Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лава 10. Искусство древнерусского государства




государства — Золотой Орды. Власть русских князей н их землях сохранялась, но они вынуждены были каждый раз испрашивать согласие ордынского хана на право княжения. Страна вынуждена была платить за­воевателям огромную дань.

Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечто вроде культурного шока: затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Евро­пой, вместо каменного господствовало деревянное зод­чество, памятники которого выгорали после частых городских пожаров, были утрачены технические навы­ки по выделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия.

Важную роль духовного наставника и защитника поры в период татаро-монгольского ига играла Цер­ковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи. Православная Церковь не только утешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость.

Духовное сознание народа того времени можно на­зывать катастрофическим, иноземное вторжение и массовая резня воспринимались как наказание за гре­хи. Древнерусская литература повествует о чудовищ­ной катастрофе, обрушившейся на русский город, ко­гда все население физически уничтожалось, так что некому было оплакать убитых: «И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни пла­чущего, ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, по все вместе лежали мертвые»1.

Людей поначалу охватило уныние и безысходность. Христианство, признававшее уныние и безучастность к своей судьбе одним главных грехов, наставляло лю­дей на путь праведный. Постепенно культурный шок проходил, восстановилось мирное течение жизни, поя­вились люди, задумывавшиеся о милосердии и спасе­нии. Во второй четверти XIV века формируется новое подвижничество —пустынножителей. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочислен-


 

ныс скиты (вероятно, отгреч. Sketis — название обите­ли в Египте) — кельи отшельников в отдалении от мо­настырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустын-ножительного иночества был Сергий Радонежский (ок. 1321 —1391), один из наиболее известных духовных наставников русского народа. Будучи основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий стал инициатором введения общежитийного устава в русских монастырях. Он активно поддерживал объединительную и национально-освободительную по­литику московского князя Дмитрия Донского (1350— 1389), благословение которого на битву с Мамаем преподобным Сергием стало уже хрестоматийным сю­жетом.

Иконопись. Как и другие местные школы, москов­ская школа прославилась в области иконописи и зодче­ства. Расцвет московской иконописной школы прихо­дится на период с 1400 года по конец XVI века. Она дала миру великих мастеров — Андрея Рублева («Троица» которого, хранящаяся в Третьяковской галерее, пред­ставляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством) и Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года переезжает в Москву. В жи­вопись московской школы Феофан Грек внес технику изогнутых проекций. Его лучшим учеником явился монахАндрейРублев (ок. 1360(1370] —ок. 1430), кото­рый, по существу, и стал основателем московской шко­лы живописи. А. Рублев не только усвоил от своего учи­теля манеру передавать в изображениях святых особую одухотворенность и грацию, но и превзошел его в этом мастерстве.

Иконы и фрески Рублева отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая человеч­ность и возвышенная одухотворенность образов (ико­на «Троица»). В отличие от Феофана Грека и старых мастеров, он освещал все, даже второстепенные, дета­ли иконы, усиливая значение и смысл композиции картины. Его манере подражали иконописцы после­дующих поколений, но добивались меньшего эффек-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.026 с.