Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 4 страница




Искусство – 1) в широком смысле слова термин означает художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, балет, оперетта, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис – см. античная культура), чувственное выражение сверхчувственного и т.п.; 2) в узком смысле – изобразительное искусство (фигуративное, т.е. живопись, скульптура, графика), а также 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Канон (от греч. kanon – правило, норма, мерило) – нормативный свод положений: 1) в литературе – произведения, служащие нормативным образцом, мерилом художественного творчества; 2) в музыке – форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации – проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем; 3) в изобразительном искусстве – совокупность художественных приёмов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху; 4) в христианской религии – совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве Священного Писания. Каноны православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 5) перен. – всё, что твёрдо установлено, стало общепринятым.

Карнавальная культура [(франц. carnaval) – вид народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми] – понятие, введённое в культурологию М.М. Бахтиным в его работе о Рабле (1965) для обозначения народной смеховой карнавальной культуры. Смысл концепции в том, что он применил понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени. В центре карнавала – театральное действо, в котором всё переворачивается наоборот (королём становится нищий или дурак, верх становится низом и т.д. и т.п.). Это необходимо для символической смерти и последующего возрождения, т.е. очищения. Элементы карнавальной культуры содержат, например, роман Булгакова (см. гротеск) «Мастер и Маргарита».

Китч, кич (нем. Kitsch – халтура, безвкусица, псевдохудожественное произведение; польск. Cyč – поделка) – дешёвка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности вт. пол. XIX - нач. XX вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий. В 60-80-е гг. XX в. предметы китча стали распространённым явлением массовой культуры. Особую популярность китч получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео, в различных формах стандартизированного бытового украшения. Китч захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство. В настоящее время термин употребляется редко.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – нормоопределяющий стиль и направление в литературе и искусстве XVII - нач. XIX вв., представители которого обратились к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). [ Классицизм в литературе: во Франции – трагедии Пьера Корнéля (см. драма), Жана Расина (см. драма) и Вольтéра (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778); комедии Мольéра (см. комедия); сатиры теоретика классицизма Николя Буало (1636-1711); басни Жана де Лафонтéна (1621-1695); проза писателя-моралиста Франсуа де Ларошфуко (1613-80) и мастера афористической публицистики Жана де Лабрюйéра (1645-1696). Творчество веймарского периода основоположника немецкой классической литературы Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) и теоретика немецкого Просвещения Иоганна Фридриха Шиллера (см. драма); оды Михаила Васильевича Ломоносова (1711-65) и Гаврилы Романовича (1743-1816) Державина, трагедии Александра Петровича Сумарокова (1717-77) и Якова Борисовича Княжнина (1740/42-91) в России. В произведениях всех вышеперечисленных литераторов ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Классицизм в театральном искусстве: во Франции – актёры знаменитого драматического театра «Комеди Франсез» Мари Шанмелé (1642-98), Анри Луи Лекен (1729-78), Франсуа Жозеф Тальма (1763-1826), Рашель (наст. имя и фам. Элиза Рашель Феликс) (1821-58); а также немецкая актриса Фридерика Каролина Нéйбер (1697-1760); российский актёр и выдающийся театральный деятель Фёдор Григорьевич Волков (1729-63); актёр, режиссер, один из крупнейших представителей русского классицизма Иван Афанасьевич Дмитревский (1736-1821), – для всех этих мастеров сцены были характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыке утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы основоположника французской оперной школы Жана Батиста Люлли (1632-87) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы выдающегося европейского композитора Кристофа Виллибальда Глюка (1714-87). Архитектуре классицизма присущи чёткость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Наиболее выдающие представители: французские архитекторы – Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708), перестроивший королевский дворец в Версале (1678-89) и др., а также Жак Анж Габриель (1698-1782) – пл. Согласия в Париже (1753-75) и др. Английский архитектор Кристофер Рен (1632-1723) – собор св. Павла в Лондоне (1675-1710) и др. Русские архитекторы – Василий Иванович Баженов (1737/38-99) – дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784-86) и др.; Матвей Федорович Казаков (1738-1812) – здание университета на Моховой (1786-93), Голицынская (ныне 1-я Градская) больница (1796-1801) в Москве и др.; Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) – Казанский собор (1801-11), Горный институт (1806-1811) в Санкт-Петербурге и др.; Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) – здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23) и др.; Карл Иванович Росси (1775-1849) – Александрийский театр в Санкт-Петербурге; Август Августович Монферран (Огюст Рикар де Монферран) (1786-1858) – представитель позднего классицизма. Исаакиевский собор (1818-58) и Александровская колонна (1830-34) в Санкт-Петербурге; и др. Изобразительное искусство классицизма отличается логичным развёртыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. Живопись во Франции: Никола Пуссен (1594-1665), написавший картины, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг.; «Аркадские пастухи», 1630-е гг. и др.); Клод Лоррен (наст. фам. Желле) (1600-82), создавший торжественные по композиции «идеальные» пейзажи (серия «Времена суток») и др.; Жак Луи Давид (1748-1825), исполнивший строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784, «Смерть Марата», 1793 и др.); Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867), выступивший как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827 и др.) и др. Скульптура во Франции: Жан Батист Пигаль (1714-85), создавший мифологические, жанровые статуи и острые по характеристике портретные бюсты; Этьен Морис Фальконе (1716-91), создавший памятник Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник») и др., а также: немецкий скульптор Готфрид Шадов (1764-1850) – автор квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине (1789-94); датский скульптор Бертель Торвальдсен (1768/70-1844) – создатель пластически завершённых, но холодных и сдержанных образов («Ясон», 1802-03 и др.); итальянский скульптор Антонио Канова (1757-1822) – ваятель надгробья папы Климента ХIII (1792), мифологических статуй («Амур и Психея», 1793) и др. Живопись в России: Антон Павлович Лосенко (1737-73) писал на темы русской и античной истории (напр., «Владимир перед Рогнедой», 1770 и др.); Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823) исполнил монументальные патетическо-патриотические композиции на темы отечественной истории («Взятие Казани», 1787-99 и др.). Скульптура в России: Михаил Иванович Козловский (1753-1802) – автор памятника А.В. Суворову в Санкт-Петербурге (1799-1801) и др.; Иван Петрович Мартос (1754-1835) – создатель памятника Минину и Пожарскому в Москве (1804-18) и др.].

