Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа национализма. Ганс Кон




Национализм, как мы понимаем его, возник не ранее второй половины XVIII в. Его сила впервые проявилась во время Фран­цузской революции, которая придала новому движению небывалый размах и динамизм. В конце XVIII в. национализм проявился поч­ти одновременно в ряде далеко удаленных друг от друга стран Ев­ропы. Наступило его время в развитии человечества. Хотя Фран­цузская революция была одним из мощнейших факторов роста и распространения национализма, она отнюдь не означала его рож­дение. Как любое историческое движение, национализм имеет свои корни в далеком прошлом. Условия, сделавшие его появление возможным, складывались в течение веков. Формированию нацио­нализма предшествовало длительное развитие в политической, экономической и интеллектуальной сферах, происходившее раз­ными темпами в различных странах. Все эти процессы невозмож­но расставить по степени важности или однозначно установить их причинные связи. Они тесно взаимосвязаны, каждый процесс влияет на все остальные, и хотя развитие в каждой области можно проследить в отдельности, последствия неразделимы — разве что в научном анализе, но в жизни они неразрывно переплетены.

Национализм немыслим без предшествующих его появлению представлений о народном суверенитете, т.е. без полного пере­смотра положения правителя и управляемых, классов и каст.

Нужна была секуляризация восприятия вселенной и общества при помощи естественных наук и естественного закона, как его пони­мали Гротиус и Локк. Традиционность экономической жизни пред­стояло преодолеть растущему третьему сословию, которое в свою очередь должно было отвлечь внимание общества от королевских дворов с их цивилизацией, чтобы обратиться к жизни, языку и ис­кусствам народа. Этот новый класс был менее связан традициями, чем аристократия или духовенство, он представлял новую силу, ориентированную на новые цели, способную порвать с прошлым, отвергнуть традицию — скорее в своих собственных глазах, чем в действительности. Усиливаясь, этот класс претендовал на то, что он выражает интересы всего народа. Там, где третье сословие в XVIII в. приобрело особый вес, например, в Великобритании. Франции, США, национализм проявился главным образом (хотя не только) в политических и экономических переменах. В странах, в которых в начале XIX в. третье сословие оставалось в зачаточном состоянии (в Германии, Италии, среди славянских народов), национализм выражался прежде всего в сфере культуры. На начальном этапе у этих народов ядром национализма стали не столько нация-государство, сколько Volksgeist, "дух народа", и его проявления в литературе, фольклоре, родном языке, исто­рии. По мере усиления третьего сословия и политического и культурного пробуждения масс в XIX в. этот культурный на­ционализм трансформировался в стремление создать свое на­циональное государство.

Рост национализма — это процесс интеграции народной массы в рамках общей политической парадигмы. Поэтому национализм предполагает существование — на деле или в качестве идеала — централизованного государства на большой территории. Такая форма была создана абсолютными монархами, которые тем самым проложили дорогу современному национализму. Французская ре­волюция наследовала и продолжила централизаторскую политику королей, но наполнила центральную организацию новым духом и придала ей невиданную прежде силу. <...>

Можно сказать, что некое осознание национальности сущест­вовало и до возникновения современного национализма; оно коле­балось в широких пределах, иногда почти полностью угасая, ино­гда становясь более или менее явным. <...> Но оно не оказывало глубокого и всестороннего влияния на мысли и действия людей. Лишь иногда оно четко проявлялось среди личностей, а в периоды испытаний или в ответ на провокации — также среди групп. Од­нако в конечном счете оно не определяло постоянно цели и действия. Это не была целеустремленная воля, сплачивающая индиви­дов в единстве эмоций, мыслей и действий. <...>

Национализм прежде всего и главным образом — это состоя­ние ума, волевой акт, который со времен Французской революции становится все более характерным для человечества. Умственная жизнь человека в одинаковой мере определяется его индивидуаль­ным и групповым сознанием. Оба они — сложные состояния ума, достигаемые посредством опыта дифференциации и противопос­тавления нашего Я и окружающего мира, своей и внешней груп­пы. Центром коллективного, или группового, сознания могут быть совершенно различные группы, среди которых одни (например, се­мья, класс, клан, каста, деревня, секта, религия и др.) более по­стоянны, другие же (такие как группа однокашников, футбольная команда, пассажиры на корабле) имеют преходящий характер. В каждом случае в зависимости от того, насколько устойчива груп­па, коллективное сознание стремится к гомогенности внутри груп­пы, установлению конформизма и единомыслия, т.е. таких свойств, которые создают предпосылки для согласованных общих действий и облегчают их осуществление. В этом смысле можно говорить о групповом уме и групповом действии. Мы можем гово­рить о католическом уме и католическом действии, английском уме и английском действии, а также о деревенском или городском уме и о действиях сельских и городских групп. Все эти группы развивают свой собственный характер. Характер крестьян, солдат, чиновников и других профессиональных групп может быть столь же или даже более отчетливо выражен и устойчив, как и характер национальной группы. Каждая группа создает свои символы и со­циальные условности, придерживается традиций, которые выра­жаются, в частности, в общественном мнении группы.

