Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 3 страница




Гесиод (греч. Hesiodes, VIII-VII вв. до н. э.) – первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» (т. е. родословная богов) рационалистически систематизирует греческие мифы. Г. противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

Гóтика (от итал. gotico – букв. готский от названия германских племён готов) – художественный стиль (между сер. XII и XV—XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Наиболее ярко этот стиль проявился в строительстве храмовых зданий (церквей и кафедральных соборов), устремленных ввысь, с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, сложным орнаментом (витражами); характеризовался строительством городских соборов. Термин введён гуманистами Возрождения.

Гуманность (от. лат. humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, благожелательное отношение к людям, уважение к их человеческому достоинству (в отличие от жёстокого, неблагожелательного); доброе отношение ко всему живому.

Гумилёв Лев Николаевич (1912-92) – историк и философ, географ, представитель русского космизма. Сын Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Полагал, что любая культура генетически связана с прежними культурами, их традициями. Основная идея его концепции – всемирная история неразрывно связана с влиянием на неё различных сил Космоса. В основе исторического процесса – этносы, которые возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего ряд особей – «пассионариев» (от лат. passio – страсть). Это особый эффект избытка биохимической энергии, проявляющийся в повышенной тяге людей к действию. Пассионарии, по причине своей доминирующей роли, задают основные векторы развития мировой культуры. [Осн. соч.: От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992; Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993; Этносфера: История людей и история природы. М.. 1993; Чёрная легенда. Друзья и недруги Великой степи. М., 1994].

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada – конёк, деревянная лошадка; детский лепет) – скандальное авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22 гг.; сложилось в Швейцарии в среде анархистов под влиянием иррационализма и было направлено, во многом, против I-й Мировой войны. Дадаисты откровенно презирали традиционное искусство. Их творения выражались в специфических образах – бессмыленных сочетаниях слов и звуков, заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов и тому подобном хулиганстве. В 20-е гг. слился во Франции с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом. [Для дадаизма и поп-арта характерен ассамбляж (франц. assemblage от assembler – собирать) – художественный объект-рельефный или трёхмерно-скульптурный, составленный из реальных предметов и их фрагментов. Такие гротескно-абсурдные «реальные натюрморты» радикально меняют привычные смыслы вещей].

Дамоклов меч – согласно древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий I Старший (405-367 гг. до н. э.) предложил на один день престол своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Во многих культурах народов мира выражение употребляется в значении постоянной опасности, нависшей над кем-либо, при кажущемся благополучии.

Декаденство (франц. decadence, от средневекого лат. decadentia – разложение, упадок) – название течения в литературе и искусстве кон. XIX – нач. XX вв.; общее наименование кризисных явлений европейской культуры этого времени, для которых характерны настроения безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализма. Постоянными темами декаденства были мотивы небытия и смерти, тоски по духовным ценностям, отказа от гражданских идеалов, веры в разум, любования красотой увядающей жизни, эстетизации греха и порока и т. д. [Течение получило широкое распространение в Европе: во Франции (поэты Шарль Бодлер (1821-67, Поль Верлен (см. символизм), Артюр Рембо (см. символизм) и др.); в России (идеолог символизма – писательница 3инаида Гиппиус, поэт Константин Бальмонт, писатель и философ Дмитрий Мережковский, писатель Фёдор Сологуб (см. символизм) и в др. странах]. Декаданс – то же, что декаденство.

Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация [(позднелат. incrustatio – букв. покрытие корой) – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу. Распространены инкрустации деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (насечка)], а также вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров (см., напр., Палехская миниатюра, Федоскинская миниатюра).

