представлены Фрэйзером, который нашел, что группа демонстрирует сдвиг в сторону еще большего риска, когда речь идет об изначально рискованных ситуациях, а в неопасных ситуациях — сдвиг в сторону еще большей осторожности (Fraser et al., 1971). Аналогичные результаты были получены и при изучении отношения групп к восьми социальным ситуациям, не связанным с риском (Gouge & Fraser, 1972). Позднее Майерс и Ламм так сформулировали суть гипотезы о групповой поляризации: «Среднее значение последующей групповой реакции будет равнонаправленным, но более радикальным, чем среднее значение ее предыдущей реакции» (Myers & Lamm, 1976, p. 603).
Следовательно, групповая поляризация представляет собой феномен, заключающийся в том, что групповой дискуссии или любой другой аналогичной ей манипуляции с группой свойственна тенденция усиливать преобладающую в группе тенденцию. После вмешательства группы, действующей в том же направлении, средняя реакция членов группы становится более радикальной, чем она была до
76 Глава 3. Групповая поляризация
Теоретическое значение групповой поляризации
этого вмешательства. Например, в результате группового обсуждения какой-либо проблемы взгляды людей, поделенных на два «лагеря», приобретут больший экстремизм (Myers & Bishop, 1970), алюди, которые и до начала дискуссии занимали определенную позицию, лишь больше укрепятся в ней.
Произойдет ли эта поляризация и если произойдет, то в каком направлении, зависит исключительно от того, где — относительно средней точки психологической шкалы — располагается данная группа. Например, после дискуссии о феминизме, группа, которая поддерживала это движение, но занимала умеренную позицию, в среднем станет более «профеминистской». Группа умеренных пацифистов после дискуссии превратится в группу еще более убежденных противников войны. Если же в группе изначально отсутствует какая-либо доминирующая тенденция, то сдвиг, скорее всего, будет незначительным и ненадежным. Основным эмпирическим подтверждением справедливости этого утверждения является следующее: доказано, что направление поляризации и величина сдвига по разным вопросам прогнозируются с помощью предварительного тестирования по некоторым из этих вопросов. Существует тесная положительная корреляция (+0,9) между результатами предварительного тестирования и средним значением сдвигов, выявленных при обсуждении разных вопросов (Myers, 1982; Teger & Pruitt, 1967).
Изложенное выше свидетельствует о том, что никакого так называемого «сдвига к риску» нет и в помине. Мы имеем дело не с каким-то «связанным с определенным содержанием исключением из нормальной тенденции к усреднению в группе», а с присущим всем группам стремлением к поляризации, ибо «общество не только обуздывает идеи, но и радикализирует их» (Moscovici & Zavalloni, 1969, pp. 126, 134).