Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Процессы социального сравнения




Теория социального сравнения {theory of social comparison) Леона Фестингера является развитием представлений автора о тестирова­нии социальной реальности (Festinger, 1954). Она рассматривает та­кие вопросы, как субъективная валидность суждений и оценка спо­собностей. Теория Фестингера — это попытка ответить на вопрос, ка­ким образом поддержка окружающих, согласие с ними становится источником субъективной валидности. Основные положения этой теории заключаются в следующем.

1. Люди нуждаются в оценке своих суждений и способностей.

2. Оценивая самих себя, люди полагаются на процессы социального сравнения, и чем менее доступны объективные, несоциальные спо­собы оценки (т. е. тестирование физической реальности), тем больше люди полагаются на эти процессы. Чем менее однозначна и структурирована объективная реальность, тем чаще люди пред­почитают методам ее физического тестирования процессы соци­ального сравнения.

3. Людям свойственно стремление сравнивать себя только с теми, кто похож на них. Чем больше суждения и способности окружаю­щих похожи на суждения и способности данного человека, тем больше они подходят на роль референтной группы. Человек не сравнивает себя с теми, кто весьма заметно отличается от него са­мого.

4. Чем более способности и суждения человека соответствуют спо­собностям и суждениям тех, с кем он сравнивает себя, тем более стабильна, корректна и точна информация, которую дает это срав­нение, т. е. тем более оно информативно.

5. Чем выше потребность человека в оценке собственных суждений и способностей, тем более он склонен к тому, чтобы быть привле­кательным для своих единомышленников, и к уменьшению раз­ницы между собой и ими (т. е. он «движется в сторону своей ре­ферентной группы» и ищет возможности влиять на нее, чтобы по возможности сблизить позиции). Человек делает это для увели­чения «социальной сравнимости» между собой и окружающими. Если речь идет о сравнении способностей, то подобная ситуация приводит к возникновению «соревновательных» тенденций: у че­ловека появляется желание быть немного лучше других.

Изложенное выше позволяет сделать следующий вывод: в основе теории социального сравнения Фестингера лежит идея о том, что тяга человека к похожим на него людям, формирование группы, соперни­чество и групповое давление порождены потребностью человека в са­мооценках через сравнение с теми, кто похож на него. Люди ищут своих единомышленников, присоединяются к ним, отвергают «деви­антов», чьи суждения сильно отличаются от их собственных, влияют на других и испытывают давление с их стороны, и все это они делают Для того, чтобы иметь возможность информативно сравнить себя с окружающими и получить стабильные, корректные и точные сведе­ния о себе. Теория Фестингера объясняет появление тенденции к со-

46 Глава 2. Социальная конформность

Процессы социального сравнения 47

ревновательности, когда речь идет о способностях, однако автор от­мечает, что разные уровни способностей оцениваются более или ме­нее положительно и что люди проявляют склонность к компромиссу между желанием быть «как все» и желанием быть «лучше всех», по­этому ищут ситуации, в которых они могут проявить себя немного лучше других.

В качестве доказательства справедливости теории Фестингера ав­тор (Festinger, 1954) и другие исследователи (Allen & Wilder, 1977; Suls & Miller, 1977) приводят следующие аргументы:

• человек, отличающийся от окружающих, не уверен в самооценке;

• сходство с референтной группой внушает человеку уверенность в себе и чувство стабильности;

• обратная связь (т. е. возможность получить подтверждение соб­ственной правоты и компетентности тестированием физической реальности) снижает степень влияния окружающих;

• человек «сближается» с теми, кто похож на него, и предпочитает сравнивать себя именно с ними.

