Первая из упомянутых выше публикаций Леона Фестингера посвящена теории группового давления в неформальных группах, ориентированных на выполнение определенного задания (Festinger, 1950). Его интересовала проблема группового давления как источника уни-формности в спонтанном общении лицом к лицу между членами групп, вовлеченных в выполнение некоего задания. Теория Фестингера раскрывает источники группового давления, факторы, определяющие его величину, способы достижения униформности и их влияние на коммуникацию.
Фестингер предположил, что существуют два источника (или две функции) группового давления, которые он назвал социальной реальностью и групповойлокомоцией (group locomotion). Назначение социальной реальности — обеспечение субъективной валидности убеждений, мнений и установок членов данной группы. Если, например, кто-то убежден в том, что Земля — плоская, он должен быть более или менее уверен в валидности своего мнения. Человек может быть абсолютно уверен в том, что вода тяжелее воздуха, но менее уверен, что курение уменьшает стресс. Это чувство уверенности индивидуума в валидности собственного суждения Фестингер назвал субъективной валидностью и предположил, что ее источником является изучение (тестирование) реальности: если человек хочет узнать, прав он или заблуждается, он должен проверить свое суждение на практике. По мнению Фестингера, не существует разрыва между тестированием физической и социальной реальности, этот континуум и является основанием, на котором базируется субъективная валидность. На одном полюсе этого континуума располагается высокая степень
зависимости от тестирования физической реальности и незначительная зависимость от тестирования социальной реальности, на другом — высокая зависимость от социальной реальности и незначительная зависимость от физической реальности.
Например, если человек считает, что стекло — хрупкое, он может Проверить правильность своего суждения. Для этого ему достаточно взять кусок стекла, ударить по нему молотком и увидеть, как он разлетается на осколки. Подобное убеждение является убеждением, субъективная валидность которого зависит от тестирования физической реальности. А теперь представьте себе, что кто-то считает, что — социализм — путь к прогрессу для всего человечества. Как ему проверить, прав он или заблуждается? Для проверки подобного убеждения не существует никаких бесспорных тестов. По мнению Фестин-fepa, в подобных ситуациях, когда физические тесты либо невозможны, либо трудны, субъективная валидность суждения индивидуума зависит от тестирования социальной реальности, т. е. от согласованной валидизации. «Когда зависимость от физической реальности незначительна, зависимость от социальной реальности соответственно велика. Мнение, убеждение, установка "правильны", "валидны" и "верны" в той мере, в какой они соответствуют аналогичным мнениям, убеждениям и установкам группы людей» (Festinger, 1950, р. 272).
Ниже приводятся три вывода из теории Фестингера, обобщающие функцию групп как социальной реальности.
1. Тестирование социальной реальности представляет собой процесс тестирования согласованной поддержки суждения: суждение, мнение или установка признаются правильными, валидными или приемлемыми, если согласуются с суждениями, мнениями или установками группы единомышленников. Если другие люди согласны с моей установкой и разделяют ее, значит, она субъективно валидна.
2. Для тестирования социальной реальности имеет значение только согласие членов приемлемой референтной группы, согласие любого другого человека для него не имеет никакого значения. По мнению Фестингера, приемлемой референтной группой для тестирования социальной реальности индивидуумом являются люди, похожие на него. Давление униформности и формирование группы взаимно влияют друг на друга. Человек присоединяется к группе людей, с которыми он согласен (на которых он похож), а давле-
38 Глава 2. Социальная конформность
Групповое давление в неформальном социальном общении 39
ние униформности (быть как все) внутри таких групп приводит к еще большему согласию, большему сходству и вследствие этого — к большему отождествлению индивидуума с группой. 3. Зависимость от тестирования социальной реальности возрастает по мере того, как снижается зависимость от тестирования физической реальности. Чем меньше у человека возможностей протестировать физическую реальность, тем более значимым для него (для валидизации собственных суждений) становится поддержка единомышленников.
Вторая причина возникновения группового давления — групповая локомоция — связана, по мнению Фестингера, с тем, что униформность воспринимается как желательное или необходимое условие движения группы к некоей цели. Таким образом, термином «групповая локомоция» обозначается движение группы к какой-либо цели. Фестингер предположил, что групповое давление будет возрастать до тех пор, пока члены группы не поймут, что униформность облегчает движение к цели, или пока не станут зависимыми друг от друга в достижении этой цели. Такая причина возникновения группового давления, как групповая локомоция, отражает зависимость индивидуума от группы в достижении некоей важной цели и веру членов группы в то, что для ее достижения необходимы единство и согласие.
