Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 6 страница




Новелла (итал. novella – букв. новость) – малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа). Особенности новеллы: острый центростремительный сюжет (нередко парадоксальный), отсутствие описательности и композиционной строгости, сведение жизненного материала в фокус одного события. [ Сюжет новеллы построен на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространён во многих фольклорных жанрах: сказка, басня, средневековой анекдот, фаблио [(фабльо) (франц. fabliau – побасенка) – во французской средневековой литературе XII-XIV вв. короткая комическая повесть в стихах, в которой грубоватый юмор соседствует с моральным поучением]. Новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец – «Декамерон» Дж. Боккаччо – см. Возрождение), затем в Англии [Джефри Чосер (1340?-1400) – поэт. Основоположник общеанглийского литературного языка и реализма в английской литературе. Поэма «Книга герцогини» (1369) – в духе куртуазной литературы; сатирическая поэма «Птичий парламент» (1382). В романе в стихах «Троил и Хризеида» (ок. 1385, сюжет заимствован у Боккаччо) – попытка психологического анализа, бытовой реализм, юмор. Книга новелл «Кентерберийские рассказы» (опубликованы в 1478?) охватывает жизнь разных социальных групп. Чосер стремился дать индивидууму выражение типического; речь каждого персонажа соответствует его характеру и положению; и др.], во Франции [ МаргаритаНаваррская (1492-1549) – писательница, королева Наварры (с 1543). Покровительница гуманистов. Поэтические сборники, моралите [жанр западноевропейского театра XV-XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.]. Настроения зрелого французского Ренессанса выразила в сборнике новелл «Гептамерон» (издан под названием «История о счастливых любовниках» в 1558), написанном в подражание «Декамерону» Дж. Боккаччо], в Испании (М. Сервантес – см. Возрождение). Расцвет новеллы наступил в эпоху романтизма: Людвиг Тик (1773-1853) – немецкий писатель-романтик. Используя принцип романтической иронии, отвергал филистёрскую мораль (сказочные новеллы-комедии «Кот в сапогах», «Синяя Борода» – обе 1797); сборник «Народные сказки» (1797) и др.; Генрих фон Клейст (1777-1811) – немецкий писатель. В творчестве Клейста иррационально-романтическое сплавлено с жизненной достоверностью (драматическая повесть «Михаэль-Кольхаас», 1810) и элементами социальной сатиры (комедия «Разбитый кувшин», 1811), национальная проблематика (патриотическое воззвание «Катехизис немцев», 1809) – с прославлением юнкерской Пруссии (драма «Принц Фридрих Гомбургский», 1808, изд. 1821); Эрнст Теодор Амадей Гофман (см. романтизм); Проспер Мериме (см. романтизм); Эдгар По (см. романтизм); произведения раннего периода творчества Н.В. Гоголя. В кон. XIX - нач. XX вв. к жанру новеллы, обнажающей «изломы» судьбы, её таинственную игру с человеком, обращаются писатели с разными мировоззренческими и эстетическими позициями. Выдающие западные и восточные мастера новеллы: Ги де Мопассан (1850-93) – французский писатель. В сб. новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), новелле «Пышка» (1880), в многообразных по тематике и тональности, отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения романах «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888) – трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы – откровенное, лишённое иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.); О. Генри (наст. имя Уильям Сидни Портер) (1862-1910) – американский писатель. Тщательно выписанные юмористические новеллы, проникнутые любовью к «маленькому американцу», отличаются занимательным сюжетом, парадоксальной развязкой. Сатирическая притча «Короли и капуста» (1904); Пиранделло (см. трагикомедия); Цвейг (см. импрессионизм); Акутагава Рюноскэ (1892-1927) – японский писатель. «Загадочность», непредсказуемость человеческого сознания – в новеллах-притчах (не без влияния эстетизма) «Расемон» (1915), «В чаще» (1922); трагические коллизии добра в мире социального зла – в психологических новеллах «Осень» (1920), «Холод» (1924). Социально-фантастическая аллегория «В стране водяных» (1927). Одиночество человека, его бессилие перед временем, историей – в итоговой повести-исповеди «Жизнь идиота» (1927); Шервуд Андерсон (1876-1941) – американский писатель. Сборники психологических новелл «Уайнсбург, Огайо» (1919), «Торжество яйца» (1921), «Кони и люди» (1923) о духовно убогом