В этой теории есть два концептуальных противоречия, о которых стоит сказать особо. Во-первых, она пытается объяснить, почему со­гласие с окружающими становится для человека источником субъек­тивной валидности его суждений, и отвечает на этот вопрос так: у че­ловека больше шансов получить более точную, корректную и ста­бильную информацию о том, «где именно он находится», сравнивая себя именно с единомышленниками, а не с теми, кто отличается от него. Однако если сравнить это утверждение с более ранней теорией Фестингера (Festinger, 1950), то станет ясно, что речь идет, скорее, о косвенном валидизационном процессе. В ранней теории Фестин-гер утверждал, что согласие с окружающими является непосредствен­ным доказательством валидности. Подобное согласие означает, что человек прав. В публикации же 1954 года (Festinger, 1954) утвержда­ется, что валидизация — косвенная в том смысле, что причиной, по­буждающей к конформности по отношению к большинству, являет­ся скорее нежелание убедиться в собственной правоте, а желание получить возможность сделать более «тонкое» сравнение. Сравни­вая эти два подхода к валидизации, можно подумать, что получение точной информации о том, «где именно человек находится», это то же самое, что и получение информации о том, что его позиция верна. На самом же деле, конечно, это вовсе не одно и то же: точная оценка

позиции вовсе не означает, что она верна. Столь же вероятно, что бо­лее тщательное сравнение обнаружит неправоту человека (следстви­ем чего явится его «перемещение» на другую позицию и отход от кон­сенсуса).

В том, что касается субъективной валидности, теория Фестингера неоднозначна, и этот ее недостаток так и остался неустраненным. Бо­лее точное определение уровня способностей или суждений челове­ка с помощью тщательного сравнения с другими людьми — не то же самое, что валидизация суждений как правильных (см. Goethals & Darley, 1987, p. 23). Я могу также добавить к этому, что, по моим ощу­щениям, первая трактовка, заключающаяся в том, что человек прояв­ляет конформность, чтобы быть правым, более правдоподобна, неже­ли более поздняя точка зрения, в соответствия с которой человек проявляет конформность, чтобы лучше понять, «где он находится». Складывается такое впечатление, что большинство исследователей вслед за Фестингером согласились с тем, что это одно и то же (Festin­ger, 1954, р. 120), но есть и такие, кто активно критиковал теорию социального сравнения за это противоречие (см. Allen & Wilder, 1977, pp. 192-193).

Во-вторых, некоторые исследователи обратили внимание на па­радоксальность утверждения, что человек сравнивает себя только с теми, кто похож на него (Goethals & Darley, 1977; Jellison & Arkin, 1977). Если человек не сравнивает себя надлежащим образом с теми, кто отличается от него, и не может этого делать, откуда он узнает, что эти люди не похожи на него? Выявление различий — такой же про­цесс сравнения, как и выявление сходства. Сказать, что этот человек отличается от меня, значит вынести сравнительное суждение. Сле­довательно, чтобы не сравнивать себя с теми, кто не похож на него, человек должен сравнить себя с ними и узнать, что они другие! А если человек может сравнивать себя с другими и сравнивает, значит, ос­новные положения теории Фестингера утрачивают свой смысл.

Одно из решений этой проблемы изложено в работах Готалса и Дарли (Goethals & Darley, 1977,1987) и в работах Уилера и Цукерма-на (Wheeler & Zuckerman, 1977). Авторы выдвинули гипотезу род­ственных признаков {the related attributes hypothesis), суть которой заключается в том, что человек может сравнивать себя с теми, чьи способности или суждения либо аналогичны его собственным, либо отличаются от них, при наличии у них общих основополагающих признаков, которые имеют отношение к оцениваемым суждению и

48 Глава 2. Социальная конформность

Процессы социального сравнения 49

способностям или обладают прогностичностью по отношению к ним. Например, «чтобы проверить правильность своего мнения о том, что не следует делать инвестиции в бизнес ЮАР, американец захочет сравнить его с мнением других бизнесменов, разделяющих его поли­тические взгляды и столь же негативно относящихся к апартеиду, по­лагая, что эти факторы (признаки) имеют непосредственное отноше­ние к принятию решения об инвестициях в бизнес ЮАР и способны спрогнозировать отрицательное отношение к ним» (Goethels & Dar-ley, 1987, p. 26). Иными словами, человек сравнивает себя с теми людьми, которые могут быть похожи на него (благодаря родствен­ным признакам), даже если на самом деле это и не так. Это важная ревизия гипотезы идентичности, в которой заложен большой смысл.

