Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая щожвствеввая культура




станови'1'ся господствующим сооружением Кремля, его высотной доминантой. В 1485 — 1495 годах построены новые стены и башни Кремля; со стороны Красной площади он был защищен рвом. По образцу Московско­го Кремля сооружаются крепости других городов — Нижнего 11овгорода, Коломны, Тулы. Развивается мо­настырское и гражданское каменное строительство. Крупным достижением русской деревянной архитек­туры считается шатровый стиль. Во второй четверти XVI века по образцу деревянного зодчества начинают соз­даваться каменные шатровые храмы.

Строгановская школа. Она складывается в конце XVI века. Ее название происходит от фамилии купцов Строгановых, для которых художниками (мастера Прокопай Чирин, Истома, Никифор и Назарий Савины, Ем. Москвитин) были написаны многие иконы и кото­рые оказывали ей большую финансовую помощь. Стро­гановы, богатейшие русские промышленники и купцы, из поколения в поколение славились и как страстные любители искусства. Строгановская школа обслужива­ла царский двор и царя. Строгановы ссужали на все­возможные кампании и предприятия царя огромные суммы, не требуя возвращения долга, художники пи­сали иконы по заказам крупных чиновников и вельмож­ных особ. Как и Дионисия, строгановцев можно назвать придворными живописцами.

Поскольку строгановцы создавали иконы под ча­стный заказ, а не для храмов и церквей, как было пре­жде, их небольшие произведения носили характер миниатюрного письма, которое получило название «строгановского письма». Небольшие по размерам (они предназначались главным образом для домашних молелен), с очень широкими полями, закрывавшими­ся драгоценными окладами, «строгановские» иконы отличаются почти миниатюрной тонкостью письма. Фигурки на них тоненькие, изящные, прорисованные до последнего волоска. Одежды персонажей, кружев­ная листва деревьев, травки — ниточки — все пропи­сано золотом. Отличные рассказчики, строгановские иконописцы трактуют иные из своих сюжетных сцен в духе народных сказок. По одеждам их героев впору изучать русскую одежду конца XVI — начала XVII ве­ка, а в пейзажных фонах их икон почти всегда ощу-

I ma ΙΟ. Нщссш древнерясеиога пидщш

ищется чуть уловимый отпечаток природы Русского ('евера1.

Заслуги Строгановской школы надо видеть в соз­дании не нового стиля, а нового типа иконы — вместо монументальных картин появляются миниатюрные произведения, удобные в домашнем обиходе. Отныне икона может входить в дом каждого православного, за­нимая там самое почетное место. Не зритель идет к произведению, а произведение пришло к зрителю. 11равда, уменьшение размеров иконы не прошло да­ром. Монументальность уступила место манерности и пиртуозности, глубина чувств и страстей — декоратив­ной элегантности. Впрочем, считают искусствоведы, приоритет техники и стиля над содержанием — типич­ное явление, которое знаменует завершение какой-либо культурной фазы.

 

4.2. Развитие литературы и науки

Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-пуб­лицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной неза-писимости. Усиливается интерес к историческому и культурному прошлому страны, постепенно формиру­ется новая теория — преемственности Московской и Киевской Руси. В литературно-публицистическом па­мятнике XVI веке «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается наследственная связь русских госуда­рей с Византией и Киевской Русью, утверждается, что русские государи ведут свое происхождение от римско­го императора Августа. Эту идею поддержали деятели Церкви, которые к тому же связали ее с идеей о Москве как о «третьем Риме». В составленных в 1392 годуй 1408 году в Москве летописных сводах проводится идея по­литического объединения русских земель, обосновыва­ются исторические права московских князей на главен­ство в этом процессе. В середине XV века в Москве был составлен первый «Русский хронограф» —краткая все-


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.