Детективная литература (от англ. detective – сыщик) – в узком смысле: приключенческая проза о расследовании и «разгадке» преступления, в расширительном смысле: изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы – Эдгар По («Убийство на улице Морг», 1841 и другие новеллы; см. романтизм). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом [ Осн. представители: Артур Конан Дойл (1859-1930) – английский писатель. Ввёл в детективную литературу образ сыщика-любителя (Шерлок Холмс). Повести «Собака Баскервилей» (1901-02), «Долина ужаса» (1914-15), рассказы отличаются занимательной интригой и простотой повествования. Исторические и научно-фантастические романы; Честертон (см. эссе); Эмиль Габорио (1832-73) – французский писатель, один из зачинателей детективного жанра. Писал т.н. уголовные романы: «Дело Леруж» (1866), «Преступление в Орсивале» (1867), «Рабы Парижа» (1868) и др.; Агата Кристи (1890-1976) – английская писательница. Герои её многочисленных детективных романов и повестей с элементами психологизма – старая дева Джейн Марпл или сыщик-любитель Пуаро, обладающие феноменальной наблюдательностью и интуицией: «Пуаро расследует» (1924), «Тайна каминов» (1925), «Убийство Роджера Экройда» (1926), «Смерть на Ниле» (1937) и др.]. Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов [напр., Жорж Сименон (1903-89) – французский писатель. В серии детективно-психологических романов о полицейском комиссаре Мегрэ, в детективно-психологических романах («Братья Рико», 1952; «И всё-таки орешник зеленеет», 1969) – достоверное изображение атмосферы французской жизни, сочувствие социально униженным. Автобиографические книги («Я диктую», т. 1-21, 1975-81) и др.]. А также с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз [напр., Дэшил Хеммет (1894-1961) – американский писатель. Автор остросюжетных детективных романов «Мальтийский сокол» (1930; экранизирован Дж. Хьюстоном, 1941), «Стеклянный ключ» (1931) и др.]. У истоков детектива в России стоят повести М.С. Шагинян «Месс-Менд» (1923-25) [Мариэтта Сергеевна Шагинян (1888-1982) – писательница, написавшая кроме указанной повести ещё и роман «Гидроцентраль» (1930-31) о социалистическом строительстве; очерки («Путешествие по Советской Армении», 1950); романы-хроники о В.И. Ленине: «Семья Ульяновых» (1938, переработанное издание 1957), «Первая Всероссийская» (1965) и др.] и «Записки следователя»(1938) Л.Р. Шейнина [Лев Романович Шейнин (1906-67) – писатель, написавший кроме указанной повести сочинения о героических буднях совестских правоохранительных органов «Лицом к лицу», 1944; «Военная тайна» (ч.1-3, 1943-58); «Особое задание», 1956; «Помилование», 1965]. Во вт. пол. XX в. возникала большая группа писателей-«детективщиков» [напр., Юлиан Семенович Семёнов (1931-1993) – писатель. Остросюжетные политические детективы: повесть «Семнадцать мгновений весны» (1969; одноименный телефильм, 1973), «ТАСС уполномочен заявить» (1979); хроника в 4 кн. «Альтернатива» (1975); романы «Горение» (1977-1978 о Феликсе Дзержинском), «Пресс-центр» (1984), «Экспансия» (кн. 1-3, 1985-87); Вайнеры, русские писатели, братья, соавторы: Аркадий Александрович (р. 1931) и Георгий Александрович (р. 1938). Мастера детективного жанра. Первая повесть – «Часы для мистера Келли» (1967). Наибольший успех имел роман «Эра милосердия» (1976; экранизирован под названием «Место встречи изменить нельзя» с В.С. Высоцким в главной роли). Романы «Евангелие от палача» (1979), «Петля и камень» (1984), книги «Ощупью в полдень» (1969), «Не потерять человека» (1978), «Карский рейд» (1983) и др.]. В настоящее время детективная литература занимает центральное место в индустрии массовой литературы (как отрасли «массовой культуры»).

Детерминизм культурный (от лат. determinare – определять) – культурологическая концепция, согласно которой культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни. Такая точка зрения связана с чрезмерно широким толкованием понятия культуры, под которой обычно понимается совокупность разделяемых большинством членов общества ценностей и значений (фундаментальные общественные идеи и принципы, верования, обычаи, традиции и т. п.).

Джаз (англ. jazz) – вид музыки, возникший на рубеже XIX и XX вв. в среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Развёртывание музыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразным эффектом ритмической иррегулярности [т.н. свинг (англ. swing – качание, взмах) – выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Свингом называется также стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Другое важное выразительное средство в джазе – рубато (темпо рубато) (от итал. tempo rubato – букв. похищенное время) – свободно отклоняющееся от ровного темпа исполнение музыкального произведения; и т.п.]. В русле т.н. классического и современного джаза сложился ряд стилистических направлений. Оказал большое влияние на современную музыку.

Дионисий (ок. 1440 – после 1502/03) – один из трёх великих живописцев Древней Руси (наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым). Написанные им иконы («Спас в силах», 1500) и фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллова, ок. 1500-03; с сыновьями) отмечены чертами праздничности и нарядности.

Диффузионизм (от лат. diffusio – распространение, растекание, рассеивание, проникновение) – направление в изучении культур, основной предмет исследований которого – заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур. Основатель – немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844-1904) – считал главным источником изменений в культурах контакты между ними.

