Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая иржественнаи культура




мательности рассказа — несомненные признаки над­вигающейся во весь рост светской культуры — при­водят в конце XVII века к появлению икон, иллюстри­рующих тексты молитв. Так «европеизация» русской иконописи в XVIII веке постепенно привела к возник­новению светской живописи, которой прежде не су­ществовало1.

Вместе с ней появляется новый жанр — изобра­жение определенного лица, «персоны», так называе­мая парсуна, заложившая основы портретного искус­ства XVIII столетия. Оно формировалось в Оружейной палате Московского Кремля — центре художественной жизни страны в середине XVII века. Здесь работали лучшие живописцы своего времени: Б. Салтыков, И. Безмин, В. Познанский, И. Максимов, К. Уланов, Т. Фи-латъев, И. Павловец, Ф. Козлов. Здесь И. Владимиро­вым и С. Ушаковым были написаны первые в истории русского искусства теоретические трактаты о жи­вописи.

 

1 § 2. Русская культура XVIII века _______________

После победоносного завершения Северной вой­ны и заключения Ништадтского мира (1721) Россия приобрела небывалый политический вес среди дру­гих европейских государств. На карте мира поя­вилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпо­хи. Были осуществлены реформы государственного управления (создан Сенат, коллегии, органы высше­го государственного контроля и политического сыс­ка; Церковь подчинена государству; проведено деле­ние страны на губернии, построена новая столица — Петербург). В Табели о рангах 1722 года нашло от­ражение дальнейшее развитие принципа чиновной выслуги: служба была разделена на гражданскую и военную. Новая система расширила ряды служило­го дворянства, включив в него выходцев из других сословий.


 

В экономической сфере проводилась политика меркантилизма (создание мануфактур, металлургиче­ских, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Вместо 15—20 допетровских мануфактур за первую четверть века было создано около 200 пред­приятий. С 1712 года был прекращен ввоз в страну оружия из Европы. К концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт (по­добное в нашей истории, кажется, уже больше нико­гда не повторится). В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная моно­полия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб, воск, щетина и др.), что существенно пополняло казну.

Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правле­ния Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт, способст­вовавший появлению книг нерелигиозного содержания. В 1719 году открыта Кунсткамера, собрание которой послужило основой для создания других музеев. Ука­зом от 28 января 1724 года создавалась Академия наук. Изменялся и традиционный быт россиян. Так, в 1718году Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязатель­ным присутствием женщин.

Хотя сам Петр I не интересовался вопросами куль­туры, своими реформами он способствовал быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцве­ту культуры. Каналом вторжения иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и технология, и прежде всего кораб­лестроения, которое царь изучал в Голландии. Вторым фактором послужило ослабление позиций ортодок­сальной (православной) церкви, произошедшее при Петре I. Третьим фактором явилось изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемые по западным меркам.


Радаг. Мировая щмшшная щщц

Начало Просвещения связано с именем великого ученого и литератора М.В. Ломоносова (1711—1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскую куль­туру, видимо, невозможен были «золотой» екатеринин­ский век, начало которого приходится на последние годы жизни ученого-реформатора. Его по праву назы­вают первым российским ученым-естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы совре­менного русского литературного языка, художником, историком, страстным поборником развитая отечествен­ного просвещения, науки и экономики. С 1731 года он обучался в Славяно-греко-латинской академии в Моск­ве, с 1735 года— в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1745 году стал академиком Петер­бургской Академии наук. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания: он раз­вил атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения мате­рии и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение мно­гих полезных ископаемых и минералов, написал труды по русской истории, заложил основы силлабо-тониче­ского стихосложения. Он является создателем русской оды философского звучания, автором превосходных поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундамен­тальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Как и в архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал классицизм. По своей сути русской классицизм был тесно связан с западноевро­пейским, но ему присущ ряд особенностей: патрио­тизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различны­ми общественными и идейными позициями. Пред­ставителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708—1744), В.К. Тредиаковский (1703—1769), А.П. Су­мароков (1717—1777), ДИ. Фонвизин (1744—1792), Г.Р. Держа­вин (1743—1816).

В 40-е годы XVIII века А.П. Сумароков (17 Π­Ι 777), заимствуя и творчески преобразуя приемы

Глава 11. Ррш Прпсввщвнне

французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Он являлся директором первого постоянно действующего в Санкт-Петербурге театра, автором нескольких комедий и девяти трагедий. Сумароков пе­ренес на русскую сцену три правила классического театра, что и послужило основанием называть его «се­верным Расином». В своих трагедиях, как правило, со счастливым концом, он раскрывал конфликт любви и долга. Его комедии являли сатиру на провинциаль­ность и мещанство. Образованный аристократ, он чув­ствовал всю меру ответственности дворянской интел­лигенции перед своим обществом. Его публицистика в журнале «Трудолюбивая пчела» (1759) разоблачала продажное чиновничество. Потеряв расположение Екатерины ii, Сумароков вернулся в Москву, где и умер в бедности.

Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д.И. Фонвизин (1744—1792), в своих ко­медиях высмеивал пороки и предрассудки современ­ного ему российского общества: нравы помещиков-крепостников, невежество и тупость власть имущих, взяточничество и лицемерие, рабское преклонение «господ» перед всем иностранным. Видя корень всех бед России в крепостном праве, он высмеивал систе­му дворянского воспитания. Этапным произведением для русской литературы является его комедия «Недо­росль» (1782).

В жизни Г.Р. Державина (1743—1816) тесно пере­плелись поэтическое творчество, военная и чиновная служба. Прикомандированный к секретной следствен­ной комиссии, он находился в войсках, действовав­ших против Пугачева в Заволжье; позднее был оло­нецким и тамбовским губернатором. В 1791 году Державин стал кабинет-секретарем Екатерины ii; при Павле i был назначен государственным казначеем; при Александре i в течение года возглавлял мини­стерство юстиции. В поэзии и драматургии Держа­вин — представитель русского классицизма. Его торжественные оды проникнуты идеей сильной госу­дарственности, лирические стихотворения с пейзаж­ными и бытовыми зарисовками наполнены философ­скими размышлениями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.