Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 1 страница




Понятие «экономическая культура». Соотношение экономики и мировоззрения. Духовная компонента экономики. Инновационная экономика и смена культурных ориентаций. Общий культурный уровень работника и его способность производить высокотехнологичные товары. Влияние уровня жизни человека на востребованность культуры. Потребительское отношение к ценностям культуры. Современная тенденция к росту накопительства в культуре. Формы собственности и культура. Формирующийся «средний класс» современной России – потеря духовных ориентиров. Рынок как интегратор культуры. Коммерциализация культуры – плюсы и минусы. Предпринимательство в культуре. Шоу-бизнес (как феномен массовой культуры): проблема соотношения между экономическими интересами и эстетическими и моральными ценностями. Кризисы в культуре и экономике – нелинейная взаимозависимость и взаимообусловленность.

Культура труда и жизнедеятельности человека.

III. БАЗОВЫЙ СТИП (Словарь Терминов и Персоналий)

Абстракционизм (от франц. abstractionnisme – беспредметное, нефигуративное искусство) – совокупность направлений в изобразительном искусстве XX в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность, более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Включает в себя два основных течения: супрематизм и абстрактный экспрессионизм. [ Родоначальники абстракционизма: Василий Васильевич Кандинский (1866-1944; в 1900-14 и с 1921 за границей) – российский живописец и график, автор экспрессивных (выразительных), динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий (напр., «Смутное», 1917). Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу, и др. В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке), выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание. Кандинский считал, что в искусстве сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в абстрактных композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Абстрактные полотна группировались художником по трём циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществлённая живописными средствами – цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен. Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве, и т.д. Другой классик абстракционизма – Казимир Северинович Малевич (см. кубизм, кубофутуризм, супрематизм); а также нидерландский живописец Пит Мондриан (1872-1944), создатель неопластицизма – абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра. К абстракционизму были близки мастера орфизма [(франц. orphisme от Orphee – Орфей) – течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., близкое к кубизму и футуризму. «Орфисты» (француз Робер Делоне (1885-1941) и чех Франтишек Купка (1871-1957) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в чистые, яркие тона].

Авангардизм (от франц. avant-gardisme от avant-garde – передовой отряд) – условное название ряда течений в искусстве XX в., более радикальных, чем модернизм. Основной признак всех течений – разрушение реалистической традиции и превращение искусства в социально значимую эстетическую сферу. Характерные черты – подчёркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспрессионизм), стремление разрушить эстетику (дадаизм) и заменить пассивное эстетическое любование активным социальным действием («левое» искусство и русский футуризм), попытки осуществить коммуникацию с публикой путём воздействия на её подсознательные импульсы (сюрреализм), а также создание физически ощутимого напряжения отчуждённости между непроницаемо-замкнутой структурой «антипроизведения» и воспринимающим сознанием («новый роман», «конкретная поэзия», «новые левые» и др.). [ Наиболее видные представители в литературе: Маяковский; Бертольд Брехт; Луи Арагон (1897-1982) – французский писатель. Один из основателей сюрреализма (стихи, роман «Парижский крестьянин», 1926). В 30-е гг. разделял позиции социалистического реализма. Один из организаторов Движения Сопротивления (трагический лиризм в сборнике стихов «Нож в сердце», 1941). Исторический роман «Страстная неделя» (1958) о пути художника к народу. Цикл романов «Реальный мир» (1934-51; в т.ч. тенденциозный роман «Коммунисты», т. 1-6, 1949-51; искусствоведческие книги «Анри Матисс. Роман» (1971), «Театр-роман» (1974); поэтические сборники (в т.ч. «Глаза и память», 1954; поэма «Неоконченный роман», 1956); лирические циклы стихов и др.; и др.]. В 60-е гг. авангардизм смыкается с платформой «нового левого радикализма», полностью отрицающего культуру. Российские художники-авангардисты: Марк Шагал (1887-1985; с 1922 за рубежом) – живописец и график. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком (напр., «Над городом», 1914-18); витражи, иллюстрации, и др.; Павел Николаевич Филонов (1883-1941) – живописец и график. В символических, драматически напряжённых произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории («Пир королей», 1913). С сер. 1910-х гг. отстаивал принципы «аналитического искусства», основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развёртыванию композиций («Формула пролетариата», 1912-13; «Формула весны» 1928-29), и др.; Казимир Северинович Малевич (см. кубизм, кубофутуризм, супрематизм); Василий Васильевич Кандинский (см. абстракционизм]. Авангардизм – антипод постмодернизма.

