Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классические исследования социального влияния




Предтечей современных теорий влияния была концепция «внуше­ния» (suggestion). Под внушением понимают иррациональное воспри­ятие человеком влияния других людей, обусловленное социальными и эмоциональными связями. В качестве модели процесса внушения был выбран гипноз, признанный экстремальной формой внушения. Внушением объясняется наблюдаемое отличие психологии толпы от психологии отдельно взятого человека: возникновение в толпе еди­нообразного, общего для всех поведения основано на этом иррацио-нальном процессе взаимного подражания (LeBon, 1896).

Современные исследования начались с изучения того, что каза­лось подсознательными процессами взаимного внушения и подража­ния внутри групп. Можно считать, что начало экспериментального изучения влияния было положено Ф. Оллпортом (F. Allport, 1924), который обнаружил, что люди в присутствии других более консерва­тивно и сдержанно оценивают запахи и вес, чем когда делают это в отсутствие посторонних. Тенденция индивидов смягчать в группе свои суждения получила название конформности. По мнению Олл-порта, подобное явление основано на инстинктивном подчинении группе. В 1921 году Мур на своих испытуемых изучил влияние мне­ний большинства и экспертов в области этики, лингвистики и музы­ки. Он обнаружил, что суждения индивидуумов сильно зависят от таких мнений (Moore, 1921). Здесь вполне уместно вспомнить и ра-

24 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Классические исследования социального влияния 25

боту Оллпорта о «социальной фасилитации», поскольку она пред­ставляет собой попытку объяснить внушение в группе посредством обусловленных ответов. Он нашел, что присутствие других облегча­ет людям выполнение простых заданий, но сложные задания в их присутствии выполняются хуже.

Результаты этих исследований заставляют предположить проте­кание в группе процессов конвергенции (т. е. стремления людей к сближению и к тому, что быть похожими друг на друга). Основные достижения в понимании этого явления связаны с именем Шерифа (Sherif, 1936). Его исследования связали образование социальных норм с формированием консенсуса внутри группы. Он определил со­циальные нормы как «привычки, традиции, стандарты, правила, цен­ности, манеры и другие критерии поведения, которые стандартизи­ровались вследствие контакта индивидуумов» (Sherif, 1936, р. 3). Он утверждал, что наши социальные суждения относительно того, что приемлемо, а что — нет. что правильно, а что неправильно, отражают общепринятые, всеми усвоенные, имеющие социальные корни «рам­ки референции», или социальные нормы, точно также как наш пер­цептивный и когнитивный опыт физического мира отражает некие «рамки референции», т. е. сравнительные контексты, стандарты или «якоря», относительно которых мы судим о воздействующих на нас стимулах. Реальность неоднозначна, она постоянно изменяется, и, чтобы внести порядок, стабильность и когерентность в наши отно­шения с внешним миром и друг с другом, мы создаем и усваиваем общие для всех «рамки референтное™», или социальные нормы.

В своих опытах, ставших классическими, Шериф продемонстри­ровал развитие перцептивных норм. Испытуемые (мужчины) поме­щались в совершенно темную комнату, и после определенной трени­ровки им предъявляли стимул — световую точку (после того как ис­пытуемые впервые утвердительно отвечали на вопрос, видят ли они точку, точка предъявлялась на две секунды). Задача испытуемого в каждом опыте заключалась в том, чтобы громко сказать, на какое рас­стояние, по его мнению, сместилась точка. В действительности же световая точка вообще не двигалась. То, что они воспринимали ее как движущуюся, объясняется оптической иллюзией, известной под на­званием «автокинетический феномен», о существовании которой ис­пытуемые даже не подозревали. Иллюзорное расстояние, которое якобы «проходила» светящаяся точка при подобных эксперименталь­ных условиях, «изменялось» от опыта к опыту и по-разному оцени­валось разными испытуемыми.