захолустье, где вещи подавляют человека; и др. Зарубежная новеллистика последних десятилетий XX в. отличается гротеск ной заострённостью персонажей, изощрённо-рациональной композицией при иррациональности содержания, экспериментальной усложнённостью формы: Хорхе Луис Борхес (1899-1986) – аргентинский писатель. В 1920-е гг. один из основателей авангардизма в испано-американской поэзии. Сборники стихов «Творец» (1960), «Другой, всё тот же» (1969), «Тайнопись» (1981). Фантастические психологические, приключенческие, детективные и сатирические новеллы, прозаические миниатюры, насыщенные (как и стихи 60-70-х гг.) интеллектуальной метафоричностью: сборники «Вымыслы» (1944), «Алеф» (1949). Эффект подлинности вымышленных событий достигается введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имён писателей-современников, фактов собственной биографии; Хулио Кортасар (1914-84) – аргентинский писатель. В реалистической прозе с элементами фантастики и философской символики – поиски новых форм бытия и сознания: романы «Выигрыши» (1960), «62. Модель для сборки» (1967), «Последний раунд» (1969). Проблемы формирования личности в процессе борьбы в романе «Книга Мануэля» (1973); Г. Бёлль (см. роман); Фланнери О'Коннор (1925-64) – американская писательница. Новеллы (сб. «Хорошего человека найти не легко», 1955) и романы («Голос крови», 1952) о трагических поисках духовных основ бытия в современном мире. Проза сочетает сатиру, рационалистическую жестокость, гротеск с лирикой. С религиозно-нравственных позиций обличает ложь и лицемерие. Письма («Привычка к существованию», опубликованы 1979); Айзек (Исаак) Башевис Зингер (1904-91) – еврейский писатель (США), выходец из Польши (с 1935). Писал на идиш. Лауреат Нобелевской премии (1978). В новеллах (сб. «Сословие», 1965; «Друг Кафки и другие рассказы», 1969; «Зеркало и другие рассказы», 1975) и романах («Семья Москат», 1950; «Покаяние», 1983), написанных в «старомодной» манере, сквозь иронически-фаталистическое признание трагизма человеческого существования пробивается вера в добрую волю людей. Роман о трагической любви «Шоша» (1978); Джон Чивер (1912-82) – американский писатель. В его новеллах и романах сочетается социально-психологическое начало с сатирическим (романы «Буллет-Парк», 1969); обнажает как безнравственность конформистского преуспеяния, так и социальный нигилизм. Роман о тюремной жизни «Сокольничий» (1977). Автобиография с лирическим юмором «Рассказы Джона Чивера» (1978)» и многие другие. Выдающие отечественные мастера новеллы: Чехов; Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) – русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания – в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны – в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) – философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908); Бунин (см. лирика); Набоков (см. роман); Исаак Эммануилович Бáбель (1894-1940) – писатель. Драматические коллизии Гражданской войны в колоритных по языку новеллах сборников «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931); пьесы: «Закат» (1928), «Мария» (1935); Всеволод Вячеславович Ивáнов (1895-1963) – писатель. В повестях «Партизаны» (1921), «Бронепоезд 14-69» (1922; одноимённая пьеса, постановка Московского Художественного Академического театра, 1927), «Цветные ветра» (1922) – изображение народа, отстаивающего завоевания революции. Рассказы (сб. новелл «Тайное тайных», 1927), романы (автобиографический роман «Похождения факира», 1934-35; 2-я редакция 1960). Социально-философское осмысление современности в полуфантастической, подчас гротеск овой, форме в романах «Ужгинский кремль» (опубликован в 1981), «У» (опубликован 1988); и др.; Зощенко (см. сатира); Фазиль Абдулович Искандер (р. 1929) – писатель. Сатирические повести «Созвездие Козлотура» (1966), «Кролики и удавы» (1987), «Человек и его окрестности» (1993). В романе на автобиографической основе «Сандро из Чегема» (1973-88; полное издание 1989), проникнутом лиризмом и юмором, – панорама жизни и исторические судьбы абхазского народа, своеобразие национального характера; и др.; Анатолий Андреевич Ким (р. 1939) – писатель. В романе-сказке «Белка» (1984), романе-притче «Отец-лес» (1989), повестях и новеллах (сб. «Голубой остров», 1976, «Нефритовый пояс», 1981) – попытки осмысления вечных законов бытия через соединение реалистического с иррациональным, мифологическим; сопряжение христианских и буддийских культурных традиций. Близки