Академизм (франц. academisme) – 1) в изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв.; следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далёкие от жизни сюжеты, отвлечённые нормы красоты; 2) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании; 3) оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.

Акмеизм (от греч. akmē – высшая степень расцвета, зрелости) – направление русского модернизма, сформировавшееся в русской поэзии 10-х гг. XX в. [Акмеисты входили в объединение «Цех поэтов» (1911-14; 1920-22): Анна Андреевна Ахматова (наст. фам. Горенко) (1889-1966). Первоначально – акмеистские сб. стихов («Вечер», 1912; и «Чётки», 1914), в дальнейшем – осмысление нравственных основ бытия и общенародных трагедий XX в., сопряжённое с личными переживаниями, психология женского чувства, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сб. «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. В «Поэме без героя" (1940-1965, полностью опубликована 1976) – воссоздание эпохи «серебряного века» и др.; Николай Степанович Гумилёв (1886-1921). В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» – воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сб. «Романтические цветы», 1908, «Костёр», 1918, «Огненный столп», 1921) и др.; Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сб. «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967) и др.; Михаил Алексеевич Кузмин (1875-1936) – писатель, композитор, музыкальный критик. Эволюционировал от символизма к акмеизму. Сб. стихов «Александрийские песни» (1921), «Форель разбивает лёд» (1929). Проза (повесть «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919; романы «Тихий страж», 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра; Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967). В сб. «Ярь» (1907) – темы и образы русского фольклор а. Поэмы (в т.ч. «Красный Питер», 1922)]. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских (см. символизм) порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Стихия акмеистов – мир простых обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. [Акмеисты в российской живописи: Константин Алексеевич Коровин (1861-1939, с 1923 за границей.). Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89) и др.; Филипп Андреевич Малявин (1869-1940, с 1922 за границей). В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился к передаче безудержного стихийного начала («Вихрь», 1906) и др.; Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Один из самых популярных мастеров русского модерна. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия «Ярмарки»; «Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918). Мастер портрета («Ф.И. Шаляпин», 1922) и др. В музыке: Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) – композитор, дирижёр. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971; в России до 1914, с 1945 гражданин США) – композитор и дирижёр. Ранние балеты – «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) – связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), «Похождение повесы» (1951), хореографическая кантат а «Свадебка» (1923), пантомима с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), балеты «Жар-птица» (1910, 2-я редакция 1945), «Орфей» (1947), «Агон» (1957), «Симфония псалмов» (для хора и оркестра, 1930, 2-я редакция 1948) и др.].

Амбивалентность (от лат. ambo – оба и valentia – сила) – общекультурный термин, означающий двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, при этом одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Например, любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия.

Андерграунд (от англ. under – под и ground – земля) – подпольные, нелегальные направления в западноевропейском и русском искусствемузыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), оппозиционные официальному искусству. Андерграунд появляется во второй пол. XX в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии. Основным выразителем является молодёжь, поэтому андерграунд можно рассматривать как форму контркультуры, особый способ творческого существования и самовыражения. К институциальным проявлениям андерграунда относят самиздат, неофициальные выставки живописи, нелегальные концерты и фестивали и т.п.

