Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3.3. Экономика и культура 9 страница




Рублёв Андрей (ок. 1360/70- ок. 1430) – русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Иконы и фрески Рублёва отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона «Троица»). Участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-27), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.). Рублёву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр.

«Русские сезоны» – выступления русских оперных и балетных трупп за границей, организованные Дягилевым [Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) – российский театральный и художественный деятель] и Бенуа [Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – российский художник, историк искусства, художественный критик и режиссёр. Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11)]. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. [ Участвовали: композиторы – Римский-Корсаков (см. «Могучая кучка», опера); Рахманинов (см. симфония); Глазунов (см. симфония). Певец Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – бас, выдающийся представитель русского реалистического исполнительского искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Среди лучших партий – Борис («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто), а также Мельник («Русалка» А.С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки). ХудожникиБенуа (Александр Николаевич в «Русских сезонах» кроме руководства представлял и своё творчество. В живописи, графике, театральных работах (напр., «Версальская серия» и др.) тонко передавал стиль прошедших эпох; Лев Самуилович Бакст (наст. фам. Розенберг) (1866-1924) – живописец, график, театральный художник. Как декоратор «Русских сезонов» занимался стилистикой античных и восточных мотивы, создавая утончённо-декоративное фантастическое зрелище; Александр Яковлевич Го­ловин (1863-1930) – живописец и театральный художник, декоратор «Русских сезонов». Балетмейстер Михаил Михайлович Фокин (1880-1942) – выдающийся реформатор балетного театра нач. XX в. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и др.), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Поставил: «Шопениана» на музыку Шопена (1908), «Петрушка» И.Ф. Стравинского (1911), и др. Танцовщицы – Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881-1931) – артистка балета. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса (см. опера); Тамара Платоновна Карсавина (1885-1978) – артистка балета. Сестра философа Льва Карсавина. Исполняла главные партии в постановках М.М. Фокина; Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962) – артистка балета, яркая представительница русской школы классического танца. В «русские сезоны» поставлены оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (см. «Могучая кучка», Опера); «Псковитянка» Римского-Корсакова (см. «Могучая кучка», опера), «Князь Игорь» А.П. Бородина (см. «Могучая кучка», опера); балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стра­винского (см. опера) и др.]. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа «Русский балет Дягилева».

Русский стиль – псевдорусский стиль, тенденции к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре XIX-XX вв. Пережил несколько стадий, различающихся в зависимости от своей исторической ориентации («узорчатый» XVII в. или более древние, московско-кремлёвские, новгородские, псковские или владимиро-суздальские образцы). В 30-х гг. XIX в. возник «русско-византийский» стиль (архитектор Тон – см. оружейная палата). С 1870-х русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу [напр., один из основоположников «русского стиля» в архитектуре Виктор Александрович Гартман (1834-73) – «Студия» в Абрамцеве, 1872; а также архитектор Иван Павлович Ропет (наст. имя и фам. Иван Николаевич Петров) (1845-1908) – «Терем» в Абрамцеве, 1873]. Своё отражение этот стиль нашёл в работах архитектора Владимира Осиповича Шервуда (1833-97) – представителя эклектизма: Исторический музей (1875-81) в Москве и памятник гренадёрам-героям Плевны (1887) в Москве). Русский стиль после­довательно сочетался с другими, интернациональ­ными стилями – от архитектурного романтизма перв. пол. XIX в. до стиля модерн. Понятие «русский» стиль употребляется также и в тематическом смысле по отношению к художественным мотивам национального пейзажа, истории, фольклор у [напр., в искусстве Васнецова (см. передвижники) или Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942) – графика и театрального художника, писавшего иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства].