к новелле некоторые рассказы Юрия Павловича Казакова (1927-82). В эмоционально-психологической прозе (сб. рассказов «На полустанке», 1959; «Во сне ты горько плакал», 1977; очерковая книга «Северный дневник», 1961-73) нравственные конфликты, лирико-философское осмысление природы. Книга «Две ночи. Проза. Заметки. Наброски» (посмертно, 1986); Юрия Марковича Нагибина (1920-94). Нравственная проблематика в лирических рассказах и повестях о советской жизни: сб. «Перед праздником» (1960), «Далёкое и близкое» (1965), «Переулки моего детства» (1971), «Остров любви» (1977), «Река Гераклита» (1984), повести «Поездка на острова» (1986), «Встань и иди» (1987), и др.; Андрея Георгиевича Битова (р. 1937). Аналитическая проза (сб. рассказов «Аптекарский остров», 1969; повесть «Человек в пейзаже», 1987; роман «Улетающий Монахов», 1990), отмеченная нравственным максимализмом авторской позиции воссоздает духовный облик и психологию интеллигента 1960-80-х гг., одинокого искателя абсолютных истин. В романе «Пушкинский дом» (1978, в России опубликован в 1987) – преемственность и несходство судеб разных поколений русской интеллигенции в драматическом контексте советской истории и др.].

«Осевое время» (или «ось мировой истории») – «духовный процесс, который шёл между 800 и 200 гг. до н.э.», время зарождения всех тех культур, которые ныне составляют дихотомию [(от греч. dicha – на две части и tomē – сечение) – последовательное деление целого на две части] Восток-Запад. Термин ввёл немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969) («Смысл и назначение истории». М., 1991) для констатации общих духовных начал всех культур.

Опера (итал. opera – букв. сочинение) – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры, представляющее собой музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв. [В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария (итал. aria – законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра), речитатив (итал. recitativo, от recitare – декламировать; род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики), вокальный ансамбль, хоры. Оперными формами являются оркестровые номера: увертюра (франц. ouverture от лат. apertura – открытие, начало; оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т.п.) и антракты (франц. entr'acte от entre – между и acte – действие; инструментальное вступление к какому-либо акту (кроме 1-го) в опере, балете, драматическом спектакле). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определённой национальной культурой и эпохой, напр., – итальянская опера-сериа (серьёзная), опера-буффа (комическая) и т.д. Авторы-композиторы наиболее значительных опер: Клаудио Монтеверди (1567-1643) – итальянский композитор, один из родоначальников жанр а оперы («Орфей», 1607; «Ариадна» и др.); Алессандро Скарлатти (1660-1725) – родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы (св. 100 опер-сериа); Генри Перселл (ок. 1659-95) – английский композитор, создатель первой национальной оперы «Дидона и Эней» (1689); Жан Батист Люлли (1632-87) – французский композитор, основоположник французской оперной школы (классические типы лирической трагедии «Альцеста», 1674; «Тезей», 1675); Жан Филипп Рамо (1683-1764) – французский композитор и музыкальный теоретик («Ипполит и Арисия», 1733; «Кастор и Поллукс», 1737); Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) – композитор эпохи Просвещения (работал в Милане, Вене, Париже), его идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр XIX XX вв. (св. 40 опер; осн. «Орфей и Эвридика», 1762; «Альцеста», 1767; «Парис и Елена» и др.); Вольфганг Амадей Моцарт (1756-91) – австрийский композитор и музыкант универсального дарования, модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791) и др.; Джоаккино Россини (1792-1868) – итальянский композитор, с его творчеством связан расцвет итальянской оперы XIX в., обогатил реалистическим содержанием оперу-буффа, вершина которой – его «Севильский цирюльник» (1816), а также оперы: «Отелло» (1816), «Золушка», «Сорока-воровка» (обе 1817), «Семирамида» (1823), «Вильгельм Телль» (1829, яркий образец героико-романтической оперы) и др.; Винченцо Беллини (1801-35) – итальянский композитор, способствовал развитию искусства бельканто, написал оперы «Сомнамбула», «Норма» (обе 1831), «Пуритане» (1835) и др.; Гаэтано Доницетти (1797-1848) – итальянский композитор, с его творчеством связан расцвет искусства бельканто, написал оперы «Любовный