Антиутопия [от греч. anti – против и утопия (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от eu – благо и topos – место, т.е. благословенная страна)], негативная утопия – литературное произведение, в котором описываются опасные, пагубные и иные отрицательные последствия, связанные с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. [Например, своеобразными поправками на реальность к утопиям Томаса Мора («Утопия», 1516), Фрэнсиса Бэкона («Новая Атлантида», 1627), Томмазо Кампанеллы («Город Солнца» 1623) и др. ранних утопистов были: «Левиафан» (1651) Томаса Гоббса – первая ярко выраженная антиутопия в форме трактата о благоустройстве государства, уподобляемого философом библейскому чудовищу Левиафану; аллегорическая сатира «Басня о пчёлах, или Частные пороки – общая выгода» (1714) английского писателя Бернарда Мандевиля, повествующая о самопроизвольном крушении идеального сообщества; «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (см. сатира), где в 3-й книге осмеиваются замыслы благодетельной технократии, а в 4-й иронически превозносится воплощённый в соответствии с духом деистской философии [деизм (от лат. deus – бог) – религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы] и вдохновлённых ею утопических сочинений идеал опрощения и приближения к естественному состоянию. В XVII-XIX вв. антиутопия не имела самостоятельной художественной значимости. Это произошло в XX в. Среди наиболее известных: роман-антиутопия «Мы» (опубликован за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) русского писателя Евгения Ивановича Замятина (1884-1937, с 1932 в Париже) – гротескная модель устройства тоталитарного общества; роман-антиутопия «1984» (1949) английского писателя и публициста Джорджа Оруэлла (наст. имя Эрик Блэр) (1903-50) – будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй. Автор сатиры «Скотный двор» (1945), где показал перерождение революционных принципов и программ, и др. «Чёрные утопии» «Алчущее семя» (1982) и «1985» (1978) английского писателя Энтони Бёрджесса (1917-93), написавшего кроме этого сатирический роман «Право на ответ» (1960). Тема антигероя – в романах «Заводной апельсин» (1962) и «Завещание заводному миру» (1974) и др. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) – сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления» – английского писателя Олдоса Хаксли (1894-1963), написавшего ещё интеллектуальные романы «Жёлтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) – об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962), и др.; «Игра в бисер» Германа Гессе (см. роман); Антиутопия «451° по Фаренгейту» (1953) американского писателя Рея Брэдбери (р. 1920) о трагическом воздействии на культуру дегуманизирующих сторон научно-технического прогресса. Проза Брэдбери синтезирует научную фантастику, сказку, притчу, социально-психологическое исследование: книга «Марсианские хроники» (1950), романы «Древо Благодарения» (1972), «Смерть – одинокое занятие» (1985); сб. рассказов «Вино из одуванчиков» (1957) и др.].

Античная культура (от лат. antiquus – древний) – особый тип культуры, основными чертами которой были: определяющее влияние природно-космических сил (объективизм); космос рассматривался в качестве абсолютного божества, а боги – законы природы (пантеизм); космос воспринимался и осознавался как чувственный, одушевлённо-разумный, внеличностный, фаталистически-героический (космизм); телесное воплощение космоса – скульптура, в которой реализовались идеалы гармонии, симметрии, ритмики, меры (скульптурность). Хронологические рамки античной культуры – от Гомера (рубеж XI-IX в. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э.; географические рамки – территория Древней Греции и Рима. Эта культура положила начало переходу к христианской культуре; сама же она вырастает и развивается на базе городской (полисной) социальной и духовной жизни. Мировые достижения античной культуры: скульптура (V-IV в. до н.э., Поликтет, Пракситель и др.), архитектура (декор, ордер), литература (эпосы Гомера, Гесиода и др.), ораторское искусство, театр (трагедии), цирк.

«Аполлоническое» и «дионисическое» – понятия, предложенные немецким мыслителем-иррационалистом Фридрихом Ницше (1844-1900) для характеристики двух начал (символов) в бытии античной культуры, олицетворение которых он видел в образах древнегреческих богов – Аполлона и Диониса. «Аполлоническое» – светлое, созерцательное, рациональное начало, «дионисическое» – буйное, тёмное, хаотическое, иррациональное. Борьба этих двух начал и составляет, по Ницше, сущность античной культуры, и культуры вообще.

Артефакт (от лат arte – искусственный и faktus –сделанный) – 1) любой искусственный объект, физический предмет, идея или образ, технология, форма поведения, оценка; 2) только материальные предметы искусственного происхождения (напр., галстук, телевизор, нож, дом, компьютер, сквер, книга, ружьё и т.п.); 3) процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.

Архаика (от греч. archaios – древний) – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля (обычно применяется к раннему периоду египетского и древнегреческого искусства). Архаика характеризуется невыделяемостью художественной деятельности в общей структуре творческой активности человека, т. е. синкретизмом [(от греч. synkretismos – соединение) – 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга и т. п.); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (напр., различных культов и религиозных систем в поздней античности – религиозный синкретизм периода эллинизма, т.е. завершающего периода древнегреческой культуры и философии].

Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ) – изначальная первичная форма, прообраз, идея, образец, запечатлённый в душе человека. В «аналитической психологии» – изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. Архетип – это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, источник родовой памяти человечества [В культурологию это понятие было введено и глубоко обосновано Карлом Густавом Юнгом (1875-1961) – швейцарским психологом и философом, основателем «аналитической психологии», в его учении о коллективном бессознательном. В отечественных исследованиях о культуре учение получило глубокую разработку, в том числе в трудах видного российского культуролога Сергея Сергеевича Аверинцева (1937-2003)].

Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon – строитель), (зодчество) – искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура берёт своё начало в античной культуре. В архитектуре действует т.н. «Триада Витрувия» – три закона, сформулированные древнеримским архитектором и инженером Витрувием (вт. пол. I в. до н.э.) в трактате «Десять книг об архитектуре»: «Прочность, польза, красота». Иными словами: «Красивое – функционально, а функциональное – красиво». [ Выразительные средства архитектурыкомпозиция, тектоника (от греч. tektonikos – относящийся к строительству; соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры), фактура (от лат. factura – обработка; фактура в музыке – конкретный звуковой облик произведения; фактура в изобразительном искусстве – характер поверхности произведения), а также масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др.].

Балет (от фр. ballet, ит. balleto от ср.-лат. ballare – танцевать) – синтетический вид театрального искусства, сочетающий хореографию (танцевальное искусство), музыкальный и драматический замысел; произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы (см. театр). [Начал формироваться в Европе в XVI в. Расцвет связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети XIX в., выдающихся балетмейстеров: Филиппо Тальони (1777-1871) – европейский педагог и хореограф-реформатор, создатель романтического балета. [Многие балеты поставил для дочери – Марии (1804-84). С 1828 ведущая солистка Парижской оперы. В 1837-42 выступала в Петербурге. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая танец на пуантах (танец на кончиках пальцев при вытянутом подъёме ноги) как средство художественной выразительности]; Жюль Жозеф Перро (1810-92; с 48 по 59 в России) – французский артист балета, балетмейстер. Один из создателей романтического направления в балете. Поставленный им (совм.) балет «Жизель» А. Адана (см. романтизм) сохраняется в современном репертуаре; Август Бурнонвиль (1805-79) – датский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей романтического направления. В 1830-77 (с перерывами) работал в Королевском балете (Копенгаген). Создал св. 50 балетов.; Артюр Сен-Леон (наст. имя и фамилия Шарль Виктор Артюр Мишель) (1821-70; с 59 по 69 в России) – французский артист балета, балетмейстер, педагог, скрипач. Ставил многочастные парадные спектакли. Хореографические находки Сен-Леона способствовали обогащению балетной лексики. Поставил: «Коппелия» Л. Делиба (см. симфония); первый балет на русский сюжет «Конёк-Горбунок» (один из самых популярных балетов на русской сцене XIX в.), музыку к которому написал Чезаре (Цезарь) Пуньи (Пуни) (1802-70; с 51 в России) – итальянский композитор, создавший ещё «Эсмеральду» (1844) и др. В России XIX в. высшие достижения балета связаны с балетмейстерами: Шарль Луи Дидло (1767-1837; с 01 по 29 в России) – французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. XVIII-нач. XIX вв. Способствовал выдвижению русского балетного театра на одно из первых мест в Европе; Мариус Иванович Петипа (1818-1910; с 1847 в России) – выдающийся российский балетмейстер и педагог французского происхождения. В 1869-1903 – главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами; Лев Иванович Иванов (1834-1901) – артист балета, балетмейстер. Впервые поставил балет «Щелкунчик» (1892) и 4-й акт балета «Лебединое озеро» (1895) П.И. Чайковского (см. опера), положившие (наряду с балетами М.И. Петипа) начало симфонизации танца. Наиболее известные русские артисты балета первой пол. XIX в.: Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848) – ведущая танцовщица (с 1816) балетной труппы С.-Петербурга. Исполнительница ведущих партий в балетах Ш. Дидло. Первая создала пушкинские образы на балетной сцене («Кавказский пленник, или Тень невесты», «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника»). Искусство Истоминой воспето А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине»; Елена Ивановна Андреянова (1819-57) – представительница романтического направления. Первая исполнительница партии Жизели («Жизель» А. Адана, 1842) в России; Екатерина Александровна Санковская (1816-78) – одна из представительниц романтического балетного театра 30-40-х гг.; и др. Выдающиеся балерины кон. XIX – нач. XX в.: Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881-1931) – выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса (см. опера); Матильда (Мария) Феликсовна Кшесинская (1872-1971, с 1920 в Париже) – одна из наиболее ярких представительниц русской академической школы; Ольга Иосифовна (Осиповна) Преображенская (1871-1962; с 1921 в Париже) – артистка балета, педагог; и др. Нач. XX в. ознаменовано реформаторской деятельностью российских балетмейстеров. Главные деятели: М.