Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел I Мировая кудожвственвая культура




мирная история с включением в нее сведений из рус­ской истории.

Одним из первых авторов теории «Москва — тре­тий Рим» являлся русский писатель XVI века, монах псковского Елизарова монастыря, Филофей. В по­сланиях великому князю Василию III он писал, что существовавшие прежде два мировых центра христи­анства — Рим и Византия пали из-за отхода от «истин­ного христианства». Правители Византии изменили «истинному», т. е. православному христианству, заклю­чив Флорентийскую унию (1439) с католической цер­ковью. Но Москва ее не признала, поэтому к ней пе­решла роль мирового центра христианства, она стала «третьим Римом».

В первой половине XVI века появились работы талантливого публициста И.С. Пересветова «Сказание о царе Константине», «Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване Васильевиче» и др. В них излагается политическая программа преобразо­ваний в стране, основой которой выступают укрепле­ние самодержавия, военная реформа и присоединение Казанского ханства. Сильная царская власть должна опираться на поместное дворянство. Автор предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам. За ограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник Ивана Грозного князь A.M. Курбский (1528 — 1583). Видный государственный деятель, писатель, переводчик и военачальник, он на­писал множество произведений, в том числе мемуар­ный памфлет «История о великом князе Московском» (1573) итри обличительных послания «лютомусамодерж­цу» (составивших вместе с двумя ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный стра­стной полемики о пределах царской власти).

В XVI веке появляются новые многотомные ле­тописные своды. Своеобразной энциклопедией исто­рических знаний считается «Лицевой летописный свод» — всемирная история «от сотворения мира» до 1567 года. Он состоял из 9 тыс. листов и содержал 16 тыс превосходных миниатюр. Ценным памятником русской исторической литературы является «Степен­ная книга» (1560—1563), освещавшая историю русско­го самодержавия (от Владимира Святославича до Ива-

I пава 10. Искусства древнерусского государства

на Грозного) но «степеням», т. е. периодам правления великих князей и митрополитов. Она составлена по материалам летописей, хронографов и родословных книг, духовником царя Ивана IV Андреем (позднее — м итрополит Афанасий).

Продолжал развиваться особый жанр историче­ских сочинений, пришедший к нам из Византии,— хро­нографы (сочинения по всемирной истории). Вначале па Руси они были переводными, но начиная с XI века их дополняют русскими известиями. Среди литератур­ных памятников такого рода стоит также упомянуть грандиозный свод церковной литературы Великие Че-тьи-Минеи {Чтения ежемесячные) — жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответст­вии с днями чествования каждого святого. Этот труд состоял из 12 томов (по одному на каждый месяц года) и охватывал все письменные памятники (кроме лето­писей и хронографов), которые допускались к чтению па Руси. Он создавался под руководством митрополи­та Макария (1482—1563) в течение 20 лет. Он был гла­вой иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. При участии другого государ­ственного деятеля и писателя московского священни­ка Сильвестра (? — ок. 1566) был составлен знамени­тый «Домострой» (XVI в.) — свод житейских правили наставлений, возникших в боярской и купеческой сре­де Новгорода. Он защищал патриархальный уклад в семье, давал советы экономии, бережливости, ведения хозяйства.

Оживление культурных связей с другими страна­ми мира в постмонгольский период привело к разви­тию жанра путевых очерков, так называемых древ­нерусских хождений (основоположником которого принято считать игумена Даниила, начало XII в.). В XV веке появились путевые записки тверского куп­ца Афанасия Никитина (? —1475), описывающие его пу­тешествие в Индию (1466—1472) — «Хожение за три моря» (имеются в виду Каспийское, Аравийское и Чер­ное). Это был первый европейский письменный труд о хозяйственном укладе, культурных обычаях и религии Индии. Никитин описал пышные выезды местного сул­тана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиоз­ные различия. Своим подвигом он доказал, что в сере­дине XV веке, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не бога­тый, но целеустремленный человек.