Если человек может сравнить себя с разными людьми, имеющи­ми с ним родственные признаки, такое сравнение, по-видимому, и может быть информативным, и является таковым. Можно a priory сказать, что информация, полученная в результате такого сравнения, будет менее детальной, но она не будет ни менее стабильной, ни ме­нее корректной, т. е. человек наверняка узнает, что он не так гениа­лен, как Эйнштейн, или что он придерживается более левых взгля­дов, чем Гитлер. Тайфель и Тернер обратили внимание на то, что при определенных обстоятельствах сравнение с очень непохожими людь­ми становится весьма важным для самооценки (Tajfel & Turner, 1986). Они полагают, что социальные сравнения, как правило, делаются между членами разных социальных групп и что подобные интрагруп-повые сравнения, в отличие от интергрупповых сравнений, скорее создают потребность в усилении разногласий между индивидуумом и группой, чем в их сглаживании. Авторы предположили, что соци­альные группы обеспечивают своих членов позитивной социальной идентичностью за счет того, что делают их позитивно отличными от других групп (от «они-групп», от негативных референтных групп) аналогично тому, как средневековые цивилизации нередко гордились своим превосходством над окружавшими их «варварами». Следова­тельно, бывают моменты, когда человеку необходимо сравнивать себя с людьми, которые не похожи на него, и не только оценивать себя с точки зрения этой «непохожести», но и поддерживать ее.

Если сравнение с теми, кто не похож на тебя, возможно (потому что у вас есть некоторые родственные признаки) и информативно, тогда аргумент Фестингера, суть которого заключается в том, что мы тяготеем к похожим на нас людям и проявляем конформизм, потому

*то идентичность является непременным условием сравнения, пред­ставляется весьма шатким. Чтобы провести сравнение, нам не нужно изменять ни собственную позицию, ни заставлять других делать это. Единственное, что нам нужно, — это найти какие-либо родственные признаки. Это верно, что подобные признаки свидетельствуют о сход­стве, но гораздо важнее то, что они выступают в роли общих стандар­тов или «якорей», учитывая которые и можно проводить сравнение с другими людьми. Эта проблема имеет немало концептуально слож­ных аспектов, однако результаты сравнительно недавних экспери­ментальных и теоретических исследований (Goethals & Darley, 1977, 1987; Turner, 1985; Wheeler & Zuckerman, 1977) позволяют предпо­ложить, что способность человека к социальному сравнению в дей­ствительности значительно более вариативна, чем представлялось Фестингеру (Festinger, 1954).

Однако, несмотря на это, основная идея теории Фестингера о том, что тестирование социальной реальности происходит с помощью про­цессов социального сравнения, чрезвычайно плодотворна и оказала большое влияние на труды следующего поколения психологов. Гипо­теза, суть которой заключается в том, что человек сравнивает себя с теми, кто похож на него, чтобы выяснить, насколько его позиция пра­вильна, приемлема для окружающих и желательна для них, и что чем менее человек уверен в себе, тем чаще он прибегает к подобному срав­нению, привела к нескольким важным и достойным восхищения эмпи­рическим открытиям. Мы проиллюстрируем мысль о плодотворности идеи Фестингера тремя основными примерами ее использования.

Психология аффилиации

Стэнли Шехтера интересовало, при каких условиях человек объеди­няется с другими людьми (Schachter, 1959). Опираясь на теорию со­циального сравнения, он утверждал, что одним из мотивов, которы­ми руководствуется человек, стремящийся к аффилиации с другими людьми, является поиск сравнительной информации для уменьше­ния неуверенности относительно собственных чувств и реакций. Он разработал сценарий экспериментов, который позволил ему вначале ставить испытуемого в необычную и стрессовую ситуацию, а затем давать ему возможность оказаться вместе с другими испытуемыми. В эксперименте участвовали студентки, по 5-8 человек в каждой группе. Когда они приходили в лабораторию, их встречал «доктор Зилстейн с факультета нейрологии и психиатрии Медицинской шко-

50 Глава 2. Социальная конформность

Процессы социального сравнения 51

лы», который говорил им, что эксперименты, для участия в которых их пригласили, связаны с изучением влияния электрического шока и что каждой их них предстоит испытать серию подобных шоков.