М. Фокин (см. «русские сезоны»); Александр Алексеевич Горский (1871-1924) – балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). В спектаклях добивался последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, стилевого единства. Огромное влияние на мировой балет оказали «русские сезоны» за границей. Во Франции наиболее известные мастера балета: Жан Жорж Новер (1727-1810) – балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых содержание раскрывалось в драматически выразительных пластических образах, сделал балет самостоятельным видом сценического искусства. Автор кн. «Письма о танце и балетах» (1766); Серж (Сергей Михайлович) Лифарь (1905-86) – артист балета, хореограф и педагог «Гранд-Опера». Выходец из России. Поставил св. 200 балетов, многие из которых сохраняются в репертуаре театров мира. Сыграл значительную роль в возрождении искусства балета во Франции.; Морис (наст. фамилия Берже) Бежар (р. 1927) – артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства XX в. В 1987-92 основал труппу «Балет Бежара в Лозанне». Ставил балеты в труппах разных стран. Стремясь в танце выразить сложность духовной жизни современного общества, обновлял танцевальную лексику; Ивет Шовире (р. 1917) – ведущая французская балерина. Выступала в «Гранд-Опера» (1935-62). С 1960-х гг. работает как педагог; и др. В Великобритании: Нинет де Валуа (наст. имя и фамилия Идрис Станнус) (р. 1898) – английская артистка балета, балетмейстер. Была среди создателей и художественных руководителей (1931-63) труппы «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 Королевский балет Великобритании); Мари Рамбер (настоящие. имя и фамилия Мириам Рамберг) (1888-1982) – артистка балета, балетмейстер. В 1930 организовала первую постоянную английскую балетную труппу (с 1934 – «Балле Рамбер»); Марго Фонтейн (настоящая фамилия Хукем) (р. 1919) – одна из ведущих английских балерин. С 1934 в труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 Королевский балет). С 1954 президент Королевской академии танца; и др. В США: Джордж Баланчин (наст. имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-83) – балетмейстер. В 1921-24 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на её основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»); Марта Грэхем (1893/94-1989) – американская танцовщица, хореограф. В 1929 организовала собственную труппу. Одна из крупнейших представительниц школы танца «модерн» в США; и др. В Германии: Джон Кранко (1927-73) – английский артист балета и балетмейстер. С 1946 работал в Королевском балете Великобритании. В 1961-73 возглавлял Штутгартский балет (ФРГ), где осуществил постановки, принесшие ему мировую известность: «Онегин» на музыку П.И. Чайковского (1965), «Укрощение строптивой» по мотивам музыки Д. Скарлатти (см. опера) (1969) и др.; Джон Ноймайер (Ньюмейер) (р. 1942) – американский артист балета и балетмейстер. В 1969-73 руководитель балетной труппы во Франкфурте-на-Майне, с 1973 – Гамбургского балета (Германия). Постановки «Иллюзии как Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского (1976), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (см. симфония) и Д. Лигети (см. неоромантизм), «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (см. романтизм) (1978), «Пер Гюнт» А.Г. Шнитке (см. концептуальное искусство) (1989) и др. В число наиболее известных российских мастеров балета XX в. входят: балетмейстеры Голейзовский Касьян Ярославович (1892-1970) – хореограф-новатор, Лопухов Фёдор Васильевич (1886-1973), Захаров Ростислав Владимирович (1907-84), Вайнонен Василий Иванович (1901-64), Лавровский Леонид Михайлович (наст. фамилия Иванов) (1905-67), Григорович Юрий Николаевич (р. 1927). Артисты балета: Уланова Галина Сергеевна (1909/10-90), Плисецкая Майя Михайловна (р. 1925), Семёнова Марина Тимофеевна (1908-91), Лепешинская Ольга Васильевна (р. 1916), Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910-92), Мессерер Асаф Михайлович (1903-92), Сергеев Константин Михайлович (1910-1992), Дудинская Наталья Михайловна (р. 1912), Васильев Владимир Викторович (р. 1940), Максимова Екатерина Сергеевна (р. 1939), Бессмертнова Наталья Игоревна (р. 1941), Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович (1936-89), Нуреев Рудольф Хаметович (1938-93), Барышников Михаил Николаевич (р. 1948) и др.].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2046 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.