В одной серии опытов испытуемые вначале выполняли задание поодиночке, а затем были объединены в группы по двое или по трое. Выполняя задание поодиночке, каждый испытуемый постепенно «определил» свой собственный, индивидуальный «сдвиг точки», в ко­торый укладывались все его ответы, и некий модальный, наиболее часто даваемый им ответ. Ответы разных испытуемых отличались друг от друга, и были основания считать, что испытуемые сравнива­ют свои последующие оценки «смещения» с предыдущими. С тече­нием времени «внутренняя точка отсчета», сформировавшаяся на базе личного опыта каждого испытуемого, стабилизировала их по­следующие суждения. Когда же испытуемые с разными «личными нормами» были объединены в группы и каждому из них по очереди нужно было громко сказать, на какое расстояние сместилась точка, оказалось, что имеет место постепенная взаимная конвергенция их оценок, а следовательно, и формирование общей «точки отсчета». Когда испытуемые выполнили несколько совместных заданий, раз­ница в их индивидуальных ответах оказалась настолько незначитель­ной, что ею можно было пренебречь: их оценки «смещения точки» соответствовали среднему значению их индивидуальных ответов. Влияние этой социальной нормы продолжало сказываться и тогда, когда испытуемые вновь приступили к индивидуальному выполне­нию заданий. Смысл этого эксперимента заключается в том, что в данном случае коллективная норма не является результатом уступ­чивости, а была воспринята вполне добровольно: даже получив та­кую возможность, испытуемые не вернулись к своим индивидуаль­ным нормам. Складывается впечатление, что испытуемые использо­вали суждения друг друга для создания общей точки отсчета точно так же, как перед этим они использовали свои собственные сужде­ния. К тому же выяснилось, что испытуемые пребывали в относи­тельном неведении по поводу взаимного влияния. Они преимуще­ственно бессознательно координировали свои ответы с ответами дру­гих, чтобы прийти к стабильной, согласованной картине общего, но изначально неструктурированного мира.

В другой серии опытов испытуемые сначала выполняли задание вместе, а затем приступали к его индивидуальному выполнению. Ока­залось, что при этих условиях процесс формирования общей соци­альной нормы протекает еще быстрее и полнее.

Позднее в опытах, которые стали вариацией этого базового экспе­римента, было показано, что влияние коллективной нормы на инди­видуальное суждение чрезвычайно устойчиво и сохраняется даже

26 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Классические исследования социального влияния 27

спустя год после ее формирования (Rohrer et al., 1954); что и произ­вольные нормы, установленные с помощью «подсадных уток», име­ют тенденцию сохраняться в нескольких «поколениях» неискушен­ных испытуемых (Jacobs & Campbell, 1961), но что подобные произ­вольные нормы тем хуже сохраняются в последующих поколениях, чем они более искусственны (MacNeil & Sherif, 1976).

Шериф продемонстрировал, каким образом в группах возникают социальные нормы — коллективный ответ на новые, неструктуриро­ванные, неоднозначные ситуации — и как они отражают стабильные и когерентные знания о ней. Он предложил концепцию социальных норм — «коллективные рамки референции», — возникающих из со­циального взаимодействия и функционирующих в качестве интер-нализированных когнитивных структур. Они сдерживают индивиду­альные суждения, но не принуждают человека к отказу от них. На практике они формируются в результате взаимной и постепенной конвергенции индивидуальных реакций или личных норм членов группы. Последующие исследования наглядно продемонстрировали важную роль референтных групп в овладении социальными норма­ми и большие возможности групповых норм в том, что касается из­менения установок индивидуума и его поведения.

Полевые (выполненные в естественной обстановке) исследования Ньюкомба показывают, как люди постепенно усваивают нормы тех групп, членами которых становятся, и как они продолжают следо­вать им и в дальнейшем, на протяжении многих лет (Newcomb, 1943). Эти исследования были проведены в 1930-е годы в Беннингтонском колледже, небольшом частном университетском колледже США для женщин. Студентки-первокурсницы — дочери богатых и привилеги­рованных родителей — в основном придерживались консервативных политических и экономических взглядов, в то время как преподава­тели и студентки старших курсов отдавали предпочтение либераль­ным ценностям. Они поддерживали прогрессивную налоговую поли­тику, профсоюзы, право на забастовки и экономическое планирова­ние, но выступали против фашизма и «необузданного» капитализма.

