Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Iдава Ш. Искусство древиерусскога государства




движения, свободой живописного исполнения. Новго­родцы внесли много нового в традиционную манеру написания иконы. Если па византийских иконах при­стальный взгляд святого устремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен ввысь — к небесам. Вместо темных и мрачных тонов в новгородской шко­ле появляются светлые. На новгородских иконах ста­ло больше лиризма и меньше непосредственного при­сутствия святого.

В XIII—XV веках происходят дальнейшие изме­нения иконописного стиля. Святые предстают не в безвоздушном пространстве, а на определенном фо­не — чаще всего архитектурном. Кроме того, появля­ется новое изобретение — иконостас (от икона и грсч. stasis — место стояния), перегородка с иконами и рез­ными дверями, отделяющая алтарную часть от основ­ной части интерьера. Расставныо вдоль всех стон ико­ны теперь сконцентрированы на специальном экране, где они выстраивались в строго определенном поряд­ке. Начиная с XV века иконостас становится неотъем­лемым атрибутом православного храма.

Появление иконостаса изменило технику и психо­логию восприятия иконы. Возникли сложные эстети­ческие проблемы. Их решение нашли в изменении ритмики рисунка. Четкие пропорции и упорядоченные линии фигуры сочетались со специально подобранной под них цветовой гаммой: желтый, изумрудно-зеленый и ярко-красный. Еще одно нововведение — использо­вание в иконах золотых и бриллиантовых украшений вокруг фигур святых. В результате изображение свя­тых стало как бы объемным. В них стал важен не толь­ко внешний, обведенный линией контур, но и вся фи­гура в целом, включая одежду. С тех пор новгородский стиль, в котором помимо отмеченных особенностей надо указать величественную грацию удлиненных изо­бражений святых, стал общенациональным эталоном.

В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых боль­ше других прославился Феофан Грек (1340—1405). Вместо с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Москов­ском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; ико­ны) отличаются монументальностью и внутренней силой образов.

Несмотря на значительный шаг в сторону более гуманистического изображения святых, новгородскую иконопись характеризует статичность поз, плоскост­ность изображения (нет перспективы), жизнерадост­ный колорит. Новгородские образы напоминают де­ревянную скульптуру, а сочетания цветов — народную праздничную вышивку. Иконопись Новгорода пережи­ла высший расцвет в XV веке, после чего мастерство иконописцев пришло в упадок. Художественное лидер­ство в XVI веке переходит к Московской школе. После крупного пожара Москвы в 1547 году большинство новгородских иконописцев переезжает в столицу.

Культурное значение новгородской школы очень велико. Задолго до Петербурга «окно» в Северную Европу «прорубил» Новгород, поддерживавший эко­номические и культурные связи с городами Прибал­тики и Северной Европы. Новгород, как никакой другой русский город того времени, развивался в куль­турном контексте Европы.

Московская школа. Дмитрий Донской завершает великое дело объединения русских земель, начатое еще Иваном Калитой, ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического влияния Москвы способствовало также перенесение сюда из Владими­ра в 1325—1326 годах митрополичьей кафедры. С кон­ца XIV века ведущая роль в художественной культуре Древней Руси переходит к Москве.

Татаро-монгольское нашествие. Начало москов­ской и продолжение деятельности новгородской худо­жественных школ происходит уже во второй период развития русской культуры, названной выше перио­дом татаро-монгольского завоевания (1242—1480). Оно нанесло страшный удар по ослабленной междоусоби­цами Руси. Города были сожжены и ограблены. Ремес­ленники и иконописцы погибли или уведены в плен. Отторгнут ряд коренных областей: Поднепровье, По­лоцкая и Смоленская земля, Галич и Волынь с их куль­турными центрами. Опустошенная, обескровленная и обезлюдевшая Русская земля на два с половиной сто­летия подпала под иго созданного в низовьях Волги






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.