Групповое сознание никогда не бывает полностью замкнутым. Люди одновременно входят в состав различных групп. По мере усложнения цивилизации число групп, в которые входит индивид, в целом увеличивается. Группы эти строго не разграничены, меня­ется их значимость для индивида. В множественном, нередко внутренне противоречивом групповом сознании все же есть нечто такое, что рассматривается человеком как высшее и самое важное и чему он отдает предпочтение в случае внутреннего конфликта лояльности. Человек отождествляет себя с группой и ее сущест­вованием не только в настоящем, но и в прошлом и будущем. В определенные периоды это чувство солидарности может привести к полному слиянию индивида с группой. На готовность к общим установкам и общим действиям нацелено и все воспитание членов группы.

В различные периоды истории и в разных цивилизациях мы на­ходим различные группы, которым отдается высшая лояльность. Современный период истории, начиная с Французской революции, характеризуется тем, что именно в этот и только в этот период нация требует высшей лояльности человека и все люди, а не толь­ко отдельные личности или группы, проникаются этой лояльно­стью. Все цивилизации, до современного периода шедшие своими, нередко очень несхожими путями, теперь все больше и больше подчиняются одному высшему групповому сознанию — национа­лизму.

Многое высказано по поводу того, что рост национализма и на­циональной ограниченности произошел именно в то время, когда международные отношения, торговля и коммуникации развивались невиданными ранее темпами, что местные языки приобрели дос­тойный статус литературных и культурных языков как раз в то время, когда наиболее желательным представлялся отказ от на­циональных языков в пользу мировых. Однако при этом упускает­ся из вида, что повсеместный рост национализма и вызванное им пробуждение масс к политической и культурной жизни подготови­ли почву для более тесных культурных контактов между всеми цивилизациями, впервые пришедшими к общему знаменателю, од­новременно соединяя и разделяя их. <...>

Для разных периодов истории характерны различные пределы человеческих симпатий. Эти пределы не установлены раз и навсе­гда, а изменяются под воздействием великих исторических кризи­сов. В средние века жители Иль-де-Франс испытывали острую ан­типатию и презрение к людям Аквитании или Бургундии. Совсем недавно схожее чувство было присуще мусульманам Египта и ме­стным христианам-коптам. В древности афиняне ненавидели и презирали спартанцев. Даже в пределах одной общности соперни­чавшие религиозные секты разделялись почти непреодолимыми барьерами. До недавних пор в Китае пределом привязанности бы­ла семья, а по отношению к нации или другой крупной социальной группе лояльность была чрезвычайно слабо выражена, а то и во­все отсутствовала.

Начиная с XIX в. в западном, а в XX в. также в восточном ми­ре границы симпатий определяются национальностью. Во многих случаях эти новые изменения создали новые разделяющие линии. Объединение людей в новую форму организации и вокруг ее сим­волов приобрело небывалый размах. Быстрый рост населения, распространение образования, повышение роли масс, новая техни­ка информации и пропаганды придали чувству национальности та­кую интенсивность и постоянство, что оно стало восприниматься как выражение чего-то естественного, что существовало и будет существовать всегда. Но пределы симпатии не обязательно долж­ны всегда оставаться такими, как они существуют сегодня. С пре­образованием социальной и экономической жизни, с ростом взаи­мозависимости всех национальностей, сокращения расстояний, с новым направлением образования эти пределы могут включать надна­циональные сферы общих интересов и симпатий.

Подобное расширение солидарности, если оно настанет, воз­можно только в результате борьбы невиданных ранее масштабов. Национализм представляет "корпоративные интересы": не только политические и экономические, но также интеллектуальные и эмоциональные, отличающиеся небывалой интенсивностью. По сравнению с всемогущей национальностью общечеловеческое пред­ставляется как отдаленный идеал или поэтическая мечта, не обла­дающая плотью и жизненным пульсом. Это действительно так. Но на определенном отрезке истории французская или немецкая на­ция тоже была не более чем отдаленной идеей. Все же после ве­ликой борьбы исторические силы ее осуществили. В XVIII в. поя­вилась утопическая идея организации всего человечества, но уро­вень развития государства и экономики, техники и коммуникаций был недостаточным для решения такой задачи. Сегодня ситуация другая. <...> Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, теперь он подрывает их и подчиняет целям своего соб­ственного существования, которое уже не представляется оправ­данным. Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 855 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2472 - | 2353 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.