Теория групповой поляризации, основанная на самокатегоризации, сформулирована сравнительно недавно (Turner et al., 1987; Turner & Oakes, 1986,1989; Wetherell, 1987). Согласно этой теории, люди проявляют конформность по отношению к общей групповой норме, но групповой нормой, скорее, является не выявленное в ходе предварительного тестирование среднее мнение, а прототипная позиция группы. Авторы доказывают, что — в зависимости от социального контекста, в котором группа позиционирует себя, — прототип либо совпадает со средним мнением, либо более радикален, чем оно, но направлен к тому же полюсу. По мере того как группа смещается к экстремальной точке сравнительного контекста, разрыв между прототипом и средним мнением увеличивается. По своей сути прототип — это позиция, которая наилучшим образом отражает то общее, что присуще членам одной группы и что отличает их от тех, кто находится вне группы. Чем меньше человек отличается от членов своей группы и чем больше — от тех, кто не входит в нее, тем более он прототипен. Следовательно, наиболее прототипичной, нормативной позицией не обязательно должна быть позиция, наиболее похожая на позиции других членов группы (на среднюю позицию, наименее отличную от других внутригрупповых позиций), поскольку наименее похожая позиция может оказаться даже еще более отличной от позиции группы-оппонента. Именно человек с наивысшим показателем метаконт-
1 1 2 Глава 3. Групповая поляризация
Выводы
растности (этот показатель определяют делением средней разницы между индивидуумом и членами группы-оппонента на среднюю разницу между ним и членами его собственной группы) является наилучшим прототипом для членов своей группы.
Теория самокатегоризации подробно описана в главе 6. Сейчас же можно ограничиться следующим выводом: согласно этой теории, и конвергенция, и поляризация являются следствием одного и того же базового процесса — движения членов группы к общей, по их мнению, позиции. Разница заключается лишь в том, что в различных социальных контекстах — в зависимости от изменяющихся прототипов в группе и вне ее — общая позиция либо может восприниматься как совпадающая со средним, либо нет. Принято считать, что шкала «ответов» отражает социальную «рамку референции», т. е. она операци-онализирует характерный сравнительный контекст. Люди прибегают к социальному сравнению (в действительности речь идет о метасрав-нении между различиями внутри группы и различиями между группами), чтобы определить, что именно характеризует их как группу, отличную от других, и что между ними общего. Именно эта норма и валидизирует идеи и аргументы людей и обеспечивает восприятие информации, согласующейся с доминантной тенденцией, как наиболее убедительной. Следовательно, преимущество данной теории заключается в том, что она, объединив различные процессы социального влияния — сравнительного, нормативного и информационного, — предлагает единое объяснение обоих феноменов — групповой поляризации и конвергенции на средней позиции.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что внут-ригрупповой прототип (позиция, которая наилучшим образом отражает общее, что есть у всех членов группы, и отличие их от членов других групп) действительно имеет тенденцию к большему радикализму, чем средняя позиция, определенная по результатам предварительного тестирования, и имеет ту же направленность, т. е. поляризован (Hogg et al., 1990; McGarty et al., 1990; Turner et al., 1988, 1989). Имеется также и корреляционное свидетельство, что величина групповой поляризации зависит от того, в какой мере группы фактически смещаются в сторону своих прототипов, и от степени поляризации последних (VcGarty et al., 1990). Эти зависимости обнаружены как внутри проблем, так и между проблемами.
Результаты других исследований показывают, что одна и та же информация оказывается более действенной, если исходит от чле-
нов группы или от похожих на членов группы посторонних, и менее действенной, если ее источником становятся «непохожие посторонние»; что такой параметр, как членство в данной группе или принадлежность к другой группе (например, когда речь идет о соревновании между группами), действительно приводит к тому, что испытуемые воспринимают норму своей группы как более радикальную, чем позиция, выявленная в ходе предварительного тестирования (в соответствующих сравнительных экспериментах внутригрупповая норма перцептивно поляризуется); и что, для того чтобы произошла групповая поляризация, члены группы должны воспринимать свою изначальную тенденцию скорее как некую разделяемую всеми групповую норму, а не сумму индивидуальных тенденций (Mackie, 1986; Mackie & Cooper, 1984; Turner et al., 1988, 1989). Об этом же свидетельствует и исследование, проведенное в Парижской школе архитектуры, студенты которой стали более радикально оценивать самих себя после того, как познакомились с мнениями о себе, якобы высказанными студентами конкурирующей школы (Doise, 1969). Следовательно, есть доказательства того, что сравнение собственной группы с какой-либо другой приводит членов данной группы к поляризации в обратном направлении.