Чтобы варьировать уровень чувства страха, которое испытывали девушки, были разработаны два варианта экспериментальных усло­вий. Когда нужно было очень напугать испытуемых, доктор Зилстейн описывал электрошок как нечто исключительно пугающее, болезнен­ное и даже опасное для здоровья. Когда же было достаточно лишь просто «припугнуть» их, сам эксперимент описывался как некое раз­влечение, а электрошок — как что-то приятное, похожее на щекотку или легкое покалывание. В отличие от участниц «приятного» опыта, участницы «страшного» опыта потом сообщали, что действительно ждали от шока более неприятных ощущений (около 20 % участниц «страшного» опыта отказались от дальнейшего участия в экспери­менте, никто из участниц «приятного» опыта этого не сделал). Преж­де чем эксперименты были продолжены, участниц проинформиро­вали, что им придется немного подождать, пока готовят лабораторию, и сказали, что они могут ждать начала эксперимента поодиночке или вместе с остальными участницами эксперимента, а если им все рав­но, то пусть сообщат об этом экспериментатору. Однако на этом экс­перимент закончился, и никаких электрошоков не было. Из числа тех, кто участвовал в «страшном» опыте, 63 %, а из числа участниц «не­страшного» опыта только 33 % предпочли ждать начала эксперимен­та не в одиночестве.

Эти результаты наводят на мысль о том, что переживание бурных эмоций, сильного страха вселяет в испытуемых неуверенность: они не понимают, что должны чувствовать и как им следует вести себя. Они ищут общества своих «товарищей по несчастью», чтобы срав­нить себя с ними, получить информацию о том, как нужно себя вести, и приобрести несколько большую уверенность. Во втором исследо­вании (Schachter, 1959) Шехтер показал, что участницы «страшных» опытов предпочитали ждать только вместе с другими женщинами, которым предстояло аналогичное «испытание». Около 60 % предпоч­ли ждать в обществе женщин, находившихся в аналогичной ситуа­ции, и никто не согласился ждать в обществе студенток, пришедших не для участия в опыте, а для встречи со своим преподавателем. В полном соответствии с теорией социального сравнения (хотя воз­можны и другие объяснения) люди стремились только к сравнению с себе подобными: информация, полученная в результате сравнения

с людьми, находящимися в иной ситуации, не помогла бы им приоб­рести большую уверенность в себе.

Джерард и Рабби провели исследования, результаты которых сви­детельствуют о том, что на тенденцию к аффилиации с другими мож­но влиять, увеличивая или уменьшая объем доступной испытуемым предварительной информации об их внутреннем состоянии и варьи­руя тем самым уровень неуверенности (независимо от уровня стра­ха) (Gerard & Rabbie, 1961; Gerard, 1963; Rabbie, 1963). Коттрелл и Ипли показали, что, для того чтобы человек почувствовал себя не­уверенно и у него возросла потребность сравнить себя с окружающи­ми, в ситуациях, аналогичных описанным Шехтером, можно ориен­тироваться не только на страх, но и на другие чувства (Cottrell & Epley, 1977). Чем менее уверенно чувствуют себя люди в ситуации, в которой они оказались, чем больше их смущают собственные чувства и поведение, тем сильнее проявляется тенденция к аффилиации с себе подобными для социального сравнения.

