Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел I Мировая кцдржвствеиная культура




хе, вызвала к жизни блистательные придворные мас-;
карады, форма одежды, время проведения которые
оговаривались специальными указами. Светская жизнь]
дворянства превращается в затейливую комбинацию]
реальности и вымысла. |

В елизаветинское время наблюдался мощный] всплеск театрального искусства. Корни этого явления] следует искать в общем пристрастии эпохи к театру»! С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастроли*' руют итальянские, французские и немецкие труппьУ За короткий промежуток времени эти труппы показа-, ли русскому зрителю весь лучший классический ре-: пертуар того времени. Именно в царствование Ели-, заветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции.

В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностран­ных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, а одним из актеров был Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов. В Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Предприимчи­вый итальянец ввел систему абонирования лож для знатных фамилий, устраивал не только оперы, но и публичные маскарады, и по договору с Московским университетом обучал театральному мастерству восемь воспитанников. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распростране­ние в дворянской среде домашнего музицирования, непременными атрибутами дворянского быта стано­вятся клавесины и гитары[4].

После Елизаветы Петровны наступило время прав­ления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком» в русской истории. Два русских императора — Петр I и Екате­рина II — укрепляли и развивали Российское государ­ство, создавали новую культуру поведения. Но как различались их подходы! Первый брил бороды, обрезал длштополые кафтаны, наказывал розгами и ссылками


 

за нежелание перестроиться на европейский лад. Все хотел сделать наскоком и сразу. Вторая действовала постепенно и продуманно: собственным примером, добрым словом и похвалой. За 34 года ее правления строилисьпо плану города, возводились каменные (на европейский манер) здания, мостились улицы, словом, менялся житейский быт. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные програм­мы. Проводилась в жизнь идея создания «новой поро­ды людей»'.

Екатерина провела ряд крупных реформ в духе просвещенного абсолютизма: укрепила аппарат вла­сти на местах, оформила сословные привилегии дво­рянства, расширила права помещиков. Ее внешняя по­литика ознаменовалась территориалышм ростом империи и новыми приобретениями. Правление Ека­терины вошло в историю России как время бурного градостроительства, многих начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерина переписыва­лась с Вольтером и другими французскими мыслите­лями, создавая в глазах европейской общественности образ мудрой правительницы, радеющей о народном благе. В результате екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы го­сударств.

XVIII — начало XIX века знаменуют два культур­ных достижения мирового класса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление ми­ровых достижений в области светской культуры свидетельствовало о двух фактах: 1) светское искус­ство стало самостоятельным культурным событием в жизни общества, не меньшим, чем религиозное; 2) от­ныне все или большинство культурных новаций сле­довало ожидать уже от светской, а не от религиозной культуры. Светская культура прочно захватила ли­дерство и уже больше никогда его не упускала. Ве­ликая эпоха русской церковной культуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской светской культуры.


Раздел 2. Мировая художественна» щщ\а

Именно при Екатерине II в основном и целом сфор­мировался архитектурный облик Санкт-Петербур­га — одного из красивейших городов Северной Евро­пы. В 1703 году, на краю земли, только что отвоеванной у шведов, Петр I начал строить новый город. Здесь ра­ботали русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы, возводившие хоромы, двор­цы, храмы, государственные здания, архитектурный облик которых назвали русским, или петровским, ба­рокко. Для привлечения мастеров Петр I издал указ, запрещавший по всей России, кроме столицы, строи­тельство из камня и кирпича.

Архитектурное ядро столицы составляет ряд вы­дающихся архитектурных ансамблей, построенных в XVIII—XIX веках: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Василь­евского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, плодщадь Декабристов (б. Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», 1782), Исааки-евским собором, ансамбль Невского проспекта — Ка­занский собор, улица зодчего Росси и площадь Остров­ского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, пло­щадь искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сади Инженерный замок.

Развитие в России архитектуры барокко середи­ны XVIII века определяли выдающиеся зодчие, среди которых надо назвать В. Растрелли (1700—1771), спро­ектировавшего Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе.

Однако господствующие позиции в архитектуре этого периода занимало не барокко, а классицизм, в эволюции которого выделяют три периода: ранний (1760—1780), строгий (1780—1800) и высокий (1800— 1840). Особо прославились достижения искусства классицизма второго и третьего периода.

В стиле строгого классицизма творили два выдаю­щихся архитектора— В.И. Баженов (1737—1799) и М.Ф. Казаков (1738—1812).

В.И. Баженов (1737—1799) — один из основополож­ников русского классицизма, профессор Римской на-

Um 11. Русское Прпсвещеше

ционалыюй академии искусств Св. Луки, член Флорен­тийской и Болонской академий художеств, академик, а затем вице-президент Петербургской академии худо­жеств, автор проекта колоссального сооружения — Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. Среди других его творений можно назвать дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (ныне старое здание Россий­ской государственной библиотеки в Москве), Михай­ловский замок в Санкт-Петербурге.

М.Ф. Казаков (1738—1812), как и Баженов, принад­лежит к когорте основоположников русского классициз­ма. Он сыграл важную роль в формировании облика Москвы и утверждении принципов строгого классициз­ма в русском зодчестве. Именно он разработал типы городских жилых домов и общественных зданий в Мо­скве, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле, университет, Голицынская больница ("ныне — 1-я городская), дом-усадьба Демидова и др., руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Архитекпура высокого классицизма нашла отра­жение в масштабных замыслах выдающихся русских зодчих О.И. Бове, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. В этот период были осуще­ствлены широкие градостроительные программы в Мо­скве, Петербурге и других городах, благодаря чему в первой трети XIX века они приобрели строгий и цель­ный облик.

Особого развития русское портретное искусство достигает во второй половине XVIII — начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья сла­ва распространилась далеко за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

Ф.С. Рокотов (1735—1808), выходец из семьи кре­постных, является одним из лучших мастеров века Просвещения. Галерея его портретов — поэтический мир образов современников, погруженных в мечта­тельную задумчивость, в едва уловимые затаенные движения души.

Наряду с Ф.С. Рокотовым и В.Л. Боровиковским Д.М. Левицкий (ок. 1735—1822) считается одним из круп­нейших российских живописцев-портретистов XVIII—





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 371 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.022 с.