Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава III многоликий национализм




Не опасаясь преувеличения, можно утверждать, что национа­лизм, отражающий устремления наций (в этническом и гражданско-политическом понимании этого термина), представляет собой в современном мире наиболее универсальную и распространенную идеологию. Но его трудно сравнивать с такими идеологическими течениями, как либерализм, консерватизм, социал-демократия и т.д. Национализм не имеет собственной теории, общих постулатов, классиков и существует не как общее течение, а исключительно как категория, применяемая для обозначения национализмов раз­ных народов, стран и даже отдельных социально-политических группировок. Отличается национализм также своей огромной при­тягательной силой для миллионов людей, побуждающей их неред­ко жертвовать всем, даже своей жизнью. Распространенностью национализма, его многообразием и мобилизующим потенциалом объясняется пристальное внимание обществоведов к этому фено­мену общественной жизни (и соответственно, обилие литературы), множественность подходов и оценок, полемический характер мно­гих исследований на тему национализма. Приведенные ниже от­рывки из работ известных ученых и сочинений пропагандистского характера позволяют составить представление о проблематике на­ционализма и его многообразии.

Американские ученые Карл Дойч и Ганс Кон рассматривают возникновение национализма (и млций) как закономерное следст­вие социальных, экономических, политических и культурных из­менений, вместе составлявших процесс формирования современ­ных индустриальных обществ. R противоположность этой точке зрения (и вопреки предостережениям Уокера Коннора об опасно­сти экономического редукционизма, или стремления объяснять сложные общественные явления как прямое следствие экономиче­ских факторов) Эрик Хобсбаум и другие сторонники конструкти­вистского подхода усматривают в национализме исключительно отражение классовых интересов либо правящих групп (если речь идет о государственном национализме), либо этнических элит, по существу, отождествляемых ими с мелкой буржуазией. Согласно этой концепции провинциальные интеллектуалы, не способные ус­пешно конкурировать на рынке труда с представителями домини­рующей группы, изобретают национализм, чтобы при поддержке своих соплеменников обеспечить для себя особую и надежную со­циальную нишу. Наиболее сжато эту точку зрения сформулировал американский политолог Поль Брэсс: «Этничность и национализм — это не "данность", а социальные и политические конструкции. Они созданы элитами, которые используют, искажают и иногда даже подделывают материалы из культур тех групп, которые они стре­мятся представлять, чтобы защитить их благосостояние или суще­ствование или добиться политических и экономических преиму­ществ для своих групп и для себя. Упоминание о группах, кото­рые существуют наряду с элитами и, стало быть, не могут рас­сматриваться как созданные ими конструкции, лишает этот тезис всякой логики и смысла. Но главное в другом. В принципе эту концепцию можно подтвердить конкретными примерами из исто­рии национальных движений многих стран. В большинстве случа­ев становлению конкретной нации предшествовало появление со­чинений исторического и культуроведческого характера, сборни­ков фольклора, литературных произведений, явно нацеленных на пробуждение среди народа патриотических и национальных чувств и осознание своего собственного достоинства. Но концепция "конструирования", "искусственного создания" не в состоянии объяснить, почему в сходных и даже идентичных условиях далеко не всегда (скорее наоборот — достаточно редко с учетом общей численности разнообразных локальных групп) появляются нацио­налистические "проекты" и почему в одних случаях они приводят к возникновению массовых национальных движений, а в других — или вовсе не находят отклика среди основной массы населения, или вызывают положительную реакцию столетия спустя. В позд­нее средневековье и в последующие столетия в разных странах представители подчиненных народов пытались пробудить нацио­нальные чувства своих соплеменников, но только в XVIII—XIX вв., а во многих случаях лишь к концу нынешнего века, массы стали воспринимать националистические призывы.