Для устного народного творчества этого периода характерны былины, исторические песни, сказки, пословицы. В XIV—XV веках создается целый цикл летописных повестей и сказаний, посвященных борь­бе Руси с золотоордынским игом. Наиболее значи­тельными были «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая поэма рязанского священника Софо-ния «Задонщина», литературным образцом для кото­рой послужило «Слово о полку Игореве». В Новго­роде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко — богатом госте. Складывается жанр народных поэти­ческих и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в летописные тексты, литературные сборники, легли в основу оригиналь­ных произведений («Песня о Щелкане», повествовав­шая о народном восстании в Твери в 1327 г., повести о битве на Калке, о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии; «Сказание о гра­де Китеже» и др.)1-

Большую роль в истории культуры России сыг­рало появление в 1553 г. книгопечатания. Первые из­дания не имели авторов и не датировались; до нас­тоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание ста­ло государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров (ок. 1510—1583) и Петр Мсти-славец. Они создали первые датированные печатные книги— «Евангелие» (1556) и «Апостол» (1564). До конца XVI века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Книгопечатание способст­вовало распространению грамотности и просвещения не только среди дворянства и духовенства, но и сре­ди городского населения.

I дан а 111. Искусство древнерусского государства

Научные знания. Этот период характеризуется ростом научных знаний и просвещения. Большое зна­мение приобретают практические руководства по арифметике, геометрии, строительству техническим наукам. В Москве и Новгороде появляются часы, раз­вивается кузнечное дело, налаживается чеканка мо­нет', изготовление орудий и другие производства. Все это требовало применения прикладных знаний. Боль­шой интерес проявляется к астрономическим явлени­ям, пишутся трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и т. д. Развиваются медицинские зна­ния. Очень ценными являются географические опи­сания русских путешественников. Продолжается зна­комство русских книжников с античными писателями и философами.

Усложнение строительного и военного дела потре­бовало совершенствования математических расчетов. 11оявились практические руководства по измерению и описанию земельных площадей, были составлены раз­личные пасхальные таблицы. В XVI веке умели произ­водить действия над числами с дробями, пользовались знаками «плюс» и «минус».

Появились первые русские географические кар­ты («чертежи»). В 50-х годах XVI века началось состав­ление генерального чертежа всей страны, описание которого сохранилось в «Книге Большому чертежу». Изготовление пороха, развитие солеваренного произ­водства требовали применения химических знаний. Различные сведения по биологии, медицине содержа­лись в многочисленных «травниках» и «лечебниках»'.

Итак, татаро-монгольское нашествие не сломило творческого духа русского народа. Подъем нацио­нального самосознания после Куликовской битвы проявился в огромном интересе к историческому культурному наследию Древней Руси. Он способство­вал развитию лучших его традиций и созданию новых культурных памятников. Не случайно культуру XV— XVI вв. специалисты иногда называют «русским Воз­рождением».

1 ΝΒ ________________________________________

я Первая крупнейшая эпоха развития русской культуры охватывает почти три тысячи лет языческого догосудар-ственного существования, а второй — тысячу лет хри­стианского государственного.

* Вторая эпоха развития русской культуры — христиан­ская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

* Первый период развития русской культуры связан с ди­настией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа— киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная до­минанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где фор­мировалась творческая мысль и где с наибольшей си­лой проявил себя национальный гений, являлось рели­гиозное искусство.

я Второй период связан с династией Романовых (1613— 1917). Двумя основными культурными центрами, опреде­лявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Пе­тербург. Этот период назван петровским, поскольку имен­но реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствова­ний и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя нацио­нальный гений, являлось светское искусство.

я Третий период начинается после Великой Октябрьской ре­волюции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Мо­сква. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — па поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксист­ской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, будучи непохожа ни на ту, ни на другую.

я У славян обнаружена оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность.

я Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письмен­ность, книжную культуру, навыки каменного строитель­ства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы при­кладного искусства. После этого Киевская Русь пережила






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.