Психология эмоций

Шехтер и Сингер воспользовались теорией социального сравнения для изучения психологии эмоций (Schachter & Singer, 1962). Они предположили, что переживание таких эмоций, как злость, радость, страх, горе и т. п., состоит из двух компонентов: состояния недиффе­ренцированного физиологического возбуждения, общего для всех эмоций, и когнитивного «лейбла», благодаря которому возбуждение приобретает разный когнитивный смысл, а человек испытывает раз­ные субъективные ощущения. Например, два человека могут нахо­диться в состоянии одинакового физиологического возбуждения (об этом свидетельствуют частота пульса, потные ладони и раскраснев­шиеся лица), но испытывать разные эмоции в зависимости от того, чем это физическое состояние вызвано. Если один из них объясняет его тем, что получил повышение по службе, он испытывает радость или приятное волнение. А если возбуждение является реакцией на сообщение об увольнении, то человек может злиться или быть по­давленным. Шехтер и Сингер предположили, что одним из источни­ков когнитивных «меток» при условии эмоциональной неопределен­ности является сравнение с другими людьми, находящимися в ана­логичной ситуации.

Чтобы проверить свою гипотезу, они разработали план экспери­ментов, придумав историю про некий витамин «Супроксин», якобы

52 Глава 2. Социальная конформность

Процессы социального сравнения 53

благотворно влияющий на зрение. Всем испытуемым, входившим в состав экспериментальной группы, были сделаны инъекции, но вме­сто «обещанного» витамина им ввели эпинефрин — препарат, дей­ствующий аналогично адреналину, т. е. вызывающий физиологиче­ское возбуждение, которое внешне проявляется точно так же, как и сильные эмоции: дрожащие руки, сердцебиение и т. д. Испытуемые, входившие в контрольную группу, получили инъекции плацебо — ра­створа поваренной соли, который не оказывает никакого действия. Все испытуемые были поделены на три группы. К первой группе от­носились «информированные» люди, которым подробно рассказали о побочных эффектах так называемого «Супроксина»; ко второй — «дезинформированные», т. е. испытуемые, которых ввели в заблуж­дение, поскольку сказали, что «витамин» обладает побочным дей­ствием, но перечислили совершенно не соответствующие ситуации симптомы (зуд, легкая головная боль, озноб), а к третьей группе от­носились «неинформированные» испытуемые — люди, которым во­обще ничего не было сказано о побочном действии «витамина». Пока испытуемые ждали, когда же «Супроксин» начнет действовать, в ла­боратории появился еще один человек, который присоединился к испытуемым. В действительности это был помощник эксперимента­тора, наученный играть одну из двух ролей. Одна из ролей «подсад­ной утки», в которой он выступал перед одной половиной испытуе­мых, заключалась в том, что он изображал весьма довольного жиз­нью человека в состоянии эйфории и вел себя весьма игриво. Перед второй половиной испытуемых он изображал рассерженного челове­ка, который с каждой минутой становился все злее и злее, его раздра­жал и персонал, и слишком интимные вопросы анкеты, на которые ему нужно было ответить; в конце концов он рвал ее и швырял в кор­зину для мусора. Половина испытуемых, входивших в контрольную и в экспериментальную группу, присутствовали на первом «спектак­ле», а половина — на втором. Исключение составила только группа «дезинформированных испытуемых, которые не увидели "злюки"». Шехтер и Сингер утверждали, что дезинформированные и неин­формированные испытуемые — в отличие от информированных и членов контрольной группы — должны быть менее уверены в своем эмоциональном состоянии. Первые станут испытывать возбуждение, которому нет готового объяснения: оно может быть результатом того, что испытываемые ими симптомы не соответствуют тому, чего они

