Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 7 страница




Пáлехская миниатюра [(франц. miniature от лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок] – оригинальный вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи, написанной тéмперной (замешанной на яичном желтке) краской на папьé-машé [(франц. papier mache – букв. жёваная бумага) – бумажная масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т д., которая легко поддаётся формовке (в виде шкатулки и т.п.]. Палехская миниатюра образовалась в начале 1920-х гг. в пос. Палех (Ивановская обл.) на основе местного иконописного промысла [ Особенности палехской живописи. Для стиля характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно чёрном фоне, обилие золотой штриховки, чёткость силуэта уплощённых фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трёх основных цветов – красного, жёлтого и зелёного, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Один из выдающихся палехских живописцев – Иван Иванович Голиков (1886/87-1937), написавший (1934) великолеколепно иллюстрированное подарочное издание «Слова о полку Игореве» с текстом, выписанным древним полууставом, ставшее не только классикой палехского искусства, но и образцом искусства книги. Богато орнаментированная живопись, заключённая в рамки из цветов и трав, восходит к древней традиции живописных заставок рукописных и старопечатных книг. В настоящее время в Палехе работают мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники].

Пайдейя (от греч. pais – ребенок) – понятие, которым древние греки обозначали процесс воспитания культуры как способа формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и самостоятельному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Особенностью греческого воспитания как культуры (пайдейи) является сознательное формирование человека в соответствии с умопостигаемым образом идеального человека. Большой вклад в исследование этого фенóмена внёс немецкий историк и филолог-классик Вернер Йегер (1888-1961) – автор обобщающего труда «Пайдейя: Формирование греческой мысли» (1934).

Пáркинсона законы (по фам. англ. историка С. Паркинсона) – в современной культурной традиции иронические «законы» о принципах современного управления, аппарат которого спонтанно (от лат. spontaneus – добровольный, произвольный; самопроизвольно) и неуклонно разрастается. Некоторые из этих законов: 1) работа заполняет всё время, имеющееся у нас в распоряжении; 2) для репутации важен размах, а не итог, 3) чем меньше работы, тем больше людей нужно для её выполнения т.п.

ПЕН-клуб [от англ. P.E.N. (poet, essayist, novelist) – поэты, эссеисты, романисты и club – общественная организация, объединяющая группы людей по интересам] – международное писательское объединение, основанное в 1921 г. в Лондоне английскими писателями, нобелевским лауреатом (1932) Джоном Голсуорси (1867-1933), написавшем знаменитые трилогии о судьбах одной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-21) и «Современная комедия» (1924-28). В настоящее время в эту престижную организацию входит свыше 90 национальных ПЕН-клубов (Российский в т.ч.).