В течение нескольких лет, пока студентки учились в колледже, Ньюкомб наблюдал за тем, как изменялись их политические и эко­номические установки. Он нашел, что большинство из них постепен­но отказались от реакционных взглядов, «привезенных» из дома, ради либеральных ценностей, которые были нормой для этого колледжа. Участие в жизни колледжа привело к кардинальным и устойчивым

изменениям политических воззрений студенток. Когда спустя более четверти века Ньюкомб вновь встретился с бывшими студентками, оказалось, что, покинув Беннингтонский колледж, они не вернулись к своим прежним взглядам (Newcomb et al., 1967). Не только сами эти женщины и в 1960-е годы были настроены более либерально, чем их ровесницы, принадлежавшие к тому же социальному слою и имев­шие аналогичный экономический статус, но и их мужья. Ньюкомб обнаружил также и связь между их политическими установками и го­лосованием на президентских выборах 1960 года: выпускницы, при­держивающиеся более левых взглядов, голосовали за Кеннеди, а не за Никсона.

Как и почему взгляды студенток изменились во время учебы? Они быстро поняли, что в колледже популярны и уважаемы радикальные установки и ценности. Их разделяли и педагоги, и студентки стар­ших курсов — люди, занимавшие престижные позиции. Во время за­нятий, неформальных дискуссий, которые всячески поощрялись, и в ходе социальных контактов студентки сталкивались с радикальны­ми суждениями, слышали и аргументы в их защиту, и критику оппо­нентов. В новой студенческой жизни было много привлекательного, а наиболее активные, популярные студентки, лидеры — олицетворе­ние колледжа — энергично пропагандировали либеральные ценно­сти. Либеральные установки были непременным условием принад­лежности к чрезвычайно сплоченному коллективу и вовлеченности в новую, привлекательную жизнь. Однако изменились отнюдь не все студентки. Меньшинство консервативно настроенныхдевушектаки остались в стороне от жизни колледжа. Они были наименее попу­лярны, практически не участвовали в общих мероприятиях, завели мало знакомств и, образовав небольшую группу единомышленников, обычно держались обособленно. Преподаватели объясняли это чрез­мерной зависимостью от родителей. Пребывание в стенах Беннинг-тонского колледжа в качестве члена его коллектива вовсе не означа­ло неизбежного принятия его норм и ценностей. Решающее значение имело одно обстоятельство: стал колледж позитивной референтной группой или нет. Более либеральные взгляды приобрели те девушки, которые оказались психологически вовлеченными в жизнь коллед­жа и идентифицировали себя со старшими, активными студентками и с преподавателями. Для девушек, сохранивших консервативные взгляды, была характерна тенденция к неучастию в жизни колледжа, Для них референтными группами оставались их собственные семьи,

28 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Классические исследования социального влияния 29

друзья детства, а в колледже — небольшой круг столь же консерва­тивно настроенных студенток.