Компаративистика (от лат. comparativus – сравнительный) – сравнительные исследования в различных областях гуманитарного знания (культуре, истории, литературоведении, правоведении, философии и т.д.).

Конвергенция культуры (от лат. convergo – приближаюсь, схожусь) – термин в культурологии, обозначающий тенденцию сближения разных культур; различия между культурами постепенно стира­ются, что гипотетически может привести, в конечном счете, к их синтезу.

Конструктивизм (от лат. costructio – построение) – направление в искусстве, архитектуре и дизайне XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х - нач. 30-х гг. Основная идея направления – сближение искусства с практикой индустриального быта. Это достигалось посредством геометризации форм и контуров, обнажения технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданного конструирования в прикладном искусстве, стилизации документов и воспроизведения производственных ритмов в поэзии и т.д. [ Конструктивисты в России: братья Веснины: Леонид Александрович (1880-1933), Виктор Александрович (1882-1950) и Александр Александрович (1883-1959), с 1925 возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы – Днепрогэс (1927-32), Дворец культуры автозавода им. Лихачева в Москве (1-я очередь в 1930-34) и др.; Моисей Яковлевич Гинзбург (1892-1946) – архитектор, проектировал санаторий имени Г.К. Орджоникидзе в Кисловодске (в соавторстве, 1935-37) и др.].