Драма (греч. drama букв. – действие) – 1) один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Специфику драмы составляют сюжетность (см. сюжет), конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание. Содержание драмы согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и с построением мизансцен [(франц. mise en scène – постановка на сцене) расположение актёров на сцене в отдельные моменты спектакля. Искусство мизансцены – один из важнейших элементов режиссуры; это язык режиссёра]. Литературная драма, реализуемая актёром и режиссёром, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. [ Главные представители драмы мирового значения: Эсхил (ок. 525-456 до н.э.) – древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Превратил её из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актёра и тем, создав предпосылку для диалогического конфликта. Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделённый чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода; Софокл (ок. 496-406 до н.э.) – древнегреческий поэт-драматург, один из трёх великих представителей античной трагедии (между Эсхилом и Еврипидом). Трагедии Софокла («Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) – классический образец жанра; Еврипид (ок. 480-406 до н. э.) – древнегреческий поэт-драматург, младший из трёх великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Еврипиду свойственно необычный для античной трагедии интерес к частным судьбам людей («Медея», «Ипполит» и др.); Уильям Шекспир (1564-1616) – английский драматург, поэт; был актёром королевской труппы. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Трагедия о любви и верности ценою жизни «Ромео и Джульетта» (1595). В исторических хрониках («Ричард III», 1593; «Генрих IV», 1597-98), трагедиях («Гамлет», 1601; «Отелло», 1604; «Король Лир», 1605; «Макбет», 1606), в «римских трагедиях» (политических – «Юлий Цезарь», 1599; «Антоний и Клеопатра», 1607; «Кориолан», 1607), лирико-философских «Сонетах» (1592-1600, опубликованы в 1609) нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслил как вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности – добро, достоинство, честь, справедливость – неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Создал яркие, наделённые могучей волей и сильными страстями характеры, способные как к героическому противоборству с судьбой и обстоятельствами, самопожертвованию, переживанию ответственности за разлад мира («распавшуюся связь времен»), так и готовые преступить нравственный «закон» и погибнуть ради всепоглощающей их идеи или страсти (честолюбия, власти, любви). Поиски оптимистического решения конфликтов привели к созданию романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612). Трагедии Шекспира – величайшие образцы трагического в мировой литературе; Лопе де Вега (Лопе Феликс де Вега Карпьо) (1562-1635) – испанский драматург. Крупный представитель Возрождения. Автор св. 2000 пьес (500 из которых изданы), романов, стихов, в т.ч. – историческая драма «Великий герцог Московский» (1617), социальные драмы «Кровь невинных» (1623) и «Звезда Севильи» (1623), народно-героическая драма «Саламейский алькальд» (написана до 1610) и «Фуэнте Овехуна» (1619), комедии о любви «Собака на сене» (1618), «Учитель танцев» (1593); Педро Кальдерон де ла Барка (1600-81) – крупнейший драматург испанского барокко. В драмах «Стойкий принц» (1628-29) и «Саламейский алькальд» (1651) дал христианско-демократическую трактовку чести; Пьер Корнель (1606-84) – французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии «Сид» (1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), торжество героической воли в трагедиях «Гораций» (1640), «Цинна» (1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях «Мученик Полиевкт» (1643), «Смерть Помпея» (1644). Следы эстетики барокко в «Родогуне» (1647) и др.; Жан Расин (1639-99) – французский драматург, поэт, представитель классицизма. В трагедиях «Британник», «Береника», «Митридат», «Федра» (1669-77) – масштабное поэтическое изображение трагической любви, конфликта между монархическим деспотизмом и его жертвами, противоборства страстей в человеческой душе, утверждение необходимости следовать требованиям нравственного долга, и др.; Мольер (см. комедия); Джордж Бернард Шоу (1856-1950) – английский писатель, лауреат Нобелевской премии (1925). Создатель драмы-дискуссии, в центре которой – социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929). В основе художественного метода Шоу – парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл и лев», 1913, «Пигмалион», 1913), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», 1901, и др.); Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) – немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения; один из основоположников немецкой классической литературы. Стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в юношеских драмах периода «Бури и натиска»: «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство и любовь» (1784). Интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряжённый драматизм трагедий Шиллера («Дон Карлос», 1783-87; «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе 1801, и др.), народные драмы «Вильгельм Телль» (1804), обусловили создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства; Ибсен (см. романтизм); Юджин О'Нил (О'Нейл) (1888-1953) – американский драматург, реформатор американской сцены. Лауреат Нобелевской премии (1936). Пафос его пьес – фрейдистское понимание личности, которое определяет экспрессивность и жёсткую конкретику, символику и гротеск. Основные проблемы: трагическая несовместимость прекрасной мечты и повседневности («За горизонтом», 1920); разрушение личности, захваченной преуспеванием («Душа поэта», опубликована 1957); межрасовые конфликты («У всех детей Господа Бога есть крылья», 1924); безысходное противостояние поколений («Долгое путешествие в ночь», постановка 1956). Монументальные мифологические и аллегорические трагедии «Траур – участь Электры» (1931), «Разносчик льда грядет» (постановка 1946); Теннесси (наст. имя Томас Ланир) Уильямс (1911-83) – американский драматург, прозаик. Драмы «Стеклянный зверинец» (1945), «Трамвай "Желание"» (1947), «Орфей спускается в ад» (постановка 1957), «Ночь игуаны» (постановка 1962), а также сборник «Драконова страна» (1970) о страданиях одиноких, часто ущербных, но поэтичных натур в черством, прагматичном и нетерпимом окружении. Экзистенциалистические и фрейдистские идеи, религиозная символика, биологические мотивировки. Рассказы (сб. «Восемь одержимых порядочных женщин», 1974); повесть «Римская весна миссис Стоун» (1950). Книга- эссе «Где я живу» (1978); Брехт и др. Драма в России: А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, А.П. Чехов, М. Горький, А.В. Вампилов и др.].