Результаты, полученные Куртом Левином при изучении процес­са принятия групповых решений, свидетельствуют о том, насколько трудно изменить поведение индивидуумов в отрыве от норм, кото­рых они придерживаются как члены определенных групп (Lewin, 1947). Ученый показал, что если личная установка была «заякорена» в группе (т. е. установка, которой придерживается человек, является следствием его принадлежности к какой-либо группе), то ее измене­нию должно предшествовать изменение установки группы в целом. Чтобы заставить американских домохозяек покупать субпродукты, которых они раньше не покупали, например почки и сердце, Левин использовал различные методы. Один из его экспериментов заклю­чался в том, что три группы, в каждой из которой было от 13 до 17 до­мохозяек, посещали лекции, посвященные важной роли хорошего питания в военное время (дело происходило в 1943 году), ценным питательным свойствам субпродуктов, а также проблемам здоровья и домашней экономики. Лекции были построены таким образом, что­бы у женщин появилось желание покупать субпродукты и кормить ими свои семьи. В трех других группах специалисты-диетологи об­суждали те же самые проблемы, сообщали женщинам фактическую информацию и подталкивали женщин к обсуждению этих вопросов между собой. Членов группы просили достичь консенсуса относи­тельно покупок субпродуктов и сказать в конце дискуссии, будут они их покупать или нет. По окончании эксперимента выяснилось, что только 3 % посещавших лекции домохозяек и 32 % членов «дискус­сионных групп» действительно до некоторой степени изменили свое отношение к субпродуктам. Аналогичные результаты были получе­ны и в экспериментах, связанных с включением в рацион младенцев масла тресковой печени и апельсинового сока.

Более поздние исследования (Bennett, 1955; Pelz, 1958) показали, что при проведении групповых дискуссий не так важны сами дискус­сии, сколько процесс подхода к принятию определенного решения, которое можно рассматривать как результат согласования позиций членов данной группы. Важным оказалось осознание членами груп­пы того факта, что у них появилась новая общая норма, которой они должны следовать, и что они добровольно согласились следовать ей.

Соломон Аш возражал против того, что влияние в группах — ир­рациональный, подсознательный процесс, предполагающий произ-

вольное подчинение социальному давлению (Asch, 1951,1952,1956). Он утверждал, что конвергенция в экспериментах Шерифа была ра­циональной попыткой придать смысл неоднозначному общему миру, в котором один и тот же объект суждения предполагает согласие меж­ду теми, кто воспринимает его. Аш высказал мысль о том, что если индивидуумы столкнутся с безусловно неверным групповым консен­сусом (он назвал такой консенсус «противоречащим факту»), то не проявят никакой конформности, а сохранят свою независимость.

Чтобы проверить свою гипотезу, он спланировал серию интерес­ных экспериментов, в которых испытуемым предстояло выполнить задание, связанное с визуальным оцениванием. В каждом опыте од­новременно должны были участвовать от 7 до 9 человек, которым предполагалось предъявить две карточки, на одной из них были изоб­ражены три линии, а на другой — одна. Испытуемые должны были выбрать из трех линий ту, которая равна образцу, и по очереди вслух высказать свое мнение. (Порядок «выступлений» испытуемых во всех опытах должен был быть одним и тем же и определялся тем, как уча­стники рассядутся для проведения первого опыта.) Всего предпо­лагалось провести 18 опытов. В действительности среди участников эксперимента был только один настоящий испытуемый, и он всегда отвечал на вопрос предпоследним. Остальные были помощниками экспериментатора1, проинструктированными следующим образом: в 12 опытах (эти опыты были названы «критическими») все они еди­нодушно должны были дать неверный ответ, причем 6 раз они долж­ны были выбрать более длинную линию и 6 раз — более короткую. Контрольные опыты показали, что, выполняя подобное перцептив­ное задание поодиночке, без всякого давления со стороны группы, испытуемые легко справляются с ним и дают правильный ответ: ко­личество ошибочных ответов было менее 1 %. Аш спланировал по­добную экспериментальную работу, чтобы получить ответ на следу­ющий вопрос: согласится ли испытуемый во время критических опы­тов с единодушным неправильным ответом группы или останется самостоятельным, не зависимым от нее, и даст правильный ответ?

Итогом серии оригинальных исследований были следующие ре­зультаты (Asch, 1956). Во-первых, около трети ответов во время кри­тических опытов свидетельствовали о конформности испытуемых по

Помощников экспериментатора называют также конфедератами или «подсадны­ми». — Примеч. пер.