ждали от «Супроксина», или потому что им вообще не сказали ниче­го о том, что их ждет. Вторые либо будут испытывать возбуждение, которое, по их мнению, вызвано «Супроксином», либо не будут. Сле­довательно, чтобы найти подходящий «лейбл» для своих ощущений, дезинформированные и неинформированные испытуемые, не буду­чи достаточно уверенными в своих чувствах, станут сравнивать себя с помощником экспериментатора, находящимся в аналогичной ситу­ации. В зависимости от того, в каком состоянии находится помощ­ник — злится или пребывает в эйфории, — они присвоят своему воз­буждению разные «лейблы» и станут испытывать либо эйфорию, либо злость и вести себя соответствующим образом. Таков был про­гноз Шехтера и Сингера, и можно сказать, что он оправдался. В при­сутствии «развеселого» помощника состояние дезинформированных и неинформированных испытуемых было значительно более близ­ким к эйфории, чем состояние информированных испытуемых, о чем свидетельствовали как их собственные отчеты, так и наблюдение за их поведением. В присутствии «злого» помощника неинформирован­ные участники эксперимента были — судя по их поведению — значи­тельно злее информированных, однако, если судить по их отчетам, они «лишь немного рассердились».

Как и прогнозировали Шехтер и Сингер, в зависимости от пове­дения их помощника, дезинформированные и неинформированные испытуемые были более веселы, а неинформированные — более рас­сержены, чем испытуемые из контрольной группы, но значительная разница отмечалась только в поведении неинформированных испы­туемых и испытуемых из контрольной группы в присутствии «рас­серженного» помощника.

Интересно отметить, что испытуемые из контрольной группы про­демонстрировали относительно высокий уровень эйфории и злости, средний между уровнями, «достигнутыми» информированными и другими испытуемыми. Эти результаты позволяют предположить, что простого социального сравнения, даже без физиологического воз­буждения или только на фоне физиологического возбуждения, вы­званного поведением другого человека, достаточно для того, чтобы пережить «всплеск эмоций». Любое состояние эмоциональной неуве­ренности приводило к тому, что в результате социального сравнения Человек «заражался» чужими эмоциями. Авторы более поздних ра­бот, посвященных проблеме неверной атрибутации эмоций, тоже ис-

54 Глава 2. Социальная конформность

ходили из предположения, что когнитивного «мечения» может быть достаточно для того, чтобы испытать ту или иную эмоцию (Fiske & Taylor, 1984).

Результаты последующих исследований не свидетельствуют о бесспорности теории эмоций, предложенной Шехтером и Сингером, но и не опровергают ее (обзоры литературы на эту тему см. в: Cotton, 1981; Manstead & Wagner, 1981; Reisenzein, 1983). He исключено, что эмоциональное состояние вовсе не так лабильно и неустойчиво, как утверждают Шехтер и Сингер (Marshall & Zimbardo, 1979; Maslach, 1979). Однако их работы вызвали большой интерес к изучению со­циальной когнитивной основы эмоций, а некоторые аспекты их тео­рии впоследствии нашли свое подтверждение (Fiske & Taylor, 1984).

Вмешательство стороннего наблюдателя

Исследование проблемы оказания помощи, выполненное Латанэ и Дарли, свидетельствует о том, что социальное сравнение способно помешать человеку вести себя так, как того требует ситуация (Latane & Darley, 1970). Их заинтересовала следующая проблема: при каких условиях случайный прохожий поможет попавшему в беду челове­ку? Они задались целью доказать и тем самым хотя бы отчасти объяс­нить некоторые чрезвычайно неприятные ситуации, встречающиеся в реальной жизни, что иногда само присутствие на месте происше­ствия нескольких потенциальных помощников снижает вероятность того, что кто-то один действительно поможет пострадавшему.

В одном из экспериментов Латанэ и Дарли испытуемые обсужда­ли проблемы, связанные с проживанием в мегаполисе (Darley & La-tane, 1968). Методика проведения этой дискуссии была аналогична методике проведения селекторных совещаний: испытуемые находи­лись в разных комнатах и общались друг с другом и с эксперимента­тором по внутренней связи. Дискуссия началась с того, что испытуе­мые в течение нескольких минут по очереди рассказывали о своих проблемах. Затем каждый из них получил возможность кратко про­комментировать то, что он только что услышал. В действительности испытуемый, которому была предоставлена возможность высказать­ся первым, был помощником экспериментаторов, подготовленным к исполнению роли «жертвы». В своем первом выступлении он сказал, что подвержен эпилептическим припадкам. Во время второго вы­ступления он вел себя так, словно такой припадок уже начался, и все участники эксперимента могли это слышать: сказав несколько фраз,

Процессы социального сравнения 55

он вдруг начал запинаться и заговорил более громко и бессвязно, то и дело повторяя: «Я умираю... Я умираю... Помогите!» Вопрос, на ко­торый экспериментаторы хотели получить ответ, звучал так: попы­таются ли остальные испытуемые помочь несчастному?