напиток» (1832), «Дон Паскуале» (1843) и др.; Джузеппе Верди (1813-1901) – итальянский композитор, мастер оперного жанр а, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы, оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур» и «Травиата» (обе 1853), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892) и др.; Рихард Вагнер (1813-83) – немецкий композитор, дирижёр и музыкальный писатель, реформатор оперного искусства, новатор в области гармонии и оркестровки, большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто), оперы: «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882), тетралогия «Кольцо нибелунга» (1854-74) и др.; Шарль Гуно (1818-93) – французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы, написал оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.; Жюль Массне (1842-1912) – французский композитор, мастер лирической оперы: «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Сафо» (1897); Жорж Бизе (1838-75) – французский композитор, оперы: «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1866), «Джамиле» (1871), а также «Кармен» (1874) – вершина французской реалистической оперы; Станислав Монюшко (1819-72) – основоположник польской оперной школы, оперы: «Галька» (1848; 2-я ред. 1858), «Зачарованный замок» («Страшный двор»; 1865) и др.; Бедржих Смéтана (1824-84) – основоположник чешской оперы, оперы: комическая «Проданная невеста» (1866), трагическая «Далибор» (1867) и др.; Антонин Дворжак (1841-1904) – один из основоположников чешской музыкальной классики, оперы: «Чёрт и Кача», 1899, «Русалка», 1901) и др.; Руджеро Леонкавалло (1857-1919) – композитор, один из основоположников итальянского оперного веризма (от итал. vero – правдивый), оперы: «Паяцы» (1892), «Богема» (1897) и др.; Джакомо Пуччини (1858-1924) – итальянский композитор, оперы: «Манон Леско» (1892), «Богема» (1895), «Тоска» (1899), «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан», 1903) и отмечены тонким лиризмом и психологизмом, реалистичностью ситуаций и характеров; Клод Дебюсси (1862-1918) – французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, написавший оперу «Пеллеас и Мелизанда» (1902), и др.; Камиль Сен-Санс (1835-1921) – французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Наиболее известны его концертные виртуозные произведения, опера «Самсон и Далила» (1876), симфонии и др.; Рихард Штраус (1864-1949) – немецкий композитор и дирижёр, оперы «Саломея» (1905) и «Электра» (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера «Кавалер розы» (1910) – к неоклассицизму; Пауль Хиндемит (1895-1963) – немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик, в 20-е гг. – ведущий представитель немецкого неоклассицизма, оперы: «Кардильяк» (1926), «Художник Матис» (1938) и др., Джордж Гершвин (1898-1937) – американский композитор, автор знаменитой оперы «Порги и Бесс» (1935), в которой использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора; Бенджамин Бриттен (1913-76) – английский композитор, пианист и дирижёр, возродивший английский музыкальный театр, оперы: оперы «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), в которых сочетал национальные музыкальные традиции XVI-XVII вв. (особенно Генри Перселла – см. выше) с современными музыкальными средствами; и др. Первые русские оперы появились во вт. пол. XVIII в. Классические произведения оперного жанр а в России возникли в XIX в. и развивались в XX: в.: Михаил Иванович Глинка (1804-57) – родоначальник русской классической музыки, оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине; Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-69) – один из основоположников русской классической музыки, последователь М.И. Глинки, главное произведение – опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А.С. Пушкина), знаменовала рождение нового жанр а русской оперы – народно-бытовой психологической драмы; Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-94) – пианист, композитор, дирижёр, основатель Русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, СПб), оперы: «Демон» (1871), «Нерон» (1876) и др.; Модест Петрович Мусоргский (1839-81) – композитор, член «Могучей кучки», создатель монументальных народных музыкальных драм «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-80, завершена Н.