Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория межэтнического конфликта. Дональд Горовитц




Под конфликтом мы понимаем борьбу, цель которой состоит в достижении определенных преимуществ и одновременно в нейтра­лизации или элиминации соперника либо нанесении ему ущерба.

Экономический интерес

Этнические конфликты всегда причиняли дискомфорт идеоло­гам классовой политики и классового подхода к политике. Этниче­ские группы и классы очень редко совпадают полностью, этниче­ские привязанности обычно сильнее, чем классовая принадлеж­ность. Во всяком случае, в развивающемся мире не проявилось четкой тенденции к преобладанию надэтнических классовых инте­ресов над этническими связями. Поэтому классовые теории этничности остаются мало развитыми.

Все же экономические интересы могут играть определенную роль в этнических конфликтах, и экономической подоплеке меж­групповой враждебности уделяется много внимания в специальной литературе. Здесь можно выделить несколько вариантов.

Многие исследователи считают, что этнический конфликт име­ет искусственный характер. Вера в значимость особых этнических интересов составляет часть идеологии (в марксистском смысле), которая маскирует классовые интересы и отвлекает трудящиеся массы от классовой борьбы. Этнический конфликт с этой точки зрения означает вызов несуществующему или второстепенному врагу во избежание борьбы за "подлинные интересы" против на­стоящих, т.е. классовых врагов.

Вторая версия материалистической теории подчеркивает не ир­рациональное подчинение масс манипулированию элитами, а ра­циональное соперничество рабочего класса. Здесь тоже возможен элемент манипуляции, но решающее значение имеют противопо­ложные интересы. Работодатели используют рабочую силу одной этнической группы, чтобы снизить стоимость труда другой этниче­ской группы.

Третья формула этнического конфликта на экономической ос­нове сосредоточивает внимание на напряженности между "мень­шинствами-посредниками" и "принимающим обществом". Предпо­лагается, что меньшинства-посредники занимаются преимущест­венно торговлей и часто выступают в роли посредников между производителем и потребителем, работодателем и служащим, соб­ственником и арендатором, элитами и массами. Чаще всего среди таких групп-посредников упоминаются китайцы в Юго-Восточной Азии, азиаты в Восточной Африке и евреи в предвоенной Европе. Предполагается, что торговые меньшинства вступают в конфликт с соперниками по бизнесу из других этнических групп. Конфликт происходит не из-за соперничества как такового, а вследствие то­го, что иммигрантские меньшинства в состоянии одерживать верх над местными соперниками благодаря своим кредитным учрежде­ниям, цеховой технике ограничения соперничества внутри своей группы и использованию дешевого, обычно семейного, труда. Их интересы также сталкиваются с интересами их клиентов, потре­бителей, съемщиков. Наконец, поскольку торговые меньшинст­ва могут воспользоваться дешевой рабочей силой своей группы, они тем самым ухудшают перспективы работающих из коренно­го населения.

Основной недостаток классовой теории этнического конфликта состоит в том, что она предписывает конфликтный потенциал лю­бым рациональным соревновательным интересам, которые можно сформулировать, и в то же время игнорирует все те факторы, ко­торые работают против кристаллизации таких интересов. В дейст­вительности же существует множество сил, препятствующих раз­витию соперничества и тем самым притупляющих остроту классо­вого конфликта.

Главная среди них — это этническое разделение труда, или эт­ническая специализация. Концентрация конкретных этнических групп в определенных секторах экономики характерна для многих обществ, особенно как следствие колониальной политики. Часто специализация складывается в результате внутренней или внеш­ней миграции. Колониальные власти вербовали мигрантов для вы­полнения определенных функций. Например, в Малайзии китайцев поощряли заниматься добычей олова и торговлей, индийцев — ра­ботать на плантациях каучука, цейлонцев — на железных дорогах. Сыграли свою роль также родственные и этнические связи, так как поисками работы и обустройством на новом месте во всех развивающихся странах стали заниматься этнические ассоциации. В итоге определенные занятия, учреждения, виды торговли начи­нают восприниматься как монополия той или иной этнической группы. Следует также учитывать, что многие этнические группы отрицательно относятся к тем или иным видам деятельности, рас­сматривая их как недостойные. Например, в провинции Ассам в колониальной Индии бенгальские мусульмане с выгодой выращи­вали овощи для продажи на рынке, но ассамские крестьяне не следовали их примеру по той простой причине, что считали "недостойным" переносить товар на голове, как это делали бен­гальцы. Этническое разделение труда в конечном счете исключает экономическое соперничество между группами, а соперничество в рамках отдельных отраслей или видов занятий соответственно приобретает внутриэтнический характер. Межэтническое сопер­ничество в определенной сфере деятельности возникает обычно в случаях, когда вся система разделения труда радикально меняется (например, в процессе модернизации, урбанизации, распростране­ния образования).