Фестингер исходил из того, что групповое давление в равной мере не зависит ни от социальной реальности, ни от групповой локомо-ции. Оно возрастает при увеличении противоречий или несогласия внутри группы и зависит от степени релевантности этого несогласия функционированию группы и ее сплоченности. По мнению Фестингера, неформальное социальное общение в группе имеет тенденцию благоприятствовать групповому давлению, поскольку оно направлено против источника разногласий, девианта. Униформность достигается тем, что группа либо заставляет этого девианта вернуться «в строй», либо соглашается с его точкой зрения, либо изгоняет его из своих рядов. Что происходит в действительности — принуждает ли группа девианта к подчинению или сама подчиняется ему — зависит от того, кто из них обладает большим авторитетом.
Известно немало надежных доказательств справедливости теории Фестингера. Многочисленные исследования подтверждают, что как групповое давление, направленное на достижение униформности внутри группы, так и степень согласия относительно групповых стан-
дартов, достигаемая в действительности, напрямую зависят от того, насколько сплочены члены группы (Allen, 1965; Shaw, 1976). Термином «сплоченность группы» раньше обозначали общую сумму сил, действующих на членов группы и необходимых для поддержания их членства в данной группе (Festingeretal., 1950). Сейчас сплоченность группы определяют проще: как степень привлекательности группы (см. Hogg, 1987).
Фестингер и его коллеги, например, связывали паттерн социометрического выбора между членами «дворовых» групп {Student housing project) со степенью согласия внутри дворов относительно какого-либо существенно значимого аспекта. Каждого жителя дворов района Вестгеит (Westgate) попросили назвать трех соседей, с которыми он общается наиболее активно. Эти данные были использованы для определения показателя роли соседей в социальной жизни каждого жителя двора; кроме того, они отражали степень сплоченности дворов, т. е. давали представление о том, насколько для жителя данного двора его собственные соседи привлекательнее жителей других дворов. Исследователи также оценивали и отношение к вновь созданным организациям жильцов. Выяснилось, что отношение жителей разных дворов района Вестгеит к этим организациям варьируется в очень широких пределах — от благосклонного до негативного, — но жители одного двора были относительно единодушны в своих оценках, и исследователи решили, что оценка каждого двора — это норма, сформировавшаяся в результате социальных контактов между его жителями, и определили для каждого двора пропорцию «девиантов». Чем выше эта пропорция, тем, следовательно, меньше униформность установок жителей каждого двора. Была обнаружена существенная Отрицательная корреляция (-0,74) между пропорцией «девиантов» я показателем сплоченности: чем сплоченнее были жители двора, тем более единодушны они оказались в оценке организаций жильцов.
Более позднее исследование (Back, 1951) показало наличие каузальной связи между сплоченностью группы и групповым давлением. В каждом опыте участвовали двое испытуемых, которые раньше не были знакомы друг с другом. Были созданы такие условия, что в половине пар испытуемые прониклись симпатией друг к другу (условия, благоприятствующие высокой сплоченности), а в половине — взаимная симпатия испытуемых была не столь очевидна (условия, благоприятствующие незначительной сплоченности). Взаимная симпатия испытуемых создавалась либо на базе личной иривлекатель-
40 Глава 2. Социальная конформность
Групповое давление в неформальном социальном общении 41
ности, либо на возможности получить приз за хорошее сочинение, либо на признании компетентности напарника, проявленной им при выполнении задания. Перед встречей со своим напарником каждый испытуемый должен был написать сочинение на основании показанной им серии из трех картин. Затем пары сравнивали и обсуждали свои интерпретации этих картин. После дискуссии каждый испытуемый сам писал окончательный вариант сочинения. Испытуемые, входившие в одну пару, не догадывались, что им показывали слегка отличные друг от друга картины и что поэтому от них ждали не совсем одинаковых сочинений. Наблюдая за отношениями внутри пар и выясняя, насколько испытуемый изменил свое сочинение после дискуссии с напарником, Бак получал возможность оценить влияние внутри пары.
Он нашел, что члены сплоченных пар больше, чем не очень сплоченные пары, склонны как к попыткам оказывать влияние друг на друга во время дискуссии, так и к изменению своих сочинений в соответствии со взглядами напарника. Члены сплоченных пар продемонстрировали и большее сопротивление попыткам напарника оказать на них влияние (хотя в конечном итоге были вынуждены уступить). Следовательно, групповое давление внутри очень сплоченных пар не означает пассивного согласия с мнением напарника, оно, скорее, проявляется в форме активных попыток взаимного влияния. Основа сплоченности не сказывается на процессе влияния, а приводит к несколько иному стилю социального взаимодействия.
