Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 5 страница




Литература (лат. lit(t)eratura – букв. написанное, от lit(t)era – буква) – один из основных видов искусства – искусства слова; произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная (от греч. epistole – письмо) литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; в XIX в. она называлась «изящная словесность»). В этом значении литература – явление искусства («искусство слова»). [Материальный носитель образности в литературе – речь. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приёмов композиции. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, – мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза – относительно более поздняя область художественной литературы. Только в XVIII-XIX вв. эти две области сравнялись по значению. Для XX в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства – кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением].

Маргинальный (от франц. marginal – побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. Примером маргинальных культур можно считать молодёжные субкультуры. С точки зрения культурологии маргинал – индивид, находящийся между двумя культурами или социальными стратами с присущими им образом жизни. В маргинальном или промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворённость.

Массовая культура (от лат. massa – кусок, ком и культура) – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Термин ввёл немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер (1895-1973) («Искусство и массовая культура», 1941). Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры широк – от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощрённым. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.

«Могучая кучка» – творческое содружество российских композиторов, сложившееся в кон. 1850-х - нач. 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог – музыкальный критик и историк искусства Владимир Васильевич Стасов (1824-1906). В «Могучую кучку» входили: Милий Алексеевич Балакирев (1836/37-1910) – руководитель [композитор, пианист, дирижёр русского музыкального общества, управляющий Придворной певческой капеллой. Осн. соч.: «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858); симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887, восточная фантазия для фортепиано), «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.], Александр Порфирьевич Бородин (1833-87) [композитор и учёный-химик. Осн. соч.: опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым, 1890) – образец национального героического эпоса в музыке. Один из создателей русской классической симфонии (вторая, «Богатырская», 1876, открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме). Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввёл в романс образы богатырского эпоса], Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) [композитор, музыкальный критик и учёный в области фортификации. Осн. соч.: оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868) и др.], Модест Петрович Мусоргский (1839-81) [композитор, создатель монументальных народных музыкальных драм «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883). Другие соч.: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) и др.], Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) [композитор и дирижёр, автор музыки особой чистоты. Осн. соч.: 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т. ч. «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и др.]. К середине 70-х гг. XIX в. «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Её деятельность стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Мода (франц. mode от лат. modus – мера, способ, правило) – 1) непродолжительное господство определённого вкуса в какой-либо сфере жизни или в культуре. В отличие от стиля (т.е. средства художественной выразительности) мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов одежды; 2) в самом широком смысле – непрочная, быстро проходящая популярность.

Модерн (от франц. moderne – новейший, современный) – стиль в европейском искусстве конца XIX - начала XX вв. [напр., «Арт Нуово» (новое искусство) – во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» (молодой стиль) – в Германии, «сецессион» (отделение, уход) – в Германии и Австрии]. Представляет собой совокупность попыток сформировать целостный художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве, противостоящий эклектике [(от греч. eklektikos – выбирающий). Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение]. Модерн не следует путать с модернизмом (см. ниже). Модерн отличают поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчёркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлечённость национально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальности художника. Характерные для многих мастеров модерна рационализм, внимание к функциональной органи­зации пространства, увлечённость новыми материалами (металл, стекло, керамика) несло в себе зародыш эстетических программ функционализма и конструктивизма в искусстве XX в. [ Крупнейшие представители стиля: Обри Бердсли (Бердслей) (1872-98) – английский рисовальщик. Болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к «Саломее» О. Уайльда, 1894); Антонио Гауди (Гауди-и-Корнет) (1852-1926) – испанский архитектор, работал в Барселоне. В причудливых постройках добивался впечатления фантастических, как бы вылепленных от руки архитектурных форм (церковь Саграда Фамилия, 1884-1926); Уильям Моррис (1834-96) – английский художник, писатель, теоретик искусства. С 1860-х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусстве средство преобразования общества. Литературное творчество Морриса отмечено романтической стилизацией (поэма «Земной рай», 1868-70). С 1880-х гг. участник английского рабочего движения. Социалистические взгляды выразил в социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891); Луис Салливан (1856-1924) – американский архитектор. Дал художественное осмысление типа высотного делового здания, введя композиционные членения и орнамент (небоскрёб Гаранти-билдинг в Буффало, 1894-95; универмаг в Чикаго, 1899-1900). Выдвинул теоретические принципы функционализма и органической архитектуры и др. Наиболее известные представители стиля в России: Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926) – архитектор, перестройка Московского Художественного театра (1902), бывший Дом Рябушинского на ул. Малой Никитской (1900) в Москве и Ярославский вокзал (1902) в Москве. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – выдающийся художник, наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике («Демон», 1890, «Сирень», 1900 и др.), А.Я. Головин (см. «русские сезоны») и др.].