Также не характерен антагонизм между посредниками и клиен­тами. Хотя в литературе о роли "посредников" постоянно подчер­кивается, что этнически чуждые торговцы, проникая в сельскую местность, эксплуатируют местное крестьянство и в результате вызывают враждебное отношение к себе, факты говорят об обрат­ном. Крестьяне, вместо того чтобы возмущаться появлением чужих торговцев, чаще всего приветствуют их. Отчасти это обу­словлено тем, что торговля не считается почетным занятием в сельском обществе, несмотря на ее относительно высокую выгод­ность. Кроме того, торговать проще с чужаком, сохраняя опреде­ленную социальную дистанцию. Главное, эти торговцы оказывают ценные услуги, которые, как крестьяне знают из опыта, менее обеспеченные лавочники-соплеменники или правительство не в со­стоянии оказывать.

Эти услуги могут показаться тривиальными для постороннего, но они обеспечивают связь с рыночной экономикой. Группы чужа­ков, способные удовлетворить потребности населения, часто пре­успевали в сельской местности, не подвергаясь никакой опасно­сти. Примерами могут служить арабы в Индонезии и индийцы в Бирме. Сельские торговцы и ростовщики были связующим звеном между индонезийскими крестьянами и рынком. Предоставляя им деньги до следующего урожая, скупая избыток урожая, арабы взимали очень высокие проценты. И все же сельские жители предпочитали обращаться к ним, а не в соответствующие прави­тельственные институты, предлагавшие аналогичные услуги на бо­лее выгодных, но жестко регламентированных условиях. Арабы же проявляли больше гибкости: ссужали более крупные суммы, не боялись рисковать и были готовы дать деньги в нужный момент для покрытия расходов, связанных с рождением ребенка, свадь­бой, ритуалом обрезания. Аналогичной была картина в Бирме. Ко­гда правительство вытеснило индийцев, бирманский крестьянин жаловался: "В прежние времена я продавал свой рис лавочнику-индийцу. Когда мне нужны были деньги для закупки удобрений или семян, я всегда мог взять у него в долг. Теперь я должен иметь дело с властями. С ними трудно договориться, учреждения, в отличие от индийской лавки, не всегда открыты".

Иногда этнические группы, монополизировавшие торговлю, все же становились объектом массового насилия. Но, судя по имею­щейся информации, было бы неверно рассматривать такие погро­мы как следствие экономического недовольства. Гораздо чаще причины были политические. В Индии бенгальцы враждебно отно­сились к беженцам из Бангладеш потому, что они отождествля­лись с Западным Пакистаном. Китайские погромы в Индонезии после попытки государственного переворота в 1965 г. были вызва­ны тем, что некоторые китайцы поддерживали индонезийских коммунистов и сохраняли контакты с Китаем, когда эта страна вызывала страх. Резня китайцев в Малайзии была связана с выбо­рами в парламент, так же как и антибенгальская кампания в Ас­саме накануне парламентских выборов 1980 г.

Если мы сконцентрируем внимание на поведении этнических групп, а не специфических слоев, то окажется, что очень сложно увязать конфликт с экономическими интересами. Напротив, со всей очевидностью обнаруживается готовность этнических групп пожертвовать экономическими интересами ради иных выгод. На­пример, сепаратисты в самых различных регионах готовы мирить­ся с экономическими потерями ради достижения независимости. Они с готовностью поддержали бы франкоканадского сепаратиста, сказавшего: "Англоязычная Канада мирится с более низким уров­нем жизни, чтобы остаться независимой от США. Почему же они отрицают наше право на такую же гордость?"





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2498 - | 2247 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.