Концептуальное искусство (концептуализм) (от лат. conceptus – мысль, представление) – течение в авангардизме 60-90-х гг. XX в., претендовавшее на синтез науки (эстетики, искусствознания, лингвистики, математики, философии) и искусства в новом виде действия – арт-деятельности, суть которой состоит не в создании художественных произведений и изображении художественных идей (как в традиционных искус­ствах), а в воспроизводстве самой идеи т.н. «концепта» [(от лат. conceptus – мысль, представление) – смысловая единица познавательного опыта индивида; концепт связывает слово со смыслом]. Концепт выражен в форме словесного текста, безличных графиков, диаграмм, схем, а также в сопровождающих его документальных материалов типа видео-, фонозаписей [Напр., Илья Иосифович Кабаков (р. 1933) – один из наиболее известных и авторитетных мастеров, сформировавшихся в среде «неофициального искусства». С 1989 живёт и работает за рубежом. Испробовав многие стили авангардизма, в 1970-е годы нашёл свою собственную манеру, за которой закрепилось имя «романтического концептуализма». Долголетняя работа в детской книге наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его произведений, герои которых – «маленькие» люди, живущие в коммуналках, – претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху (как у Марка Шагала – см. авангардизм), либо вообще исчезая в таинственных пространственных «дырах». Он последовательно расширяет масштабы своих композиций, переходя от фигурных графических циклов к так называемым «альбам» 1970-78 (от лат. alba – белая), т.е. листам, где доминируют пустые пространства, снабжённые лишь надписями (предельно бытовыми, типа – «Кто забил этот гвоздь?») и предельно загадочными в своей недосказанности; и т. п. Пародия, философия, лирика причудливо соединяются в инсталляциях «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986, галерея Р. Фельдмана, Нью-Йорк), «Большой архив» (1993, Городской музей, Амстердам), «Корабль моей жизни» (1996, центр Хеллерау, Дрезден) и др. К знаменитым отечественным художникам - концептуалистам относятся также Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Виталий Комар и Александр Меламед (в соавторстве). Поэты-концентуалисты: Дмитрий Иванович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров и др. В музыке: Альфред Гарриевич Шнитке (р. 1934; с 1990 в Германии) – российский композитор. В концепционной музыке Шнитке традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Балеты «Лабиринты» (1971), «Эскизы» (1985), «Пер Гюнт» (1987), сценическая композиция «Жёлтый звук» (1974), Реквием (1975), кантаты («История доктора Иоганна Фауста», 1983, и др.), 5 симфоний, кончерто гроссо, концерты для инструментов с оркестром и для хора, камерно-инструментальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Опера «Жизнь с идиотом» (1991) и др.].

Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – не поддающееся точной фиксации (и предельно сложное) множество искусственных объектов (идеальных и материальных предметов, объективированных действий и отношений), созданных человечеством на всём протяжении своей истории в процессе освоения природы и обладающее структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). [Например, понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (напр., «античная культура» и т.д.), конкретных обществ (напр. «индустриальная культура» и т.п.), народностей и наций (напр., «культура майя»), а также специфических сфер деятельности или жизни (напр., «культура труда», «культура питания», «политическая культура», «художественная культура» и т.п.)]. В узком смысле культура – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Культура изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, историей и философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей. В настоящее время насчитывается около 500 определений культуры.

Культурная перцепция – (культура и от лат. perceptio – представление, восприятие) – восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Отрицательные формы культурной перцепции: ксенофобия (от греч. xenos – чужой и phobos – страх, боязнь), шовинизм (крайне агрессивная форма национализма), этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость.

Культурно-исторических типов теория – концепция, согласно которой существует множество обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), т.е. различных культур, каждая из которых имеет своеобразные черты, что не позволяет говорить о единстве всемирно-исторического развития человечества. [Наиболее известными теоретика­ми этой концепции являются российский публицист Николай Яковлевич Данилевский (1822-85), немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936), британский историк Арнолд Тойнби (1889-1975) и др.] Особенность концепции заключается в отрицании евроцентризма и фиксации многообразия культур, а также социального развития. Концепция культурно-исторических типов образует общественно-историческую школу в культурологии.