Разобраться во всем многообразии и причинах успеха (либо провала) национализма возможно, рассматривая его как идеологию и движение, нацеленные на защиту национальных интересов, об­щим знаменателем которых является обеспечение оптимальных условий для существования нации (независимо от того, что подра­зумевается под этим термином — гражданское сообщество, этни­ческая или любая другая относительно компактно расселенная группа). При этом возможны существенные расхождения по во­просам стратегии и тактики и ранжировки приоритетов в про­граммах, выдвигаемых различными социально-политическими сег­ментами, и, соответственно, разные типы национализма — от ли­берально-демократического до воинственно-радикального (вплоть до нацизма). Поэтому каждый конкретный национализм представ­лен в виде нескольких течений и обладает сложной внутренней структурой, включающей определенный комплекс интересов (це­лей, ценностей), символов и автостереотипов культурного и исто­рического свойства. Как правило, если имеются минимальные ус­ловия для выражения различных мнений, доминирующей стано­вится та разновидность, которая наиболее полно выражает широ­кий общественный консенсус относительно главных национальных целей и путей их достижения. В программных документах многих национальных движений обычно формулируют национальные зада­чи во всех сферах общественной жизни: экономической, социаль­ной, культурной. Но в конкретных ситуациях очень часто нацио­нальный консенсус сводится к достижению какой-либо одной кон­кретной цели: права использования родного языка в общественной Жизни, достижения национально-территориальной автономии или независимости, воссоединения разделенных административными или государственными границами частей территории, рассматри­ваемой в качестве исконных частей родины и т.п. В колониальных Н зависимых странах национализм отождествлялся с освободи­тельным, антиимпериалистическим движением и его идеологией (см. отрывок из статьи руководителя китайской революции 1911 — 1913 гг. Сунь Ятсена), а по достижении независимости использу­ется как синоним патриотизма.

В исключительных случаях глубокой фрагментации общества и его деления на непримиримые политические лагери интерпретация Противостоящими группами национальных целей и приоритетов настолько расходится, что говорить о национализме как общей идеологии и движении едва ли возможно. Но даже в таких ситуа­циях противоборствующие течения национализма объединяются положительной самооценкой нации, необходимостью ее сохране­ния и некоторыми символами, в особенности представлениями о славном прошлом либо, если речь идет о небольших народах, пе­режитых испытаниях. Так или иначе, сколь бы незначительным и отсталым ни казался какой-либо парод постороннему наблюдате­лю, большинство людей обычно ценит свою национальную принад­лежность, притом не обязательно из сентиментальных побужде­ний. Эрнест Геллнер, более тридцати лет назад утверждавший, что "национализм изобретает нации там, где они не существуют", в одной из своих последних работ признает: "Для среднего человека пределы его культуры представляют собой если не совсем пределы мира, то по крайней мере границы его трудовых возможностей, социальной приемлемости, достоинства, эффективного участия и гражданства.<...> Его глубочайшая идентичность определяется отнюдь не его банковским счетом, родством или статусом, а куль­турой его воспитания. Он националист не из-за атавизма, а как раз наоборот, скорее из-за совершенно трезвой, хотя редко явной и сознательной, оценки своих собственных интересов." В совре­менном мире предрасположенность многих людей к той или иной форме этнического национализма зачастую не столь иррациональ­на, как это порой представляется его критикам, которые, иногда сами этого не замечая, фактически отстаивают идеи государствен­ного национализма. Скрытая полемика между этническими и госу­дарственными националистами была и остается одним из факторов, препятствующих объективному анализу одного из центральных фено­менов нового и новейшего времени. Поэтому внимательного чтения заслуживают отрывки из фундаментальных работ крупнейших спе­циалистов, представителей классической европейской школы в обще­ствоведении — Ганса Кона и Карла Дойча. На фоне господствующих неомарксистских концепций этнополитических процессов актуально звучит предостережение Уокера Коннора не увлекаться экономиче­ским редукционизмом. В работах Энтони Смита, российских общест­воведов Валерия Тишкова и Сергея Панарина рассматривается не ме­нее злободневная для современной России проблема соотношения го­сударственного и этнического национализма.

Даже в наиболее обобщенном виде каждый национализм всегда очень конкретен, его доминирующее течение определяется бли­жайшими и долгосрочными целями, прежде всего согласно интер­претации доминирующих групп. Это наглядно видно по отрывкам, в которых речь идет о национализме конкретных народов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 540 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2236 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.