Модернизм в искусстве (франц. modernisme, англ. modernism) – 1) иногда ошибочно то же, что модерн; 2) типологический термин для искусства XX в., получивший различное толкование. Согласно модернизму наука, мораль и искусство представляют собой самостоятельные сферы культуры и каждое из них должно развиваться в соответствии со своей спецификой и логикой собственного развития. Термин обычно применяется как обозначение течений в искусстве и литературе, возникших накануне или после Первой мировой войны: экспрессионизм, кубизм, футуризм, акмеизм, имажинизм – в 10-е гг.; сюрреализм, абстракционизм – в 20-30-е гг.; «абсурда театр», школа «нового романа», «поп-арт», «кинетическое искусство» и др. – после Второй мировой войны. В современной трактовке термин «модернизм в искусстве» – общее обозначение всех авангардистских (см. авангардизм) направлений в культуре XX в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». В более строгом историческом смысле «модернизм в культуре» – ранние стилистические тенденции такого направления (от французского импрессионизма к постимпрессионизму, символизму и стилю модерн), в которых разрыв с традицией ещё не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, «модернизм в искусстве» является не столько синонимом авангардизма, сколько его предтечей или ранним этапом.

Морфология культуры (от греч. morphе – форма и logos – слово, учение + культура) – одна из основных наук о культуре; предмет исследования – изучение типичных форм и основных структурных элементов культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека. В рамках морфологии культуры предпринимаются усилия по выявлению источников и факторов развития культур на основе методов сравнения, аналогии и др., а также стадии их существования – от зарождения той или иной культуры до её увядания.

Музыка (от греч. musike, букв. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определённым образом организованные музыкальные звуки. [ Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки – культовая (древнейшая из сохранившихся ныне – музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония)]. Музыка подразделяется: на роды и виды – театральная (опера и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры – песня, хорал (религиозные хоровое песнопение), танец, марш, симфония, сюита [(франц. suite – букв. ряд, последовательность) – инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей)], соната [(итал. sonata, от sonare – звучать) – произведение для одного или нескольких инструментов)] и др.

Мэрфи закон (англ. Murhy – имя собственное, личность неизвестна) – в современной культурной традиции шутливые «законы», «принципы». Некоторые из них выражены в виде афоризмов: 1) всякое дело займёт больше времени, чем мы думаем; 2) если что-то должно нас подвести, то подведёт; 3) опущенный из руки предмет всегда упадёт туда, где он может нанести наибольший вред; 4) если вам кажется, что ситуация улучшается, значит, вы что-то не заметили; 5) если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается и т.п.

Натурализм (франц. naturalisme от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, оформившееся как школа во Франции во второй половине XIX в.; представляло собой начало упадка реализма. Теоретик направления – французский писатель Эмиль Золя (1840-1902) [серия романов в 20- ти тт. «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй Империи» (1871-93) и др.], выразивший кредо (от лат. credo – верую; убеждения, взгляды) натурализма в сб. «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881) и др. Теоретическое ядро направления – художественный метод, приверженцы которого вместо типического и характерного некритически изображают случайные явления и тем самым суживают показ действительности в искусстве; для натурализма характерно подчёркивание чисто внешних сторон жизни в ущерб глубине идейно-художествен­ного содержания; в отличие от реализма натурализм ограничивается лишь внешним правдоподобием, фотографическим копированием [Напр., Эмилия ПардоБасан (1852-1921) – испанская писательница. Натуралистические романы, в центре которых социальные и моральные проблемы («Христианка»,1890; «Дочь народа», 1893; «Испытание», 1900 и др.); Герхард Гауптман (1862-1946) – немецкий драматург, лауреат Нобелевской премии (1912). Конфликт традиционной этики старшего поколения с прагматизмом молодых, неодолимость биологических инстинктов в натуралистических «семейных драмах» («Перед восходом солнца», 1889; «Роза Бернд», 1903; «Перед заходом солнца», 1932), символистской драме-сказке «Потонувший колокол», исторической трагедии «Флориан Гейер» (1896). Мистико-богоискательские мотивы – в романе «Юродивый Эмануэль Квинт» и др.; Алан Силлитоу (р. 1928), английский писатель. В романах «Субботний вечер, воскресное утро» (1958), «Ключ от двери» (1961); трилогии «Смерть Уильяма Постерса» (1965), «Горящее дерево» (1967), «Пламя жизни» (1974) и рассказах из жизни рабочих отразились разные политические концепции (в т.ч. анархические), натуралистические тенденции; и др.]. Натурализм существует в философии, социологии и др. гуманитарных учениях. [ В России была натуральная школа – литературное направление 40-х гг. XIX в., возникшее как «школа» Н.В. Гоголя (А.И. Герцен, Д.В. Григорович, В.И. Даль, А.В. Дружинин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев и др.). Теоретик – В.Г. Белинский. Главные издания – альманахи «Физиология Петербурга» (ч. 1-2, 1845) и «Петербургский сборник» (1846)].

