Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 2 страница




Барокко (ит. barocco – букв. вычурный) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI -сер. XVIII вв. Барокко противоречиво и способно «сочетать несочетаемое»: чувственность и спиритуализм, призывы к аскетизму и безудержный гедонизм, отвлечённую символику и натуралистическую конкретность, наивную простоту и усложнённость. Барокко стремится к чувственному и интеллектуальному напряжению, неожиданному и поражающему воображение сочетанию образов [Например, В живописи: Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – фламандский живописец. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», ок. 1611-14, «Персей и Андромеда», ок. 1620-21), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», ок. 1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», ок. 1635-40), полные живого обаяния портреты («Камеристка», ок. 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций; Антонис ван Дейк (1599-1641) – фламандский живописец. Ученик Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; и др.) и др.; Диего Веласкес (1599-1660) – живописец, крупнейший представитель испанского барокко. Его творчество отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обострённым чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628-29), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617-18), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтичные сцены труда («Пряхи», 1657) и др. В архитектуре: Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-71), построивший Зимний дворец (1754-62); Рундальский дворец, памятник архитектуры барокко близ г. Бауска (Латвия). Построен Растрелли для Э.И. Бирона в 1736-40. Двухэтажное здание образует ансамбль со служебными постройками и парком; и др. В музыке: итальянский композитор Антонио Вивальди (1678-1741), написавший выдающийся цикл эпохи барокко – «Времена года» (1725); Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа и др. Барокко в русской литературе – Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80) и Михаил Васильевич Ломоносов (1711-65) в России и т.д.].

«Буря и натиск» – [(«Sturm und Drang»; название – по одноимённой драме немецкого писателя Фридриха Клингера(1752-1831)] – литературное движение в Германии 70-80-х гг. XVIII в., представители которого отвергали классицизм и развивали идеи гуманизма эпохи Просвещения, подчёркивали национальное своеобразие различных культур и народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний и характеров. [Главный теоретик Гердер (см. плюрализм культурный, сентиментализм). Драматурги и поэты: ранние периоды творчества Гёте (см. роман) и Шиллера (см. драма); писатели Якоб Ленц (1751-92), Клингер и др.)]. Это литературное движение оказало существенное влияние на романтизм и формирование немецкой классической философии (И. Кант и др.).

Буриданов осёл (от имени французского философа-схоласта XVI в. Жана Буридана) – известный в истории культуры парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) для объяснения свободы воли. Осёл, стоящий между двумя находящимися на равном расстоянии охапками сена, обрёк себя на голод, поскольку не может решить, какую из них съесть раньше. В переносном смысле – человек, колеблющийся в выборе между двумя равнозначными возможностями.

Ваганты (от лат. vagantes – бродячие) – бродячие нищие студенты, низшие клирики (церковные служки), школяры в средневековой Западной Европе XII-XIII вв., исполнявшие пародийные, любовные и застольные песни, что осуждалось и преследовалось официальной церковью.

Вандализм (от назв. «вандалы» – группы германских племён, разграбивших Рим в 455 г., уничтожив при этом многие памятники античной культуры) – термин для квалификации действий, направленных на разрушение культуры. [В культурологии выделяется три типа вандализма: физический – направленный на физическое или механическое уничтожение вещей и знаков культуры (напр., сожжение храма Артемиды Эфесской Геростратом в 356 г. до н.э.); систематизаторский – ведущий к уничтожению фактов культуры, что лишает возможности пользоваться достижениями культуры (напр., пропажа Янтарной комнаты во время Второй мировой войны); образовательный – формирующий невостребованность памятников культуры со стороны культуропользователей (напр., отсутствие посетителей в музее), что способствует постепенному разрушению культуры].

Вечные образы – сложившиеся в мировой культуре литературные герои (персонажи), которым предельная художественная обобщённость и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение [ Основные персонажи: Прометей, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклёвывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе [у Эсхила (см. драма), Шелли (см. романтизм) и др.]; в изобразительном искусстве и музыке [ Бетховен (см. симфония), Скрябин (см. симфония) и др.]. Дон Кихот (Don Quijote), герой романа Сервантеса (см. Возрождение) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605). Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чьё благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью. Дон Жуан (Дон Хуан) (Don Juan), созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений. Легенда послужила источником многих произведений искусства, в т.ч. литературы (Мольер (см. комедия), Гофман (см. романтизм), Байрон (см. лирика), Пушкин и др.). Гамлет, герой одноимённой трагедии Шекспира (см. драма). Один из вечных образов: имя «Гамлет» стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений. В зависимости от конкретной общественной ситуации понятие «гамлетизм» наполнялось различным содержанием – от безволия до целеустремлённой решимости. Фауст, герой немецких народных легенд и произведений мировой литературы и искусства, символ человеческого стремления к познанию мира. Прототип – доктор Иоганнес Фауст (1480?-1540?), бродячий астролог. О союзе Фауста с дьяволом (Мефистофелем) впервые рассказано в немецкой народной книге «История о докторе Фаусте» (1587). Всемирно известны «Фауст» Гёте (см. роман), а также одноимённая опера Гуно и «Доктор Фаустус» Томаса Манна (см. реализм); Вечный жид (Агасфер) (лат. Ahasverus), герой средневековых сказаний, еврей-скиталец, осуждённый Богом на вечную жизнь и скитания за то, что не дал Христу отдохнуть (по многим версиям, ударил его) по пути на Голгофу; и др.].