Жанр (франц. genre – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произ­ведения. Многообразие жанров в искусстве обусловлено тем, что его про­изведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение. [ Основные жанры: а) в литературе – эпический (ро­ман, повесть, рассказ и т. д.), лирический (ода, элегия – см. сентиментализм; стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); б) в изобразительном искусстве – на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж – см. сатира); в) музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные – сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные – сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры – марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.). В XX в. происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров].

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). [ Осн. жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи; плафоны, т.е. росписи на потолке; панно, т.е. обрамлённая часть стены или потолка, заполняемая изображением); станковая живопись (картина); декорационная живопись (театральные и кинодекорации); декоративная роспись предметов обихода; иконопись; миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет); диорама [(от греч. dia – через, сквозь и horama – вид, зрелище) – лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом] и панорама [(от греч. pan – все и horama – вид) – живописная картина, охватывающая весь круг горизонта]. Осн. технические разновидности живописи: масляная живопись; живопись водяными красками по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко); тéмпера [(итал. tempera от temperare – смешивать краски) – живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии – натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д.)]; клеевая живопись; восковая живопись; эмаль. А также живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками; мозаика [(франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.]; витраж [(франц. vitrage от лат. vitrum – стекло) – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери или в виде самостоятельного панно из стекла или другого материала, пропускающего свет]. Для исполнения живописных произведений также используются такие техники как акварель, гуашь, пастель (живопись, отличающаяся мягкой приглушенностью тонов) и тушь].

«Золотой век» – термин, в котором зафиксирован образ счастливого человечества, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон (описан в «Трудах и днях» Гесиода, «Метаморфозах» Овидия и др.). В переносном смысле – время расцвета общества, искусства, науки в тот или иной исторический период [напр., «Золотой век» Перикла (V в. до н.э.) – самый знаменитый период в истории Древней Греции, время наивысшего подъёма культуры демократических Афин. Перикл (ок. 495-429 гг. до н. э.) – крупнейший из афинских государственных деятелей, выдающийся стратег, демократ, оратор. Среди его учителей были философы Зенон и Анаксагор. Вокруг Перикла группировались выдающиеся люди того времени: историк Геродот, философы Протагор и Анаксагор, скульптор Фидий, трагик Софокл и др. Перикл был инициатором строительства Парфенона, Пропилеи, Одеона; отстроил Акрополь, который выражал идею духовного центра Эллады].

«Золотое правило нравственности» – одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в народных пословицах, поговорках и т. п.: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе». Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Новый Завет. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант видоизменил заповедь в своём учении о категорическом императиве. «Золотое правило нравственности» содержится в этике главного теоретика русского анархизма – П.А. Кропоткина.

«Илиада» (поэма об Илионе, т.е. Трое) – древнегреческая эпическая поэма, приписываемая Гомеру, памятник мирового значения. Возникла ~ в IX-VIII вв. до н.э. в Ионии на основе преданий о Троянской войне (XIII в. до н.э.). Главный герой – Ахилл. «Гнев Ахилла», оскорблённого верховным вождём Агамемноном, – основной мотив, организующий сюжетное единство поэмы. Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осаждённой Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишёнными «снижающего» юмора. Классический русский перевод Н.И. Гнедича (1829).