Культурные универсалии (universalis – общий, всеобщий) – нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, имеющие всеобщий характер и присутствующие на всех этапах развития человеческого рода, и независимые от места, времени и характера общественного устройства (напр., парные категории типа «верх – низ», «светлое – тёмное», «мужское – женское» и др.). В системе универсалий культуры фиксируются свой­ственные данной культуре наиболее общие представления о месте человека в мире, его деятельности и т.д. Американский этнограф Питер Мердок (1897-1967) выделял более 70 универсалий.

Культурный релятивизм – (культура и от лат. relativus – относительный) – принцип, утверждающий равноправие всех типов культур, а также отказ от выделенных систем культурных ценностей. Принцип направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития и подчёркивает уникальность и самобытность локальных культур. Принцип выдвинул (1906) американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма Уильям Грэм Самнер (1840-1910), который считал, что культура может быть понята только в рамках её собственных ценностей и в её собственном контексте. Крайний релятивизм утверждает о несоизмеримости и несравнимости культур.

Культурологические дисциплины (культурология и лат. disciplina – учение; отрасль научного знания, учебный предмет) – дисциплины, являющиеся вспомогательными в культурологии и играющие такую же роль в ряде гуманитарных наук [Некоторые из них: геральдика (от ср.-век. лат. heraldus – глашатай; т.е. гербоведение); текстология (от лат. textum – связь, соединение и logos – учение) – дисциплина, изучающая произведения письменности и литературы; историческая география; нумизматика (от лат. numisma – монета); палеография (от греч. palaios – древний и grapho – пишу) – дисциплина, изучающая памятники древней письменности; сфраги­стика (от греч. sphragis – печать) – дисциплина, изучающая печати; ономастика (от греч. onomastikos – относящийся к наименованию) – дисциплина, изучающая собственные имена; археология; этнография и др. По мнению некоторых исследователей, эти дисциплины представляют собою один из источников формирования и развития культурологии].

Культурология (от культура и греч. logos – слово, учение) – 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования; 2) теория культур классика американской культурологии Лесли Э. Уайта (1900-75), как один из способов познания духовного и материального многообразия результатов жизнедеятельности человечества. Символы, настаивал Уайт, образуют особую реальность, не менее объективную, чем физическая или биологическая. Её-то он и предложил называть культурой, а науку о ней, соответственно, культурологией. Основной методологический принцип изучения культуры, по Уайту, – детерминизм [(от лат. determino – определяю) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений].

