Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 1.1. Состав и структура современного




Культурологического знания

Понятия «культура» и «логос». Проблема понимания: культура (со-творенный и транслируемый в символах и вещах специфический образ человеческого бытия) – культурология ( наука, анализирующая конкретные культурные феномены, т.е. «физика» культуры) – философия культуры (метафизическое, универсальное знание о бытии явлений и процессов культуры, т.е. онтология культуры) – теория культуры (анализ тенденций и закономерностей возникновения и развития культурных процессов) – история культуры (констатация и периодизация культурных феноменов в пространстве и времени).

Духовная культура – исторически сформировавшаяся и передаваемая из поколения в поколение совокупность жизненных стандартов, ценностей, идей, знаний и достижений в жизни общества и индивида.

Морфология культуры. По предметным основаниям: язык (коммуникатор), этнос (специфичность, особенность), эстетика (красота и «некрасота»), этика (добро и зло), религия (смысл и символ). По объекту: литература, театр, кино, телевидение, музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура.

Культура и цивилизация: совмещаемость, взаимозависимость, противостояние. Глобализация и культура. Неоднозначность культурно-исторического развития: новые возможности как результат кризисных процессов.

Функции культуры: описательная и объяснительная. Традиционная и современная культуры (многообразие культурного опыта человечества). Носители культурных ценностей. Человек - субъект и объект культуры. Массовая и элитарная культуры как знаковые сферы естественного «неравенства». Молодёжная субкультура (множественность форм - хиппи, панки, металлисты, рокеры, кришнаиты, сатанисты и др.). Случайное и закономерное в культуре. Причины переоценки ценностей в культуре.

Диалог культур. Плюрализм и закономерность оппозиций в культуре. Противоестественность конфронтации идей внутри культуры.

Уровни культурологии как учебной дисциплины: теоретический, функциональный, прикладной.

Тема 1.2. Методология культурологических исследований и

Их типология

Комплексный подход и его составляющие: системно-ценностный элемент (целостная структура духовных ценностей), социально-психологический (эмоциональное отношение к культуре в социуме), семиотический (восприятие и понимание знаковых феноменов и процессов в культуре), информационный («замер» осведомлённости о культурных явлениях). Аспекты анализа: концептуальный (соответствующий господствующим мировоззренческим ориентациям), цивилизационный (определяющий количество инновационных идей в культуре), формационный (отражающий качественное содержание культуры в соотнесении с социально-экономическим развитием), природно-географический (обусловливающий специфику локальных культур), демографический (констатирующий специфику субкультур).

Понятие типа культуры. Культурный код эпохи (система транслируемых духовных ценностей). Исторические типы европейской культуры: природно-символический тип (первобытная культура), антропокосмогонический, мифологический тип (культура античности), религиозный (Средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), рационально-нормативный (Классицизм), утопический (Романтизм), индивидуально-прагматический (буржуазная), тоталитарно-бюрократический (социалистическая советского типа), демо-технотронный (современная). Восточный тип культур (созерцательно-эстетический).

Сложность моделирования культурных процессов.

Тема 1.3. Европейская культура в поисках смыслов (XIX-XX вв.)

Основные культурологические концепции и школы: эволюционизм ( прямая однолинейность развития культур, т.е. от простого к сложному). Концепция Э. Тайлора. Культурология Л Уайта – новый этап эволюционизма. Диффузионизм (распространение культурных явлений через контакты между народами) – теория культурных кругов Ф. Гребнера. Биологизм – попытка изучения исторических факторов развития культур биологическими, т.е. проблема соотношения врождённого и приобретённого в культуре. Психологизм – объяснение культуры посредством «психологии народов», т.е. через народный дух, который понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание. Психоанализ – понимание культуры на основе психосексуального влечения индивидов как определяющего мотива истории (культурологические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма). Функционализм – рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, т.е. разложение целого (культуры) на составляющие части и выявление зависимостей между ними, а также определение роли элемента культуры по отношению к целому (теория культуры Б. Малиновского). Этологизм – изучение культуры через поведение человека в «естественном» (природном) состоянии.

Основные направления в культуре: романтизм, реализм, натурализм, формализм («Правдивый формализм является молчанием» – А. Камю), авангардизм, модернизм – постмодернизм, андерграунд.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 333 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.