Имплозия (англ. implosion – соединять внутри) – термин, обозначающий один из феноменов массовой культуры – процесс быстрого единения людей, пользующихся одним и тем же телевидением, смотрящих одинаковые фильмы, слушающие те же самые радиопередачи или ту же самую музыку; внезапное появление у них чувства общности, способности руководствоваться не только рациональны­ми принципами, но и верованиями и мифами. Термин ввёл канадский культуролог Маршалл Мак-люэн (1911-80).

Импрессионизм (фр. impressionnisme от impression – впечатление) – влиятельное направление в искусстве последней тре­ти XIX в. – перв. пол. XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм зародился в 60-х гг. XIX в. во французской живописи. Художники этого направления внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. [ Осн. представители: Эдуар Мане (1832-83) – один из основоположников импрессионизма. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе – 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар "Фоли-Бержер"», 1881-82). В 70-х гг. обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874); Огюст Ренуар (1841-1919) – живописец, график и скульптор. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия («Мулен де ла Галет», 1876; «Ж. Самари», 1877) и др.; Эдгар Дега (1834-1917) – живописец, график и скульптор. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда» и др.)]. Импрессионисты выработали последовательную систему пленэра [(франц. plein air – букв. открытый воздух) – воспроизведение изменений воздуха, вызванных солнечным светом и состоянием атмосферы]. Работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазах зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. [Клод Моне (1840-1926). Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи («Впечатление. Восходящее солнце», 1874); в 1890-х гг. стремился запечатлеть мимолётные состояния свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», 1890-91, «Руанский собор», 1893-95) и др.; Камиль Писсарро (1830-1903). Светлые, чистые по цвету пейзажи («Вспаханная земля», 1874; и др.); Альфред Сислей (1839-99). Лирические, наполненные светом и воздухом пейзажи («Деревня на берегу Сены», 1872; и др.). Русские художники-импрессионисты: Константин Алексеевич Коровин (1861-1939; с 1923 г. за границей). Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89) и др.; Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904) и др. Импрессионизм в скульптуре: Огюст Роден (1840-1917) – французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884-88; работы для «Врат ада», с 1880, в т.ч. «Мыслитель); Медардо Россо (1858-1928) – итальянский скульптор. Стремился запечатлеть изменчивость натуры, придать пластической форме мягкую текучесть («Смеющаяся девочка», 1889; и др.); Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866-1938; с 1906 за рубежом) – российский скульптор. Живописные по лепке статуэтки («Лев Толстой на лошади», 1900), конный памятник Александру III в Санкт-Петербурге (открыт в 1909) и др. В музыке: Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918) – французский композитор. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества – программная инструментальная музыка: «Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна"» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888) и др.; Морис Равель (1875-1937) – французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки и др.) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке XX в. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) др.; Поль Дюкá (1865-1935) – французский композитор. Ряду сочинений присущи черты музыкального импрессионизма. Симфоническое скерцо «Ученик чародея» (1897), опера «Ариана и Синяя Борода» (1907) и др. Импрессионизм в литературе: творчество французских писателей, братьев Гонкур: Эдмона (1822-96) и Жюля (1830-70). «Поэты нервов», «цените­ли незаметных ощущений», родоначальники «психологического импрессионизма». В романах из жизни разных слоёв французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма; Кнут Гамсун (наст. фам. Педерсен) (1859-1952) – норвежский писатель. Лауреат Нобелевской премии (1920). Изощрённая техника «психологического импрессионизма» в романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898), в которых изобразил бунт личности против среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы в романе «Соки земли» (1917). В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) – ницшеанские мотивы. В романах 20-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) – мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире; ранние новеллы Томаса Манна (см. реализм); Стефан Цвейг (1881-1942) – австрийский писатель. Мастер психологической новеллы (сборники «Амок», 1922, «Смятение чувств», 1927, и др.) и портрета (Стендаль, З. Фрейд, Ф. Ницше, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Ф. Магеллан, Ж. Фуше и мн. др.); творчество Рильке (см. лирика). «Пленэрная», трепетная живописность ощущается у Э. Золя (см. натурализм) в описаниях Парижа («Страница любви») и у др. писателей. Русские поэты: Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909). В лирических стихах (сборники «Кипарисовый ларец», 1910; «Посмертные стихи», 1923) – трагедийная напряжённость, тонкий психологизм; Афанасий Афанасьевич Фет (наст. фам. Шеншин) (1820-1892). Насыщенные конкретными приметами картины природы, мимолётные настроения человеческой души, музыкальность: «Вечерние огни» (сб. 1-4, 1883-91) и др.]. Импрессионизм получил дальнейшее развитие в постимпрессионизме и экспрессионизме, а как самостоятельный метод к сер. XX в. исчерпал себя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.