Передвижники – художники-реалисты, входившие в российское художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923). Товарищество вело просветительскую деятельность; с 1871 устроило 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и др. городах. Художники писали картины о повседневной жизни и истории народов России, её природе, социальных конфликтах и т.п. [ Инициаторы и идейные руководители: Иван Николаевич Крамской (1837-87) – один из самых значительных мастеров русского реализма XIX в., автор замечательных портретов деятелей русской культуры: «Л.Н. Толстой» (1873), «П.М. Третьяков» (1876), «Некрасов» (1877-78), «М.Е. Салтыков-Щедрин» (1879), «И.И. Шишкин» (1880), «В.С. Соловьёв» (1885) и др.; а также тематических полотен, посвящённых философско-этическим проблемам: «Русалки» (по мотивам повести Н.В. Гоголя "Майская ночь", 1871), «Христос в пустыне» (1872), «Неутешное горе» (1884) и др.; Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) – живописец. Реалистично изображал крестьянскую жизнь («Земство обедает», 1872; «Косцы», 1887) и др.; Николай Николаевич Ге (1831-94) – выдающийся мастер портрета и сюжетной, в том числе религиозной, картины, обновивший её язык в преддверии символизма и авангарда. Психологические портреты («Тайная вечеря», 1863; «А.И. Герцен», 1867 и др.), исторические картины («Пётр I допрашивает царевича Алексея», 1871; «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874; «Пушкин в Михайловском», 1875 и др.), экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы («Христос и Никодим», 1880-е гг.; «Что есть истина?», 1890; «Голгофа», 1893) и др.; Василий Григорьевич Перов (1833/34-1882) – одна из центральных фигур русского реализма XIX в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета: «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), а также «А.Н. Островский» (1871), «Ф.М. Достоевский» и др.; Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) – художественный и музыкальный критик, историк искусства; идеолог и активный участник творческой жизни «Могучей кучки» и Товарищества передвижников; выступал против академизма, за реализм, национальный характер искусства. Написал монографии и статьи о музыке, живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках. Основные представители: Илья Ефимович Репин (1844-1930) – автор хрестоматийных картин «Бурлаки на Волге» (1870-73), «Крестный ход в Курской губернии», (1880-83), «Арест пропагандиста», (1880-92), «Не ждали» (1884-88), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-91) и др.; Василий Иванович Суриков (1848-1916) – лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм XIX в. с ярким живописным новаторством; написал глубокие по содержанию произведения: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и др.; Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма XIX века к стилю модерн, известен своими лирическими и монументально-эпическими полотнами на темы русской истории, народных былин и сказок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880), «Алёнушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Три богатыря» (1881-98), «Царевна-Лягушка» (1901-18), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-18) и др.; Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – крупнейший мастер русского пейзажа («пейзажа настроения») конца XIX в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна, создатель чудных по восприятию картин, которым присущи богатство поэтических ассоциаций: «Осенний день. Сокольники», (1879), «Вечер на Волге» (1888), «Вечер. Золотой Плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889), «У омута» (1892), «Свежий ветер. Волга» (1891-95), «Март» (1895), «Золотая осень» (1895), «Над вечным покоем» (1893-94), «Весна – большая вода» (1897), «Озеро. Русь» (1900) и др.; Иван Иванович Шишкин (1832-98) – выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма, в эпических образах раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы: «Рожь», (1878), «Лесные дали» (1884), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889) и др.; Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – живописец. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения («Берёзовая роща», 1879; «Ночь на Днепре», 1880 и др.) и др.; Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) – живописец, театральный художник, композитор. Органично соединил верность традициям реализма с чертами символизма и модерна. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются у Поленова с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского стиля («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879). С годами придал своей палитре большую психологическую выразительность («Больная», 1886). В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886-87; «На Тивериадском озере», 1888; «Среди учителей», 1896) и др.]. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР [Ассоциация художников революционной России (1922-32; с 1928 Ассоциация художников революции, АХР) – художественное объединение, для участников которого характерны развитие традиций передвижников в новых условиях, историко-революционная тема. Основные представители: Исаак Израилевич Бродский (1883/84-1939) – живописец и график. Художественно-документальные, историко-революционные картины («Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1925, «Ленин в Смольном», 1930), портреты, пейзажи и др.; Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) – живописец. Многофигурные парадные композиции, историко-революционные картины («Ленин на трибуне», 1929-30), портреты, пейзажи, натюрморты; Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – основоположник советской батальной живописи. Запечатлел события Гражданской войны («Тачанка», 1925). Инициатор создания панорам и диорам (см. живопись); Борис Владимирович Иогансон (1893-1973) – живописец. В кон. 1920-х гг. создал ясные по композиции и яркие по цвету жанровые произведения, отражающие черты социалистической действительности в России («Рабфак идёт», 1928); с 30-х гг. обратился к историко-революционной тематике («Допрос коммунистов», 1933; «На старом уральском заводе», 1937). В 1950 совместно с «бригадой» других живописцев написал огромное полотно!Выступление В.И. Ленина на III-м съезде комсомола»; Георгий Георгиевич Ряжский (1895-1952) – живописец. Образы женщин-тружениц («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928); и др.].

Плюрализм культурный (от лат. pluralis – множественный) – одно из фундаментальных понятий современной культурологии, выражающее правомерное существование множества культур. Понятие о многообразии человеческих культур связано с именем немецкого мыслителя Иоганна Гердера (1744-1803), который в своей фундаментальной четырёхтомной работе «Идеи о философии истории человечества» (1784—1791 гг.; рус. пер. 1829 г.) отводил культуре решающее значение в формировании различных человеческих общностей. Он подчёркивал, что именно культура, выраженная в языке, искусстве, науке, религии, семейных отношениях, определяет своеобразие каждого общества. В настоящее время идеал культурного плюрализма имеет много приверженцев.

Поп-арт (англ. pop art, сокр. от popular art – общедоступное искусство) – модернистское (см. модернизм в искусстве) художественное течение, возникшее во вт. пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов (консервные банки, старые вещи и т.п.), механических копий (фотография, муляж, репродукция и т.п.), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комикс ы и т. п.). Поп-арту родственен французский «новый реализм».

