Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Космополитическая культура. Энтони Д. Смит




Предположительно, глобальная культура будет гибридной по природе, включающей ряд амбивалентных, даже противоречивых, компонентов: попурри традиционных локальных, народных и на­циональных мотивов и стилей; современного научного количест­венного дискурса; культуры массового потребления, состоящего из стандартизованных массовых товаров, образов, практики и лозун­гов; взаимозависимости всех этих элементов во всемирном мас­штабе, основанной на объединяющем давлении глобальных теле­коммуникаций и компьютеризованных систем информации. <...>

По этой концепции для гибридной глобальной культуры харак­терны три черты, определяющие ее подлинную новизну: она уни­версальна, она технична и она вневременна. Она более универ­сальна, чем "космополитическая" культура даже самых великих империй. Ни китайская, ни римская, ни буддистская, ни ислам­ская цивилизации никогда не могли претендовать на такую уни­версальность, за их пределами всегда были другие империи и дру­гие отличавшиеся культуры. Они всегда сохраняли свойства кон­кретных народов в определенные периоды их истории, и сколь бы ни обогащались, всегда оставались привязанными к конкретному месту и времени и распространялись обычно путем завоеваний. Даже в таких великих цивилизациях, как ислам или христианство <...> отражается специфика их места рождения или авторитетного центра. Однако сегодняшнюю или завтрашнюю глобальную куль­туру, невзирая на то, что она наиболее развита в Америке и За­падной Европе, трудно связать с определенным временем и ме­стом. В конгломерате составляющих ее элементов она потеряла многое из своей пространственной и временной специфики и на­верняка потеряет еще больше. Она будет истинно планетарной.

Сегодняшняя глобальная культура — это первая сугубо техни­ческая цивилизация. Использование ею этнических или нацио­нальных элементов эмоционально нейтрально. Ее вариации наро­читы и продуманны, они лишают страсти самые фундаментальные вопросы и сводят их к техническим головоломкам с чисто техни­ческими решениями. Космополитизм отражает ее единую технологи­ческую базу с многочисленными системами коммуникаций, образую­щими взаимозависимые социальные сети с характерным для них идентичным стандартизованным, техническим и часто количествен­ным дискурсом. Именно поэтому техническая интеллигенция стала играть главную роль на новейшей стадии современности и заменяет предшествовавших ей гуманистических и часто националистических интеллектуалов. Не кто иной, как техники заполняют и управляют глобальными системами массовых коммуникаций, и именно их техни­ческая культура критического дискурса определяет специфический характер нарождающейся глобальной культуры.

Наконец, глобальная культура стоит вне времени. Вечно пре­следуя неуловимое настоящее, искусственная и стандартизованная универсальная культура не имеет исторического фона, ритма раз­вития, ощущения времени и последовательности. В не контекстная и вневременная, эта искусственная глобальная культура может раскапывать прошлое в иллюстративных целях или цинично ис­пользовать мотивы конкретного прошлого для эклектичного капри­за, но она откалывается локализовать себя в истории. Лишенная всякого ощущения развития вне происходящего настоящего и чу­ждая всяким представлениям о "корнях", подлинная глобальная культура переменчива, повсеместна, бесформенна и исторически неглубока. <...> Наступление американской массовой культуры, английского языка, поп-культуры, визуальных СМИ и компьюте­ризованной информационной технологии явно отражает глобаль­ные культурные тенденции. Но что они дают в общей сложности? Могут ли массы мужчин и женщин жить ими, а также с ними? Составляют ли они вместе новую культуру, новый стиль жизни, способные вдохновить и утешить людей перед лицом горя и смер­ти? Какие воспоминания, какие мифы и символы, ценности и идентичности может предложить такая глобальная культура?

Ведь в конечном счете именно это всегда стремились дать че­ловеку культуры прошлого. В отличие от исторически неглубокой, беспамятной глобальной культуры, предположительно основанной на исполнительном дискурсе каждодневной практики, культуры прошлого строились вокруг общих воспоминании, традиций, мифов и символов, следовавших друг за другом поколений культурных или политических объединений населения, классов, регионов, го­сударств, этнических или религиозных общностей, которые они стремились кристаллизовать и выразить. В отличие от демифоло­гизированной и амбивалентной космополитической культуры, формирующейся вокруг принципа "здесь и теперь", культуры про­шлого основывались на архетипических мифах и символах, ценно­стях и воспоминаниях, которые рассказывались, пересказывались и воспроизводились поколениями каждой культурной общности. В отличие от ценностно нейтральной и лишенной традиций будущей культуры планеты многочисленные конкретные культуры прошлого и настоящего всегда стремились сохранить и то, что Макс Вебер называл "незаменимыми культурными ценностями", и особые сим­волы, ритуалы, идеалы и традиции тех, кто их создавал и участво­вал в них.

Но, возможно, космополитическую культуру будущего нельзя измерять мерками более ранних культур с присущими им ограни­чениями, партикуляризмом и креме мной привязанностью. <...> Но есть ли признаки того, что мы можем создать подлинно универ­сальную культуру, которая могла бы стать привлекательной, удов­летворяющей потребности людей во тем мире в той же мере, что и культуры прошлого? Разве использование будущей глобальной культурой мотивов и образов на многих этнических и националь­ных наследств не наводит на мысль, что эти культуры продолжают отвечать нашей восприимчивости и пронизывать наши социальные структуры? Можем ли мы представить себе, что достаточно отры

 

[Ю.Г.1]Riggs, Fred F. (ed.) INTERCOSTA glossary. Concept and Terms Used in Ethnicity Research. Honolulu 1985/ P.11-23.

[Ю.Г.2]Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 45—58.

[Ю.Г.3]Советская этнография. 1986. № 3. С. 66—69.

[Ю.Г.4]Ооммен Т.К Раса, этния и класс: анализ взаимосвязей // Между­народный журнал социальных наук. 1994. № 3 (6). Август. С. 111—ИЗ.

 

[Ю.Г.5]Despres, Louis (ed). Ethnicity and Resource Competition in Plural Socie­ties. The Hague, Paris: Mouton, 1975. P. 196—199.

 

[Ю.Г.6]Этнографическое обозрение. 1994. № 6. С. 42—44.

 

[Ю.Г.7]Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 7—10.

 

[Ю.Г.8]Barzini, Luigi. The Europeans. Penguin Books, 1984. P. 87—91, 96.

 

[Ю.Г.9]Young Yun Kim. Communication and Cross-Cultural Adaptation. An Inter­pretative Theory. Clarendon — Philadelphia: Multilingual Matters, 1988. P. 11 — 12, 37—38, 45—47, 52, 55, 69—70, 88—90.

 

[Ю.Г.10]Camilleri, Carmel. Anthropology cutturelle et education. Lausanne: UNESCO, 1985 P. 153—158.

 

[Ю.Г.11]Fisher, Hal. Interviewing Cross-culturally // Intercommunication among Nations and Peoples. Ed. by M.H. Prosser. New York, etc.: Harper & Row Pub­lishers, 1973. P. 155—164.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 771 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.