А. Римским-Корсаковым, 1883); Александр Порфирьевич Бородин (1833-87) – композитор и учёный-химик, член «Могучей кучки», опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым, 1890) – образец национального героического эпоса в музыке; Пётр Ильич Чайковский (1840-93) – композитор и музыкальный драматург, создал высочайшие образцы опер: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены в ней – новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891); Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – композитор и дирижёр, член «Могучей кучки», мастер инструментовки и новатор гармонии, автор 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т.ч. «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – композитор, пианист и дирижёр, оперы: «Игрок» (1916), «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семён Котко» (1939), «Обручение в монастыре» (1940), «Война и мир» (1943; 2-я редакция, 1952); Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971; в России до 1914, затем постоянно жил за рубежом, с 1939 в США) – композитор и дирижёр, творчество которого отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры, оперы: «Соловей» (1914), «Мавра» (1922) и «Похождение повесы» (1951) и музыкальные произведения; Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-75) – выдающийся композитор, автор многочисленных музыкальных произведений, в которых воплощён сложный духовный мир художника-гуманиста XX в., т.ч. оперы «Нос» (1928) и «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956); Тихон Николаевич Хренников (р. 1913) – композитор, оперы: «В бурю» (1939; 2-я редакция 1952), «Фрол Скобеев» (1950; 2-я редакция, под названием «Безродный зять», 1967), «Мать» (1957), «Золотой телёнок» (1985) и др.; Родион Константинович Щедрин (р. 1932) – композитор, один из ведущих мастеров современной музыки, оперы: «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (1977) и др. музыкальные произведения; Андрей Павлович Петров (р. 1930) – композитор, в творчестве тяготеет к музыкальному театру (триптих: опера «Петр I», 1974; вокально-хореографическая симфония «Пушкин», 1979; опера-феерия «Маяковский начинается», 1983) и др. музыкальные произведения. Крупнейшие центры мировой оперной культуры: «Ла Скала» (1778) – итальянский оперный театр в Милане, «Метрополитен-опера» (1883) в Нью-Йорке, Государственный академический Большой театр (ГАБТ, 1776) в Москве и др.].

Очерк – 1) характерная для русской литературы малая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в т.ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором [Очерк часто бывает собственно художественным, в котором описаны типические характеры в «нравоописательном» духе. Например, «Записки охотника» И.С. Тургенева. Очерки Н.Г. Помяловского [Николай Герасимович Помяловский (1835-63) – писатель. В повестях «Мещанское счастье» (1861) и «Молотов» (1861) создал реалистические образы разночинцев. В «Очерках бурсы» (1862-63) показал жестокие нравы и быт бурсы], В.А. Гиляровского [Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935) – писатель. Книги очерков о дореволюционной России, нравах и обычаях старой Москвы: «Трущобные люди» (1887), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Люди театра» (опубл. 1941)], И.С. Соколова-Микитова [Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) – писатель. В рассказах о деревне (цикл «На речке Невестнице», 1923-1928), путевых очерках, книге «Северные рассказы» (1939), автобиографической повести «Детство» (1931-53) поэзия труда, тонкое чувство природы], А.Т. Твардовского, рисующие социальную и национальную характерность жизни разных эпох и мест России. Этот вид очерка часто близок рассказу, хотя есть и другие формы художественного очерка: очерки-мемуары – «Дневные звезды» (1959) О.Ф. Берггольц [Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-75) – писательница. Лирические произведения о героической обороне Ленинграда. Поэмы «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» (обе 1942), «Первороссийск» (1950)]; путевые очерки (напр., у Генриха Гейне – см. романтизм; Карела Чапека – см. научная фантастика), лирико-философские очерки у М.М. Пришвина [Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) – очень русский писатель. Философско-лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе «Фацелия» (1940), повесть «Жень-шень» (1933), роман-сказка «Осударева дорога» (1957), автобиографический роман «Кащеева цепь» (опубликован в 1960, начат в 1923). В дневниках запечатлена социально-нравственная трагедия эпохи тоталитаризма, в т.ч. раскрестьянивания России в годы коллективизации].