Научная фантастика (от греч. phantastike – искусство воображать) – вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвящённая главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной приём – мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в XX в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. [Условно выделяются жанры социальной утопии и «антиутопии», философской, «бытовой», юмористической, «технической» научной фантастики. Видные представители западной научной фантастики: Жюль Верн (1828-1905) – французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики. Автор многочисленых (ок. 70) научно-фантастических, приключенческо-географических и социально-утопических произведений, в т.ч. романы «С Земли на Луну» (1865), «Дети капитана Гранта» (1867-68), «20000 лье под водой» (1869-70), «Таинственный остров» (1875). Некоторые научные идеи Верна оказались впоследствии воплощёнными в действительность. Писатель-гуманист, во многих произведениях (роман «Властелин мира», 1904, и др.) выступал против использования науки в преступных целях; Герберт Джордж Уэллс (1866-1946) – английский писатель. Классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898) опирался на новейшие естественно-научные концепции. Прогнозы научного и технического прогресса Уэллса в романах «Когда спящий проснётся» (1899) и «В дни кометы» (1906). В 1914, 1920 и 1932 посещал Россию (книги «Россия во мгле», 1920; «Опыт автобиографии», 1934) и др.; Карел Чапек (1890-1938) – чешский писатель. Социально-фантастические произведения в духе антиутопии: пьесы «R. U. R.» (1920), «Средство Макропулоса» (1922), романы «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) о катастрофической опасности дегуманизирующих тенденций цивилизации (в т.ч. научно-технического прогресса); в романе «Война с саламандрами» (1936), повести «Первая спасательная» (1937), пьесах «Белая болезнь» (1937), «Мать» (1938) – сатирическое обличение милитаризма, фашистских расовых теорий. Рассказы, в т.ч. детективно-юмористическая книга «Апокрифы» (1932) и др.; Станислав Лем (р. 1921) – польский писатель. В многочисленных произведениях в жанре научно-философской фантастики, в т.ч. романы «Астронавты» (1951), «Дневник, найденный в ванне», «Солярис» (оба 1961), «Голос Неба» (1968), «Насморк» (1976), «Мир на земле», «Фиаско» (оба 1987), – острые проблемы моральной ответственности человека за последствия своих деяний. Эссе по проблемам науки о литературе «Философия случая» (1968); философско-социологическое исследование «Сумма технологии» (1964, дополнительное издание 1974), монография «Фантастика и футурология» (т. 1-2, 1970); Рей Брэдбери (см. антиутопия); Айзек Азимов (1920-92) – американский писатель-фантаст, популяризатор науки. Серия романов, в т.ч. «Фундамент и Империя» (1952), «Грань Фундамента» (1982), «Фундамент и Земля» (1986), о крушении галактической империи и рождении нового общественного строя. Центральная тема романа «Сами боги» (1972) – рационализм без нравственности ведёт к злу. Научно-популярные книги («Вселенная», 1966, и др.). Автобиография «Пока свежа память» (1979) и др.; Артур Чарлз Кларк (1917-98) – английский писатель-фантаст. Романы-утопии «Конец детства» (1953), «Космическая одиссея 2001 года» (1968, публ. 1970), «Свидание с Рамой» (1973, публ. 1976), «Фонтаны рая» (1979) и др.; О. Хаксли (см. антиутопия) и др. Русские фантасты: А. Н. Толстой (см. сказка); Александр Романович Беляев (1884-1942) – писатель. Научно-фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек-амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др.; ГригорийАдамов (наст. имя и фам. Григорий Борисович Гибс) (1886-1945) – писатель. Научно-фантастические романы «Победители недр» (1937), «Тайна двух океанов» (1939) и др.; Иван Анатольевич Ефремов (1907-72) – писатель и палеонтолог. Научно-фантастические, приключенческие и социально-философские романы: «Туманность Андромеды» (1957), «Лезвие бритвы» (1963), «Час быка» (1968-69) и др.; Стругацкие – писатели, братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925-91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно-фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976-77), «Хромая судьба» (1986); роман «Град обречённый» (1988-89). Сборник «Неназначенные встречи» (1980) и др.].

