Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава VIII нации в меняющемся мире




Уходящий XX век был уникальным во многих отношениях, и едва ли имеет смысл гадать, какие процессы и события станут его символом в будущем. В рамках этнополитической тематики со­вершенно определенно можно говорить о том, что для нашего сто­летия характерны противоположные тенденции этнической консо­лидации с последующей этнополитической мобилизацией, с одной стороны, и межнациональной интеграции и глобализации — с дру­гой. В начале века азербайджанцев называли татарами, казахов — киргизами, о сотнях других народов, названия которых сегодня постоянно мелькают в средствах массовой информации, знали раз­ве что профессиональные этнологи и миссионеры. В течение сто­летия этническое самосознание стало наиболее распространенной формой самоидентификации большинства людей. И в то же время благодаря новым видам коммуникаций, прежде всего электронным, началось становление глобальной массовой культуры, наступила завершающая стадия объединения большей части Европы, сходные процессы намечаются в Северной Америке, Юго-Восточной Азии и некоторых других регионах мира. Перед многими нациями сегодня остро стоит дилемма: то ли сближаться с соседними народами, жертвуя при этом частью своего национального наследия и суверени­тета, то ли, напротив, стремиться к обособлению, сохранению сво­ей культурной специфики или достижению политической незави­симости? Даже если национальные лидеры и правительства без колебаний выбирают одну из альтернатив, достижение поставлен­ной цели зачастую зависит от внешних факторов и оказывается проблематичным или маловероятным,

Приведенные ниже отрывки, естественно, не охватывают всех аспектов темы, сформулированной в названии главы, и тем более всего спектра мнений относительно будущего наций как категорий и как конкретных общностей, будь то исландцы, чуваши или ки­тайцы. Представленный в главе материал рассчитан прежде всего на то, чтобы взглянуть на этнокультурные и этнополитические процессы в контексте наднациональных — региональных и гло­бальных — процессов и тенденций.

Идеи интернационализма в Европе, сменившие экуменические притязания церкви, восходят к периоду средневековья (И. де Врее). Однако глубокое исследование феномена интернационали­зации началось в основном после второй мировой войны, особенно в связи с формированием Общего рынка (нынешнего Европейского Союза). Эволюция позиций стран-участниц этого объединения хо­рошо известна, но субрегиональные ожидания и дилеммы, о кото­рых пишет Рикардо Петрелла, долгое время оставались в тени. В этой связи актуально звучат размышления голландского ученого Мартина Доорнбоса о государствах и безгосударственных общностях.

Будущее наций, прежде всего небольших и средних, в совре­менную эпоху зависит от глобальных процессов в сферах полити­ки, экономики, культуры. По этому вопросу разными исследовате­лями высказываются диаметрально противоположные суждения. Крупный американский политолог С. Хантингтон в нашумевшей статье высказал предположение, что главной тенденцией в обо­зримом будущем станет конфликт между цивилизациями, особен­но вдоль "линий разломов", в контактных периферийных зонах, населенных преимущественно небольшими народами. В этой связи нельзя не заметить, что одна из этих линий (от западного побере­жья Африки до Юго-Восточной Азии) проходит по периметру юж­ных границ России и еще до появления статьи Хантингтона была обозначена как "дуга нестабильности".

Гипотеза С. Хантингтрна подверглась острой критике с разных сторон. Голландский ученый Я. Нидервеен Питерсе рассматривает подобный прогноз как "вопиющую смесь интересов безопасности [прежде всего США. — А.П.] и упрощенного толкования цивилизационных различий". Американский ученый Р. Хани полагает, что глобальная культура имеет реальное содержание — трансцендент­ные ценности общечеловеческого характера, в число которых он включает представления о народном суверенитете, рыночную эко­номику, гражданские свободы и нормы цивилизованного сосуще­ствования. Вызовы глобальной культуре, по его мнению, не исхо­дят из цивилизаций, они либо представляют собой ответные реак­ции фундаменталистского толка, либо обусловлены неравномерно­стью распространения глобальной культуры. Энтони Смит выска­зывает сомнения относительно привлекательности глобальной, или космополитической, культуры, основными свойствами которой он считает техничность, универсальность и вневременной характер. По его мнению, она лишена исторических корней и, в отличие от национальной культуры, не отвечает "живым потребностям" боль­шинства людей. Ирина Василенко не разделяет скептицизм бри­танского коллеги. Российский ученый считает неправомерным отождествлять глобальную цивилизацию с ценностями и нормами Запада и, признавая наличие некоторых общих черт у всех вели­ких культур, полагает, что возобладает тенденция к мирному взаимодействию и взаимному обогащению культур и цивилизаций. Будущее покажет, какой из этих прогнозов более точен, но можно предположить, что реальное взаимодействие национального, цивилизационно-регионального и глобального развития будет различ­ным в разных странах и регионах и слишком сложным, чтобы его можно было свести к общему знаменателю.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 434 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.