'«.,■'

30 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Классические исследования социального влияния 31

отношению к мнению группы. Эта цифра неоднократно подтверж­далась на протяжении всего исследования. Во-вторых, испытуемые весьма существенно отличались друг от друга. Примерно четверть из них не проявила никакой склонности к конформности и во всех опы­тах давала не зависимые от групп ответы, в то время как примерно такое же количество согласилось с группой в 8 опытах или чаще. Одна треть испытуемых соглашалась с мнением группы в половине опы­тов или чаще. Незначительное число испытуемых (6 из 133 человек, вошедших в три экспериментальные группы) согласились с мнением группы во всех опытах. Когда эксперименты были завершены, Аш и его коллеги, проинтервьюировав участников, пришли к выводу, что несогласие с группой смущает людей, они ощущают неуверенность и сомневаются в своей правоте. Испытуемых нервировал и волновал конфликт со своими группами, и они пытались найти этому объясне­ние; по мере того как расхождение в ответах продолжалось, волнение испытуемых нарастало, они начинали сомневаться в точности своих суждений, и им все труднее становилось преодолевать соблазн при­соединиться к мнению большинства. В конце концов они начинали смущаться, становились мнительными, чувствовали себя одиноки­ми, и у них появлялся страх перед общественным осуждением.

Большинство испытуемых переживали эмоциональный и когни­тивный конфликт, не понимая, кто прав, а кто ошибается, и «конф­ликт конформности», поскольку у них не было иного выхода, кроме как положиться на то, что они видят, и пойти против группы либо согласиться с ней, хоть она и ошибается. Различие между «независи­мыми» и «покладистыми» проявлялось в том, как они справлялись с этим конфликтом конформности. Среди «независимых» были раз­ные люди: одни твердо стояли на своем, другие испытывали эмоцио­нальный дискомфорт, но вели себя так, что ихжелание сохранить ин­дивидуальность было очевидным; третьи демонстрировали изрядную долю сомнений и напряжение, но были полны решимости давать адекватные ответы. «Покладистые» тоже руководствовались разны­ми соображениями: складывалось такое впечатление, что меньшая их часть страдала искажением восприятия, поскольку они клялись, что на самом деле видели именно то, о чем сообщала группа, большая же часть покладистых знала, что видела линии не так, как их видели ос­тальные члены группы, но считали свое восприятие — в отличие от восприятия большинства — неверным. Среди «покладистых» было и немало довольно циничных людей: они не считали, что группа права,

но не хотели «высовываться», сознательно не желали демонстриро­вать свое отличие от других и боялись насмешек со стороны группы, которая могла счесть их «неполноценными».

Аш провел и эксперименты, ставшие интересными вариантами опытов, описанных выше. Когда настоящих испытуемых не просили сообщать свой ответ вслух, а давать его в письменной форме (при этом остальные участники эксперимента давали устные ответы), конформ­ность значительно понизилась и составила не более 12,5 % от общего числа ответов в «критических» опытах. Когда разница между линия­ми-образцами и линиями, с которыми их нужно было сравнивать, уменьшилась, вследствие чего задание перцептивно усложнилось, а правильный ответ стал менее очевидным, конформность усилилась. Оказалось, что социальная конформность обратно пропорциональна разнице между линией-образцом и линиями-стимулами. На нее так­же заметно влияет и нарушение единогласия в группе. Когда один из конфедератов «присоединялся» к испытуемому и начинал давать пра­вильные ответы, отличные от ответов большинства, конформность ответов в критических экспериментах упала до 5,5 %. Подобное «осво­бождающее» влияние партнера проявлялось даже тогда, когда огг^на-чинал давать правильные ответы во второй половине эксперимен­тальной серии, и полностью исчезало, если партнер, дававший пра­вильные ответы в первой половине экспериментальной серии, потом «предавал» наивного испытуемого и переставал это делать.