Постимпрессионизм (от лат. post – после и импрессионизм) – общее название течений в живописи кон. XIX - нач. XX вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолётному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приёмам. [ Осн. представители: Поль Сезáнн (1839-1906) – французский художник, автор своего рода философской концепции мира и искусства; в натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить величие природы и органическое единство её форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90; «Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств, Москва); Винсент Ван гог (1853-90) – великий нидерландский живописец, создавал трагические образы в болезненно-напряжённой, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка (напр., «Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890 и др.). Написал более 400 картин, из которых была продана при его жизни только одна. Непризнанный гений покончил с собой в возрасте 37 лет. Его творчество повлияло на всю художественную культуру XX столетия, а его картины считают за честь иметь лучшие музеи мира; Поль Гогéн (1848-1903) – французский живописец, был близок символизму и стилю " модерн ", в декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы (напр., «Брод», 1901; «А, ты ревнуешь?», 1892 и др.); Анри де Тулуз-Лотрéк (1864-1901) – французский график и живописец, мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого, энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы быта парижской богемы) и др.]. К постимпрессионистам примыкали группы «наби» [(«набиды» от франц. nabis – пророки) – группа художников в Париже (ок. 1890-1905), создавших под влиянием Поля Гогена своеобразный вариант стиля «модерн», для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщённость форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна] и «Бубновый валет».

Постмодернизм (от лат post – после и фр. moderne – современный) – термин имеет два основных значения: культурологический и философский; 1) в художественной культуре – совокупность тенденций вт. пол. XX в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Принципиальное положение постмодернизма в культуре – стилистический плюрализм. [Напр., творчество современного американского архитектора и теоретика постмодернизма Роберта Стерна (р.1939). Для его архитектурного языка характерны ироническая интерпретация стереотипов и свобода в обращении с историческими образцами (Павильон выставки «Современная архитектура после модернизма», 1980; проект «Чикаго Трибюн,1980) или романы итальянского писателя Умберто Эко (р. 1932) – «Имя розы» (1980) и «Маятник Фуко» (1988), которые построены на многозначности и исторической изменчивости ключевых понятий человеческого опыта; и др.]. Изобразительное творчество постмодернизма (ранним рубежом которого можно считать поп-арт) провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда (как в модернизме) утратило свой смысл. 2) Идеи философского постмодернизма, принадлежащие Лиотару (Состояние постмодерна, 1979, рус. пер. 1998), выражены в постструктурализме [ Постструктурализм (реже неоструктурализм) – постмодернистское направление в современной философии, общее название ряда подходов в социогуманитарном познании, зародившихся в 70-80-х гг. XX в. (гл. обр. Франция, отчасти – США). Осн. представители: Жан-Франсуа Лиотáр (р. 1924) – французский философ, ввёл понятие «постмодернизма» (1979) как основной проблемы современности, характеризующейся противоборством разнородных способов мышления и жизненных форм; Жиль Делёз (1926-95) – французский историк философии, один из самых эпатажных теоретиков и один из крупнейших философов посл. трети XX в. Исследование философских проблем ведётся Делёзом на фоне современного искусства и является выражением состояния европейской культуры, переживающей кризис традиционных представлений о мире и человеке; Жак Дерридá (фамилия не склоняется)(1930-2004) – французский философ, близкий к постструктурализму, один из теоретиковпостмодернизма. Имеет статус главной нестандартной знаменитости в западном философском (или литературно-философском) мире; Жан Бодрийáр (род. 1929) – французский философ, один из наиболее влиятельных современных представителей постструктурализма, считает, что существующая система культуры должна быть подорвана, так как она основана на «симулякрах» (франц. simulacre – подобие, видимость, иллюзия), т.е. на подобии истинного содержания вещей… и т.д., и т.п.; и др.]. Постмодернизм как тенденция (и ситуация) в западной философии конца XX и нач. XXI вв. в культурном самосознании развитых стран Запада явилась следствием развития модернизма и осознанием исчерпанности традиционной философии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению.