Из теории самокатегоризации следует предположение не только о том, что межгрупповое сравнение продуцирует поляризацию, но также и о том, что при изменении сравнительного контекста направление поляризации по какому-либо вопросу может быть изменено на противоположное. Справедливость последнего предположения подтверждена в контексте принятия решения (Hogg et al., 1990). Когда испытуемым «противостояла» более осторожная, чем они сами, группа, они воспринимали внутригрупповую норму как более рискованную, чем додискуссионная средняя позиция; если же «противостоявшая» им группа отличалась большей склонностью к риску, чем они, ситуация менялась на противоположную.
Выводы
Складывается такое впечатление, что групповая поляризация является результатом протекания всех трех процессов: социального сравнения, информационного влияния и социальной конформности. То, что к ней причастно групповое дифференцирование, не находит достаточного подтверждения, так же как и роль абстрактных куль-
1 1 4 Глава 3. Групповая поляризация
турных ценностей. Люди сходятся на доведенной до предела, но одновременно с этим общей для всех позиции. Однако нет такого впечатления, что это всего лишь простая конформность по отношению к большинству. Информация, соответствующая доминантной групповой тенденции, воспринимается как более убедительная. Одно из объяснений этого феномена может заключаться в том, что свидетельством валидности информации является ее соответствие внутригруп-повой норме и что в определенном сравнительном контексте эта норма воспринимается как более радикальная, чем изначальная средняя позиция.
В теории ценностей как продолжении теории социального сравнения способностей Фестингера (см. главу 2), сдвиг рассматривается как компромисс между давлением в сторону униформности и социальной дифференциацией. Исследователи подчеркивали те аспекты социального влияния, которые связаны с нормативным влиянием и с позитивной презентацией индивидуумом своего «Я», т. е. социальное сравнение проводится не для того, чтобы доказать свою правоту, а для того, чтобы выглядеть хорошо и даже лучше других.
Теория убеждающих аргументов отделила информационное влияние от социального сравнения и тестирования социальной реальности и подошла к определению информационной валидности с точки зрения содержания сообщения и процесса обработки информации. Теория конформности, объясняя феномен групповой поляризации, исходит из того, что внутригрупповая норма, позиция, на которой достигнут консенсус, вполне может не быть средней позицией, а, скорее, прототипической позицией группы, определяемой как различиями между позициями членов группы, так и сходством их позиций с позициями членов других групп. Эта внутригрупповая норма уже существует до начала социального взаимодействия как когнитивная, социально-категориальная собственность данной группы.
Дополнительная литература
1. Burnstein, E. & Vinocur, A. (1977). Persuasive argumentation and social comparison as determinants of attitude polarization./ow/Tza/ of Experimental Social Psychology, 13,315-332. Фундаментальное обобщение свидетельств в пользу теории убеждающих аргументов.
2. Moscovici, S. & Zavalloni, M. (1969). The group as a polarizer of atti-
tudes. JournalofPersonality and Social Psychology •, 12,125-135. Глу-
бокая, основополагающая статья, в которой впервые вместо термина «сдвиг к риску» используется термин «групповая поляризация» и которая (наряду с другими публикациями) способствовала изменению направления исследований.
3. Myers, D. G. (1982). Polarizing effects of social interaction. In H. Brandstatter, J. H. Davis and G. Stacker-Kreichgauer (eds), Group decision-making, London: Academic Press. Чрезвычайно доступное изложение программы исследований Майерса, оказавшей большое влияние на его коллег.
4. Sanders, G. S. & Baron, R. S. (1977). Is social comparison irrelevant for producing choice shifts?/oMma/ of Experimental Social Psychology, 13, 303-314. Статья посвящена двум основным теориям социального сравнения и аргументированно отвечает на публикацию Берн-штейна и Винокура (Bernstein & Vinocur, 1977).
5. Turner, J. С, Hogg, M. A., Oakes, P. J., Reicher, S. D. & Wetherell, M. S. (1987). Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Blackwell. Главы 4 и 7 посвящены теории самокатегоризации как основе теории групповой поляризации и обсуждению литературных данных в свете этих представлений.
Критика исследований влияния
Влияние меньшинства
До 1970-х годов основной теорией влияния была теория зависимости, согласно которой конформность есть следствие нормативной и информационной зависимости индивидуума от группы (глава 2). В 1970-е годы Серж Московичи и его коллеги подвергли эту теорию резкой критике, назвав ее «функционалистской» моделью влияния и предложив альтернативную концепцию (Moscovici, 1976; Moscovici & Faucheux, 1972). В данной главе будут изложены содержание критики Московичи, его теория и результаты исследований влияния меньшинства, выполненных под ее влиянием.