Семь чудес света – памятники, сооружённые в ряде государств древнего мира и ставшие историческими достопримечательностями, так как отразили характерные культурные достижения своей эпохи. К ним относят: 1) древнеегипетские пирамиды [напр., Пирамида в Гизе египетского фараона IV династии Хеопса (Хуфу, 27 в. до н.э.) – крупнейшая (высота 146,6 м) в Египте]; 2) храм Артемиды в Эфесе (ок. 550 до н.э.), который сжёг Герострат; 3) Мавзолей в Галикарнасе [(лат. mausoleum от греч. Mausoleion) – монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (сер. IV в. до н.э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке. В XX в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В.И. Ленина в Москве, 1929-30; Хо Ши Мина в Ханое, 1975)]; 4) террасные, т. н. «висячие сады» Семирамиды в Вавилоне [с именем царицы Ассирии Семирамиды (правила в конце IX в. до н.э.) традиция ошибочно связывает сооружение этих садов, которые были созданы в VI в.]; 5) стáтуи Зевса в Олимпии (ок. 430 до н.э.); 6) стáтуя Гéлиоса в Рóдосе [т.н. «Колóсс рóдосский» (ок. 292-280 до н.э.) – древнегреческая бронзовая статуя (высотой ок. 32 м) бога солнца Гелиоса, покровителя о. Родоса]; 7) маяк в Александрии (ок. 280 до н.э.). Каждый из этих памятников имеет сложную историю. Из семи чудес света сохранились лишь древнеегипетские пирамиды.

Серебряный век – термин, употребляющийся для обозначения периода развития русской культуры от нач. XX в. вплоть до Революции 1917 г. Для этого периода был характерен отказ от традиционных взглядов на искусство, имевших хождение в XIX в. В культура зародились такие течения и направления, как символизм, акмеизм, т.н. «русский авангард» (см. авангардизм), декаданс, модернизм и др. Плюрализм художественных течений, движений, направлений, существование различных творческих групп и объединений, тем не менее, показал то общее, что у них было (напр., во многих случаях отказ от философского материализма, утилитаризма [(от лат. utilitas – польза, выгода) – социальный принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели] и позитивизма [(франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – вера в бесконечный рост науки и научной рациональности], а также возврат к тому, что было заложено в творчестве Пушкина и романтизме «золотого века»).

Символизм (франц. symbolisme от греч. symbolon – символ) – влиятельное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., проникнутое таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов (т.е. знаков, образов, воплощающих какую-либо идею), а также иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. [ Философско-эстетические принципы символизма заложили: немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр (1788-1860) – представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» (1844-59, рус. пер. 1903) сущность мира представлена как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни; немецкий философ-пессимист Эдуард Гартман (1842-1906). В главном сочинении «Философия бессознательного» (1869, рус. пер. 1902) основой сущего считал абсолютное бессознательное духовное начало – мировую волю; мыслитель-иррационалист Фридрих Ницше (см. «аполлоническое» и «дионисическое»); а также немецкий композитор Рихард Вагнер (см. опера)]. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременнýю идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» Красоту, символисты выразили неприятие позитивизма (см. серебряный век), тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» – сакральное (священное) действо, выходящее за пределы искусства. [ Основные представители символизма. В европейской литературе: Поль Верлен (1844-96) – французский поэт-символист. Ввёл в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сб. «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881) и др.; Поль Валери (1871-1945) – французский