Неоклассицизм (франц. neo-classicisme) – общее название разнообразных художественных течений вт. пол. XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. [В 1870-80-х гг. это были немецкие «неоидеалисты» – живописцы Ханс фон Маре (1837-87) – в аллегорических образах, построенных на ассоциациях с классическим искусством, стремился чисто пластическими средствами – мерным ритмом, цветовой лепкой формы – выразить «вечные» художественные идеалы («Золотой век», 1879-85) и Ансельм Фейербах (1829-80), который пытался возродить монументальное искусство в огромных полотнах на темы античных легенд («Ифигения», 1862), а также скульптор Адольф фон Хильдебранд (1847-1921) – в статуях и рельефах стремился достичь отвлечённой, чисто пластической выразительности формы («Адам», 1878 и др.); и др.), – все они противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы]. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу в XX в. [ в архитектуре: во Франции – Огюст Перре (1874-1954), одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции, индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947); в Германии – Петер Беренс (1868-1940), в строительстве промышленных предприятий использовал железобетонные и металлические конструкции, подчеркивая суровую мощь массивных стен; в России – Иван Владимирович Жолтовский (1867-1959), использовал формы классической архитектуры: здание Госбанка (1927-29), жилые дома на Манежной пл. (ныне Интурист; 1933-34), на Ленинском проспекте (1949), на Смоленской пл. (1950), на проспекте Мира (1957), ипподром (1951-55) – в Москве; и Иван Александрович Фомин (1872-1936), выдвинул программу «реконструкции классики» (сочетание традиций русской классической архитектуры с современными методами строительства), проектировал дом общества «Динамо» (1928-30) в Москве и др. В скульптуре: во Франции – Аристид Майоль (1861-1944) в своём творчестве гуманистическое содержание воплотил в гармоничных, пластически-обобщённых, чётких по силуэту символических статуях – женских обнажённых фигурах («Средиземноморье», 1901-05; «Река», 1939-43); в России – Александр Терентьевич Матвеев (1878-1960), который считается одним из самых авторитетных мастеров русской скульптуры XX в., создавший «классическую неоклассическую» скульптурную группу «Октябрь» (гипс, 1927, Русский музей; бронзовый отлив – 1958), где фигуры воина, крестьянина и рабочего, решённые согласно античному канону «героической наготы», призваны выразить три ведущие социальные силы революции; и др.] Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. [Эдвин Лаченс (1869-1944), создавший официальный импозантный стиль общественных зданий (напр., дворец вице-короля в Нью-Дели, 1913-30 и др.)] и американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм XVIII - нач. XIX вв., в отличие от классицизма XVII в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов XX в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчёркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. XIX - нач. XX вв. [ Осн. представители: Ферруччо Бузони (1866-1924) – итальянский пианист, композитор, дирижёр, музыкальный писатель, автор оперы «Турандот» (1917) и др.; Альфредо Казелла (1883-1947) – итальянский композитор, пианист, дирижёр, музыковед, автор камерной оперы «Сказание об Орфее» (1932), сюиты для фортепьяно и струнных инструментов «Скарлаттиана» (1926) и др.; Пауль Хиндемит (1895-1963) – немецкий композитор, альтист, дирижёр, музыкальный теоретик, автор опер «Кардильяк» (1926), «Художник Матис» (1938), «Гармония мира» (1957) и др.] Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.