Известны и надежные доказательства важной роли релевантности несогласия с нормами, ценностями и целями группы (Kiesler & Kiesler, 1969, p. 31). Авторы этого обзора обобщили результаты нескольких исследований, предварительно высказав предположение о том, что степень конформности индивидуумов по отношению к групповой норме зависит:
• от того, насколько они принимают и понимают цели группы;
• от того, насколько, по их мнению, норма релевантна стоящей перед группой цели;
• от того, каковы успехи группы в достижении цели;
• от того, считают ли они, что сотрудничество и взаимозависимость увеличивают шанс на успех.
В более позднее время исследование, продемонстрировавшее важную роль релевантности нормы в прогнозировании конформности,
было выполнено Бояновски и Алленом (Boyanovsky & Allen, 1973). Воспользовавшись сценарием Аша, они еще раз показали, что социальная поддержка (второй человек, дающий правильный ответ) снижает конформность испытуемого по отношению к заблуждающемуся большинству (см. главу 1): они нашли, что белые испытуемые, как имевшие расовые предрассудки, так и не имевшие их, проявляли меньшую конформность по отношению к белому большинству, если они получали социальную поддержку от чернокожего или белого испытуемого. Однако этот вывод справедлив только в отношении ситуаций, в которых речь шла о простых физических величинах или суждениях общего характера, т. е. тогда, когда этническая принадлежность даже в глазах белого испытуемого, разделявшего расовые предрассудки, не являлась препятствием для членства в группе. Если, например, человек пытается правильно оценить длину линий, для него референтной группой являются все обладающие нормальным зрением представители той же самой научной и лингвистической культуры, к которой принадлежит он сам, и в эту группу наряду с белыми входят и чернокожие индивидуумы. Когда же речь идет о каком-либо личном мнении, конформность испытуемых с расовыми предрассудками по отношению к точке зрения белого большинства уменьшается, если его поддерживает белый испытуемый, и остается без изменения, если поддержка исходит от чернокожего. Конформность испытуемых, лишенных предрассудков, снижается в обоих случаях. По-видимому, испытуемые, имеющие предубежденность против негров, считают свою этническую принадлежность релевантной своим личным суждениям и поэтому сравнивают себя только с белыми испытуемыми, а социальную поддержку либо отвергают (если она исходит от чернокожего индивидуума), либо принимают (если ее предлагает белый). Следовательно, даже конформность тех испытуемых, для которых цвет кожи индивидуума, оказавшего им социальную поддержку, имеет значение, не изменялась только в тех случаях, когда речь шла о релевантных членству в группе вопросах, а поддержка Исходила от чернокожего испытуемого.
Ставший классическим эксперимент Стэнли Шехтера иллюстрирует связь между несогласием с группой (девиантностью) и отверженностью (Schachter, 1951). Эксперимент был спланирован в соответствии с концептуальной схемой теории Фестингера, и исследователь варьировал — независимо друг от друга — три переменные: сплоченность группы, релевантность проблемы и несоответствие (де-
42 Глава 2. Социальная конформность
Групповое давление в неформальном социальном общении 43
виантное поведение). В эксперименте приняли участие четыре пары студенческих групп, причем в каждой паре одна группа была очень сплоченной, а вторая — значительно менее сплоченной. Все группы обсуждали одну и ту же проблему — вымышленную историю о юном правонарушителе по имени Джонни Рокко. Поскольку в эксперименте принимали участие члены четырех студенческих клубов по интересам (условно их можно назвать клубами любителей юриспруденции, журналистики, телевидения и радио), то выбор этой проблемы оказался релевантным интересам «юристов» и «журналистов» и нерелевантным для поклонников телевидения и радио. Таким образом, группы отличались друг от друга не только уровнем сплоченности, но и релевантностью: очень сплоченная и релевантная («юристы»), очень сплоченная и нерелевантная («телевизионщики»), не очень сплоченная и релевантная («журналисты») и не очень сплоченная и нерелевантная («радиолюбители»).
В каждой группе было от 5 до 7 настоящих испытуемых и трое подготовленных помощников экспериментатора. История Джонни Рокко была придумана в расчете на симпатию испытуемых и их снисходительное отношение к парню. Во время дискуссий помощники экспериментатора исполняли одну из трех ролей: роль «конформиста», принимающего позицию группы и всегда соглашающегося с большинством, полагающим, что Рокко заслуживает снисхождения; роль «перебежчика», который вначале спорил с группой и требовал самого сурового наказания, а затем внезапно «переходил» на сторону большинства. И наконец, третья роль — роль «девианта», который с самого начала и до самого конца дискуссии отстаивал свое собственное мнение и требовал «разобраться» с парнем по всей строгости. В процессе наблюдения за группами во время дискуссий была обнаружена разная степень отвержения членов группы. Из теории Фес-тингера следует, что если ни «девианта», ни группу не удается заставить изменить свою позицию, то устранить разногласия и восстановить униформность внутри группы можно, исключив из нее «девианта», т. е. социально отвергнув его.