поэт. Основные темы философской лирики («Юная Парка», «Морское кладбище», «Очарования») – размышления о бессилии разума адекватно воспринять реальность и о природе творчества, и др.; Артюр Рембо (1854-91) – французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) – «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и заострённо-прозаическая конкретность образов в сочетании с пророческим пафосом; Стефан Малларме (1842-98) – французский поэт-символист. Для его драматических поэм «Иродиада» (1867-69), «Удача никогда не упразднит случая» (1897), сборника «Стихотворения» (1887), проникнутых мотивами одиночества и бессилия перед жизнью, характерно стремление к передаче «сверхчувственного» в поэзии; Морис Метерлинк (1862-1949) – бельгийский драматург, лауреат Нобелевской премия (1911), поэт (писал на французском языке). Его символистская поэтика выражала протест против приземлённости натурализма. Пьесы «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1902), знаменитая «Синяя птица» (1908) и др. В русской литературе: Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершённость образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» – «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» – «Городу и миру», 1903; «Stephanos» – «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913) и др.; Блок; Андрей Белый (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) – один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сб. эссе «Золото в лазури», 1904). В сб. «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности и др., Вячеслав Иванович Ивáнов (1866-1949, с 1924 в Италии) – выдающийся русский поэт-символист и философ, теоретик культуры. Считал, что всякая культура в своём поступательном развитии проходит две эпохи – «критическую» и «органическую». Они отличаются друг от друга: если первая характеризуется обособлением и индивидуализмом, то вторая, напротив, отличается синтетической целостностью миросозерцания. Центральное место в «органической» культуре занимает театр мистерии, который полностью соответствует принципам «вселенской соборности». Путь к этому искусству и культуре прокладывает символизм. Всенародное же искусство возможно, по Ивáнову, только как мифотворчество. Прообразом такого искусства он считал искусство древности. Основные идеи о культуре изложены в работах: ст. «Эллинская религия страдающего бога» (1904); сб. ст. «По звёздам» (1909); сб. ст. «Борозды и межи: Опыты эстетические и критические» (1916); сб. ст. «Родное и вселенское» (1917); кн. «Переписка из двух углов» (совм. с М. О. Гершензоном, 1921); кн. «Дионис и прадионисийство» (1923) и др.; Фёдор Кузьмич Сологуб (наст. фам. Тетерников) (1863-1927) – поэт и писатель. Сб. стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни. В европейском изобразительном искусстве: Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график. Характерные для поэтики символизма и экспрессионизм а мотивы одиночества, тревоги, смерти, острая выразительность образов получают у художника трагическое звучание («Крик», 1893); Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – литовский живописец и композитор. Символические картины (циклы «Соната солнца», «Соната весны», оба 1907) погружены в мир сказки, мечты, фантастических видений, музыкальных ритмов и др. В русской живописи: Врубель (см. модернизм); Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) – живописец. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают мечту о гармонии человека и природы («Водоём», 1902; и др.); и др. Близко к символизму творчество Гогена (см. постимпрессионизм) и мастеров группы «Наби» (см. постимпрессионизм), а также графика английского рисовальщика Обри Бердсли (1872-98), написавшего болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к «Саломее» Оскара Уайльда, 1894)].

Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – 1) высшая форма инструментальной музыки; музыкальное произведение для симфонического оркестра. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. XVIII - нач. XIX вв. [ Осн. представители: Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, написал 104 симфонии и др. музыкальные произведения; Вольфганг Амадей Моцарт (1756-91) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, написал св. 50 симфоний и др. музыкальные произведения; Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – немецкий композитор, пианист и дирижёр, представитель венской классической школы, создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии) и др. музыкальные произведения, из которых наиболее известны инструментальные сонаты (среди них т.н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805)]. У композиторов- романтиков большое значение приобрели лирические симфонии [ Осн. представители: Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор, создатель 9 романтических симфоний и др. музыкальных произведений; Феликс Мендельсон (1809-47) – немецкий композитор, дирижёр, пианист и органист, основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг), автор многих симфонических произведений (в т.ч. «Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфонической увертюры «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825) и др.] и программные симфонии [ Осн. представители: Гектор Берлиоз (1803-69) – французский композитор, дирижёр, создатель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки; стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов: «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840) и др.; Лист (см. неоромантизм); Лео Делиб (1836-91) – французский композитор. Его «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876) – первые в западно-европейской музыке симфонизированные балеты; оказали влияние на развитие музыкально-хореографического искусства. Опера «Лакме» (1883) и др.]. Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы XIX-XX вв. [Иоганнес Брамс (1833-97) – немецкий композитор, его симфонизм отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности; создал 4 симфонии и др. музыкальные произведения, наиболее известные среди них – сочинения для фортепиано (в т.ч. «Венгерские танцы», 4 тетради, 1869-80); Антон Брукнер (1824-96) – австрийский композитор, органист, педагог, один из крупнейших симфонистов XIX в., написал 11 симфоний и др.; Густав Малер (1860-1911) – австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра «Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в т.ч. для голоса с оркестром («Песни об умерших детях», 1904, и др.); Сезар Франк (1822-90) – французский композитор, органист, педагог, представитель музыкального романтизма. Написал симфонические поэмы «Эолиды» (1876), «Проклятый охотник» (1882) для оркестра; «Джинны» (1884) и «Симфонические вариации» (1885) для фортепиано с оркестром и др.; Антонин Дворжак (1841-1904) – чешский композитор и дирижёр, один из основоположников чешской музыкальной классики, написал 9 симфоний (1865-93), симфонические поэмы и другие музыкальные произведения. Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония «Из Нового света», 1893; «Славянские танцы» для оркестра, 1-2-й циклы, 1878-87; концерты); Ян Сибелиус (1865-1957) – финский композитор, глава национальной музыкальной школы. Крупнейший симфонист. 7 симфоний, программные оркестровые сочинения, в т.ч. симфонические поэмы «Финляндия» (1899), «Дочь Севера» (1906), «Тапиола» (1926) и др.]. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: Бородин (см. «Могучая кучка», опера); Чайковский (см. опера); Александр Константинович Глазунов (1865-1936) – композитор и дирижёр, один из продолжателей традиций «Могучей кучки» и П.И. Чайковского. Автор монументальных симфонических произведений. Наиболее известны его балеты «Раймонда» (1897), «Барышня-служанка» (1898), «Времена года» (1899) и др.; Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915) – композитор и пианист, один из самых сложных отечественных музыкальных сочинителей. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремлённости к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряжённость тонуса, диапазон образов от одухотворённо-идеальных, утончённых до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра и др.; Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943, с декабря 1917 жил за рубежом, с 1918 – в США) – композитор, дирижёр и крупнейший представитель мирового пианистического искусства. В его творчестве с особой силой воплощена тема родины. В музыке романтический пафос сочетается с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания – с ритмической энергией. «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утёс» (1893), поэма «Остров мёртвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904) и др.; Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) – композитор и педагог, один из крупнейших русских композиторов-симфонистов. Создал 27 симфоний и др. музыкальных произведений; Прокофьев (см. опера); Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-75) – композитор, автор опер, балетов, оперетт, а также 15 симфоний (1925-71), вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1964) и других музыкальных сочинений, в которых современными средствами инструментальной музыки выражен протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветлённая лирика; Арам Ильич Хачатурян (1903-78) – композитор и дирижёр. В его мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Кроме 3 симфоний (1934-47) создал балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), написал музыку к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (1941) др.]. 2) В обыденном языке симфония – гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов и т.п.

