Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национализм в Японии. Т. Р. Х. Хейвенс




Национализм — преданность и лояльность к своей нации. Со­гласно Бойду Шейферу, национализм — это "чувство, объеди­няющее группу людей, которые обладают реальным или вообра­жаемым общим историческим опытом и общим стремлением жить вместе в качестве отдельной группы в будущем". Японский нацио­нализм восходит к элитарному патриотизму небольшого числа вы­дающихся индивидов, которые как "целеустремленные люди" (cucu) позднего периода Эдо (1600—1868) и политические лидеры периода Мэйдзи (1868—1912) подчеркивали приоритет нацио­нального благополучия над личными интересами, в особенности защиты Японии от внешней агрессии. По мере углубления соци­альной интеграции в конце XIX в. националистические чувства широко распространились в обществе и приняли две формы.

Одной из форм был этатизм (кокка суги), или националисти­ческая лояльность к государству. Этатизм требовал, чтобы все японские подданные слушались и служили государству как выс­шему объекту своей преданности. Предполагалось, что они долж­ны служить в вооруженных силах, платить налоги и безоговорочно поддерживать внутренние и внешние цели государства. Государст­венный национализм провозглашал идею органичного государства по примеру Германии XIX в., существовавшей отдельно от партий, монархов, избирателей или политических институтов.

Вторая форма националистических чувств — этнический, или народный, национализм {миндзоку суги), центральной идеей кото­рого была привязанность к японскому народу. Народные национа­листы чувствовали неразрывную связь со своими соотечественниками благодаря общности истории, обычаев, религии, языка и ге­нетического фонда. Они подчеркивали горизонтальные связи ло­яльности, а не вертикальную верноподданность безличностному государству. Если этатизм часто предъявлял индивиду требования конкретных услуг, то народный национализм был скорее чувством, чем программой.

Японский национализм достиг апогея в 1937—1945 гг., когда крайняя форма этатизма — ультранационализм — занял ведущее положение. <...>

Послевоенный национализм. С 1945 г. японские политики, бизнесмены и интеллектуалы периодически обсуждали вопрос о том, что означает быть японцем. Вследствие военного поражения лояльность к государству была ослаблена, но чувство националь­ной солидарности остается сильным и значимым. Экономическое процветание и мир обеспечили большую безопасность, чем когда-либо за минувшие два века. Основной темой при обсуждении японского национализма стала чрезвычайная интернационализация культурной жизни после 1945 г. Японцы теперь задаются вопро­сом, что означает быть японцем в условиях, когда исчезла изоля­ция от других стран и происходит постоянное взаимодействие с внешним миром. Японский национализм, не достигший абсолют­ной преданности государству даже в довоенной этатистской вер­сии, теперь должен энергично соперничать с другими формами ло­яльности, как транснациональными (спорт, джаз, искусство, дви­жение за мир), так и субнациональными (фирма, школа, семья). Литература и искусство, а вместе с ними и массовые стили и вку­сы, стали столь космополитичными, что некоторые критики не в состоянии различить современные интернациональные и нацио­нальные японские черты. Однако лишь немногие японцы, сколь бы они свободны ни были от провинциальных предрассудков, забыва­ют о том, что они не похожи на другие народы благодаря своей особой социальной структуре. Социальные особенности скорее, чем политические, остаются главными элементами послевоенных представлений японцев об их самобытности. Государственный на­ционализм после 1945 г. почти не проявил признаков возрожде­ния. Однако его потенциал в случае мирового экономического или военного кризиса, по мнению некоторых авторов, может усилиться благодаря сохранению императорского трона как притягательного центра лояльности. По мере продвижения страны в XXI в. должны сформироваться новые понятия японского национализма, чтобы обеспечить постоянную потребность нации в психической безо­пасности в условиях постоянных перемен. <...>

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 822 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2541 - | 2236 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.