После окончания дискуссий участников эксперимента попросили тайным голосованием номинировать друг друга на должности в разные комитеты, отличавшиеся друг от друга и по важности, и по престижности. Оценки, полученные конформистом и «перебежчиком», были вполне предсказуемы и достаточно случайны, а «девианта» все группы, за исключением не очень сплоченной и нерелевант-
ной, признали самым подходящим кандидатом на наименее престижную работу и самым неподходящим — на наиболее престижную. В релевантных группах сильнее, чем в нерелевантных, проявилась тенденция к тому, чтобы отвести «девианту» самую незначительную роль в группе. Испытуемым также сказали, что придется, возможно, сократить число членов в клубах, и под этим предлогом попросили составить список всех членов данного клуба, расположив их в порядке, соответствующем желанию видеть их и впредь в этом качестве. Это — прямой способ оценить социальное признание человека, или его социальную привлекательность. Все группы оценили «девианта» значительно ниже, чем конформиста или «перебежчика», причем тенденция к подобным оценкам сильнее проявилась в очень сплоченных группах, чем в не очень сплоченных.
Во время дискуссии каждая группа обращала основное внимание на своего «девианта» и — в начале дискуссии — на «перебежчика», пытаясь их «образумить». «Перебежчиков» группы оставляли в покое, как только они присоединялись к общему мнению, а «девиантов» сначала уговаривали, а потом переставали обращать на них внимание. Дольше всех «возились» со своими «девиантами» очень сплоченные и релевантные группы, но в конце концов их интерес к ним пропадал, словно они уже решили не убеждать его, а отделаться от него.
Результаты проведенного Фестингером и Тибо весьма внушительного исследования, в котором участвовали 600 студентов, поделенных авторами на 60 групп, также свидетельствуют о том, что люди Тем активнее хотят общаться с другими людьми, чем больше взгляды этих людей отличаются от их собственных (Festinger & Thibaut, 1951). Эта тенденция особенно ярко проявилась в тех группах, для членов которых особенно важна была униформность. Групповое давление Действительно приводило к изменению взглядов некоторых членов групп, создавая в группах еще большую униформность, а при определенных условиях — и к тенденции лишать людей с экстремальными взглядами членства в группе. Другие исследования, выполненные по аналогичной методике, подтверждают общую картину, а отчасти и то, что иногда «девиант» способен изменить группу (Festinger et al., 1952; Gerard, 1953, 1954).
Гипотеза социальной реальности, смысл которой заключается в Том, что по мере уменьшения возможностей тестирования физической реальности возрастает зависимость от согласия с другими людьми, исходит из того, что конформность индивидуума по отношению
44 Глава 2. Социальная конформность
Процессы социального сравнения
к группе возрастает, если оцениваемая стимульная ситуация становится по какой-либо иной причине менее объективно однозначной, более трудной, сложной, проблематичной или перцептивно неструктурированной. Чем меньше человек может положиться на свой собственный непосредственный перцептивный и поведенческий контакт с физическим миром, тем легче окружающим влиять на него. Остается лишь еще раз повторить, что справедливость этого утверждения была неоднократно подтверждена в той или иной форме.
Так, одним из ее подтверждений является контраст между парадигмами конформности Музафера Шерифа и Соломона Аша. В экспериментах Шерифа испытуемые, столкнувшись с весьма неоднозначной стимульной ситуацией, в большинстве своем оказались подверженными влиянию группы. Они легко поддавались влиянию, даже не подозревая об этом, и последствия этого влияния проявлялись и в дальнейшем, в течение длительных периодов времени, даже в отсутствие группы (Bovard, 1948; Rohrer et al, 1954). В экспериментах Аша, в которых стимульная ситуация была перцептивно однозначной, а групповая норма явно противоречила тому, что испытуемые видели собственными глазами, 25 % испытуемых не проявили никакой склонности к конформности и только 33 % испытуемых согласились с неправильным мнением группы более чем в половине опытов. Более того, они подчинялись групповой норме неохотно, явно конфликтуя с ней, а влияние группы было кратковременным (Allen, 1965). Следовательно, общий вывод можно сформулироват! так: чем более трудна, сложна или неоднозначна стимульная ситуация, тем сильнее проявляется конформность по отношению к груп повой норме.