Социалистический реализм – термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом [(от лат. postulatum – требование) – утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое её средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы] социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, устранявшие на долгие годы из духовной жизни народа произведения А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др. Это администрирование в культуре стимулировало создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. К концу 80-х гг. принцип социалистического реализма становится историко-литературным термином.

Субкультура (от лат. sub – второстепенный и культура) – культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования; трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоёв и возрастных групп, является мировоззренческой дифференциацией внутри молодежного движения.

Сюрреализм (франц. surrealisme – букв. сверхреализм) – направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации и др.), а его методом – разрыв логических связей, заменённых свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивался в русле дадаизма и вошёл в качестве составной части в постмодернизм [ Осн. представители: Андре Бретóн (1896-1966) – французский писатель, один из основоположников сюрреализма. («Манифест сюрреализма», 1924, котором выделил три базовых принципа своей живописи: 1) автоматизм; 2) использование т.н. «обманок» и 3) сновидческие образы). В декларациях 1930-х гг. и в книгах «Аркан 17» (1945), «Лампа в часах» (1948), не принимая буржуазную культуру, утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом; Макс Эрнст (1891-1976) – немецкий и французский художник. Примыкал к дадаизму, после 1924 работал во Франции и США, выдвинувшись в число крупнейших представителей сюрреализма. В 1920-е гг. изобрел особую технику сюрреалистического коллажа, соединяя в больших сериях – «романах-коллажах» фрагменты гравюр XIX в. в причудливо-провокационных комбинациях. В картинах Эрнста, тесно связанных с традицией немецкого романтизма, сочетается живая и неживая природа, часто погруженная в некий «первобытный» пейзаж. Создавал также скульптуры, напоминающие грозных древних идолов; Филипп Супó (1897-1990) – французский поэт-сюрреалист. Сборник галлюцинаторных стихотворений в прозе «Магнитные поля» (1920, в соавторстве с А. Бретоном). Лирика 1917-73 гг. собрана в книге «Стихи и стихотворения»(1977), и др.; Тристан Тцара (наст. имя Сами Розеншток) (1896-1963) – французский поэт. В 20-30-е гг. примыкал к дадаизму и сюрреализму («Эссе о положении поэзии», 1931). Сборники «Завоеванные полдни» (1939), «Дозволенный плод» (1956); Ганс (Жан) Арп (1887-1966) – швейцарский и французский художник и поэт, один из зачинателей дадаизма, затем перешёл к синтезу сюрреализма и абстракции, создавая живопись, графику, коллажи и скульптуру, где преобладают «биоморфные», т.е. подражающие ритмам природы фантазии; Жоан Мирó (1893-1983) – испанский живописец, скульптор, график. С утончённым декоративизмом имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам («Женщина и птица в лунном свете», 1949)]. С 1930-х гг. главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придаётся видимая предметно-пластическая достоверность [ Художники: Сальвадор Дали (1904-89) – испанский живописец. Картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность («Пылающий жираф», 1935; «Постоянство памяти», 1931); а также примкнувший к сюрреалистам Ив Танги (1900-55) – французский художник-самоучка. Завоевал известность своими фантастическими пейзажами, где реальные мотивы океанских далей и берегов сочетаются с миром странных существ и форм, подобных ожившей морской гальке; и др.].

Тайлор Эдуард Бернетт (1832-1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Как и Спенсер – создатель эволюционной школы в этнографии и истории культуры. [Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике – сторонник утилитаризма. Внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры]. Тайлор утверждал, что прогресс культуры осуществляется благодаря тому, что все народы, на каком бы уровне развития они не находились, вносят в неё свой вклад. Развитие культуры уподоблял биологическому развитию.

Театр (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой. Виды сценического действия – драматическое, комедийное, танцевальное, или музыкальное произведение, пантомима [(от греч. pantomimos – букв. всё воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика), кукольное. [Истоки театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры – гистрионы (странствующие комедианты), жонглёры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, XVI-XVII вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах]. Произведение театрального искусства – спектакль (франц. spectacle – театральное представление) – создаётся на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссёра (в балете – балетмейстера и дирижёра, в опере, оперетте – режиссёра и дирижёра) и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника. [ Родословная русского театра восходит к крепостным театрам. Возникли в кон. XVII в., получили распространение в кон. XVIII - нач. XIX вв. преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актёров вошли в историю русского театра (П.И. Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова и др.). Крепостные театры стали ос­новой русской провинциальной сцены. Выдающие деятели русского театра: Константин Сергеевич Станиславский (наст. фамилия Алексеев) (1863-1938) – великий театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра; оказал значительное влияние на русский и мировой театр XX в.; основатель (совместно с В.И. Немировичем-Данченко) МХАТа (Московский Художественный академический театр, 1898). Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссёрского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актёрского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Разработал методологию актёрского творчества, технику органичного перевоплощения в образ (т.н. «система Станиславского»). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания. Поставил пьесы: А.П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишнёвый сад», 1904); М. Горького – Сатин («На дне», 1902) и др.; Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) – режиссёр, актёр, педагог. Один из реформаторов театра. Развивал символическую концепцию «условного театра» («Сестра Беатриса» М. Метерлинка и «Балаганчик» А.А. Блока, 1906). Утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность («Дон Жуан» Мольера, 1910, и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском театре и др.). Разработал особую методологию актерского тренажа – биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. В 1920-38 руководил театром в Москве (с 1923 Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нём школой. Поставил спектакли: «Мистерия-буфф» (1918, 1921) и «Клоп» (1929) В.В. Маяковского, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922), «Лес» А. Н. Островского (1924), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926) и др.].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.