«Повесть временных лет» – один из крупнейших и важнейших из известных литературных памятников Древней Руси, древнейший реально дошедший до нас общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (автор первой редакции) [В дальнейшем летопись редактировалась Сильвестром (?-1123) – современником Владимира Мономаха, древнерусским писателем, епископом (с 1118) Переяславля (южного) и другими]. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в «Повести временных лет» связана со всемирной историей и историей славянства. «Повесть…» положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

«Потерянное поколение» – (англ. «Lost generation») – определение, применяемое к группе влиятельных западных писателей, выступивших в 1920-е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обострённые трагическим опытом Первой мировой войны. Выражение приписывается Гертруде Стайн (см. «Поток сознания»). Тема «потерянного поколения» проникнута пафосом стоического пессимизма [ Осн. представители: Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961) – американский писатель, лауреат Нобелевской премии (1954). Прозу отличают внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст, скрытый напряжённый диалог. В романах «И восходит солнце» (1926), «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) – умонастроения «потерянного поколения». В романе «По ком звонит колокол» (1940) гражданская война в Испании 1936-39 предстаёт национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча «Старик и море» (1952) посвящена заветной авторской идее – «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство; Джон Дос Пассос (1896-1970) – американский писатель. В 20-е гг. представитель «потерянного поколения». Социальная эпопея-трилогия «США» об Америке 1900-30-х гг. («42-я параллель», 1930; «1919», 1932; «Большие деньги», 1936), экспериментально сочетающая по принципу кинематографического монтажа документальную, биографическую и лирическую прозу. В трилогии «Округ Колумбия» (1939-48) порывает с левыми идеями; Фолкнер (см. реализм, роман); Эрих Мария Ремарк (1898-1970) – немецкий писатель. Антифашизм и социальная критика с гуманистических позиций, стремление «потерянного поколения» найти опору в дружбе, фронтовом товариществе или любви запечатлены в романах «На Западном фронте без перемен» (1929), «Три товарища» (1938), «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» (1954) и др.; Ричард Олдингтон (1892-1962) – английский писатель. Судьбам «потерянного поколения» посвящены романы «Смерть героя» (1929) и «Все люди – враги» (1933) и др.].

«Поток сознания» – (англ. «Stream of consciousness») в литературе – творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. XX в. Термин заимствован из книги «Научные основы психологии» (1890) Джеймса [Уильям Джеймс (1842-1910) – американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Отвергая объективность истины, выдвинул критерий: истинно то, что отвечает практической успешности действия. Единственная реальность, по Джемсу, – непосредственный чувственный опыт. В психологии развил концепцию «потока сознания» – непрерывно сменяющихся целостных психических состояний]. «Поток сознания» как изобразительный литературный приём – прямое воспроизведение процессов душевной жизни, предельная форма «внутреннего монолога», как бы «самоотчёт ощущений». В литературе модернизма становится самодовлеющим методом изображения жизни, претендуя на универсальность и на особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний. [ Осн представители: Джойс (см. роман); Вирджиния Вулф (1882-1941) – английская писательница и литературный критик. Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» (1931) отмечены чертами экспериментаторства; Гертруда Стайн (1874-1946) – американская писательница, теоретик литературного модернизма. Формально-экспериментальная проза («Становление американцев», 1906-08, издана 1925), биографическая книга «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933); Пруст (см. роман); Саша Соколов (полное имя Александр Всеволодович) (р. 1943, в 1975-88 жил за рубежом) – русский писатель. Традиции модернизма (нарушение сюжетных связей, языковое экспериментаторство и др.) в романах «Школа для дураков» (1976) – последний роман модернизма и первый - постмодернизма, «Между собакой и волком» (1980, в СССР оба опубликованы 1989). Роман «Палисандрия» (1985) – пародия на современную развлекательную литературу, и др.].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.