Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР




(КУЛЬТУРОГЕНЕЗ)

Тема 2.1. Культура древних цивилизаций

Восточная культура: истоки, качественная характеристика, историко-религиозная основа. Понятие «Восток». Восток в культурной истории. Многообразие цивилизаций Востока. Культурологическая структурная модель Востока: классическая буддистская и христианская версии. Универсализм и синкретизм культуры Востока. Антиэкономизм, иррационализм и традиционализм восточной культуры. Типы и ценностные структуры восточных религий. Общий обзор особенностей и своеобразия культур Древнего Египта (рационализм, высокий уровень науки и мифология), Ближнего Востока (иудаизм), Древней Индии (брахманизм, индуизм и тантризм), Китая (моральный и социальный идеал Конфуция) и Японии (созерцательный натурализм).

Микенская цивилизация – начало европейской культуры. Античная культура как нормативный образец. Миф и символ в культуре. Пантеон богов. Апполоновское и дионисийское в культуре. Классические темы античной культуры: слава, добродетель, справедливость. Идеалы античной культуры: радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека. Эпосы Гомера – начало художественного в и дения бытия. Греческий театр классического периода (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида) – квинтэссенция духовной культуры античности. Катарсис (эмоционально-психологическое «просветление» в процессе художественного со-переживания). Достижения в философии, истории, политике, естествознании, архитектуре, скульптуре. Культура Древнего Рима: право и риторика. «Монументализм» Рима и роскошь Византии. Христианство – новая шкала духовных ценностей (идеология «неимущих»). Библия как памятник мировой культуры.

Тема 2.2. Западноевропейская культура: от Средневековья

До Новейшего времени

Культура западноевропейского Средневековья как синтез трёх культур: христианской, варварской и античной. Средневековая картина мира. В Боге сконцентрировано Всё. Бинарность средневековой христианской культуры: духовная, господская и фольклорная, народная («культура безмолствующего большинства»). Карнавал как оппозиция ортодоксальному христианству. Основные черты духовной культуры Средневековья: историзм, т.е. идея уникальности факта явления Христа как начала истории; одухотворённость, т.е. земное существование человека несовершенно и подлежит преодолению; традиционализм, т.е. передача в поколениях библейских канонов стабилизирует и консолидирует земную жизнь; символизм, т.е. образ небесного бытия дан в тексте (Библии); проповедничество, т.е. величие божественного замысла должны уяснить все грешные люди; энциклопедичность, т.е. для понимания текста необходима эрудиция («Сумма теологии» Ф. Аквинского); рефлексивность, т.е. душевное спасение возможно только через исповедь («Исповедь» Августина и «История моих бедствий» П. Абеляра).

Естествознание (алхимия), образование (университеты), искусство («не блуждай вне, но войди вовнутрь себя» – Августин): зодчество (готика – «симфония в камне»), живопись (иконопись – немая проповедь), музыка (литургическое пение).

Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи. Средневековый героический эпос: «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», легенды о Тристане и Изольде. Поэзия менестрелей, трубадуров, вагантов.

Культура эпохи Возрождения (светское направление) и Реформации (религиозное). Гуманизм и индивидуализм – идейная основа культуры Возрождения. Основные черты возрожденческой культуры: модификация средневековой христианской традиции (Бог и идея самоценности и самодеятельности человека), человек – дитя природы и центр мироздания (антропоцентризм), гуманизм, оправдание античного гедонизма (философия) и искусства.

Итальянское Возрождение. Французский Ренессанс, немецкая Реформация, северное Возрождение. Раннее Возрождение (Проторенессанс) – «Божественная комедия» Данте как концентрированное выражение идеологии истории от рождения Христа. Художественный гений Боттичелли («самый прекрасный, волнующий, поэтический художник Возрождения…» – Бердяев). Высокое Возрождение – масштабность и монументальность (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рабле). Позднее Возрождение или кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Гуманизм Макиавелли («Государь») – отказ от абстрактного морализирования. Развитие науки (Фичино, Бруно, Везалий) и техники (Кардано).

Реформация: периодизация, социальная направленность и региональные особенности. Возникновение «ереси» в католицизме – протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Протестантская мораль (труд как долг перед Богом) и личность нового типа. Эразм Роттердамский – глава христианского гуманизма: свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Революция Гутенберга (печатный станок). Научные открытия: Коперник, Кеплер, Галилей, Гарвей; открытие и колонизация Нового Света (Колумб).

Культурная парадигма Нового времени («человек объявлен царём природы» – А.Ф. Лосев). Разум – наука – познание. Общие черты европейской культуры: гуманизм и антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и телеологизм в понимании прогресса, рационализм. «Век гениев». Век научной революции: новая картина мироздания. Классицизм как направление духовной культуры XVII в. (трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, поэзия Лафонтена, Буало). Высокие нравственные установки эпохи абсолютизма (долг, честь, патриотизм, верность отечеству). Стиль барокко в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке. Зарождение реализма (живопись Рембрандта).

Просвещение как социокультурный феномен. Кризис традиционного христианства. Идеология Просвещения: от рационализма к сенсуализму. «Естественность» как прекрасное. Культура рококо (скепсис, ирония, насмешка; всё вокруг – источник удовольствия). Вольтер: «Все жанры литературы хороши кроме скучного». «Толковый словарь, или Энциклопедия наук, искусств и ремёсел» (Дидро, Д’Аламбер и др.) – памятник французского свободомыслия и остроумия. Классицизм, сентиментализм (Руссо, Гейнсборо). Взлёт музыкальной культуры (Бах, Моцарт, Гайдн). XVIII в. – рождение основ художественной культуры последующих столетий.

Величайший культурный поворот XIX века («Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация» – Ортега-и-Гассет). Две духовные составляющие западноевропейской культуры – вера в человека-преобразователя (Возрождение) и активная роль его разума (Просвещение). Успехи естественных наук (Фарадей, Максвелл, Кюри, Эйнштейн, Планк, Резерфорд, Дальтон, Бор, Дарвин): «истина суть то, что удобно и полезно». Логическое завершение «расколдовывания мира» (кризис христианского мировоззрения и морали). Товарно-денежные отношения и «обмирщение» культуры. От романтизма (начало века) до модерна. Стиль ампир. Утверждение критического реализма (Бальзак, Диккенс, Достоевский и др.). Декаданс (как духовный кризис, поиск смыслов): натурализм – импрессионизм – постимпрессионизм. Итог европейского духовного развития XIX века – «негуманный человек», «неестественная природа», «нехристианская культура» (Гвардини).

Основные тенденции развития культуры XX в.: ориентация на демократический гуманизм (превращение человека в средство техногенной цивилизации); интернационализация науки (оппозиция: сциентизм – антисциентизм); попытки формирования ноосферной культуры (объединение человечества); глобализация культурных процессов (массовая деградация эстетических и моральных ценностей); возрастание значимости национальных культур; «экзистенциализация» человеческого бытия (чувство бессилия и страха); стандартизация индивида (человек как товар); возникновение информационной культуры. Множественность культурных направлений, школ, стилей и течений (кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм и т.д.).

Перспективы общечеловеческой культуры – «зри в историю и корень человека» (О.В. Аксёнова). Индивидуалистическая и коллективистская культуры. Итоги культурного развития XX века: разрушение классической морали («капсулирование» человека), крах привычной картины мира (Вселенная «кем-то» создана), смена парадигм в философии (постструктурализм), литературе и искусстве (постмодернизм).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.