удельных княжеств, накануне монгольского нашествия па Русь (1237—1240) — около 50, а в XIV веко число их приближалось к 2501. Политически страна напоминает лоскутное одеяло. Единое государство превращается в конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремится подчеркнуть свой суверенитет. Единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы (Киев, 11овгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург). На смену культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси.
4.1. Местные художественные школы
Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления — процесс закономерный не только для России, но и для Западной Европы. Как в средние века, так и в Новое время в каждой европейской стране то и дело возникали и распадались художественные школы, исповедующие < вой стиль, манеру, эстетическую концепцию, а иногда и технику. Как известно, ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV веке сиенская и флорентийская, в XV веке — флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в XVI веке — римская и венецианская. В России в это время ведущими являлись три школы:
■ владимиро-суздальская;
■ новгородская;
■ московская.
Две другие школы — псковская и строгановская — представляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление. Из них стоит выделить строгановскую школу как наиболее примечательное художественное образование.
Владимиро-суздальская школа. В XII — начале XIII века она была одной из главных. Для зодчества владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире,
церковь Покрова-на-Нерли) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи — одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197). В росписях церкви Св. Бориса и Глеба в Кидекше и Кафедрального собора Суздаля сохранились следы работы греческих художников. В фигурах святых, выполненных в классическом византийском стиле, — несколько отстраненных, холодно-величественных — чувствуется земная теплота, которая больше присуща эмоциональному миру и душе русского человека. В XIII веке татаро-монгольское нашествие прорвало блестящее развитие владимиро-суздальского искусства, но его художественные достижения и вдохновлявшие его идеи объединения Руси были подхвачены и развиты позднее искусством Московской Руси.
Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков; существовала в период с XII по XVI в. Географическое положение Новгорода помогло ему в период татаро-монгольского нашествия избежать разорения и сохранить независимость, победа над шведами и Ливонским орденом усилила ого могущество. В 1136 году Новгород стал феодальной республикой, ого культура стала более демократичной. Иногда новгородскую культуру называют еще культурой средних слоев (в этом ее отличие от княжеской, владими-ро-суздальской и дворцово-царской культуры московской школы).
Больше всего новгородская школа прославилась своими иконами (фресками) и церковной архитектурой. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045—1050; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Собор Св. Софии (XII в.), собор Анто-ниева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородской школы, в творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.
Новгородские фрески XIV века отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой