Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2, Кирова» художественна» культура




В последнее десятилетие века наряду с классициз­мом в художественной литературе зарождается новое течение — сентиментализм, наиболее полно выразив-, шийся в повестях Н.М. Карамзина (1766—1826) «Бед-, ная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Он же является1 создателем многотомной «Истории государства Рос­сийского», ставшей классикой исторической науки.

К славной плеяде просветителей можно отнести В. Н.Татищева (1686—1750), яркого представителя рус­ской культуры первой половины XVIII века, создавшего ряд произведений философско-педагогического харак­тера. Татищев являлся видным историком и государст­венным деятелем, его перу принадлежат труды по гео­графии, этнографии и истории, в частности пятитомная «История Российская с самых древнейших времен».

Вершиной русского Просвещения считается про­изведение А.Н. Радищева (1749—1802) «Путешествие из Петербурга в Москву», где дается правдивое, испол­ненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Между двумя великими личностями, определив­шими облик русской культуры XVIII века, Петром I и Екатериной И, располагается малозаметная и истори­ками но достоинству еще не оцененная фигура им­ператрицы Елизаветы Петровны (1709—1761/62), до­чери Петра I. В ее царствование, пришедшееся на середину XVIII века, были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бесту­жева-Рюмина и др. Во многом именно она заложила основы дворянской культуры.

В середине XVIII века формируется система со-словно-рыцарских академий, закрытых учебных заве­дений, где дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. В круг изучаемых предме­тов для сословных корпусов вводятся общеобразова­тельные дисциплины (история, география, риторика). От дворянина начинают требовать определенного зна­ния истории, искусства, культуры и всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Спе­циальные дисциплины (фехтование, геральдика и проч.) должны были, по мысли законодателей, с детст­на прививать определенный образ мыслей: воспиты­вать сословную гордость. В кадетских корпусах закла­дывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Появляются первые про­екты реформирования образовательной системы, ис­ходящие из дворянской среды, составленные П. Шу­валовым, и С. Мордвиновым.

Созданные еще в 30-е годы кадетские корпуса развивали в молодых людях склонность к литератур­ной и художественной деятельности. Эта тенденция усилилась в середине века, приобретя качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становит­ся культурным авангардом дворянского сословия. 15 русском обществе культурные нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дру­гие слои населения благодаря влиянию двора и выс­шего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особенно значительным.

Императрица Елизавета тяготела к угонченной культуре рококо, которая привнесла в русское искус­ство не только жеманность и прихотливость, но и свободу выражения своих чувств. Эпоха правления Елизаветы Петровны становится эпохой иллюзий, бу­тафории, игры. Рококо принесло с собой уход от жиз­ни в мир фантазии, театрализованной игры, мифо­логических и пасторальных сюжетов, эротических сценок. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнамент, изящные фигурки и декора­ции, дух интимности и внимание к личному комфор­ту. При дворе распространяются всевозможные «об­манки». Специальные фигуры-обманки сохранились в Кусково, где был прекрасный театр. Мастером ил­люзии был итальянский живописец Пьетро Ротари (1707—1762), работавший при дворе Елизаветы и укра­сивший «Кабинет мод и граций» в Петергофском двор­це. Он писал в стиле рококо, преимущественно манер­ные, идиллические изображения женских головок, которыми уставлены галереи в Петродворце, Ломоно­сове, Архангельском. В моду входят переодевания, те­атрализованные представления, актеры, музыканты и т. д. Жизнь и театр наиболее прочно переплелись в маскарадах, которыми славился елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпо-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.