Приключенческая литература – художественная проза, подчинённая задаче занимательного повествования о происшествиях; для неё характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки [ Первые образцы: Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) – американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, морских путешествиях и эпохе фронтира [(от англ. frontier, букв. – граница между освоенными и неосвоенными поселенцами землями) – понятие в истории и литературоведении, обозначающее эпоху освоения свободных земель на Западе США (до 1890). В художественной литературе ему соответствуют мотивы «открытой дороги», «пионерства», героического покорения природы, борьбы с индейцами]. Об этом романы Купера: «Шпион», 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т.ч. «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841; «Лоцман», 1823). Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ», 1838); Фредерик Марриет (1792-1848) – английский писатель. «Морские» романы «Питер Симпл» (1834), «Мичман Изи» (1836) сюжетно связаны с эпохой наполеоновских войн. Критика рабовладения в «Американском дневнике» и др. Наиболее известны: Александр Дюма (1802-70) – французский писатель (Дюма-отец). Романтические драмы (1829-36). Многочисленные историко-авантюрные романы: трилогия «Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон» (тома 1-3, 1848-50); «Королева Марго» (1845). Приключенческий роман «Граф Монте-Кристо» (1845-46). Герои Дюма привлекают рыцарственным благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви. Книга «Мои мемуары» (тома 1-22, 1852-54); ЭженСю (наст. имя Мари Жозеф) (1804-57) – французский писатель. В социальных романах «Парижские тайны» (т. 1-10, 1842-43) и «Вечный жид» (т. 1-10, 1844-45) изображение бедствий людей парижского «дна» сочетается с авантюрно-сентиментальным сюжетом; Томас МайнРид (1818-83) – английский писатель. Авантюрно-приключенческие романы связаны с темой борьбы и страданий угнетённых народов Америки («Белый вождь», 1885; «Квартеронка», 1856; «Оцеола, вождь семинолов», 1858). Реалистические зарисовки быта и нравов Техаса в романе «Всадник без головы» (1866). Сочинениям Рида свойственны гуманизм, драматическая напряженность сюжета.; Роберт Луис Стивенсон (1850-94) – английский писатель. Представитель неоромантизма. Мастер приключенческого романа: «Остров сокровищ» (1883), в котором психологически убедительны напряжённые сюжетные коллизии; «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893). Исторические романы «Чёрная стрела» (1888), «Сент-Ив» (издан 1897). А также: тема «двойничества» (двойника) в психологическом романе «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886); и др. Генри Райдер Хаггард (1856-1952) – английский писатель. В приключенческих романах «Копи царя Соломона» (1885), «Дочь Монтесумы» (1893) современному прагматизму противопоставлен мир экзотики, далекого прошлого. В поздних сочинениях (роман «Дитя бури», 1913) поэтизировал «сильную личность»; Джозеф Конрад (см. неоромантизм). Гюстав Эмар (наст. имя Оливье Глу) (1818-83) – французский писатель. В приключенческих романах «Следопыт» (1858), «Пираты прерий» (1859) и др. – суровая жизнь индейских племен Мексики и Бразилии; Жюль Верн (см.научная фантастик); Луи Анри Буссенар (1847-1910) – французский писатель. Остросюжетные романы на географическом и естественно-историческом материале; научно-фантастические («Тайна доктора Синтеза», 1888) и приключенческие, в т.ч. антиколониальные романы («Капитан Сорви-голова», 1901; «Похитители бриллиантов», 1884); БретГарт (см. неоромантизм); ДжекЛондон (см. неоромантизм) и др. Приключенческая литература в России: Александр Степанович Грин (наст. фам. Гриневский) (1880-1932) – русский писатель. В романтико-фантастических повестях «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека; Вениамин Александрович Каверин (наст. фам. Зильбер) (1902-89) – писатель. Остросюжетная нравственно-психологическая проза: романы «Исполнение желаний» (кн. 1-2, 1934-36), «Два капитана» (кн. 1-2, 1938-44), трилогия «Открытая книга» (1949-56), романы «Двухчасовая прогулка» (1978), «Над потаённой строкой» (1989); повести («Школьный спектакль» (1968), «Верлиока» (1982), «Загадка» (1984). Новеллы (в т.ч. книга «Эпилог», 1989); Аркадий Петрович Гайдар (наст. фам. Голиков) (1904-41) – писатель. Произведения о романтике революционной борьбы («РВС», 1926; автобиографическая повесть «Школа», 1930; «Военная тайна», 1935), о строительстве новой жизни, о сложных проблемах нравственного и гражданского воспитания (рассказ «Голубая чашка», 1936; повесть «Тимур и его команда», 1940); Беляев (см. научная фантастика); Валентин Петрович Катаев (1897-1986) – писатель. Брат Е.П. Петрова (см. юмор). Роман «Время, вперёд!» (1932) посвящён социалистическому строительству; повесть «Белеет парус одинокий» (1-я часть тетралогии «Волны Чёрного моря», 1936-1961) – историко-революционной теме. Повести «Сын полка» (1945) о мальчике на войне, «Маленькая железная дверь в стене» (1964) о В.И. Ленине. В мемуарных повестях («Святой колодец», 1966; «Трава забвенья», 1967; «Алмазный мой венец», 1978) наметился отход от социалистического реализма; Семёнов (см. детективная литература) и др.]. Приключенческая литература переплетается с детективной литературой, научной фантастикой и путешествием (как литературным жанром).