Эффект «партнера», или «поддерживающего», тем более порази­телен, что конформность, судя по всему, по достижении определен­ной численности группы, практически не зависит от нее. Аш показал, что если испытуемому «противостоит» всего лишь один «конфеде­рат», конформность очень невелика (процент ошибок не превышает 0,33 %), если два помощника — 1,53 %, если три — 4 %, если четыре — 4,2 %, а в группе, в которой испытуемому «противостоят» 16 человек, Количество неверных ответов равно 3,75%. Следовательно, гораздо важнее единодушие «оппонентов», чем число участников экспери­мента, дающих неверные ответы: важен консенсус, а не численность. Как писал сам Аш, «при прочих равных условиях единое большин­ство, состоящее из трех человек, значительно эффективнее большин­ства, состоящего из восьми человек и имеющего одного девианта» И «наблюдаемые влияния не являются результатом суммации влия­ний всех членов группы: необходимо понимать, что результаты лишь относительно детерминированы» (Asch, 1951, р. 186).

32 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Дополнительная литература 33

Другие результаты Аша убедительно доказывают, что конформ­ность, если речь не идет о меньшинстве наблюдателей, не подчиняет­ся принципу «все или ничего». Испытуемые демонстрируют попыт­ки достичь компромисса с группой. Если группа допускает «среднюю» ошибку, т. е. если она признает совпадающей с образцом ту из сти-мульных линий, которая отличается от него меньше, чем другие сти-мульные линии, доступные в этом опыте, все ошибки испытуемых будут средними. В случае же, когда группа допускает «экстремаль­ную ошибку», количество «средних» ошибок испытуемых (ответов, лежащих между ответом группы и правильным ответом) составит 20 %. Точно также если у испытуемого появляется «склонный к ком­промиссу» и «средним» ошибкам партнер, который всегда расходится в оценках как с «экстремистски» настроенным большинством, так и с испытуемым, испытуемый допускает ошибки с той же частотой, но примерно 76 % его ошибок будут «средними», а в контрольном опыте, в котором испытуемый противостоит «экстремистски» настроенному единогласному большинству, количество «средних» ошибок у него всего лишь 42 %. Испытуемый никогда не «отрывается» от группы и, даже двигаясь в этом направлении, стремится найти компромисс.

И последнее. Аш провел замечательный эксперимент, в котором создал ситуацию, противоположную описанной выше, т. е. он заме­нил своих помощников настоящими испытуемыми: в опытах прини­мали участие группы, состоявшие из 16 испытуемых и одного помощ­ника (Asch, 1951). При этих условиях испытуемые вели себя совер­шенно по-другому. Уверенные в своей правоте и в себе, они с насмеш­кой, удивлением и недоверием взирали на ошибающегося помощника.

Исследования Аша свидетельствуют о том огромном давлении, которое оказывала на испытуемых группа, вынуждая их проявлять конформность даже в перцептивно структурированной ситуации и при норме, противоречащей факту, и о напряжении, неуверенности и сомнениях в собственной правоте, присущих испытуемым, которые не хотели становиться нежеланными изгоями. Аш доказал, что в пер­цептивно однозначной ситуации как минимум меньшая часть испы­туемых останется полностью независимой, а большинство испыту­емых останутся независимыми в большинстве случаев. Между тем вывод из исследований Аша, распространяющийся на все ситуации, заключается в том, что перед лицом группы индивидуум слаб и что сильное спонтанное принуждение к конформности является неотъ­емлемой чертой группового контекста.