Византизм – общепринятый термин в культуре для характеристики отрицательных черт политики и частного быта Византийской империи (IV-XV вв.): придворная лесть, деспотизм, тонкий ум при свободе от нравственных правил, пышность и разврат.

Возрождение (Ренессанс – франц. Renaissance) – уникальный период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах кон. XV-XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. [Суть эпохи в образе – «Набожная Европа вышла замуж за прекрасного телом и духом античного языческого Героя (Аполлона)» – О.В. Аксёнова]. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, мягкий клерикальный (от позднелат. clericalis – церковный) характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). [Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии на рубеже XIII-XIV вв. Провозвестники: Алигьери Данте (1265-1321) – поэт, создатель итальянского литературного языка. Вершина творчества – поэма «Божественная комедия» (1307-21, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры; Джотто ди Бондоне (1266/67-1337) – живописец. Порвав со средневековыми канонами, внёс в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320-25) поражают внутренней силой и величием образов, грандиозностью композиции; и др.]. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики, аскетизма и утверждением гуманизма [ Осн. представители гуманизма: Лоренцо Валла (1405/07-57) – писатель. Приверженец философии и этики Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Автор трактатов «О наслаждении» (1431), «О свободе воли» (1442), «Диалектические диспуты» (1494) и др.; Джованни ПикоделлаМирандола (1463-94) – мыслитель. Современники называли его «божественным», так как видели в нём воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Написал «900 тезисов» (1486) «обо всём, что познаваемо». Введение к ним – «Речь о достоинстве человека», в котором он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы – частные проявления единой истины). Его идеи были осуждены церковью; и др.)]. Пафос [(от греч. pathos – страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) – 1) в античной эстетике – страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос противопоставляется обычно этосу; 2) идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; 3) в общеупотребительном смысле – приподнятое и восторженное состояние человеческого духа] утверждения идеала гармонической, раскрепощённой творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. [В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены (см. ордер архитектурный), арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Основные представители архитектуры в Италии: Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор, учёный. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений (купол собора Санта-Мария дель Фьоре, 1420-36; Оспедале дельи Инноченти, 1421-44; капелла Пацци, 1429, – все во Флоренции); Леон Баттиста Альберти (1404-72) – учёный, архитектор, выдающийся теоретик искусства и архитектуры. В его теоретических трактатах («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубликован в 1485) обобщён опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (см. ордер архитектурный) (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51); Донато Браманте (1444-1514) – архитектор. Создал гармоничные, цельные, смелые по пространственной композиции постройки: в Милане (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, 1479-83), Риме («Темпьетто», 1502-03; дворы Ватикана, с 1503; проект собора св. Петра, между 1506-14) и др.; Андреа Палладио (наст. фам. ди Пьетро) (1508-80) – архитектор. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592) и др. Архитектура во Франции: Пьер Леско (ок. 1510-78) – архитектор. Часть квадратного двора Лувра (1546-74), «Фонтан невинных» (1547-49, оба в Париже, в соавторстве) отличаются строгостью ордерных членений и скульптурного декора; Филибер Делорм (1510/15-1570) – архитектор. Сочетал ордерные (см. ордер архитектурный) и готические (см. готика) элементы, ввёл «французскую колонну» (с декоративными поясами), богатый скульптурный декор (замок-дворец Ане, начат в 1547), и др. Скульптора в Италии: Донателло (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок. 1386-1466) – представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27) и др. Живопись в Италии: Мазаччо (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401-28), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы. Воплощал в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трёхмерность фигур, монументализация и обобщение форм (фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425-28), и др.; Пьеро делла Франческа (ок. 1420-92), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма («Крещение Христа», 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66) и др.; Андреа Мантенья (1431-1506), итальянский живописец и гравёр. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474) и др.; Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (т.н. «Джоконда», ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов); Рафаэль (наст. имя Рафаэлло Санти) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514-15). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме; Микеланджело Буонарроти (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С предельной силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1489/90-1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-18) сменяются напряжённым драматизмом («Се человек», ок. 1543), психологической остротой образов («И. Риминальди», ок. 1548), их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545-46). Создавал образы, полные обострённого ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях подчёркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета; Паоло Веронезе (наст. имя Кальяри) (1528-88), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель венецианской школы. Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита (фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, ок. 1561, «Брак в Кане», 1563); Якопо Тинторетто (наст. фам. Робусти) (1518-94), итальянский живописец. Представитель венецианской школы Позднего Возрождения. Драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565-88). Живопись в Нидерландах: братья ван Эйк, основоположники нидерландского искусства XV в.: 1) Хуберт (ок. 1370-1426), возможно, начал «Гентский алтарь». 