Примитивизм (от лат. primitivus – первоначальный, первобытный, самый ран­ний) 1) в искусстве – подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам (стилизация под произведение, относящееся к ранним стадиям развития культуры со сравнительно слабо развитыми изобразительными средствами; 2) совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом XX в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное «наивное искусство». Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений XX в. Это, прежде всего, – «старые дикие», т.е. фовисты [фовизм (от франц. fauve – дикий) – течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Один из лидеров – Анри Матисс (1869-1954) – живописец, график и мастер декоративного искусства; выражал праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбы», 1911) и др.) Представители фовизма стремились к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма]. К примитивизму относятся экспрессионизм и сюрреализм, а также «новые дикие» [«Новые дикие» – направление в изобразительном искусстве 1980-90-х., возникшее на волне новой моды на экспрессионизм и фовизм (отсюда само название, напоминающее о фовистах как «старых диких»). «Новые дикие» тяготеют к импульсивной эмоциональности самовыражения, противостоящей концептуальному искусству или гиперреализму (напр., Ансельм Кифер (р. 1945) – немецкий художник, один из ведущих живописцев «новых диких» написал масштабные и мрачные картины, в основном с германскими пейзажами, испепелёнными огнём страшной катастрофы, проникнутые мотивом острой вины за неисчислимые бедствия, которые фашистская Германия принесла человечеству). Живопись, графика и скульптура «новых диких» отличаются своеобразным «варварским лиризмом» (близким новейшим течениям поп-музыки), включает массу загадочных знаков. Поэтому в Италии, например, работы мастеров этого плана обозначают обычно как «искусство-шифр» (arte cifra), которое нередко смыкается со стилем граффити ]. Один из самых известных в России примитивистов – грузинский живописец Пиросмани [Нико Пиросманашвили (Николай Асланович) (1862?-1918) – художник-самоучка, обладая непосредственным наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью чётко построенной композиции, строгостью колорита («Кутёж трёх князей», «Дворник» и др.)]. Среди российских примитивистов XX в. наиболее известны живописцы Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964, с 1915 в Париже) [создал т.н. «лучизм» (вариант абстрактного искусства), писал пейзажи в духе импрессионизма и фовизма, примитивистские композиции («Отдыхающий солдат», 1911) и др.] и Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962, с 1915 в Париже) [художник театра (спектакли «Русских сезонов» - см. ниже), писала близкие к примитивизму произведения (напр., «Мытье холста», 1910 и др.), которым присущи лубочная экспрессия и яркая декоративность образов].

Прокрустово ложе [от имени легендарного древнегреческого великана Прокруста (лат. Procrustus, греч. – вытягиватель)] – согласно мифу разбойник Прокруст заманивал к себе путников, не желавших отдавать ему деньги, и насильно укладывал их на ложе: тем, кому оно было коротко, отбивал молотком ноги до длины ложа, а тем, кому было длинно, вытягивал. Зачем он это делал – неизвестно. Понятие широко используется в мировой культуре в качестве символа искусственной мерки, под которую стараются насильно подогнать что-либо.

Пролеткульт (Пролетарская культура) – российская культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-32) пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. [ Главный теоретик – Александр Александрович Богданов (наст. фам. Малиновский) (1873-1928) – политический деятель, врач, философ, экономист. Автор утопических романов «Красная звезда», «Инженер Мэнни». Основное сочинение – «Всеобщая организационная наука» (т. 1-2, 1913-17). Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. С 1926 организатор и директор Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт. Осн. положения Пролеткульта: пропаганда «чистой» пролетарской культуры; отрицание классического наследия; полная автономия этой организации в вопросах культуры]. Нигилистическое отрицание культурного наследия лидеров и идеологов Пролеткульта нанесли серьёзный ущерб развитию художественной культуры, привели к уничто­жению старых и ценных памятников. Так, в Академии художеств были уничтожены гипсовые слепки с классической скульптуры, поскольку они препятствовали «прогрессивной системе обучения рабочих и крестьян».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2315 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.