В одном из экспериментов участвовал один испытуемый и «жерт­ва»; в другом — якобы двое испытуемых и «жертва», в третьем — яко­бы пятеро испытуемых и «жертва». На самом деле в каждом экспери­менте участвовал только один настоящий испытуемый, «роли» ос­тальных «исполняли» магнитофонные записи голосов. Оказалось, что готовность прийти на помощь продемонстрировали 85 % испы­туемых, полагавших, что находятся один на один с «жертвой», при наличии двух потенциальных помощников такую готовность изъ­явили 62 % испытуемых, а «в присутствии» пятерых — только 31 %.

Существуют два объяснения этих результатов, основанных на процессах социального влияния. Первое объяснение заключается в следующем: прежде чем помочь, человек должен понять, что ситуа­ция действительно требует немедленного вмешательства и что пред­ложение помощи уместно. Несчастные случаи нередко выглядят со стороны совсем не однозначно. В подобных ситуациях человеку, же­лающему понять, правильно ли он оценил ситуацию, может потребо­ваться сравнить свою реакцию на происходящее с реакцией других людей. Однако, если другие либо не реагируют достаточно быстро, либо вовсе не реагируют — возможно, потому что сами в этот момент ищут сравнительную информацию, — человек может решить, что он ошибся, оценив ситуацию как несчастный случай, требующий конк­ретных действий, и что ничего делать не надо, потому что ничего не происходит.

Другой эксперимент заключался в том, что в то время как испы­туемые отвечали на вопросы анкеты, женщина-экспериментатор рабо­тала в соседнем кабинете (Latane & Rodin, 1969). Внезапно испытуе­мые услышали грохот, крики и стоны. Все это было инсценировкой. На помощь «пострадавшей» бросились 70 % испытуемых, которые ра­ботали в одиночестве, и только 7 % из числа тех, кто работал в паре с помощником экспериментатора, проинструктированным вести себя так, словно ничего не произошло, т. е. спокойно и пассивно. В резуль­тате тестирования социальной реальности посредством сравнения с помощником экспериментатора ситуация была определена как не требующая вмешательства и срочных действий.

56 Глава 2. Социальная конформность

Информационное и нормативное социальное влияние 57

Даже если очевидно, что произошел несчастный случай, люди все равно могут пребывать в нерешительности по поводу того, как имен­но следует вести себя. И в подобной ситуации бездействие окружа­ющих тоже может быть воспринято как правильная реакция на про­исходящее. Латанэ и Дарли предположили, что чем больше людей оказываются очевидцами трагического события, тем менее ответ­ственным за помощь пострадавшему чувствует себя каждый из них. Можно лишь повторить, что, поскольку очевидцы сравнивают себя друг с другом, чтобы чувствовать себя более уверенно в оценке про­исходящего, их неспособность действовать немедленно означает, что никто не берет на себя личной или разделенной с кем-либо ответ­ственности начать что-либо делать. Согласно теории социального сравнения, присутствие других людей не снижает тенденции инди­видуума к оказанию помощи, если эти люди не обладают равными с ним возможностями для оказания помощи (Bickman, 1971).

Завершая обсуждение этого вопроса, следует отметить и позитив­ную роль социального сравнения. Известно, что присутствие «моде­ли», демонстрирующей помощь, усиливает тенденцию индивидуума к оказанию помощи (Bryan & Test, 1967). Подобные модели могут определить ситуацию как требующую вмешательства, оказание помо­щи — как надлежащую форму такого вмешательства, а «введение в силу» подобной нормы — как личную ответственность индивидуума.

Информационное





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 875 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2394 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.