Выводы

Социальные контакты между людьми, принадлежащими к одним и тем же позитивным референтным группам и психологически связан­ными друг с другом, приводят к возникновению общих норм в реле-вантных сферах. Социальные нормы и ценности — основа социаль­ной жизни людей, поскольку они обеспечивают порядок, согласо­ванность и стабильность как на макроуровне (общество, история, культура), так и на микроуровне (межличностные отношения и по­ведение индивидуума). Существует немало доказательств того, что люди создают социальные нормы и проявляют конформность по от­ношению к ним, что социальным контактам присущи различные фор­мы влияния и скрытого принуждения к согласию даже без каких-либо специальных приказов повиноваться или очевидной принад­лежности к данной группе. Ни Шериф, ни Аш не говорили своим испытуемым, что они должны сотрудничать друг с другом или дей­ствовать как сплоченная группа. Социальные и эмоциональные свя­зи между испытуемыми либо полностью отсутствовали, либо — в лучшем случае — были слабыми. Наблюдаемое принуждение к уни-формности представляется скорее когнитивно и социально мотиви­рованным, нежели основанным на иррациональном процессе внуше­ния. Складывается такое впечатление, что она проистекает из тяги к перцептивной структурированности, потребности придать опреде­ленный смысл происходящему и из желания соответствовать окру­жающим. Каковы источники подобного группового давления? В гла­ве 2 мы рассмотрим основные теории социальной конформности и результаты исследований этой проблемы.

Дополнительная литература

1. Allport, G. W. (1958). The historical background of social psychology. Вкниге G. LindzeyandE. Aronson(eds), The handbook of social psy­chology, Vol. 1,3rd ed. New York: Random House. Книга адресована тем, кто интересуется историей изучения социального влияния.

2. Asch, S. Е. (1952). Social psychology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-

Hall. Блестящая книга, прекрасно раскрывающая проблемы груп­пового поведения и социального влияния.

.3. Asch, S. Е. (1956). Studies of independence and conformity: A mino­rity of one against a unanimous majority. Psychological Monographs:

34 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

General and Applied, 70,1-70. Whole № 416. Фундаментальный об­зор исследований социальной конформности.

4. Festinger, L. (1950). Informal social communication. Psychological Review, 57, 271-82. Оригинальное изложение концепции субъек­тивной ваяидности и плодотворной теории социального влияния, с которой она связана.

5. Sherif, M. (1936). The psychology of social norms. New York: Harper

and Brothers (Harper Torchbook edition, 1966). Важная, новатор­ская книга о социальных нормах, оказавшая большое влияние на современников, до сих пор не утратившая своего значения и до­ставляющая большое удовольствие читателям.

Социальная конформность

Теории конформности

Ранние исследования доказали, что униформность в социальных группах является следствием группово­го давления, приводящего индивидуумов к созданию социальных норм, и что эти общие для всех нормы в свою очередь влияют на восприятие и поведение ин­дивидуумов — членов групп. Как возникает группо­вое давление? Каковы его функции? Многие иссле­дования социальной конформности предпринима­лись с целью создания единой теории, дающей ответы на эти вопросы. Основной, но не единственной пара­дигмой этих исследований были отношения между девиантным индивидуумом и достигшей консенсуса группой, а также изучение факторов, определяющих степень конформности индивидуума по отношению к группе. Социальная конформность — это движение отличающегося от группы индивидуума (или отли­чающихся от группы индивидуумов) в сторону груп­повых норм вследствие скрытого или явного давле­ния со стороны членов этой группы (Allen, 1965; Kiesler & Keisler, 1969). Антипод конформности — за­висимость (иногда вместо термина «независимость» используется термин антиконформность, т. е. движе­ние от группы, — Allen, 1965). Сейчас мы переходим от простых иллюстраций, подтверждающих сам факт существования группового давления, к изучению раз­личных теорий процесса влияния.

36 Глава 2. Социальная конформность

Групповое давление в неформальном социальном общении 37

В 1950-е годы психологическая наука обогатилась тремя теория­ми конформности, оказавшими исключительно большое влияние на все последующие исследования этой проблемы. Речь идет о теории неформального социального общения Леона Фестингера (Festinger, 1950) и о его же теории социального сравнения (Festinger, 1954), а также о работе Мортона Дойча и Гарольда Джерарда, посвященной различию между неформальным и нормативным социальным влия­нием (Deutsch & Gerard, 1955). Исследования этих ученых дают пред­ставление о направлении развития научной мысли.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1398 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2212 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.