Неореализм (от греч. neos – новый и ср.-лат. realis – вещественный) – направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х - сер. 50-х гг. XX в. Фильмы, основанные на документальных фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями; подкупали трогательной неуклюжестью и искренностью. Художественный манифест – фильм итальянского режиссера Роберто Росселлини (1906-77) «Рим – открытый город» (1945). [Главные представители в киноискусстве – итальянский режиссер Лукино Висконти (1906-1976), снявший «Рокко и его братья» (1960); Витторио Де Сика (1901-74) – итальянский киноактер и режиссер, создавший такие шедевры как «Похитители велосипедов» (1948), «Подсолнухи» (1970, совместный советско-итало-французский), «Поездка» (1974) и др. В литературе: Васко Пратолини (1913-91), написавший романы «Семейная хроника» (1947), «Повесть о бедных влюблённых» (1947), «Постоянство разума» (1963) и др.; Карло Леви (1902-75) – писатель, живописец и общественный деятель, автор известной книги очерков «Христос остановился в Эболи (1945) и др.; Де Филиппо (наст. фам. Пассарелли Эдуардо) (1900-1984) – драматург, режиссер и актёр, сочетавший психологическую глубину с гротеском: «Филумена Мартурано» (поставлена в 1946), «Суббота, воскресенье, понедельник» (поставлена в 1960) и др.]. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран. Неореализм как направление существует и в философии.

Неоромантизм (от греч. neos – новый и romantisme – романтизм) – условное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже XIX-XX вв., возникших главным образом как реакция на позитивизм в философии и натурализм в искусстве и возродивших ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.). К неоромантизму относят, напр., французский символизм, постимпрессионизм; более строго – течение в английской литературе того же времени [ Осн. представители: Фрэнсис Брет Гарт (Харт) (Брет Гарт) (1836-1902) – американский писатель. Неоромантические новеллы о Калифорнии (сб.: «Счастье ревущего стана», 1870, «Рассказы об аргонавтах», 1875), романы («Габриел Конрой», 1875-76) о золотоискателях, о мужестве людей, отвергнутых обществом, и о порабощающей власти золота, и др.; Джек Лондон (наст. имя Джон Гриффит) (1876-1916) – американский писатель. Неоромантические повести («Зов предков», 1903) и рассказы о Севере (сборники: «Сын волка», 1900; «Дети мороза», 1902; «Любовь к жизни», 1906), о жизни на море (роман «Морской волк», 1904) сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжёлых физических и моральных испытаний, принимаемых ради обогащения. Автобиографический роман «Мартин Иден» (1909) о судьбе писателя, пришедшего к трагическому разочарованию в современной цивилизации; Джозеф Конрад (наст. имя и фам. Юзеф Теодор Конрад Коженевский, 1857-1924) – английский писатель польского происх., писавший о гордых и мужественных «пасынках» общества (романы «Каприз Олмейера» (1895), «Лорд Джим» (1900), «Сердце тьмы» (1902) и др.; Джозеф Редьярд Киплинг (1865-1936) – английский писатель, лауреат Нобелевской премии (1907). Прославление личной отваги, верности долгу перед родиной и искусством в романе «Свет погас» (1890). Пропаганда культурной миссии англичан на Востоке в романе «Ким» (1901) и стихах («Бремя белого человека», 1899; сб. «Песни казармы» 1892, «Семь морей» 1896) с их неповторимой интонацией (сдержанный, подчас грубоватый лиризм), определяемой близостью к народным балладам и песням. В «Книге джунглей» (1894; «Вторая книга джунглей», 1895) – истории жизни человеческого детёныша Маугли среди дикой природы - яркие, психологически достоверные образы зверей, мысль о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с её обнажённо простой и очевидной иерархией ценностей]. В музыке под неоромантизмом обычно понимается поздний романтизм [ Осн. представители: Ференц Лист (1811-86) – великий венгерский композитор, пианист и дирижёр, который стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией; написал оратории, «Фауст-симфонию» (1857), венгерские рапсодии, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; Рихард Вагнер (1813-83) – выдающийся немецкий композитор, дирижёр и музыкальный писатель; реформатор оперного искусства; в опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал (оперы: «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо нибелунга» – «Золото Рейна, «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854-74) и др.], а также творчество композиторов 70-80-х гг. XX в., обратившихся к стилистике романтизма [напр., Дьердь Лигети (р. 1923) – венгерский композитор. С 1956 (с перерывом) живёт в Австрии. В сочинениях 1980-х гг. близок неоромантизму. Сценические произведения в духе театра абсурда (см. абсурда театр). Опера «Великий мертвец» (1978); Реквием (1965); произведения для оркестра, в т.ч. «Видения» (1959), «Атмосферы» (1961), «Далёкое» (1967); камерные ансамбли и др.].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.