Лирика (от греч. lyrikos – поющийся под звуки лиры, чувствительный) – литературный род (наряду с эпосом и драмой), предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта (т.е. первичен не объект, а субъект высказывания); речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров [напр.,: элегия – (см. сентиментализм); романс, газель (араб. газаль) – вид лирического стихотворения в поэзии многих народов Востока; сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – вид лирического стихотворения (напр., «Поэту» А.С. Пушкина); песня; стихотворение]. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия [ Высокие образцы лирической поэзии создали: Анакреонт (Анакреон) (ок. 570-478 до н.э.) – древнегреческий поэт-лирик; культивировал наслаждения чувственными радостями жизни. Подражание его лирике породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения. В России анакреонтические стихи писали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин; Пиндар (ок. 518-442/38 до н.э.) – древнегреческий поэт-лирик. Торжественные хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и др. спортивных игр. Поэзия Пиндара отличается торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов; Сапфо (Сафо) (7-6 вв. до н. э.) – древнегреческая поэтесса. В центре её лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Лирика Сапфо отличается метрическим богатством; один из введённых ею размеров носит название «сапфической» строфы; Катулл (ок. 87-ок. 54 до н.э.) – римский поэт, его любовная лирика отличается непосредственностью и силой чувства; Ли Бо (701-762) – китайский поэт, в лирических стихотворениях которого конфуцианский рационализм соединился с присущими даосизму мотивами единения с природой; Саади (между 1203 и 1210-92) – персидский писатель и мыслитель. Всемирно известны его любовная лирика, поэма «Бустан» (1257), носящая характер философского поэтического трактата, и сборники притч (в прозе и стихах) «Гулистан» (1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи; Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии. Его «Канцоньере» («Книга песен») – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть его возлюбленной Лауры (1327-74) – лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира, и др. лирические произведения; Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824) – английский поэт- романтик. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-18), «восточных» поэмах (в т.ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах – «мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» (1813-15) – острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби – «космического пессимизма»). Создал тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление «байронизма» (нач. XIX в.), в т.ч. «русского» (пример тому – лирика М.Ю. Лермонтова); Гийом Аполлинер (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, Kostrowicki) (1880-1918) – французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает мужественную искренность, острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и радость её приятия, противостояние утратам и времени (стихотворения «Мост Мирабо», 1912; «Алкоголи. 1898-1913», 1913). Сборники новелл «Ересиарх и К °» (1910). «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916» (1918) – лирическая хроника трагического восприятия Первой мировой войны, участником которой был Аполлинер. Раздумья о трагическом времени и личности – мистерия-буфф «Цвет времени» (1918, опубликована 1920); Райнер Мария Рильке (1875-1926) – австрийский поэт. В лирике прошёл сложный путь от импрессионизма (сб. «Часослов», 1905) и философской символики («Новые стихотворения», ч. 1-2, 1907-08) к «новой вещности», стилю т.н. предметной образности («Дуинезские элегии», 1923). Главная тема – попытка преодолеть трагическое одиночество человека через любовь, единение с людьми и природой; Федерико Гарсия Лорка (1898-1936) – испанский поэт. В лирике – фольклорно-мифологические мироощущения; мотивы величия и трагической обречённости любви, вечной нераздельности жизни и смерти (сб. «Цыганское романсеро», 1928; «Поэма о канте хондо», 1931); острота столкновения с мертвяще урбанистической цивилизацией (сб. «Поэт в Нью-Йорке», опубликован 1940). Героическая драма «Марианна Пинеда» (1925), трагедии «Кровавая свадьба» (1933), «Иерма» (1934), драма «Дом Бернарды Альбы» (1935, опубликована 1945). Расстрелян фашистами; Рабиндранат Тагор (Тхакур) (1861-1941) – один из выдающихся гуманистов, лауреат Нобелевской премии (1913), индийский писатель и общественный деятель, автор текста Национального гимна Республики Индия. Лирические стихи, отмеченные пантеистическими мотивами («Вечерние песни», 1882), философскими раздумьями («Маноши», 1890; «Золотая ладья», 1893), патриотизмом, романтической гражданственностью. Книга стихов «Жертвенные песни» (или «Гитанджали», 1912, авторский перевод на английском язык). Сформировал гуманистическую концепцию «джибандебота» («Божество жизни»). Романы («Гора», 1907-10, «Дом и мир», 1915-16) и др. произведения направлены против расовой дискриминации, религиозной нетерпимости, кастовой системы и бесправия женщины; проникнуты размышлениями о правомерности насильственных и ненасильственных средств социальной борьбы; Нелли Закс (1891-1970, с 1940 в Швеции) – немецкая поэтесса, лауреат Нобелевской премии (1966). Эмоционально-напряжённая лирика (в традициях древнееврейской поэзии), посвящённая трагической судьбе евреев в фашистской Германии (сборник «В обиталищах смерти», 1947); Пабло Неруда (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто) (1904-73) – чилийский поэт, лауреат Нобелевской премии (1971). Лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924). Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце» (1937), две «Песни любви Сталинграду» (1942-43). Эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь» (1950), лирико-философские «Оды изначальным вещам» (1954-57), автобиографическая поэма «Мемориал Чёрного острова» (1964), книга воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубликована 1974) и др. Высокая лирика в РоссииПушкин, Тютчев (см. романтизм), Фет, Блок (см. символизм), Ахматова (см. акмеизм); Иван Алексеевич Бунин (1870-1953, с 1920 за границей) – писатель, лауреат Нобелевской премии (1933). В лирике продолжал классические традиции (сб. «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жёстокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции отражено в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) – воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Тёмные аллеи», 1943) и др.].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.