Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национализм в снг: мировоззренческие истоки. С. Панарин




<...> Стремление к "сотворению мира", к организации по умо­зрительной схеме не только структур государства, но и всех сто­рон жизни его граждан составляло характернейшую черту именно советской эпохи.

Нельзя, правда, утверждать, что у старой России эта черта со­всем отсутствовала. Наоборот, в Российской империи "мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления" (М.Е. Салтыков-Щедрин) в головах градоначальников угнез­дилась раньше, чем в головах радикальных революционеров. Как бы позднейшие "нивеляторы" ни клеймили А. Аракчеева, тот был, несомненно, их предтечей и в некотором роде провозвестником таких советско-начальнических увлечений, как неистовое копание каналов или составление идеологически выдержанных графиков полевых работ. Те же военные поселения представляют собой де­тище политики, направленной, на "дисциплинирование" стихии жизни казарменным порядком. Деяния такого рода коснулись, как видим, центра империи; но не обошли они стороной и периферию. Можно назвать попытки насильственного крещения одних "инородцев" (например казанских татар), принудительной русифи­кации других (поляков) и фактического выдавливания за пределы империи третьих (черкесов). Однако в царской России миропреобразовательные усилия не распространялись на всю периферию — только на ее отдельные, казавшиеся ненадежными участки. Далее, соответствующая политика проводилась не систематически, а спо­радически, по ситуации, что и не удивительно, если вспомнить, что Российская империя во всех своих исторических проявлениях, в том числе -и проводимых ею притеснениях, была все-таки обра­зованием по преимуществу органическим. И за вычетом несколь­ких порывов государственного миссионерства да уваровских потуг навязать подданным некий официальный, суррогат единомыслия, адресатом политики было скорее пространство (в котором предпо­лагалось расширить сферу русского за счет нерусского), чем люд­ские души.

Иные масштабы приобрел этот процесс после октября 1917 г. Для того чтобы "построить новый мир", требовалась могучая ис­полнительская сила. Нужно было создать самого творца, перековать исходный человеческий материал — десятки народов и на­родностей — в коллективного титанического демиурга. Необходи­мым же условием перековки было разлучение народов с полнотой их исторического прошлого. И под бдительным оком партийной цензуры началось переписывание прошлого. Только "светлая" и общая для разных народов линия исторического процесса, как бы предсказующая их будущее совместное участие в миросозидатель­ном подвиге, только те деяния предков, что из глубины веков удо­стоверяли общее социалистическое избранничество потомков разного национального корня, — только это должно было остаться в памяти "новой общности" — "советского народа".

Налицо еще одна триада: 1) сама вера в абсолютную управляе­мость исторической жизнью народов; 2) сильная традиция соци­альной инженерии; 3) совокупность хорошо отработанных приемов по денационализации (а точнее — деэтнизации) прошлого. Но в багаже постсоветских национализмов имеются если не точные ко­пии, то близкие аналоги всех составляющих этой триады. Национализмы осуществляют "коренизацию" кадров, принимают законы о языке, провозглашают лозунг "приоритетного развития" титуль­ного народа; некоторые по собственной инициативе или под дав­лением обстоятельств проводят настоящие этнические чистки (последний для нас пример — Абхазия). Но в конечном-то счете что это такое, как не усилия по спрямлению одного из главных потоков исторической жизни, этнического процесса, или даже по его полному переводу в новое русло? Ведь их цель — срочное вы­ковывание большой общности, теперь, правда, не "советского на­рода", а "своей" нации, или как минимум придание ей законченно­сти, монолитности и величия, создание гарантий того, что "идея нации" сохранится во всех грядущих поколениях...

Наконец, национализмы тоже с большим рвением предаются переписыванию прошлого. Разница в том, что теперь это делается для его "возвращения", обретения заново и что, возвращая про­шлое, в нем ищут не социально освобождающее сродство душ и судеб разных этносов, а национально освобождающие различия между ними. Прошлое облекают в подчеркнуто национальные одежды. Но изготовлены они по наброскам современных дизайне­ров; в подлинном прошлом их вряд ли носили. Насколько сейчас вообще об этом можно судить, одежды предков в лучшем случае лишь более или менее приближались к этим анахронистическим поделкам конца XX в. <...>

Идеал, предписываемый жизни, может застопорить и исказить ее естественное движение. Но никакое насилие не обеспечит пол­ного торжества идеала. В СССР попытка сотворения нового мира в конце концов обернулась острым противоречием между идеаль­ным образом и повседневной реальностью. Искусственного "советского народа" не получалось, тогда как приносимая ему в жертву естественная этничность все равно выживала, хотя и в изуродованном виде. Но если бы противоречие между должным и сущим давало о себе знать только в национальном вопросе, то од­ни из нынешних национализмов до сих пор пребывали бы в зача­точном состоянии, другие же не сделались бы столь агрессивными. В том-то и беда, что в Советском Союзе это противоречие прони­зывало буквально все стороны жизни человека любой националь­ности и что в условиях тоталитарного государства оно могло быть разрешено скорее с помощью мифотворчества, чем жизнетворчества: куда легче было сочинить параллельный официальному миф, чем что-либо на деле изменить в окружающей действитель­ности. Так система, не стремясь к тому специально и даже во вред себе, фактически задавала направленность развитию будущей оп­позиции собственным порядкам. <...>

Действительные установки и приоритеты, сами способы вольно­го обращения с историей, страсть к мифотворчеству и переделке мира заимствуются национализмом (чаще непроизвольно, чем на­меренно) в качестве образцов для подражания, хорошо служат их целям, помогают им обрести легитимность. Поэтому вполне кор­ректно утверждение, что бывшее тоталитарное государство — это школа национализмов, они — ее прилежные, но не очень творче­ские ученики.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 939 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.