2) Ян (ок. 1390-1441), искусство которого, основано на представлениях о единстве и гармонии мироздания, новаторски отразило многообразную красоту реального мира и человека. По-новому применив технику живописи маслом, убедительно передавал иллюзию наполненного светом пространства, предметного мира. Религиозные картины, портреты («Гентский алтарь», окончен 1432; портрет супругов Арнольфини, 1434), и др.; Питер Брейгель Старший, или «Мужицкий» (1525/30-1569) – живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В его творчестве сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Масленицы и Поста», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568); и др.; Живопись в Германии: Альбрехт Дюрер (1471-1528) – выдающийся живописец, график и теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т.н. мастерские гравюры, 1513-14). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков). Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528); Матис Нитхардт (1470/75-1528) – живописец. Творчество связано с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма. В Изенхеймском алтаре (1512-15) мистические образы соседствуют с гуманистическими просветлёнными; Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/98-1543) – живописец и график. Точным, чётким по характеристике портретам (живопись и рисунок), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мёртвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35); Лукас Кранах Старший (1472-1553) – живописец и график. Ранние произведения («Отдых на пути в Египет», 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности («Источник молодости», 1546) и др. Искусство во Франции: Жан Фуке (ок. 1420-77/81) – живописец. Строгие и точные по характеристике портреты («Карла VII», ок. 1444), миниатюры; Жан Гужон (ок. 1510-64/68) – скульптор. Светские по мироощущению, поэтически одухотворенные, изысканные по пропорциям и ритму произведения (рельефы «Фонтана невинных», Париж, 1547-49); Клуэ – семья французских живописцев и рисовальщиков, портретистов: 1) Жан (ок. 1475-1540/41), остроту характеристики сочетал с торжественной застылостью поз, тщательностью письма («Франциск I», ок. 1525-30). 2) Франсуа (между 1505/10-72), автор психологически тонких, виртуозных по живописи, совершенных по рисунку портретов («Елизавета Австрийская», ок. 1571); и др. Литература Возрождения создала памятники непреходящей ценности, органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия: Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (кн. 1-4, 1533-52, кн. 5 – опуб.1564) – энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург), гуманистические идеалы своего времени; творчество Лопе де Вега (см. драма); Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – испанский писатель. Главное произведение – роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» («Дон Кихот», ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика – одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными; сонеты Петрарки (см. лирика); Джованни Боккаччо (1313-1375) – итальянский писатель. В главном произведении «Декамерон» (1350-53, опубл. в 1470) – книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, – многоцветная панорама нравов итальянского общества, книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубл. в 1477); Лудовико Ариосто (1474-1533) – итальянский поэт. Героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд» (1516), продолжившая поэму «Влюбленного Роланда» (1495) поэта Маттео Боярдо (1441-94), где переплетаются элементы средневековых легенд и придворного романа проникнута тонкой иронией; и т.д. Философия эпохи Возрождения: Николай Кузанский (Кузанец) (Николай Кребс) (1401-64) – философ, теолог, учёный, церковно-политический деятель. Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» (т.н. «учёное незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений». Кузанец – автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания; Марсилио Фичино (1433-99) – итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской. Перевёл на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия и др. античных философов, сделав их достоянием европейской философии XV-XVI вв.; Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном, философ, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т.ч. Земли) вокруг Солнца; Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, историк, писатель. Видел главную причину бедствий государств, в частности, – Италии, в политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть («Государь», 1513, издан 1532, и др.). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали; Эразм Роттердамский (1467-1536) – гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), философ, писатель. Философский гротеск «Похвала Глупости»(1511) – сатира, высмеивавшая нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял её; Мишель де Монтень (1533-92) – французский философ-гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет; и др.; Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Обвинён в ереси и сожжён инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров; и др. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки: фроттола [(итал. frottola от frotta – толпа) – старинная итальянская многоголосая песня на текст светского, главным образом любовно-лирического содержания] и вилланелла [(итал. villanella – деревенская песня) – жанр итальянской бытовой сатирической, игровой, любовно-лирической многоголосной песни XV-XVI вв. Музыка вилланеллы светлого характера, нередко с чертами танцевальности], а также баллада и мадригал [(франц. madrigal) – в XIV и XVI - нач. XVII в. небольшое итальянское музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально с инструментальным сопровождением, позднее – без сопровождения]. Эпоха Возрождения завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Андреас Везалий (1514-64) – естествоиспытатель, основоположник анатомии. Одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытий. В основном труде «О строении человеческого тела» (кн. 1-7, 1543) дал научное описание строения всех органов и систем) и многое, многое другое].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.