Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ. Иоган К. де Врее




<...> Интернационализм представлен главным образом бесчис­ленными планами и предложениями международной интеграции в той или иной форме. Но он не доктрина и не основывается на ка­кой-либо теории. Скорее он призван служить руководством к дей­ствию и к проведению определенной политики, чем объяснить ин­теграцию. При отсутствии анализа возможных сроков и способов интеграции интернационализм слегка напоминает утопию. Вызы­вает удивление, как много времени человеку потребовалось, чтобы начать задавать вопросы, касающиеся характера интеграции, усло­вий ее возникновения и развития. Вопрос ставится почти исклю­чительно в нормативном контексте. Вместо того чтобы задавать вопросы: "Что это такое?", "Как и почему это происходит?", обыч­но спрашивают: "Чего мы хотим (или должны хотеть)?" или "Как этого достичь?". Естественно, что, не располагая ответом на во­просы о сущности и условиях интеграции, трудно сказать что-либо внятное о ее целях и путях их достижения. <...>

История интернационализма восходит к началу XIV в., когда Данте написал свою De Monarchia (ок. 1313 г.), а французский королевский юрист Пьер Дюбуа — De recuperatione Terre Sancte (ок. 1306 г.). Оба они рассматривали организацию международной политической жизни в важный переходный период европейской истории. Это было время становления сильных национальных го­сударств и падения роли папства и императора. Но если Данте, более тесно связанный традицией, обращается к прошлому — ко времени Римской империи, которую он в известной мере стремит­ся универсализировать, то Дюбуа принимает как данность современную ему политическую реальность, в особенности новое на­циональное государство. Он даже не пытается фундаментально исследовать феномен национального государства и предлагает план создания институтов, посредством которых можно было бы мирным путем регулировать отношения между существующими национальными государствами и достигать общих целей. Как мож­но судить по названию сочинения, Дюбуа предлагает возобновить крестовые походы против турок. Чтобы осуществить это, нужно создать тесный европейский союз с высокой степенью институционализации, с представительским советом и постоянным судом. Он должен быть наделен широкими полномочиями арбитража, вмешательства во внутренние дела национальных государств и применения санкций. Словом, предполагалось далеко продвинуться в формировании своего рода Европейской федерации. <...>

С перспективы нашего времени представляется отнюдь не слу­чайным, что идеи международной интеграции — первоначально в виде политических рекомендаций — появились во Франции и именно в XIV в. Как отмечалось выше, это был период перехода от мышления в имперских понятиях к концепции, согласно кото­рой национальное государство. стало базовой единицей европей­ского политического процесса. В то время когда идея, или миф, европейского единства под двумя мечами [церковной и светской вла­сти. — AM.) постепенно теряла свою привлекательность и акту­альность, на более низком уровне формировались мощные, хотя и менее крупные объединения — национальные государства, такие как Испания, Франция и Англия. Но это потребовало иной орга­низации европейской политической жизни, поскольку необходимо было решать общие задачи, прежде всего защиты от турок, про­блемы отношений между независимыми государствами и по воз­можности предотвращать войны между ними. Ни папа, ни импера­тор уже не могли выполнять этих функций. Создание нового меж­дународного порядка стало особенно актуальным для Франции — в то время, вероятно, самого сильного и амбициозного государства на европейском континенте. Институционализация международной жизни могла послужить очень удобной ширмой для гегемонистских устремлений Франции, укрепив ее влияние. Поэтому есть основания рассматривать план Дюбуа как выражение притяза­ний Франции на позиции, которые прежде занимали папа и им­ператор. <...>

Начиная с XVII в. появляется обилие проектов и предложений той или иной формы международной организации. Среди наиболее известных авторов таких проектов можно упомянуть Крюсе и Сал­ли в XVII в., аббата де Сент-Пьер и Канта — в XVIII в., Сен-Симона и Прудона в XIX, Куденхоув-Калерджи и Штрейта — в XX в. Хотя очень сложно обобщать высказанные ими соображе­ния, все же можно отметить, что после XVII в. интернационализ­му присуще стремление упразднить или ограничить войны. Если, например, планы Дюбуа и Подебрада отражали преимущественно державно-политические интересы, то более поздний интернацио­нализм исходил из того, что "война не окупается" (Крюсе, 1623) или что она нравственно предосудительна (например "К вечному ми­ру" Канта, 1795).

С некоторыми оговорками можно утверждать, что поздний ин­тернационализм отражает возросшее осознание материальных, по­литических и моральных издержек, связанных с функционирова­нием системы национальных государств. Обсуждение проблемы международной интеграции с точки зрения мира и справедливости, а не традиционных государственно-политических интересов кон­кретных государств, принимает более общий характер. Главной проблемой становится система государств как таковая, а не цели и интересы ее отдельных членов. Это, конечно, и есть центральный вопрос: речь должна идти прежде всего о трансформации опреде­ленной системы государств и лишь затем о конкретных государст­вах и их политике. Прийти к более глубокому пониманию интеграции можно только при условии, что она будет рассматриваться под углом зрения таких общих понятий, как мир и справедливость. <...>

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.